Урок русского языка в 1-м классе по теме
"Однокоренные слова"
Цель урока:
развитие умения находить и подбирать однокоренные слова, выделять в них корень
ХОД УРОКА
У. - Посмотрите на меня, улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу. Спасибо. Садитесь.
У. - Обратите внимание на доску. Смотрите какое дерево у меня выросло. Что за слова на нём растут? Прочитайте.
Д. - Деревце, деревянный, деревяшка, деревобработка
У. - Все ли слова вам понятны?
Дети отвечают.
(деревце — маленькое дерево
деревянный — сделанный из дерева
деревяшка — небольшой кусок дерева
деревообработка — процесс обработки дерева для того, чтобы сделать из дерева различные предметы.)
У. - Что общего заметили во всех этих словах?
Д. - Во всех них есть часть дерев.
У. - Верно. А чем является часть дерев во всех этих словах?
Д. - Это корень слова.
(прикрепляю к дереву корень)
У. - А как называются все слова, растущие на данном дереве?
Д. - Однокоренные слова.
У. - Правильно. Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Д. - Об однокоренных словах.
На доске появляется тема урока: Однокоренные слова.
У. - Какие слова будем сегодня учиться находить?
Д. - Будем учиться находить однокоренные слова.
У. - Правильно. Молодцы! Что же такое однокоренные слова?
Д. - Однокоренные слова — слова, которые имеют общую часть — корень.
У. - Молодцы!
Под табличкой «Однокоренные слова» появляется надпись: «Корень».
У. - Подул ветер и слова рассыпались на части, давайте соберём их.
Работа у доски
У. - Кто нашёл первое слово? Выходи к доске (аналогично с другими словами).
У. - Какая общая часть у этих слов?
Д. - Сад.
У. - Чем часть сад является для всех слов?
Д. - Корнем.
У. - Значит, как можно сказать, какие слова мы собирали?
Д. - Однокоренные.
У. - Правильно. Мы с вами собирали однокоренные слова.
У. - Давайте потренируемся в нахождении общей части в словах.
«Найди лишнее» (на слайде)
1) стол, столик, кукла
У. - Молодцы! Почему слово кукла лишнее?
Д. - В словах стол и столик есть одинаковая часть стол-, а в слове кукла — нет.
У. - Как можно назвать слова стол и столик?
Д. - Однокоренные слова.
(2 и 3 выполняются аналогично)
2) берёза, берёзовый, машина, подберёзовик
3) снег, снеговик, снеговой, лёд, Снегурочка
У. - Что мы сейчас находили в словах?
Д. - Корень.
У. - А что такое корень?
Д. - Общая (одинаковая) часть однокоренных слов.
У. - Молодцы! Сейчас задание посложнее. Находим лишнее слово.
«Найди лишнее» (на слайде)
1) рис, рисунок, рисовать
У. - Верно! А почему слово рис лишнее?
Д. - У слов рисунок и рисовать значение похоже: рисунок — это картинка, изображение, а рисовать — значит выполнить рисунок/картинку. А рис — это крупа.
У. - Получается, что не всегда если есть в словах одинаковая часть, эти слова однокоренные. Что ещё необходимо, чтобы слова были однокоренными?
Д. - У однокоренных слов ещё значение должно быть похожим.
2) море, морской, морковь, моряк (все слова, кроме слова морковь, связаны с морем)
3) вода, водяной, водитель, водичка, подводная (все слова, кроме слова водитель, связаны с водой).
У. - Умницы! Справились с заданием.
У. - Что мы сейчас находили?
Д. - Однокоренные слова.
У. - А что такое однокоренные слова?
Д. - Однокоренные слова — это слова, у которых есть общая часть — корень, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
У. - Хорошо потрудились, а сейчас немного поиграем!
Игра «Собери цветок»
На столе лежат 2 серединки цветов. На одной серединке изображён гриб, на другой рыба. Каждом ребёнку даётся лепесток, на котором записано слово. Детям необходимо прикрепить свой лепесток к нужной серединке: слова с корнем гриб к одной серединке, с корнем рыб — к другой.
Слова: 1) грибок, грибочек, грибной, грибница, грибник, грибоед, гвоздь, грусть; 2) рыбка, рыбный, рыбалка, рыбак, рыбачить, рыболов, радость, река.
Дети собирают цветы.
У. - Давайте посмотрим на цветы, которые у вас получились. Здорово! Эти цветы останутся жить в нашем классе, со временем на них будут появляться новые лепестки. Присаживайтесь на свои места.
Двое детей остаются, зачитывают слова, которые у них получились.
У. - Какие слова вы приклеили к цветку? Прочитай
У. - Какой корень в словах на вашем цветке?
Д. - Корни гриб и рыб.
У. - Когда вы собирали цветы, что вы подбирали к словам-картинкам?
Д. - Однокоренные слова.
У. - Что должно быть у однокоренных слов?
Д. - Одинаковая часть — корень и общее значение.
У. - Все ли лепестки вы прикрепили к цветку?
Д. - Нет.
У. - Какие слова вы не прикрепили и почему?
Д. - Слова грусть, гвоздь, радость и река. Потому что эти слова не являются однокоренными к словам гриб и рыба.
У. - Молодцы!
Предлагаю выполнить следующее задание в парах.
Вам необходимо будет найти к словам, записанным в первом столбике однокоренные слова из второго столбика. Будьте внимательны, в этом задании я приготовила для вас ловушку.
Карточка.
Соедини стрелками однокоренные слова:
дуб котёнок
школа стульчик
лес дубовый
кот полка
стул ученик
поле лесной
полевая (мышь)
У. - У всех ли слов нашлась пара?
Д. - Нет.
У. - К какому слову вы не нашли пару?
Д. - У слова школа нет однокоренного слова.
У. - А разве слово ученик не однокоренное? Ученик ведь - это ребёнок, который учится в школе?
Д. - У этих слов нет одинаковой части.
У. - Правильно. Не попались в мою ловушку. Давайте подберём однокоренное слово к слову школа.
Д. - Школьник, школьная и т.д.
У. - А к слову поле, какое однокоренное слово вы подобрали?
Д. - Полевая. Слово полка не является однокоренным, потому что обозначает предмет мебели.
У. - Замечательно! Что мы находили?
Д. - Мы находили пары однокоренных слов.
У. - Что такое однокоренные слова?
Д. - Однокоренные слова — это слова, у которых есть общая часть — корень, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Карточка
Прочитай текст. Найди однокоренные слова к слову лес, подчеркни их простым карандашом. Выдели в них корень.
Валя и Наташа пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За домиком начинался молодой лесок.
У. - Проверьте себя по образцу.
Оцените, пожалуйста, свою работу цветным кружочком. Если вы справлялись без ошибок — зелёным, если вы допустили 1 ошибку — жёлтым, если больше 2 ошибок — красным.
(Спросить у детей, если такие будут, почему оценили себя жёлтым кружочком)
У. - Чему мы с вами сегодня учились?
Д. - Учились находить однокоренные слова.
У. – Что такое однокоренные слова?
Д. – Однокоренные слова - это слова, у которых есть общая часть — корень, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
У. - Спасибо за урок!
Учителя начальных классов Софроновой Н.А.