СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одноатомные спирты

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для проведения урока по теме "Спирты" в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Одноатомные спирты»

Предельные одноатомные спирты О.В. Залозных, учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» города Курска

Предельные одноатомные спирты

О.В. Залозных,

учитель химии

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №51» города Курска

 Общая информация по уроку Тема «Строение атома» Задание: впишите пропущенные слова в предложения: «Атом кремния содержит в ядре ... протонов и ... нейтронов. Число электронов, находящихся вокруг ядра, как и число протонов, равно ... элемента. Число энергетических уровней определяется номером ... и равно .... Число электронов на Класс 10 Место урока (по тематическому планированию ПРП) Кислородсодержащие органические соединения Уровень изучения базовый Тип урока урок освоения новых знаний и умений  

Общая информация по уроку

  • Тема «Строение атома»
  • Задание: впишите пропущенные слова в предложения:

«Атом кремния содержит в ядре ... протонов и ... нейтронов. Число электронов, находящихся вокруг ядра, как и число протонов, равно ... элемента. Число энергетических уровней определяется номером ... и равно .... Число электронов на

Класс

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Кислородсодержащие органические соединения

Уровень изучения

базовый

Тип урока

урок освоения новых знаний и умений

 

Ключевые слова: предельные одноатомные спирты, функциональная группа, классификации спиртов, водородная связь, реакция этерификации

Ключевые слова:

предельные одноатомные спирты, функциональная группа, классификации спиртов, водородная связь, реакция этерификации

Аннотация:  урок по теме «Предельные одноатомные спирты», 10 класс, базовый уровень. Урок освоения новых знаний и умений  Средства обучения: учебник «Химия» 10 класс, О. С. Габриелян, инструкция для работы в группах   Оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация к уроку, дополнительная литература, видеофрагменты из коллекции Единых цифровых ресурсов (ЕЦОР)

Аннотация: урок по теме «Предельные одноатомные спирты», 10 класс, базовый уровень. Урок освоения новых знаний и умений Средства обучения: учебник «Химия» 10 класс, О. С. Габриелян, инструкция для работы в группах Оборудование: компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация к уроку, дополнительная литература, видеофрагменты из коллекции Единых цифровых ресурсов (ЕЦОР)

«Водка белая, но краснит и чернит репутацию» А.П.Чехов «Нет крепких вин, есть слабые головы» И. Ефимов

«Водка белая, но краснит и чернит репутацию»

А.П.Чехов

«Нет крепких вин, есть слабые головы»

И. Ефимов

Основные вопросы   Узнать, что такое спирты? Какими бывают спирты? Как правильно называть спирты? Какими свойствами обладают спирты? Влияние спиртов на живые организмы

Основные вопросы

  • Узнать, что такое спирты?
  • Какими бывают спирты?
  • Как правильно называть спирты?
  • Какими свойствами обладают спирты?
  • Влияние спиртов на живые организмы
Цель урока: узнать, что такое спирты и какими свойствами они обладают

Цель урока:

узнать, что такое спирты и какими свойствами они обладают

Историческая справка Не менее чем за 8000 лет до нашей эры люди были знакомы с действием перебродивших фруктов, а позже — с помощью брожения получали хмельные напитки, содержащие этанол, из фруктов и мёда Впервые спирт из вина получили в VI—VII веках арабские химики; способ получения спирта содержится в записях персидского алхимика Ар-Рази. В Европе этиловый спирт был получен из продуктов брожения в XI—XII веке, в Италии. В Россию спирт впервые попал в 1386 году, когда генуэзское посольство привезло его с собой под названием «аква вита»

