СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные группы СПП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Основные группы СПП                                       Тип урока: урок-практикум

Цели и задачи урока: закрепить знания  о видах СПП; вспомнить понятия однородное, последовательное, параллельное подчинение;  строить схемы СПП с несколькими придаточными; повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения. Раздаточный материал: тест, карточки с заданиями

Ход урока I. Орг. момент

II. Актуализация  знаний    Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению. Но тему и цели нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с чтения и комментирования эпиграфа урока.                                                                        Какая глыба-русский  язык!

                                                                       Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная…                                                                        Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум.                                                                                                                                                    К.Г.Паустовский     1.Лексическая разминка  -Что такое паронимы? Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению. -Дайте определение паронимам: адресат – адресант, невежа – невежда, описка – отписка Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д. Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д. Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – малообразованный человек. Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте. Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.

2. Словарная работа. 

Гуманный, коментатор, популярный, интенсивный, салон, гостинная, комбинат, акомпонимент, акомпонировать, комбинезон, активный, иницыативный, коллектив, инертный, пассивный, идеалогия, результат, эфект, грандиозный, колоссальный, оптемист, пессемист, канонада, агитатор, пропагандист, убеждение, резервы, рессурсы, тезисы, доклад, реферат.

Самопроверка.   Самооценка.    

3.Тестовая работа (подготовка к ЕГЭ)

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? сув_ренный, зап_ереться , р_туалп_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску вым_чить, отр_жение, аккомп_ниаторбезмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)? они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию снежинки та_т; засе_вший поле В каком ряду все слова пишутся через дефис? (долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар (мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный (изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь, (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный 4.  Фронтальный опрос по изученной теме.

Какие предложения называются сложными?

Какими бывают сложные предложения по способу соединения частей? 

На какие группы делятся союзные предложения? 

Назовите признаки ССП.

Назовите признаки СПП.

Дать определение главной части предложения и придаточной.

Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

Чем отличается союзное слово от подчинительного союза?

III. Работа по теме урока. (работа в группах) Задание № 1 Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения

1. [ ], (как…), (как…), (как…).

Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)

2. [ ], (когда…), (чтобы…).

Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)

3. (Когда…), [ ], (…которого…).

Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)

4. [ ], (что…), (которые…).

Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение)

5. (Когда…), [ ], (хотя…).

Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение)

6. [ ], (что…), (чтобы..).

Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение. (Последовательное подчинение)

Задание № 2 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)

Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

Цифровой диктант

Дается установка: «Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру «1» , если нет – «0». Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках».

Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где – подчинительные?
  2. Определение не отвечает на вопрос чей?
  3. Предложение – это синтаксическая единица?
  4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
  5. Союз однако – подчинительный?
  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
  9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».

IV. Рефлексия.  Что нового сегодня узнали?

- Какие виды работы на уроке показались наиболее интересными? Почему?

- Кто доволен своей работой? Кто из одноклассников был наиболее активен?

- Назвать тех ребят, кто хорошо работал.

- Выставление оценок, комментирование.

V. Домашнее задание.  Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о СПП?»

Упражнение № 372 стр.253

 

Просмотр содержимого документа
«Основные группы СПП»

Тема урока: Основные группы СПП
Тип урока: урок-практикум

Цели и задачи урока: закрепить знания о видах СПП; вспомнить понятия однородное, последовательное, параллельное подчинение; строить схемы СПП с несколькими придаточными; повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.
Раздаточный материал: тест, карточки с заданиями

Ход урока
I. Орг. момент

II. Актуализация знаний
 Сегодня на уроке мы повторим основные группы СПП по их значению. Но тему и цели нашего урока мы вместе с вами сформулируем чуть позже, а начнем занятие с чтения и комментирования эпиграфа урока.
         Какая глыба-русский  язык!

Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная…
    Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум.
                                    К.Г.Паустовский    
1.Лексическая разминка 
-Что такое паронимы?
Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
-Дайте определение паронимам: адресат – адресант, невежа – невежда, описка – отписка
Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д.
Адресант – тот, кто написал письмо, телеграмму, посылку и т.д.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда – малообразованный человек.
Описка – ошибка по рассеянности в письменном тексте.
Отписка – бессодержательный, формальный ответ на что-нибудь, не затрагивающий существа дела.

