Односоставные предложения в поэзии С.А. Есенина (интегрированный урок )
8 класс
Мастер-класс
учителя русского языка
и литературы МКОУ «СОШ №7»
ст. Ессентукской
Предгорного муниципального района
Ставропольского края
Акопданян Е.П.
2015 год
Тема: Односоставные предложения в поэзии С. А. Есенина.
Цель: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Односоставные предложения».
Задачи:
повторить материал по теме, увидеть своеобразие односоставных предложений;
развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова;
расширить представление о личности С.А.Есенина, его роли в развитии русской литературы;
формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.
Оборудование:
толковые словари;
портрет С.А.Есенина, фонограмма песен на стихи поэта;
старославянское написание слов прения, преть;
компьютер.
Рабочая программа блока теоретиков.
1 . Вид односоставного предложения.
2. Чем выражен главный член.
3. В чем особенность употребления предложения.
Рабочая программа блока практиков.
Двусоставное или односоставное предложение. Доказать.
Выделить главные члены предложения, определить, чем выражены.
Определить вид односоставного предложения.
Рабочая программа блока рецензентов.
Ответ правильный.
Ответ точный.
Ответ полный.
Тип урока: интегрированный
Ход урока.
(Звучит романс на стихи Есенина «Не жалею, не зову , не плачу…») (Слайды 1-6)
I. Слово учителя.
Учитель. Не случайно такое музыкальное начало урока. Сегодняшний интегрированный урок я предлагаю провести в импровизированном зале заседаний, в котором разгорятся прения по вопросу: (Слайд7) Односоставные предложения в поэзии Сергея Александровича Есенина. С какой целью включены в начало урока картины природы? (Думаю, потому, что основными мотивами творчества Есенина являются темы природы и любви к родине). Какова, на ваш взгляд, цель урока – увидеть своеобразие односоставных предложений, а помогут нам разобраться в этом стихотворения великого русского поэта Сергея Есенина. Деление класса на 3 группы.
В зале заседаний присутствуют представители двух блоков.
Блок Теоретиков – ваша функция – теоретический материал.
Блок Практиков – ваша основная функция – практические задания.
И Рецензентская комиссия – ваша функция – критика и оценка. Председателем Рецензентской комиссии является учитель.
II.Словарная работа.
Учитель. Ребята, у вас не возникает вопрос о значении слова «прения»?
Слово «прения» -от старославянского
пьреть - «ссориться».
- Каково современное значение слова прения? Теоретики, ответьте на этот вопрос.
Работа с толковым словарем: прения – обсуждение, публичный спор по каким-нибудь вопросам.
- Допишите значение слова.
Задание.
-Составьте словосочетания.
Прения по докладу. Жаркие прения.
-А чем отличается предложение от словосочетания?
(В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них).
III. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд 9)
Учитель. Следующий вид работы. Выполните синтаксический разбор предложения.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (Ученик выполняет у доски).
-Ребята, как называется это стихотворение? («Береза).
-Кто автор его ? (С.А.Есенин).
-Верно, а что вам известно о Есенине как поэте? (Сергей Есенин - известный русский поэт начала 20 века. Его стихи, задушевные и музыкальные, близки и понятны разным людям. На его произведения написано много романсов). (Слайд 11)
-Какие его стихотворения вы помните? («Жеребенок», «Клен ты мой опавший», «Песня матери», «Отговорила роща золотая», «Буря»).
-Обратите внимание на его портрет. Какое впечатление он на вас производит? Используйте в своем ответе односоставные предложения. ( Молод, открыт, обаятелен, улыбка на лице).
-А сейчас мы повторим все виды односоставных предложений с помощью стихотворений Сергея Есенина. Сначала, пожалуйста, перечислите односоставные предложения в определенном порядке.
IV. Анализ видов односоставных предложений.
1. Анализ безличных предложений.
Распределительный диктант.
Еду. Тихо. Слышны звоны Грустно… Душевные муки
Под копытом на снегу, Сердце терзают и рвут…
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Задание. Распределите предложения в 2 столбца: в левый - двусоставные, в правый –односоставные, в таком порядке начинайте ответ.
Слово блока Практиков.
Учитель. Проверьте правильность ответа. (Слайд11). Какими являются односоставные предложения: «Тихо. Грустно»?
Оценка Рецензентской комиссии.
-А теперь расскажите о безличных предложениях.
Выступление блока Теоретиков.
-Полным ли был ответ? Сверим его с таблицей. (Слайд12).
2. Повторение и анализ определенно-личных предложений. (Слайд13)
Учитель. Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?
Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.
Ученики. Это высказывание об определенно-личных предложениях.