Историческая справка

  • Не менее чем за 8000 лет до нашей эры люди были знакомы с действием перебродивших фруктов, а позже — с помощью брожения получали хмельные напитки, содержащие этанол, из фруктов и мёда
  • Впервые спирт из вина получили в VI—VII веках арабские химики; способ получения спирта содержится в записях персидского алхимика Ар-Рази.
  • В Европе этиловый спирт был получен из продуктов брожения в XI—XII веке, в Италии.
  • В Россию спирт впервые попал в 1386 году, когда генуэзское посольство привезло его с собой под названием «аква вита»
В 1660 году английский химик Роберт Бойль впервые получил обезвоженный этиловый спирт, а также открыл его некоторые физические и химические свойства. Абсолютированный спирт был получен в 1796 году русским химиком Т. Е. Ловицем при перегонки его над поташем Впервые синтез этанола действием серной кислоты на этилен осуществил в 1854 году французский химик Марселен Бертло
  • В 1660 году английский химик Роберт Бойль впервые получил обезвоженный этиловый спирт, а также открыл его некоторые физические и химические свойства.
  • Абсолютированный спирт был получен в 1796 году русским химиком Т. Е. Ловицем при перегонки его над поташем
  • Впервые синтез этанола действием серной кислоты на этилен осуществил в 1854 году французский химик Марселен Бертло
Что такое спирты?   СН 3 - ОН НО – СН 2 – СН 2 – ОН СН 2 = СН - СН 2 – ОН СН 3 - СН 2 – ОН СН 2 – СН – СН 2 СН 3 – СН – СН 3  ׀ ׀ ׀ ׀ ОН ОН ОН ОН

Что такое спирты?

СН 3 - ОН НО – СН 2 – СН 2 – ОН

СН 2 = СН - СН 2 – ОН СН 3 - СН 2 – ОН

СН 2 – СН – СН 2 СН 3 – СН – СН 3

׀ ׀ ׀ ׀

ОН ОН ОН ОН

Спирты – органические вещества, в молекулах которых углеводородный радикал связан с гидроксильной группой Общая формула R(OH)n Функциональная группа – это группа атомов, которая определяет наиболее характерные свойства вещества и его принадлежность к определенному классу соединений
  • Спирты – органические вещества, в молекулах которых углеводородный радикал связан с гидроксильной группой
  • Общая формула R(OH)n
  • Функциональная группа – это группа атомов, которая определяет наиболее характерные свойства вещества и его принадлежность к определенному классу соединений
Что такое спирты?   СН 3 - ОН НО – СН 2 – СН 2 – ОН СН 2 = СН - СН 2 – ОН СН 3 - СН 2 – ОН СН 2 – СН – СН 2 СН 3 – СН – СН 3  ׀ ׀ ׀ ׀ ОН ОН ОН ОН

Что такое спирты?

СН 3 - ОН НО – СН 2 – СН 2 – ОН

СН 2 = СН - СН 2 – ОН СН 3 - СН 2 – ОН

СН 2 – СН – СН 2 СН 3 – СН – СН 3

׀ ׀ ׀ ׀

ОН ОН ОН ОН

Какими бывают спирты?   По углеводородному радикалу: предельные СН 3 – ОН, СН 3 – СН 2 - ОН  НО – СН 2 – СН 2 – ОН СН 2 – СН – СН 2 СН 3 – СН – СН 3  ׀ ׀ ׀ ׀ ОН ОН ОН ОН непредельные СН 2 = СН - СН 2 – ОН

Какими бывают спирты?

  • По углеводородному радикалу: предельные СН 3 – ОН, СН 3 – СН 2 - ОН

НО – СН 2 – СН 2 – ОН

СН 2 – СН – СН 2 СН 3 – СН – СН 3

׀ ׀ ׀ ׀

ОН ОН ОН ОН

непредельные

СН 2 = СН - СН 2 – ОН

2.По количеству гидроксильных групп: одноатомные  СН 3 – ОН, СН 2 = СН - СН 2 – ОН, СН 3 – СН – СН 3 СН 3 – СН 2 - ОН  ׀   ОН многоатомные СН 2 – СН – СН 2 НО – СН 2 – СН 2 – ОН  ׀ ׀ ׀  ОН ОН ОН

2.По количеству гидроксильных групп: одноатомные

СН 3 – ОН, СН 2 = СН - СН 2 – ОН,

СН 3 – СН – СН 3 СН 3 – СН 2 - ОН

׀

ОН

многоатомные

СН 2 – СН – СН 2 НО – СН 2 – СН 2 – ОН

׀ ׀ ׀

ОН ОН ОН

Как правильно называть спирты?   Составьте алгоритм названия предельных одноатомных спиртов Алгоритм 1. Нумерацию углеродной цепи начинают от конца, к которому ближе гидроксильная группа 2.К названию соответствующего углеводорода добавляют суффикс -ол и цифру, обозначающую положение гидроксильной группы

Как правильно называть спирты?