2. Словарная работа. 

Гуманный, коментатор, популярный, интенсивный, салон, гостинная, комбинат, акомпонимент, акомпонировать, комбинезон, активный, иницыативный, коллектив, инертный, пассивный, идеалогия, результат, эфект, грандиозный, колоссальный, оптемист, пессемист, канонада, агитатор, пропагандист, убеждение, резервы, рессурсы, тезисы, доклад, реферат.

Самопроверка. Самооценка.

3.Тестовая работа (подготовка к ЕГЭ)

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
сув_ренный, зап_ереться , р_туалп_ссимизм, уб_речь, нав_вать тоску
вым_чить, отр_жение, аккомп_ниаторбезмол_ствовать, филосо_ский, бесчу_ственный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
они выгляд_т хорошо; адрес_ющий письмо
колыш_щиеся флаги; они часто ход_т на концерты
слыш_щий удары; туристы закуп_т провизию
снежинки та_т; засе_вший поле
В каком ряду все слова пишутся через дефис?
(долго)играющий, (пол)арбуза, (шеф)повар
(мало)помалу, (кое)кто, (северо)западный
(изжелта)красный, (пол)дома, (куда)нибудь, (всё)таки, (вагоно)ремонтный, (плодово)ягодный
4.  Фронтальный опрос по изученной теме.

Какие предложения называются сложными?

Какими бывают сложные предложения по способу соединения частей? 

На какие группы делятся союзные предложения? 

Назовите признаки ССП.

Назовите признаки СПП.

Дать определение главной части предложения и придаточной.

Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

Чем отличается союзное слово от подчинительного союза?

III. Работа по теме урока. (работа в группах)
Задание № 1 Постройте предложения по схемам, определите тип подчинения

1. [ ], (как…), (как…), (как…).

Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место. (Однородное подчинение)

2. [ ], (когда…), (чтобы…).

Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать. (Последовательное подчинение)

3. (Когда…), [ ], (…которого…).

Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек. (Параллельное подчинение)

4. [ ], (что…), (которые…).

Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки. (Последовательное подчинение)

5. (Когда…), [ ], (хотя…).

Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен. (Параллельное подчинение)

6. [ ], (что…), (чтобы..).

Мне казалось, что нужно иметь какие-то особенные знания, чтобы определить наше местоположение. (Последовательное подчинение)

Задание № 2 Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)

Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

Цифровой диктант

Дается установка: «Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру «1» , если нет – «0». Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках».

Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где – подчинительные?

  2. Определение не отвечает на вопрос чей?

  3. Предложение – это синтаксическая единица?

  4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

  5. Союз однако – подчинительный?

  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

  9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».

IV. Рефлексия. 
Что нового сегодня узнали?

- Какие виды работы на уроке показались наиболее интересными? Почему?

- Кто доволен своей работой? Кто из одноклассников был наиболее активен?

- Назвать тех ребят, кто хорошо работал.

- Выставление оценок, комментирование.

V. Домашнее задание. 
Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о СПП?»

Упражнение № 372 стр.253



Самоанализ

На уроке применялась технология проблемно-поискового обучения, применён дифференцированный подход. Все виды заданий имеют непосредственное отношение к ГИА. Мною выбраны такие формы работы на уроке, которые позволяют подготовиться к экзамену. Для этого использовалась работа с тестовыми заданиями ЕГЭ, позволяющая понять значимость изучаемого материала, заслушивались монологические ответы учащихся по теме, развивающие коммуникативные навыки учащихся. 
Цели и задачи урока достигнуты. Самооценка учащимися своей деятельности имеет воспитательное значение: дети работают на доверии, учатся самостоятельно оценивать свои силы.

Работа с раздаточным материалом позволила сэкономить время на уроке, выполнить различные задания (работа с предложениями, составление схем). Я считаю, что на уроке -практикуме такие формы работы, где как и на экзамене необходимо конкретно ответить на вопрос, выписать цифры, выбрать один из предложенных вариантов ответа и т.д., приемлемы. Это позволяет подготовиться ребёнку к экзамену, вспомнить и систематизировать уже полученные знания по данной теме, активно участвовать в учебном процессе. Роль учителя на данном этапе состоит в том, чтобы стимулировать деятельность учеников, давать возможность фиксировать услышанную информацию.