СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородное подчинение придаточных в СПП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Содержание презентации направлено на усвоение материала по теме "Сложносочиненные предложения с несколькими придаточными".  Она содержит теоретический материал, помогающий закрепить знания об однородном подчинении, и  тестовые задания, а также задания на повторение изученных ранее тем для подготовки к ОГЭ.  

Просмотр содержимого документа
«Однородное подчинение придаточных в СПП»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

В 9 КЛАССЕ

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ

ГОТОВИМСЯ

К

ОГЭ

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.   (1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни. (5)Ландыш представляется мне символом леса.   Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.   1) Кольца наклонились вниз (предложение 1) 2) Мастер придал (предложение 2) 3) Превратятся в бусинки (предложение 3) 4) Камни попали (предложение 4) 5) Ландыш представляется символом (предложение 5)

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.

(5)Ландыш представляется мне символом леса.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Кольца наклонились вниз (предложение 1)

2) Мастер придал (предложение 2)

3) Превратятся в бусинки (предложение 3)

4) Камни попали (предложение 4)

5) Ландыш представляется символом (предложение 5)

Пояснение. Выделим основы: 1) Кольца наклонились (предложение 1); 2) Мастер придал форму (предложение 2); 3) Они превратятся (предложение 3); 4) Камни попали (предложение 4); 5) Ландыш представляется символом (предложение 5).   Ответ: 45.

Пояснение.

Выделим основы:

1) Кольца наклонились (предложение 1);

2) Мастер придал форму (предложение 2);

3) Они превратятся (предложение 3);

4) Камни попали (предложение 4);

5) Ландыш представляется символом (предложение 5).

 

Ответ: 45.

Анализ средств выразительности . Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.    1) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. 2) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. 3) Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина. 4) Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки. 5) Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем. Ответ: 14.

Анализ средств выразительности .

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

 

1) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

2) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

3) Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.

4) Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.

5) Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.

Ответ: 14.

Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Продолжая держаться лапой за ушибленное место(1) медвежонок стремительно кинулся через речку(2) схватил маленького братишку за шиворот(3) и(4) всё ещё вскрикивая(5) переволок его(6) через глубокое место. 1) запятая выделяет деепричастный оборот. 2) и 5) запятая при однородных сказуемых. 4) и 5) запятые выделяют деепричастный оборот.   Рублевский ангел — возвышенная мечта об идеальном человеке(1) позволяющая глубоко заглянуть в народную душу(2) понять мироощущение(3) духовное богатство(4) наших далеких соотечественников(5) ведь ненависти и отчаянию(6) Андрей Рублев противопоставлял любовь(7) добро(8) дружеское согласие. 1) и 5) запятые выделяют причастный оборот. 2) и 3) внутри причастного оборота запятые между однородными. 7) и 8) запятые между однородными дополнениями.

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Продолжая держаться лапой за ушибленное место(1) медвежонок стремительно кинулся через речку(2) схватил маленького братишку за шиворот(3) и(4) всё ещё вскрикивая(5) переволок его(6) через глубокое место.

1) запятая выделяет деепричастный оборот.

2) и 5) запятая при однородных сказуемых.

4) и 5) запятые выделяют деепричастный оборот.

 

Рублевский ангел — возвышенная мечта об идеальном человеке(1) позволяющая глубоко заглянуть в народную душу(2) понять мироощущение(3) духовное богатство(4) наших далеких соотечественников(5) ведь ненависти и отчаянию(6) Андрей Рублев противопоставлял любовь(7) добро(8) дружеское согласие.

1) и 5) запятые выделяют причастный оборот.

2) и 3) внутри причастного оборота запятые между однородными.

7) и 8) запятые между однородными дополнениями.

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ПРИДАТОЧНЫХ В СПП

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ

ПРИДАТОЧНЫХ

В СПП

СОПОДЧИНЕНИЕ в сложных предложениях Соподчинением называется подчинение в сложном предложении к одному и тому же главному предложению двух и более придаточных предложений. ВЫДЕЛЯЮТ: Однородное подчинение придаточных Неоднородное подчинение придаточных Ей нравилось, когда на город опускались вечерние сумерки, когда на улицах зажигались фонари. Если ты прочтешь эту книгу, то убедишься, что главный герой напоминает персонажей Достоевского.  (ей нравилось (что?) когда опускались, когда зажигались).  (убедишься (при каком условии?) если прочтешь; убедишься (в чем?) что герой напоминает).

СОПОДЧИНЕНИЕ в сложных предложениях

Соподчинением называется подчинение в сложном предложении к одному и тому же главному предложению двух и более придаточных предложений. ВЫДЕЛЯЮТ:

Однородное подчинение придаточных

Неоднородное подчинение придаточных

Ей нравилось, когда на город опускались вечерние сумерки, когда на улицах зажигались фонари.

Если ты прочтешь эту книгу, то убедишься, что главный герой напоминает персонажей Достоевского.

(ей нравилось (что?) когда опускались, когда зажигались).

(убедишься (при каком условии?) если прочтешь; убедишься (в чем?) что герой напоминает).

