«Конспект урока Однородные и неоднородные определения»
Тема. Однородные и неоднородные определения.
Цели: 1. обеспечить усвоение знаний об однородных и неоднородных определениях;
2. сформировать понятие о неоднородных определениях;
3. сформировать навык разграничения однородных и неоднородных определений;
4. продолжить работу над формированием навыка постановки запятых при однородных членах предложения;
5. развивать умение анализировать структуру предложения;
6. развивать речь учащихся;
7. воспитывать самостоятельность, взаимоуважение.
Самоопределение к деятельности
— Какой раздел русского языка мы изучаем?
— Какие единицы синтаксиса вам известны?
— Для чего нужно знать структуру предложений?
— Какие члены предложения могут быть в предложении? Без каких нельзя обойтись?
— Какие члены предложения называются однородными?
Актуализация опорных знаний
На пригорке то сыро, то жарко.
Темно-синее небо и в мелких, и в крупных звездах.
Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
Дождливая, пасмурная погода застала нас в дороге.
Притихший осенний сад казался совершенно пустым.
Спелые, сочные виноградные грозди походили на янтарь.
— Какие предложения вызвали у вас затруднение?
— Сформулируйте цель урока.
— Зачем нам нужно уметь разграничивать однородные и неоднородные определения?
Построение проекта выхода из затруднения
Материал для наблюдения
Крым покоряет путешественников удивительными, завораживающими пейзажами.
Удивительные, завораживающие крымские пейзажи покорили многих путешественников.
— Что общего у этих предложений?
— В каком предложении между определениями можно вставить союз и, и смысл при этом не изменится?
— Какие пейзажи являются удивительными, завораживающими?
— Можно ли в первом предложении подобрать обобщающее слово в определениям?
— А во втором? Почему?
— В каком предложении есть неоднородные определения?
— Как бы вы объяснили, почему они не являются однородными.
— Попробуйте сделать вывод о том, какие определения называются неоднородными.
— Как это отражается на постановке знаков препинания?
Работа с учебником
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Записать предложения. Найти неоднородные и однородные определения.
Зеленоватые можжевеловые леса покрыли склоны крымских гор.
В легких, прозрачных облаках видна вершина Ай-Петри. Отблески теплого Черного моря слепят глаза. Переливающаяся изумрудная гладь манит с необъяснимой силой. В воде отражается голубое бездонное небо и ласковое весеннее солнце.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Это неласковые осенние тучи заволокли часть неба. Здесь низко над водой снуют вездесущие легкокрылые ласточки.
Включение в систему новых знаний
Добрая умная улыбка, простое открытое лицо, маленький деревянный дом, надежный верный друг.
Упражнение из учебника. Преобразование предложений.