СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Очень нужная, как в сказке дружная, моя семья».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья-словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось

Неясно нам совсем.

Ну « Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки, две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь « Я»!

Просмотр содержимого документа
««Очень нужная, как в сказке дружная, моя семья».»

Тема занятия: «Очень нужная, как в сказке дружная, моя семья».

Цель: показать значение семьи в жизни человека

Задачи

- узнать какие качества необходимы для сохранения крепкой и дружной семьи;

-учиться работать в группах, соблюдать правила общения в группах;

-развивать чувства сопереживания, эмпатии.

 

Ход занятия.

Я рада видеть каждого из вас! 
И пусть прохладой день нам в окна дышит, 
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс 
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Сегодня на занятии мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете отгадав мои загадки.

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит вам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша… (мама).

 

Кто любить не устаёт,                                              

Пироги для нас печёт,                                  

Вкусные оладушки?                                                

Это наша…( бабушка).                                              

       

 Кто всю жизнь работал,

 Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш …(дед).

 

 Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

 Рядом с ним я маловат,  

 Для меня он - старший …(брат).

                                                             

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?       

Кто научит смелым быть?      

С велика упав, не ныть?        

И, коленку расцарапав,       

Не реветь? Конечно, …(папа).

 

 Мама с папой говорят,

Что теперь я – старший брат,

Что за куколка в коляске

 Плачет? Видимо,  от тряски?

В ванной ползунков гора!

 Брату кто она? ... (сестра)

-Кто все эти люди друг другу, и что их всех объединяет (Ответы детей)

Правильно, итак, ребята, чему посвящен наше сегодняшнее занятие? (Семье).

- Ребята, а как вы думаете, почему семь «Я» - это семья? (дети высказывают своё мнение).

- Сегодня на занятии, мы с вами узнаем, какие качества необходимы для сохранения крепкой и дружной семьи, а работать вы будете в двух группах: «Языкознайки»; «Мудрецы» и «Умельцы», но перед началом нашего разговора о семье, я хотела бы, что бы вы оценили свое настроение в ваших группах. Посовещайтесь и выберите смайлик, подходящий вашему настроению.

-Начинаем нашу с вами работу. Кто прочитает стихотворение о семье?

Семья-словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось

Неясно нам совсем.

Ну « Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки, две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь « Я»!

- А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

-Нет, если есть собака,

Выходит « Во»!- семья!

( М. Шварц)


В большой советской энциклопедии написано, что семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.
Семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я».
 Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.
А в ваших семьях кто вы?

- А сейчас я хочу вам рассказать одну не очень весёлую историю, вы внимательно слушайте и затем ответите на мой вопрос.

- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.

Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовёнок Кузя. Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.

- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом, и в своем приглашении докажите, что Кузе у вас будет хорошо?

(Примерные ответы детей)

Работа в группе, разбить детей на три группы, приступаем к работе. Каждая команда получает и выполняет свое задание 5 минут

1 группа («Языкознайки»): Определить значение понятия «семья»

Найдите наиболее точное определение понятия «семья», из предложенных вариантов. Кратко обоснуйте свой выбор.

 

2 группа «Мудрецы»: Определить, черты настоящей семьи

Вам необходимо прочитать пословицы и поговорки о семье, и определите, какой должна быть семья (выбрать черты из предложенного перечня).

Черты семьи: Заботливая Трудолюбивая Большая Сплоченная Любящая

 


1 группа «Умельцы»

Третья группа получает ватман, а каждый ученик – набор разноцветных карандашей. Задание: на листе ватмана каждый учащийся рисует «свою семью» произвольно, там, где хочется.1

Приступаем к работе.

Проверим, что у вас получилось.

ВОПРОС (1 группе): Что такое семья?

ОТВЕТ: Семья – это основанная на браке или кровном родстве социальная группа, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью (Энциклопедический словарь)

 

ВОПРОС (2 группе): Какой должна быть семья?

ОТВЕТ: трудолюбивая, сплоченная, заботливая, любящая, большая.

Третья нам это доказала, нарисовав свои семьи.

- В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

Семья – это главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии.

Прекрасные слова – моя семья,

Её величество Семья.

Что значат? – каждому по-своему.

Сестры, мама, папа, я

Любимый дом – вот так, по-моему.

 Хочу, чтоб семьи жили мирно,

Спокойно, тихо, без войны,

И чтоб горел очаг семейный

Счастливым пламенем любви.

Существует такая заповедь – наказ:

«Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить».

И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.

Ребята, сейчас мы с вами составим семейные заповеди, каждая группа по две, я вам даю деформированный текст, вы должны будете составить правильную заповедь.

  • Свято храни честь своей семьи;

  • Люби свою семью и делай её лучше;

  • Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

  • Подари родителям радость;

  • Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

  • Жизнь - это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Вы внимательно послушайте одну легенду, для того чтобы ответить на вопрос: — Почему данную семью называют дружной.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.

Учитель: Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ. Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)

Вывод: Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

— Почему эту семью назвали дружной? — А как, по-вашему, мнению, какую семью называют дружной? (ответы детей)

На доске висит желтый круг в виде солнца с надписью «Дружная семья - это…»

-Ребята нашему солнцу нужны лучики. (Предлагаются лучики, нужно выбрать правильные ответы на вопрос  «Дружная семья - это…»)

- Для хорошей, дружной семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей, но у каждой семьи должна быть своя крыша над головой, свой дом.

Строительство дома из основных понятий на доске (на столе разложены основные семейные ценности)

-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Выходит по одному представителю от группы, объясняя, почему группа выбрала именно то или иное понятие.

Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения, дым сигарет, алкоголь, брань, ложьрукоприкладство, лень, безделье.

Строительство дома на доске.

Ребята у нас получился дом, где очень важны такие чувства как: любовь, дружба, добрые друзья, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения.

Учитель: Ребята, а наш класс можно назвать семьей? (Ответы детей)
Учительница: В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. 
Учитель: Очень правильно сказала. Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.

И в завершении нашей встречи  предлагаю Вам продолжить одну интересную сказку

Разноцветная семья

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

и от того какое окончание будет в Вашей сказке я пойму – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.

(Работа с текстом)
Заслушиваются ответы детей.

Дорогие ребята, у каждого из вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни.

Ещё раз обратите внимание на доску – на наш замечательный дом и солнышко. Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции.

-А теперь ребята оцените свое настроение в группе, после нашего занятия (смайлики на доску)

Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Рефлексия. 

Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы делали на занятии.

Каждому человеку нужна семья, потому что …( слайд)

 

Я желаю всем — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!