В сложноподчиненном предложении две и более зависимые части одного типа поясняют одно слово в главном или всё предложение. Подчиненные предложения имеют одно и то же значение и произносятся с перечислительной интонацией. В таком сложном предложении существует ОДНОРОДНОЕ подчинение придаточных предложений по отношению к главному. Из конюшни каждый вечер звучали мелодические призывы, и мальчик стремился туда, где запах конюшни смешивался с ароматом сухой травы и где лилась плавная мелодия (В. Короленко) стремился туда  куда? где запах конюшни смешивался с ароматом сухой травы где лилась плавная мелодия. Обратим внимание, что, как правило, однородные придаточные части являются предложениями одного типа. В сложноподчиненном предложении придаточные одного типа, имеющие одинаковое значение, соединены однородной подчинительной связью с главным предложением.

В сложноподчиненном предложении две и более зависимые части одного типа поясняют одно слово в главном или всё предложение. Подчиненные предложения имеют одно и то же значение и произносятся с перечислительной интонацией. В таком сложном предложении существует ОДНОРОДНОЕ подчинение придаточных предложений по отношению к главному.

Из конюшни каждый вечер звучали мелодические призывы, и мальчик стремился туда, где запах конюшни смешивался с ароматом сухой травы и где лилась плавная мелодия (В. Короленко)

стремился туда  куда?

где запах конюшни смешивался с ароматом сухой травы

где лилась плавная мелодия.

Обратим внимание, что, как правило, однородные придаточные части являются предложениями одного типа.

В сложноподчиненном предложении придаточные одного типа, имеющие одинаковое значение, соединены однородной подчинительной связью с главным предложением.

ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ

ПУНКТУАЦИЯ

В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

С ОДНОРОДНЫМ

ПОДЧИНЕНИЕМ

Однородные придаточные предложения присоединяются к главной части с помощью союзов или союзных слов. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ Если между однородными придаточными предложениями нет одиночных сочинительных союзов (соединительных или разделительных), то они отделяются друг от друга запятыми, например: Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки скрываются в этих лесах. (Лев Толстой).

Однородные придаточные предложения присоединяются к главной части с помощью союзов или союзных слов.

ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ

ОДНОРОДНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Если между однородными придаточными предложениями нет одиночных сочинительных союзов (соединительных или разделительных), то они отделяются друг от друга запятыми, например:

Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки скрываются в этих лесах. (Лев Толстой).

Запятая не ставится между однородными придаточными Иногда во втором однородном придаточном предложении подчинительный союз может только подразумеваться, а сами предложения соединены сочинительным союзом  «и» . В таком случае между двумя подчинительными предложениями, соединенными одиночным сочинительным союзом, запятая не ставится , например: Он [Жухрай] стоял прислушиваясь, и, когда луна выскользнула из-за туч_и стала видна дорога, он оглядел её внимательно и обернулся к Павлу. (Н. Островский). Не ставится запятая после главной части, если придаточные однородные предложения наряду с наличием в них подчинительных союзов присоединяются к главной части повторяющимися  сочинительными союзами. Запятая ставится только перед вторым союзом, как и при однородных членах предложения, например: Все делегаты обсуждали поднятую проблему _ и когда зашли в зал, и когда рассаживались по местам.

Запятая не ставится

между однородными придаточными

Иногда во втором однородном придаточном предложении подчинительный союз может только подразумеваться, а сами предложения соединены сочинительным союзом  «и» . В таком случае между двумя подчинительными предложениями, соединенными одиночным сочинительным союзом, запятая не ставится , например:

Он [Жухрай] стоял прислушиваясь, и, когда луна выскользнула из-за туч_и стала видна дорога, он оглядел её внимательно и обернулся к Павлу.

(Н. Островский).

Не ставится запятая после главной части, если придаточные однородные предложения наряду с наличием в них подчинительных союзов присоединяются к главной части повторяющимися  сочинительными союзами. Запятая ставится только перед вторым союзом, как и при однородных членах предложения, например:

Все делегаты обсуждали поднятую проблему _ и когда зашли в зал, и когда рассаживались по местам.

Определите вид связи  придаточных   предложений  с главным: 1 ) последовательное подчинение 2) однородное подчинение 3) параллельное подчинение Сажая деревцо, и тем я веселюсь, что если от него сам тени не дождусь, то внук мой некогда той тенью насладится. Когда поезд проходил мимо Бреста, шел такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать за окнами. Не думай, что все пропели, что бури все отгремели. Я чувствовал, что в душе моего приятеля есть что-то, что он хранит про себя.

