СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одаренные дети в современной школе.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена важнейшей проблеме нашего современного общества - одаренный ребенок в современной школе. Автором дана характеристика одаренности. В статье представлена система работы с одаренными детьми старшего школьного возраста при обучении химии, которая направлена на оптимальное развитие одаренных и способных детей.                                                                               

Просмотр содержимого документа
«Одаренные дети в современной школе.»

Одаренные дети в современной школе.

Светлана Александровна Шульпина

МАОУ СОШ № 30, г. Калининград


Аннотация.

Данная статья посвящена важнейшей проблеме нашего современного общества - одаренный ребенок в современной школе. Автором дана характеристика одаренности. В статье представлена система работы с одаренными детьми старшего школьного возраста при обучении химии, которая направлена на оптимальное развитие одаренных и способных детей.

«Одаренные дети – будущее России»

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение в ХХI веке. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к их обучению. Сегодня проблема развития одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, которые имеют ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

Актуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения образовательного уровня населения страны, утечки интеллектуальных ресурсов, снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей приоритетной задачей государства и общества в целом становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей.

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить высокое качество образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития учащихся. Особое место среди других детей занимают одаренные дети. Их результаты в обучении становятся достоянием для всей школы, приносят школе успех, повышают ее рейтинг среди других учебных заведений.

Что же такое одаренность? Как ее разглядеть и ребенка? Как развить?

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. [2]

Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности старшей школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с боль­шинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доми­нирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» - это слова Имануила Канта. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.

При этом успех зависит не только и не столько от качества самого задатка, сколько от вложенного труда.

   В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

  1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся  трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах

3.Разработка личностно ориентированного  подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

  4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов. [3]

Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов.[6] Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.[10]

       Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю современные педагогические технологии:

1) личностно-ориентированного обучения; развития критического мышления;

2) информационно – коммуникационные технологии;

3) технологию исследовательской деятельности;

4) проблемное обучение.

Основные направления в моей работе с одарёнными детьми:

       -исследовательская деятельность;

       -проектная деятельность;

       -спецкурсы (элективные курсы);

-проведение медиа-уроков;

       -подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям.

1. Исследовательская деятельность учащихся.

   Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

-автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

-коммуникативную - умение вступить в общение;

-информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

-продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт. [8]

    Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования, так учащейся 11 класса Шкляник Е. выполнена научно-исследовательская работа по теме « Качество питьевого молока, реализуемого на потребительском рынке г. Калининграда, ставшая лауреатом II степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся “ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”, и участвовавшая в международном форуме исследовательских работ "Химбиоseasons" при БФУ им. И.Канта.

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо. [6]

    2. Проектная деятельность учащихся.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть  самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.[5]

При организации данного вида деятельности можно разрабатывать различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие. Так группой учащихся 11 класса был выполнен научный проект «Определение ионов железа и меди в различных фракциях крови в норме и при патологии (сердечно - сосудистые заболевания)"», который стал лауреатом I степени Всероссийского заочного конкурса "Созидание и Творчество", участвовал во II научно-практической конференции в БФУ им. И.Канта, а также группой учащихся 9 класса был выполнен проект « Мыльная фантазия», который стал лауреатом II степени Всероссийского заочного конкурса "Созидание и Творчество".

Работа над проектами и исследовательскими работами приводит к следующим результатам: усиливается учебная мотивация; повышается успешность обучения и интерес учащихся к предмету химия; улучшаются навыки обработки результатов лабораторных исследований; в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширяется их кругозор; ребята продвигаются по пути познания себя; дети становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний.

Проектная деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, школьники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

         Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

3. Спецкурсы. Элективные курсы.

     Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для учащихся 9 – 11 классов.

     Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности.[1]

В качестве предметно- ориентированного курса для учащихся 9 класса провожу элективный курс « Решение расчетных задач по химии». Цель курса: помочь школьникам определится в выборе естественно-научного профиля обучения. В курсе использую следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное решение задач, коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач, решение расчетно – практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса проводится защита учащимися разработанных проектов.

