6. Конкурс «Веришь – не веришь». Верите ли вы, что односоставные предложения – это предложения с одним главным членом? Верите ли вы, что односоставные предложения с главным членом – подлежащим именуются назывными? Верите ли вы, что в определённо-личных предложениях глагол-сказуемое может быть выражен неопределённой формой глагола? Верите ли вы, что в безличных предложениях нет и быть не может подлежащего? Верите ли вы, что односоставные предложения могут быть только нераспространёнными? Верите ли вы, что определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут составлять группу обобщённо-личных предложений? Верите ли вы, что обобщённо-личные предложения часто используются в пословицах? Верите ли вы, что форма глагола-сказуемого в неопределённо-личных предложениях может быть «прошедшее время множественного числа»? Верите ли вы, что слово «нет» может выступать в роли сказуемого в безличном предложении? Верите ли вы, что двусоставные предложения могут быть определённо-личными? Уч-ся в тетради отмечают номер вопроса и письменно дают ответ «да» - «нет» 7. «Участие в прениях» Уч-ся выполняют задание: списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу и определить вид ОС Проверяется поочерёдно: 1-ая команда анализирует предложение, а 2-ая выступает в прениях: выражает согласие или исправляет ошибки. Затем проверяют на экране и получают жетоны. 8. Вернёмся к эпиграфу. Я прочитаю вам рассказ И.А.Бунина «Красавица», а вы подумайте, какую проблему ставит в нём писатель. Обратить внимание на слово «фистула» После прослушивания рассказа уч-ся формулируют проблему и записывают в тетрадь. Например: И.А.Бунин поднимает в рассказе «Красавица» проблему духовной нищеты человека, проблему семейного воспитания. 9. Задание в формате ГИА по тексту даётся отдельно для каждой команды КРАСАВИЦА (отрывок) 1)Чиновник казённой палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. 2)Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. 3)Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. 4)А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. 5)Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? 6)И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. 7)Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. 8) И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. 28 сентября 1940 Задания: Замените словосочетание «губернских чиновников», построенное по типу «согласование», синонимичным словосочетанием со связью «управление». Выпишите грамматическую основу 1-го предложения. Определите вид сказуемого «был женат» (предложение5). Среди предложений 6-8 найдите односоставное предложение, определите его вид. КРАСАВИЦА (отрывок) 1)Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. 2)Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. 3)И вскоре красавица сказала горничной: 4)— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрёт. 5)Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. 6)И мальчик, в своём круглом одиночестве на всём свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шёпотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную ещё при покойной маме, смотрит в окна… 7)Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. 8)Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свёртывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. 9)Там спрятано и всё остальное добришко его. 28 сентября 1940 Задания: 1. Замените словосочетание «отцовской спальни», построенное по типу «согласование», синонимичным словосочетанием со связью «управление». Выпишите грамматическую основу 9-го предложения. Определите вид сказуемого «был беспокойный» (предложение 2). Среди предложений 1-3 найдите односоставное предложение, определите его вид. Проверка заданий осуществляется отдельно по командам, за каждое правильно выполненное задание - жетон Подсчёт баллов и выявление победителя. 10. Рефлексия. Видеоролик «Что значит любовь?» Дом. задание. Написать сочинение-миниатюру «В чём, по-моему, смысл рассказа Бунина «Красавица»?» с использованием ОС.
| Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 4 мин Слайд 5
.
Слайд 6 - 3 мин. Слайд 7
Слайд 8 3 мин.
Слайд 9
6-7 мин.
4 мин. Слайд 10
2 мин.
6-7 мин.
4 мин.
3 мин. Слайд 11 Слайд 12 Отдельная презентация 4 мин. Слайд 13 |