Определите вид связи  придаточных   предложений  с главным:

1 ) последовательное подчинение

2) однородное подчинение

3) параллельное подчинение

  • Сажая деревцо, и тем я веселюсь, что если от него сам тени не дождусь, то внук мой некогда той тенью насладится.
  • Когда поезд проходил мимо Бреста, шел такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать за окнами.
  • Не думай, что все пропели, что бури все отгремели.
  • Я чувствовал, что в душе моего приятеля есть что-то, что он хранит про себя.
Тестовое задание

Тестовое задание

Что такое однородные придаточные предложения?  Придаточные предложения, которые относятся к одному слову или ко всей главной части Придаточные предложения, которые относятся только к сказуемому главной части Придаточные предложения, которые относятся к разным словам главной части Придаточные, которые не разделены вставными синтаксическими конструкциями 1 Что такое неоднородные придаточные предложения?  Придаточные предложения, которые относятся к одному слову или ко всей главной части Придаточные предложения, которые относятся только к сказуемому главной части Придаточные предложения, которые относятся к разным словам главной части Придаточные, которые разделены вставными синтаксическими конструкциями 3

Что такое однородные придаточные предложения?

  • Придаточные предложения, которые относятся к одному слову или ко всей главной части
  • Придаточные предложения, которые относятся только к сказуемому главной части
  • Придаточные предложения, которые относятся к разным словам главной части
  • Придаточные, которые не разделены вставными синтаксическими конструкциями

1

Что такое неоднородные придаточные предложения?

  • Придаточные предложения, которые относятся к одному слову или ко всей главной части
  • Придаточные предложения, которые относятся только к сказуемому главной части
  • Придаточные предложения, которые относятся к разным словам главной части
  • Придаточные, которые разделены вставными синтаксическими конструкциями

3

В каких случаях между однородными придаточными предложениями не ставится запятая?   Если между придаточными стоят союзы и, или  Если между придаточными стоят союзы а, но  Если между придаточными нет союзов  Всегда ставится 1 В каком из вариантов приведено сложноподчиненное предложение с однородными придаточными?  Когда дождь прекратился, женщина сложила зонт и спрятала его в маленькую сумочку. Капитан сообщил, куда мы поплывём, но даже он не знал, что ожидает нас в будущем. Мы понимаем, что если погода не изменится, то поездку придётся отложить. Папа говорил, что он ни разу не видел таких хлебов и что в этом году хороший урожай. 4

В каких случаях между однородными придаточными предложениями не ставится запятая?

  • Если между придаточными стоят союзы и, или
  • Если между придаточными стоят союзы а, но
  • Если между придаточными нет союзов
  • Всегда ставится

1

В каком из вариантов приведено сложноподчиненное предложение с однородными придаточными?

  • Когда дождь прекратился, женщина сложила зонт и спрятала его в маленькую сумочку.
  • Капитан сообщил, куда мы поплывём, но даже он не знал, что ожидает нас в будущем.
  • Мы понимаем, что если погода не изменится, то поездку придётся отложить.
  • Папа говорил, что он ни разу не видел таких хлебов и что в этом году хороший урожай.

4

Определите, на какие вопросы отвечают однородные придаточные в предложении: «В письме брат сообщил, что болен и что уже две недели лежит в больнице»?   Почему?  Что делает?  Где?  О чем? 4 Какие части сложноподчиненного предложения являются однородными придаточными: «Чтение — особое, раскрывающее перед нами особый мир искусство, которое позволяет заглянуть в прошлое, которое делает человека совершенным»?  «Раскрывающее перед нами особый мир» и «которое позволяет заглянуть в прошлое» «Раскрывающее перед нами особый мир» и «которое делает человека совершенным» «Чтение — особое искусство» и «которое позволяет заглянуть в прошлое» «Которое позволяет заглянуть в прошлое» и «которое делает человека совершенным» 4

Определите, на какие вопросы отвечают однородные придаточные в предложении: «В письме брат сообщил, что болен и что уже две недели лежит в больнице»?

  • Почему?
  • Что делает?
  • Где?
  • О чем?

4

Какие части сложноподчиненного предложения являются однородными придаточными: «Чтение — особое, раскрывающее перед нами особый мир искусство, которое позволяет заглянуть в прошлое, которое делает человека совершенным»?

  • «Раскрывающее перед нами особый мир» и «которое позволяет заглянуть в прошлое»
  • «Раскрывающее перед нами особый мир» и «которое делает человека совершенным»
  • «Чтение — особое искусство» и «которое позволяет заглянуть в прошлое»
  • «Которое позволяет заглянуть в прошлое» и «которое делает человека совершенным»

4

Какие части сложноподчиненного предложения являются неоднородными придаточными: «Когда мы разговаривали, он сказал, что природа тут хороша, что особенно хороши тут ночи»?  «Когда мы разговаривали» и «что особенно хороши тут ночи» «Что природа тут хороша» и «что особенно хороши тут ночи» «Он сказал» и «что природа тут хороша» «Он сказал» и «когда мы разговаривали»

Какие части сложноподчиненного предложения являются неоднородными придаточными: «Когда мы разговаривали, он сказал, что природа тут хороша, что особенно хороши тут ночи»?

  • «Когда мы разговаривали» и «что особенно хороши тут ночи»
  • «Что природа тут хороша» и «что особенно хороши тут ночи»
  • «Он сказал» и «что природа тут хороша»
  • «Он сказал» и «когда мы разговаривали»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!