СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однозначные и многозначные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Однозначные и многозначные слова»

  Что такое однозначные и многозначные слова?   Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, II класс   Учитель начальных классов: Захарова Дарья Андреевна, МАОУ «СОШ №5»

Что такое однозначные и многозначные слова? Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, II класс

Учитель начальных классов:

Захарова Дарья Андреевна,

МАОУ «СОШ №5»

Минутка чистописания

Минутка чистописания

Собери букву

Собери букву

Назовите и запишите школьные слова с этими буквами (у): Урок, учитель, ученик, умение, ученица, ученье, чтение, чистописание, четыре, чисто.

Назовите и запишите школьные слова с этими буквами (у):

Урок, учитель, ученик, умение, ученица, ученье, чтение, чистописание, четыре, чисто.

Работа с пословицами:   Ученье – лучшее богатство. Уменье всегда найдёт применение.

Работа с пословицами:

Ученье – лучшее богатство.

Уменье всегда найдёт применение.

Словарная работа.  Отгадайте загадки, напишите отгадки. Как сажа черна, Как сметана бела, Люблю всем в лесу Рассказать где была.

Словарная работа. Отгадайте загадки, напишите отгадки.

Как сажа черна,

Как сметана бела,

Люблю всем в лесу

Рассказать где была.

Птичка-невеличка Хочет сделать шажок Получается прыжок.

Птичка-невеличка

Хочет сделать шажок

Получается прыжок.

Трели, песни разлились Среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пенье Голосистый …

Трели, песни разлились

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твоё пенье

Голосистый …

Очень умная птица Не сова и не синица, Она песен не поёт, А советы раздаёт.

Очень умная птица

Не сова и не синица,

Она песен не поёт,

А советы раздаёт.

Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь. Солнце, море или пляж Что же это?...

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь.

Солнце, море или пляж

Что же это?...

Я с собой её ношу, Не макаю, но пишу. Замечательная штучка Самопишущая…

Я с собой её ношу,

Не макаю, но пишу.

Замечательная штучка

Самопишущая…

Проверим написание словарных слов Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.  -Найдите среди этих слов лишнее и объясните почему? ( карандаш, ручка)

Проверим написание словарных слов

Словарь:

сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.

-Найдите среди этих слов лишнее и объясните почему? ( карандаш, ручка)

«Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними, и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова (в которых жили разные слова). Из первого - кисть, ключ, корень. Из второго – пирог, портфель, терем. Опять задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать? Почему слова не живут вместе?» А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос? Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.

«Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними,

и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят два домика, из которых доносились разные слова (в которых жили разные слова).

Из первого - кисть, ключ, корень.

Из второго – пирог, портфель, терем.

Опять задумались ручка и карандаш, в какой домик им постучать? Почему слова не живут вместе?»

А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?

Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.

Прочитайте слова. Соотнесите слова с картинками. Ромашка, ключ, берёза, арбуз, лисички.

Прочитайте слова. Соотнесите слова с картинками.

Ромашка, ключ, берёза, арбуз, лисички.

Почему вы смогли подобрать к одному слову по две картинки? Что вы можете сказать о значении этих слов. Эти слова могут называть несколько предметов. Так о чём мы будем говорить на уроке? Чему мы будем учиться на уроке?
  • Почему вы смогли подобрать к одному слову по две картинки?
  • Что вы можете сказать о значении этих слов. Эти слова могут называть несколько предметов.
  • Так о чём мы будем говорить на уроке?
  • Чему мы будем учиться на уроке?
Работа по учебнику.  Упр. № 58, с. 47

Работа по учебнику. Упр. № 58, с. 47

Прочитайте задание про себя. Прочитайте задание вслух. Что нужно сделать в этом упражнении? Что изображено в верхнем ряду? Что объединяет все эти рисунки? Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? Такое слово называется многозначным, у него два и более лексических значения. Почему, словом иглы названы все эти предметы? Что изображено в нижнем ряду? Что объединяет все эти рисунки? Если у слова шляпка несколько значений, то, как его можно назвать? Почему, словом шляпа названы все эти предметы?
  • Прочитайте задание про себя. Прочитайте задание вслух.
  • Что нужно сделать в этом упражнении? Что изображено в верхнем ряду? Что объединяет все эти рисунки?
  • Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? Такое слово называется многозначным, у него два и более лексических значения.
  • Почему, словом иглы названы все эти предметы?
  • Что изображено в нижнем ряду? Что объединяет все эти рисунки?
  • Если у слова шляпка несколько значений, то, как его можно назвать? Почему, словом шляпа названы все эти предметы?
Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски) Подчеркни главные члены в этом предложении  На доске:  Мама  купила красивую шляпку.

Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)

Подчеркни главные члены в этом предложении

На доске:

Мама купила красивую шляпку.

Работа по учебнику. С. 48, упр. 59.  Работа со схемой.

Работа по учебнику. С. 48, упр. 59. Работа со схемой.

Обсуждение: Какие значения есть у слов звезда, хвост, язык? Что означают однозначные слова ландыш, берёза, звезда, язык, иглы? Составление (устно) предложения с любым многозначным словом.

Обсуждение:

  • Какие значения есть у слов звезда, хвост, язык?
  • Что означают однозначные слова ландыш, берёза, звезда, язык, иглы?
  • Составление (устно) предложения с любым многозначным словом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали. Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Однозначные слова Многозначные слова

Однозначные слова

Многозначные слова

Словарная работа: Разгадайте шараду: Начало – нота, Потом оленя украшенье. А вместе – место оживлённого движенья. (Дорога) Запишите слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните букву О. Как мы называем дорогу ласково? (дороженька) Как называется знак, который стоит на дороге. (Дорожный) Во всех словах пишется буква О, написание этих слов нужно запомнить.

Словарная работа:

Разгадайте шараду:

Начало – нота,

Потом оленя украшенье.

А вместе – место оживлённого движенья. (Дорога)

  • Запишите слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните букву О.
  • Как мы называем дорогу ласково? (дороженька)
  • Как называется знак, который стоит на дороге. (Дорожный)
  • Во всех словах пишется буква О, написание этих слов нужно запомнить.
Прочитайте слово как мы его произносим, а потом как пишем: дорога, дорожка, дороженька. Выделение не проверяемую гласную букву о в первом слоге. Запишите предложение: (на доске) Мы  ехали по железной дороге. Назовите главные члены предложения. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое. Прочитайте второстепенные члены предложения. Что означает словосочетание железная дорога?
  • Прочитайте слово как мы его произносим, а потом как пишем: дорога, дорожка, дороженька. Выделение не проверяемую гласную букву о в первом слоге.
  • Запишите предложение: (на доске)

Мы ехали по железной дороге.

  • Назовите главные члены предложения. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.
  • Прочитайте второстепенные члены предложения.
  • Что означает словосочетание железная дорога?
Работа по учебнику.  С. 49, упр. 61.

Работа по учебнику. С. 49, упр. 61.

Подумайте, о ком или о чём можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составьте предложение с любым словом. Золотой, идёт, плывёт, молния, язык, играет. Запись слов по их лексическому значению: 1) лиственное дерево с белой корой (берёза), 2) первый месяц осени (сентябрь), 3) слово-приветствие при встрече (здравствуйте), 4) слово, близкое по значению слову скоро (быстро), 5) небольшие плоды кустарников и трав (ягоды), 6) инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата).

Подумайте, о ком или о чём можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составьте предложение с любым словом.

Золотой, идёт, плывёт, молния, язык, играет.

Запись слов по их лексическому значению:

1) лиственное дерево с белой корой (берёза),

2) первый месяц осени (сентябрь),

3) слово-приветствие при встрече (здравствуйте),

4) слово, близкое по значению слову скоро (быстро),

5) небольшие плоды кустарников и трав (ягоды),

6) инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата).

Работа с образовательной платформой «Учи.Ру»

Работа с образовательной платформой «Учи.Ру»

Домашнее задание 1.Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь 2. Учебник упражнение 60, страница 48

Домашнее задание

  • 1.Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь
  • 2. Учебник упражнение 60, страница 48
Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются? Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?  Для чего нам нужны многозначные слова? (Многозначные слова нужны для точности и красоты речи.)

Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются?

Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?

Для чего нам нужны многозначные слова? (Многозначные слова нужны для точности и красоты речи.)

Рефлексия «Дерево знаний».    На доске плакат с деревом. У вас на партах лежат яблоки. Зеленое яблоко – отлично запомнил. Желтое яблоко – хорошо запомнил. Красное яблоко – пока не запомнил, но на следующем уроке запомню.

Рефлексия «Дерево знаний».

На доске плакат с деревом. У вас на партах лежат яблоки.

  • Зеленое яблоко – отлично запомнил.
  • Желтое яблоко – хорошо запомнил.
  • Красное яблоко – пока не запомнил, но на следующем уроке запомню.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!