СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока разработан для  ознакомления  обучающих с новым понятием неодушевлённые существительные; учит распознать одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Просмотр содержимого документа
«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.»


Конспект урока

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Класс: 2

Предмет: русский язык

УМК: «Школа России»

Тип урока: открытие новых знаний

Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов.

Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия.

Цель урока: формировать умения ставить вопросы к словам, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.

Развивающие: развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.

Воспитательные: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Методы: беседа, работа с учебником, комментированное письмо.

Приёмы: проблемные вопросы, рассуждение, сравнительная и обобщающая характеристика понятия.

Средства: презентация, картинный словарный диктант, разноуровневые карточки с заданиями.

Мотивация: применение стихов-настроев, физминутка, рефлексия.

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, проблемное обучение, деятельностный метод.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

Предметные:

  • освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;

  • освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

  • добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

Коммуникативные:

  • умение оформлять свои мысли в устной речи;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Оборудование: презентация, учебник «Русский язык», карточки со словами, карточки с разноуровневыми заданиями.








Ход урока

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (слайд №1)

- Здравствуйте, ребята! Догадайтесь, что у меня в руках? Верно, «Черный ящик». Наш урок начнём с игры «Что в черном ящике?»

Первая подсказка.

«Порой идут, порой стоят,

Порой лежат, порой висят.

А вот сидеть, скажу вам сразу,

Не приходилось им ни разу» (Часы)

- Из чёрного ящика мы достаём песочные часы ,которые будут помогать нам сегодня.

- Чтобы ответить на вопрос «Для чего нужны часы?» вторая подсказка.

«Без ног, без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его»? (Время)

«Его у нас много, но нам этого постоянно не хватает?» (Время)

- Часы нужны, чтобы научиться ценить свое время, знать, сколько времени уходит на ту или иную работу или действие.

- Девиз нашего урока «Потерянную вещь можно найти, а потерянное время — никогда». А как вы это понимаете?


  1. Этап актуализации знаний

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

На доске (РЕВЯМ)

- Какое слово зашифровано, кто догадался? (Время)

- К какой части речи отнесем это слово? Что мы можем рассказать об этом имени существительном? (Время – имя существительное, отвечает на вопрос что? среднего рода, единственного числа)

- Что вы можете рассказать об имени существительном? (Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что?)

- Найдите в слове «Время» букву, которая обозначает 2 звука. (Звук Я)

- Дайте характеристику звука. (Состоит из 2-х звуков [Й] [А], звук [й] — согласный, мягкий, глухой, звук [а] — гласный, безударный)

- Пропишите букву Я в тетради по образцу. (Слайд №2)

- Оцените себя. Выберите и подчеркните самые, по вашему мнению, красивые буквы.

- Сделаем письменно звуко-буквенный разбор слова «Время». (Слайд №3) (1 ученик ведёт запись у доски)

3. Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

  • Посмотрите на экран, разгадайте кроссворд. (Слайд №4)

  1. Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб - всю добычу мою - я с радостью этим зверям отдаю. (Рот)

  2. Весной вырастает, а осенью опадает. (Лист)

  3. Есть и ножка, есть и шляпка, а не гриб. (Зонт)

  4. В одежде богатой живет без оконца, да сам слеповатый, не видывал солнца. (Крот)

  5. Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кот)

  6. На самолете это слово и на корабле, можно встретить его и вдоль шоссе. (Борт)



- В чем сходство слов, которые вы записали? К какой части речи относятся слова? (Состоят из одного слога. Во всех словах есть буква Т. Это имена существительные мужского рода, единственного числа.)

- На какие группы вы можете разделить? (Одни слова отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа, а другие – отвечают на вопрос что? и обозначают неживые существа).

- Девочки пусть назовут существительные, которые отвечают на вопрос кто?

- Мальчики назовут существительные, которые отвечают на вопрос что?

- Спрогнозируйте, что мы будем изучать сегодня на уроке? Чему должны будем научиться? (Об имени существительном. Различать живые и неживые предметы по вопросам кто? что?)

- Какова тема нашего урока? (Одушевленные и неодушевлённые имена существительные)

- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд №5) (Учиться определять одушевлённые и неодушевлённые существительные)

- Почему это важно для нас? (Ответы учеников)

- Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

По какому признаку можно распределить слова? (Слайд №6)

- Верно. Запишите слова в два столбика по вопросам. Работаем по цепочке. Наши помощники — песочные часы — помогут нам не потерять много времени на эту работу. На выполнение задания даётся 1 минута.

Кто? Что?

собака берёза

ворона капуста

заяц морковь

синица стакан

- Как можно назвать слова в первом столбике? Во втором столбике? (В первом столбике — одушевленные имена существительные, во втором — неодушевлённые)

- А кто догадался, на какое правило эти слова? (Это словарные слова)

- Проверяем написание словарных слов в паре по образцу. Все ли верно справились с заданием? Кому из ребят еще требуется повторить эти словарные слова?

  1. Физминутка (Слайд №7)

- А сейчас поиграем. Игра из «Черного ящика».

- Если услышите одушевлённое имя существительное, шагайте на месте.

- Если услышите неодушевлённое имя существительное, приседайте.

Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты
,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты
,
Мухоморы и конфеты
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики
,
И компьютер, и дискеты
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Закрепить новый материал нам поможет учебник: страница 49, упражнение 81. (Слайд №8). Песочные часы отводят нам время 5 минут на выполнение упражнения.

- Чтобы проверить правильно ли вы выполнили упражнение,сыграем в игру «Лови мяч». Кому в руки я кину мяч, читает одну строчку из упражнения и слова, которые вы вставили.

Сделайте вывод? (Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают людей или животных)

- Прочитайте правило на странице 48. (Слайд №9)

- Расскажите друг другу.

- Теперь рассмотрим упражнение 84 на странице 50. (Слайд №10)

- Прочитайте текст.

- Что обозначает каждое выделенное слово? На какой вопрос они отвечают?

- Какой вывод можем сделать теперь? (Это неодушевлённые имена существенные отвечают на вопрос что? и не обозначают живые предметы)

- Давайте прочитаем правило на странице 50. (Слайд №11)

- Запишите выделенные слова в тетрадь. Песочные часы нам отмеряют время 1 минуту. Вперёд, ребята!

  • Давайте проверим, какие слова вы выписали в тетрадь. Посмотрите на презентацию и проверьте все ли слова вы записали (Слайд №12)

  • На слайде записаны слова (река, иней, облака, равнина, шалаш, картина, пейзаж, собака, часы). Из них 2 лишних дети должны заметить (собака, часы)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

- На столах карточки с заданиями. Прочитайте его. Всем ли понятно задание? На выполнение этого задания песочные часы отмеряют 5 минут.

- Проверим. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и карандашом исправьте ошибки,если они есть.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик. Прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли. Что-то грустное слышится в осеннем лесу.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

- Что мы сегодня изучали на уроке? Какую цель перед собой ставили?

  • Удалось ли ее достичь? Кому было трудно?

  • Смогли ли мы с пользой использовать своё время?

- Продолжите предложения:

- Имена существительные обозначают …

- Имена существительные отвечают на вопросы …

- Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

- Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …

На картинке найдите и назовите одушевленные и неодушевлённые имена существительные (Слайд №13)

- Кто больше найдет и назовет одушевленных существительных?

-Кто больше найдет и назовет неодушевленных существительных?









9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов (Слайд №14)

- Запишите домашнее задание. (Страница 51, Упражнение 86)

- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

- Спасибо всем за работу, желаю успехов в изучении русского языка! (Слайд №15)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!