Что такое однозначные и многозначные слова? Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, II класс
Учитель начальных классов:
Захарова Дарья Андреевна,
МАОУ «СОШ №5»
Минутка чистописания
Собери букву
Назовите и запишите школьные слова с этими буквами (у):
Урок, учитель, ученик, умение, ученица, ученье, чтение, чистописание, четыре, чисто.
Работа с пословицами:
Ученье – лучшее богатство.
Уменье всегда найдёт применение.
Словарная работа. Отгадайте загадки, напишите отгадки.
Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была.
Птичка-невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.
Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый …
Очень умная птица
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это?...
Я с собой её ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая…
Проверим написание словарных слов
Словарь:
сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.
-Найдите среди этих слов лишнее и объясните почему? ( карандаш, ручка)
«Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними,
и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова (в которых жили разные слова).
Из первого - кисть, ключ, корень.
Из второго – пирог, портфель, терем.
Опять задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать? Почему слова не живут вместе?»
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?
Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.
Прочитайте слова. Соотнесите слова с картинками.
Ромашка, ключ, берёза, арбуз, лисички.
- Почему вы смогли подобрать к одному слову по две картинки?
- Что вы можете сказать о значении этих слов. Эти слова могут называть несколько предметов.
- Так о чём мы будем говорить на уроке?
- Чему мы будем учиться на уроке?
Работа по учебнику. Упр. № 58, с. 47
- Прочитайте задание про себя. Прочитайте задание вслух.
- Что нужно сделать в этом упражнении? Что изображено в верхнем ряду? Что объединяет все эти рисунки?
- Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? Такое слово называется многозначным, у него два и более лексических значения.
- Почему, словом иглы названы все эти предметы?
- Что изображено в нижнем ряду? Что объединяет все эти рисунки?
- Если у слова шляпка несколько значений, то, как его можно назвать? Почему, словом шляпа названы все эти предметы?
Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)
Подчеркни главные члены в этом предложении
На доске:
Мама купила красивую шляпку.
Работа по учебнику. С. 48, упр. 59. Работа со схемой.
Обсуждение:
- Какие значения есть у слов звезда, хвост, язык?
- Что означают однозначные слова ландыш, берёза, звезда, язык, иглы?
- Составление (устно) предложения с любым многозначным словом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Однозначные слова
Многозначные слова
Словарная работа:
Разгадайте шараду:
Начало – нота,
Потом оленя украшенье.
А вместе – место оживлённого движенья. (Дорога)
- Запишите слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните букву О.
- Как мы называем дорогу ласково? (дороженька)
- Как называется знак, который стоит на дороге. (Дорожный)
- Во всех словах пишется буква О, написание этих слов нужно запомнить.
- Прочитайте слово как мы его произносим, а потом как пишем: дорога, дорожка, дороженька. Выделение не проверяемую гласную букву о в первом слоге.
- Запишите предложение: (на доске)
Мы ехали по железной дороге.
- Назовите главные члены предложения. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.
- Прочитайте второстепенные члены предложения.
- Что означает словосочетание железная дорога?
Работа по учебнику. С. 49, упр. 61.
Подумайте, о ком или о чём можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составьте предложение с любым словом.
Золотой, идёт, плывёт, молния, язык, играет.
Запись слов по их лексическому значению:
1) лиственное дерево с белой корой (берёза),
2) первый месяц осени (сентябрь),
3) слово-приветствие при встрече (здравствуйте),
4) слово, близкое по значению слову скоро (быстро),
5) небольшие плоды кустарников и трав (ягоды),
6) инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата).
Работа с образовательной платформой «Учи.Ру»
Домашнее задание
- 1.Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь
- 2. Учебник упражнение 60, страница 48
Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются?
Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?
Для чего нам нужны многозначные слова? (Многозначные слова нужны для точности и красоты речи.)
Рефлексия «Дерево знаний».
На доске плакат с деревом. У вас на партах лежат яблоки.
- Зеленое яблоко – отлично запомнил.
- Желтое яблоко – хорошо запомнил.
- Красное яблоко – пока не запомнил, но на следующем уроке запомню.