Составьте алгоритм названия предельных одноатомных спиртов

Алгоритм

1. Нумерацию углеродной цепи начинают от конца, к которому ближе гидроксильная группа

2.К названию соответствующего углеводорода добавляют суффикс -ол и цифру, обозначающую положение гидроксильной группы

Назовите предельные одноатомные спирты из приведенного выше списка   СН 3 – ОН – метанол, метиловый спирт СН 3 - СН 2 – ОН – этанол, этиловый спирт СН 3 – СН – СН 3 – пропанол - 2  ׀   ОН

Назовите предельные одноатомные спирты из приведенного выше списка

СН 3 – ОН – метанол, метиловый спирт

СН 3 - СН 2 – ОН – этанол, этиловый спирт

СН 3 – СН – СН 3 – пропанол - 2

׀

ОН

Какими свойствами обладают спирты?   Физические свойства спиртов С 1 – С 10 – жидкие вещества; высшие спирты – твердые вещества Газообразных спиртов нет 2. Хорошо растворимы в воде, но растворимость уменьшается с ростом молекулярной массы (объясняется наличием водородной связи) 3. Высокие температуры кипения и плавления(объясняется наличием водородной связи) 4. Прекрасные растворители

Какими свойствами обладают спирты?

Физические свойства спиртов

  • С 1 – С 10 – жидкие вещества;

высшие спирты – твердые вещества

Газообразных спиртов нет

2. Хорошо растворимы в воде, но растворимость уменьшается с ростом молекулярной массы (объясняется наличием водородной связи)

3. Высокие температуры кипения и плавления(объясняется наличием водородной связи)

4. Прекрасные растворители

Химические свойства предельных одноатомных спиртов 1. Взаимодействие с активными металлами 2Na + 2СН 3 – СН 2 – ОН → H 2 + 2СН 3 – СН 2 – ОNa 2. Реакции дегидратации СН 3 – СН 2 – ОН → H 2 О + СН 2 = СН 2  3. Реакции окисления А) Реакции горения СН 3 – СН 2 – ОН + 3О 2 → 2СО 2 + 3Н 2 О Б) Окисление оксидом меди (II) СН 3 – СН 2 – ОН + CuO → CH 3 – COH + Cu + Н 2 О 4. Реакция этерификации СН 3 – СН 2 – ОН + CH 3 – CОOH ↔ Н 2 О +  + CH 3 – CОOСH 2 -СН 3

Химические свойства предельных одноатомных спиртов

1. Взаимодействие с активными металлами

2Na + 2СН 3 – СН 2 – ОН → H 2 + 2СН 3 – СН 2 – ОNa

2. Реакции дегидратации

СН 3 – СН 2 – ОН → H 2 О + СН 2 = СН 2

3. Реакции окисления

А) Реакции горения

СН 3 – СН 2 – ОН + 3О 2 → 2СО 2 + 3Н 2 О

Б) Окисление оксидом меди (II)

СН 3 – СН 2 – ОН + CuO → CH 3 – COH + Cu + Н 2 О

4. Реакция этерификации

СН 3 – СН 2 – ОН + CH 3 – CОOH ↔ Н 2 О +

+ CH 3 – CОOСH 2 -СН 3

Влияние спиртов на живые организмы Анализ статей, предложенных детьми Составление кластера или схемы, или таблицы (в зависимости от уровня детей) Проведение эксперимента «Влияние этанола на белок»

Влияние спиртов на живые организмы

  • Анализ статей, предложенных детьми
  • Составление кластера или схемы, или таблицы (в зависимости от уровня детей)
  • Проведение эксперимента «Влияние этанола на белок»
Влияние алкоголя на организм человека

Влияние алкоголя на организм человека

Сердце Мозг  Желудок Влияние  алкоголя на организм человека Почки Печень Репродуктивные органы

Сердце

Мозг

Желудок

Влияние алкоголя на организм человека

Почки

Печень

Репродуктивные органы

Задание 1: из приведенного перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным в таблице классам органических соединений. Запишите в таблицу номера структурных формул этих веществ в соответствии с названиями колонок Формулы веществ: СН 3 – СН 2 -ОН 2. СН 2 =СН – СН 3 3. СН 3 – СН 3 4. СН 2 = СН – СН = СН 2 Предельный углеводород   Одноатомный спирт  