В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности. Для учащихся 10, 11 классов предлагаю и провожу следующие предметно – ориентированные курсы: « «Решение расчетных задач повышенного уровня сложности». Такие курсы призваны пробудить интерес старшеклассников к различным направлениям химической науки, показать, как будет осуществляться их дальнейшее химическое образование.

      Цели курсов: углубление и расширение знаний учащихся по органической и общей химии развитие их познавательных интересов, целенаправленная профильная ориентация через предмет.

4. Проведение медиа-уроков. Внедрение ИКТ в учебную практику.

Основой образовательной деятельности в школе является урок. Урок, отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей-предметников.

Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: компьютерные энциклопедии, интерактивные курсы, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся. Преподавание химии, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.

Возможности использования  компьютера  в преподавании широки:

- использование компьютера при подготовке и проведении уроков; 
- использование электронных учебников; 
- использование ресурсов сети Интернет; 

Анализ собственного опыта работы позволяет сформулировать ряд преимуществ при использовании ИКТ на уроках:

  • Возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя.

  • Стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске.

  • Развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.

Детей нужно знакомить с раннего возраста информационным и компьютерным технологиям, потому что наше будущее станет их настоящим, они с раннего возраста быстрее осваивают компьютер. Просто делать это нужно с трезвым взглядом на вещи: внимательно следить за тем, чтобы компьютер и Интернет не заменили ребенку реальную жизнь.

5. Подготовка учащихся к олимпиадам.

   Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Данное определение достаточно точно отражает их суть. Во всех разновидностях олимпиад ярко проявляются элементы спортивного состязания, предусматривающие распределение по местам и призы. В таких интеллектуальных соревнованиях творческая и художественная составляющие практически отсутствуют. Это своего рода специализированный IQ для старшеклассников.

Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно. Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил мы готовимся к этим конкурсам: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий. Работу по подготовке к олимпиадам различных уровней провожу в течение всего учебного года на дополнительных занятиях во внеурочное время, использую различные формы работы. Очень важно, чтобы у участника олимпиады был прочный фундамент не только химических, но и физических, и математических знаний. Успешное решение химических задач невозможно без этих наук. Кроме естественнонаучных знаний, у школьников должен быть определенный набор методологических приемов - способов, которые помогают добывать новые знания и творчески перерабатывать уже имеющиеся.[7]

Способные ученики каждый год принимают участие и становятся призерами районных олимпиад. В этом учебном году дети участвуют во Всероссийских заочных Олимпиадах по химии, занимают призовые места. Олимпиады однозначно нужны детям как путь к самовыражению, к развитию.

Так, результатом своей работы с одаренными детьми считаю выбор учениками по окончании школы специальностей, связанных с химией (БФУ им. И.Канта, химический и медицинский факультеты, Смоленская медицинская академия). Эти ученики в течение нескольких лет работали над проектами и занимали призовые места на районной олимпиаде, участвовали в различных конкурсах, представляли научно-исследовательские работы.

Несомненно основное требование учителем – безусловное понимание и уважение к личности одаренного ребенка. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика. В заключение хочу сказать, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует: саморазвитию, самореализации, освоению новых технологий, практик, развитию информационной культуры, освоению роли тьютора.


Литература

1.Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе.- №4. – 2006. – с. 2-3

2. Грабовский Л.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности. //Педагогика, 2003, №8

3. Гриднева Е. П. Чем одарить одаренного ребенка //Химия в школе. – 2007.- №4.- с.2

4. Лопатина М.А. – Работа с одаренными учащимися. – Журнал «Завуч», 1999, №6, с. 70–72.

5. Гузеев В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе. //Народное образование, 2002, 9.

6. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2

7. Загорский В.В. Олимпиада: «На старт! Внимание! Марш!» // Химия в школе. - №2. – 1998. – с. 2 -3

8. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. - №4. – 2007. – с. 106

9. Иванова Р.Г. О наболевших проблемах методики обучения химии. // Химия в школе. - №6. – 2007. – с. 15

10. Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. //Химия в школе. - №10. – 2005. – с. 64


11. Лейтес Н. О признаках детской одаренности. //Вопросы психологии, 2003, №

12.Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтес, М.,

1996, с. 2–30.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.−М.: Народное образование, 1998.

14. Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников. //Вопросы психологии, 2003, №3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!