Учитель. Ребята, прежде чем мы выслушаем наших уважаемых Теоретиков, я предлагаю вам немного отдохнуть. Обратите внимание на доску. Вы видите ряд предложений, причем вы уже можете сказать, какие они (односоставные, определённо-личные). На что они похожи? (девиз, речёвку) Да, верно, эти слова и станут девизом нашего сегодняшнего урока. Давайте все вместе не только проговорим эти предложения, но и покажем их жестами.
ДУМАЮ,
ТВОРЮ,
ПИШУ,
ПОДНИМУСЬ И
РАССКАЖУ. (Ученик проводит физминутку).
А сейчас, Теоретики, ваше выступление об определенно - личных предложениях.
Ученики. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.
Учитель. Теперь вам предстоит решить лингвистическую задачу «Четвёртое лишнее». Прочитайте поэтический текст Сергея Есенина. (Слайд14)
Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я её донести?
Брошу всё. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.
-Найдите односоставные определенно-личные предложения. Какое не является таковым, почему? Докажите. Выпишите только его.
Оценка Рецензентской комиссии.
3. Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.
Учитель. К нам в зал заседаний пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос. (Слайд16).(Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт).
Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное.
Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский? Слово блоку Теоретиков. Ученики. А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях.
Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.
Учитель. Выборочный диктант. Выпишите неопределенно-личные предложения. (Слайд16).
Снова пьют тут, дерутся и плачут Пишут мне, что ты, тая тревогу
Под гармоники жёлтую грусть. Загрустила шибко обо мне,
Проклинают свои неудачи, Что ты часто ходишь на дорогу
Вспоминают московскую Русь. В старомодном ветхом шушуне.
-Зачитайте только основы неопределенно-личных предложений. Поясните запятые в первой строфе.
4.Учитель. Уважаемые Теоретики, а какие предложения называются обобщённо-личными?
-Давайте приведем примеры. (Слайд17). Назовите и запишите обобщённо-личные предложения.
И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят,
О любви вздыхают лишь украдкой,
Да глаза, как яхонты, горят.
Оценка Рецензентской комиссии.
5.Повторение и анализ назывных предложений.
Учитель. Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко основную мысль автора. Как вы думаете, при помощи каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?
Ученики. При помощи назывных предложений.
Учитель. Приведем примеры из стихотворений (Слайд18). Прочитайте. Назовите и выпишите грамматические основы назывных предложений.
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихой болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
Это назывные предложения, так как главный член – подлежащее, выраженное существительным.
Выступление блока Теоретиков.
Ученики. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется ) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.
Оценка Рецензентского блока.
Учитель. А так ли полон был ответ обоих блоков? Обратим наше внимание на следующий слайд19.
-Чем еще может быть выражено подлежащее в назывных предложениях?
-Составьте и запишите назывные предложения, чтобы в роли подлежащего выступали местоимение, числительное, количественно-именное словосочетание. (Вот оно, глупое счастье. Двадцать первое. Пять часов утра.). (Ученики записывают на доске).
V. Вывод.
Учитель Наше заседание подходит к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем своеобразие односоставных предложений?
Ученики. Своеобразие односоставных предложений заключается в том, что они точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает, что особенно важно для автора, действие или называние явлений (Слайд20).
VI.(Слайд21) Дифференцированное домашнее задание.
1.Выучить наизусть стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», выписать односоставные предложения, определить их вид.
2.Написать рецензию «Роль односоставных предложений в тексте» (план рецензии есть у вас в папках).
VII. Подведение итогов (рефлексия).
Учитель. Изучив односоставные предложения, где вы можете использовать их при подготовке к государственной итоговой аттестации? (При написании рецензии на исходный текст и краткого изложения.) Как помогут односоставные предложения на ГИА, а также при написании рецензии дома?
Учащиеся.
Определенно-личные предложения дадут возможность избежать излишнего повторения личных местоимений.
Обобщенно-личные – удобная форма передачи собственных мыслей, переживаний.
С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику нравственного состояния человека.
Назывные - помогут лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние, как автора исходного текста, так и свое. (Слайд22)
Учитель. А в жизни есть такие ситуации, когда вам помогут односоставные предложения? (На собеседовании при поступлении в ВУЗ, при составлении резюме, когда устраиваешься на работу, при деловых переговорах с партнёрами по бизнесу, в общении с людьми).
Учитель. Односоставные предложения позволят вам обогатить вашу речь, избежать однообразных конструкций, - тем самым способствуют развитию вашей речи и коммуникабельности.
БЛОК
ТЕОРИИ
БЛОК
ПРАКТИКИ
БЛОК
ОЦЕНКИ
Односоставные предложения в поэзии С.А. Есенина (интегрированный урок в 8 классе)
Мастер-класс
учителя русского языка
и литературы МОУ СОШ №7
ст. Ессентукской Предгорного района
Дэвис Елены Николаевны
2011 год