Задание 1: из приведенного перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным в таблице классам органических соединений. Запишите в таблицу номера структурных формул этих веществ в соответствии с названиями колонок

Формулы веществ:

  • СН 3 – СН 2 -ОН 2. СН 2 =СН – СН 3

3. СН 3 – СН 3 4. СН 2 = СН – СН = СН 2

Предельный углеводород

 

Одноатомный спирт

 

Ответ Критерии оценивания Выполнение  задания оценивается следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две ошибки или ответ отсутствует Предельный углеводород Одноатомный спирт 3 1

Ответ

Критерии оценивания

Выполнение задания оценивается следующим образом:

2 балла – нет ошибок;

1 балл – допущена одна ошибка;

0 баллов – допущено две ошибки или ответ отсутствует

Предельный углеводород

Одноатомный спирт

3

1

Формулы веществ: СН 3 – СН 2 -ОН 2. СН 2 =СН – СН 3 3. СН 3 – СН 3 4. СН 2 = СН – СН = СН 2 Задание 2: в предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведенного выше перечня. Расставьте коэффициенты Cl 2 + ….. → СН 3 – СН 2 Сl + НСl 2. Na + …. → СН 3 – СН 2 – ОNa + H 2

Формулы веществ:

  • СН 3 – СН 2 -ОН 2. СН 2 =СН – СН 3

3. СН 3 – СН 3 4. СН 2 = СН – СН = СН 2

Задание 2: в предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведенного выше перечня. Расставьте коэффициенты

  • Cl 2 + ….. → СН 3 – СН 2 Сl + НСl

2. Na + …. → СН 3 – СН 2 – ОNa + H 2

Ответ 1. Cl 2 + СН 3 – СН 3 → СН 3 – СН 2 Сl + НСl 2. 2Na + 2СН 3 – СН 2 – ОН → H 2 +  + 2СН 3 – СН 2 – ОNa Критерии оценивания Выполнение  задания оценивается следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки или ответ отсутствует

Ответ

1. Cl 2 + СН 3 – СН 3 → СН 3 – СН 2 Сl + НСl

2. 2Na + 2СН 3 – СН 2 – ОН → H 2 +

+ 2СН 3 – СН 2 – ОNa

Критерии оценивания

Выполнение задания оценивается следующим образом:

2 балла – нет ошибок;

1 балл – допущена одна ошибка;

0 баллов – допущено две и более ошибки или ответ отсутствует

Задача 3 В качестве одного из компонентов парфюмерных композиций применяют спирт 2,6-диметилгептанол-2. Это бесцветная жидкость, обладающая тонким цветочным запахом с оттенком аромата земляники. Составьте формулу этого спирта и запишите для него несколько примеров уравнений реакций характерных для спиртов

Задача 3

В качестве одного из компонентов парфюмерных композиций применяют

спирт 2,6-диметилгептанол-2. Это бесцветная жидкость, обладающая тонким цветочным запахом с оттенком аромата земляники. Составьте формулу этого спирта и запишите для него несколько примеров уравнений реакций характерных для спиртов

Задача 4.  Этанол – важное сырье для органического синтеза таких веществ, как диэтиловый эфир, уксусная кислота, синтетический каучук и т. д. Какую «родственную связь» можно установить между обыкновенным картофелем и автопокрышками? Составьте схему этой генетической связи, указав в цепочке названия неизвестных вам веществ и формулы известных веществ

Задача 4.

Этанол – важное сырье для органического синтеза таких веществ, как диэтиловый эфир, уксусная кислота, синтетический каучук и т. д. Какую «родственную связь» можно установить между обыкновенным картофелем и автопокрышками? Составьте схему этой генетической связи, указав в цепочке названия неизвестных вам веществ и формулы известных веществ

Сегодня на уроке … Я узнал….. Я научился…. Мне было легко…. Мне было сложно… Мне это пригодится в жизни….
  • Сегодня на уроке …
  • Я узнал…..
  • Я научился….
  • Мне было легко….
  • Мне было сложно…
  • Мне это пригодится в жизни….
Домашнее задания § 11 Стр. 58 - 60, Упр. 2,3 Творческие задания: Составить кроссворд на тему «Предельные одноатомные спирты»

Домашнее задания

§ 11 Стр. 58 - 60, Упр. 2,3

Творческие задания:

Составить кроссворд на тему «Предельные одноатомные спирты»

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!