СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ»

Просмотр содержимого документа
««однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них»»

«ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ, И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ»




Цели:

Образовательная: обобщение знаний по теме «Однородные цели предложения»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Развивающая: способствовать обучению правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами. Отработать навыки постановки и употребления знаков препинания при однородных членах, соединённых сочинительными союзами. Формировать умения определять группы союзов, составлять предложения с однородными членами, восстанавливать текст с помощью союзов.

Воспитательная: воспитывать интерес к книге, чтению; способствовать

воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы, воспитывать умения сплоченно

и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других;; способствовать

воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы.

Оборудование: Учебник «Русский язык.8 класс».

Опорные схемы и таблицы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в группах. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Основная форма урока: урок-исследование, урок-диалог. Технология: личностно-ориентированное обучение, работа в группах.



























Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание:

Сегодня мы с вами продолжим разговор об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами, и знаках препинания при них: а) обобщим знания по теме; б) научимся правильно ставить знаки препинания и составлять схему предложения. – Какие ассоциации вызывает у вас слово « однородные»? (Однородный – относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый. Однородные явления)
– Почему же члены предложения называются однородными? В чём их «одинаковость»? (Одинаковая синтаксическая функция:
а) отвечают на один и тот же вопрос;
б) относятся к одному и тому же слову или поясняются одним членом предложения;
в) являются одинаковыми членами предложения;
г) произносятся с интонацией перечисления;
д) равноправны по отношению  друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью).

III. Повторение теоретических сведений по теме:

а) индивидуальная работа по карточкам

1. Восстановить схему, рассказать о группах сочинительных союзов по значению.


Соединительные союзы

Противительные союзы

Разделительные союзы

И это и то

Не то, а это

Или то, или это

И, НИ…НИ,

ТАКЖЕ, ТОЖЕ,

НЕ ТОЛЬКО…НО И,

КАК…ТАК И,

ДА (= И)

НО,

А,

ЗАТО,

ОДНАКО,

ДА (= НО)

ИЛИ,

ИЛИ…ИЛИ,

ЛИБО… ЛИБО,

ТО…ТО,

НЕ ТО… НЕ ТО,

ТО ЛИ… ТО ЛИ



Внимание! Соединительный союз и! (на доске)

1. [O и О] (однородные члены, связанные  одиночным союзом)
Зевая и потягиваясь, дремал кот у порога.
2. [– =], и [– =] (соединяет части сложносочиненного предложения)
В небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные трели летят на землю.
3. [O   O и О и О…О, О, О] В предложении может быть несколько рядов однородных членов.
Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом лес, луг, озеро.
4. [O и О   и   О и О] (ряды однородных членов,  попарное  соединение).
Заболтал ногою и забежал с другой стороны и  снова отскочил и отдернул руку.

Придумайте и запишите предложение с подобной конструкцией.





IV. Работа (в парах) по закреплению темы. Схематический диктант

  1. Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

  2. Этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами.

  3. Солнце сверкает на стёклах и окнах изб и золотит жёлтые соломенные крыши.

  4. Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах, плывший с далёких полей.

IV. Закрепление изученного. 1. Упр. 237. 2. Упр. 236 (отличить однородные члены предложения, соединенные союзом и, от сложносочиненных предложений с этим союзом). 3. Дополнительный материал к этому упражнению.

1.Ещё затемно принесли в избы дрова из огромных поленниц и сложили охапки у печей. 2. На березовых, еловых и ольховых поленьях снежинки. 3. Они тают, сверкают и наполняют жилище свежим морозным запахом, тревожа и взрослых, и малых. 4. Затапливаются печи, и колеблющиеся отсветы пламени играют в промороженных окнах (Бочарников). Задание:

1) запишите номер и схему сложносочиненного предложения



2)  запишите номер неполного предложения (№ 2);

3)  выпишите из предложения № 3 словосочетание с неоднородными определениями (свежим морозным запахом).





4. Работа над текстом «Милосердие» Д. Лихачёва


Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным.

Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить.

Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

(по Д.Лихачёву)

  1. Чтение.

  2. Найдите предложение с однородными членами.

  3. Перестройте предложение, чтобы было обобщающее слово.

  4. Запись предложения, схема.


Вывод: Лучшее человеческое качество- доброта.

Живите по законам добра. Недаром гласит народная мудрость: «Добра желаешь, добро и делай. Живи для людей – поживут и люди для тебя. Будь добрым, где бы ни носило тебя призвание твоё, ведь доброта – избыток силы, а не отсутствие её».


V. Тренировочные упражнения (собственно практикум).

а) упр. 258 (устно)

б) упр. 260 (взаимопроверка)

в) лингвистическая эстафета (соревнование по рядам): построить схемы данных предложений – упр. 264.



VI. Подведение итогов. Рефлексия деятельности учащихся: - Следующий этап урока покажет, насколько хорошо усвоен теоретический материал. Я читаю утверждения, вы отвечаете «да» или «нет» «Верные и неверные утверждения»

1. Однородными могут быть разные члены предложения? (да)

2. Определения могут быть только однородными (нет)

3. Повторяющиеся слова являются однородными?(нет)

4. В предложении может быть больше одного ряда однородные члены предложения? (да)

5. Союзы или, либо, иль являются соединительными.(нет)


VIII. Задание на дом. Теория §187, упр.271.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!