Обобщение и систематизация знаний по теме урока | 1. Повторение видов односоставных предложений. - Какие предложения называются односоставными? - На какие группы они делятся? 2. Работа с упражнениями по теме урока. 2.1.Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них. Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой. Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц) 2.2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите безличные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выражено. 1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... . 5) Он как тополь между ними - только н... расти, н... цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н...чего выдумать н...возможно. Недаром ему завид...вали все наездники и н... раз пытались её украсть, только н... уд...валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав...ся. 8) Когда отец возвратился, то н... дочери, н... сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спуска...ся ещё вёрст пять по облед...невшим скалам и топкому снегу. (М. Ю. Лермонтов.) 2.3 Составьте схемы предложений. 1. Наконец рассвело. 2. Умрёмте же под Москвой, как наши братья умирали. 3. По смуглым лицам было видно, что все они были закалены в битвах. 4. Синие горы Кавказа, приветствую вас! 5. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов. 6. Мороз увеличивался, и вверху так сделалось холодно, что чёрт перепрыгивал с одного колена на другое. 2.4. - Найдите односоставные предложения, определите вид. Какова их роль в этом тексте? Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. (К. Бальмонт). Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. (А. Блок.) Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.) 2.5. Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, указать типы односоставных предложений. 1. Расскажите мне что-нибудь. 2. Чуть брезжило. 3. Быть грозе великой! 4. Слезами горю не поможешь. 5. Знаю, что шутишь – а все-таки верю. 6. Дождь над вокзалом. | 1) Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика. 3) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежится. 4) Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости . 5) Он как тополь между ними - только ни расти, ни цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. Недаром ему завидовали все наездники и ни раз пытались её украсть, только не удавалось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скрыться в лесу пешком, да жаль с ним расставаться. 8) Когда отец возвратился, то ни дочери, ни сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спускаться ещё вёрст пять по обледеневшим скалам и топкому снегу. (М. Ю. Лермонтов.) Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость. Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии. Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия. -
Определенно-личное -
Безличное -
Безличное -
Обобщенно-личное -
Определенно-личное -
Назывное |
Самостоятельная работа | 1) Среди данных предложений найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения. (1) 10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (2) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (3) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (4) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (5) Решил отступать, несмотря на то, что этому противилась его честь, несмотря на то, что многие боевые соратники упрекали его в трусости. (6) Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений. (7) Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. 2) Среди предложений 1–15 найдите сложное, в котором есть два односоставных безличных предложения. Напишите номер этого сложного предложения. (1) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (2) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (3) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (4) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (5) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (6) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (7) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (8) Слепым страхом. (9) Одиночеством. (10) Запоздалым раскаянием. (11) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (12) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (13) Содействием. (14) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (15) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. 3) Среди предложений 1–4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения. (1) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (2) А может, неистребимая потребность познания? (3) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность есть, пить, спать… (4) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного. | -
– 6 -
– 14 -
– 4 |