СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 8

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12159

На рисунке схематично изображена связь растительной клетки с окружающей средой.

Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

        2.  Тип 2 № 35132

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  хвощ полевой

Б)  дождевик грушевидный

В)  туберкулезная палочка

Г)  ланцетник европейский

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35155

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  род Редька

2)  семейство Крестоцветные

3)  класс Двудольные

4)  вид Редька дикая

5)  отдел Покрытосеменные

        4.  Тип 4 № 39150

Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (ч), а по оси у  — число образовавшихся особей ед.)).

Какие два из приведенных описаний характеризуют данную зависимость?

 

Скорость размножения организма

1)  увеличивается с 0 до 4 часов

2)  не изменяется после 15 часов наблюдений

3)  минимальна на 6-м часу наблюдений

4)  снижается после 12 часов эксперимента

5)  наиболее быстро растет с 6-го по 8-й час измерений

        5.  Тип 5 № 14864

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.

2)  Ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп.

3)  В момент исчезновения пульса манометр указывает минимальное (диастолическое) давление.

4)  Плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнаженного плеча испытуемого и закрепите ее.

5)  В момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению.

6)  Приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе.

        6.  Тип 6 № 35096

Научный метод, обобщающий знания в определенной области и прогнозирующий появление новых фактов и новых знаний называется:

 

1)  гипотеза

2)  наблюдение

3)  эксперимент

4)  теория

        7.  Тип 7 № 39153

Известно, что щука обыкновенная  — крупная пресноводная рыба, ведущая хищный образ жизни.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Живет щука обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных несоленых водах.

2)  Из щуки можно приготовить очень много вкусных блюд, так, заливная щука  — очень вкусное блюдо, а вареная хорошо держит форму», не разваливается на куски.

3)  Щука поедает рыб, птенцов и крупных насекомых, подкарауливая свою добычу из засады.

4)  Размножается щука ранней весной.

5)  Окрас тела зеленоватый, с крупными бурыми пятнами на боках.

6)  Длина тела взрослого животного составляет 1,5 м, а масса свыше 30 кг.

        8.  Тип 8 № 1175

Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:

 

 

Целое Часть
Бабочка аполлон Трахеи
Камчатский краб ...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  кожа

2)  легкие

3)  трахеи

4)  жабры

        9.  Тип 9 № 2384

Что из перечисленного входит в состав клеток прокариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  ядро

2)  цитоплазма

3)  эндоплазматическая сеть

4)  плазматическая мембрана

5)  рибосомы

6)  пластиды

        10.  Тип 10 № 60

Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ОБМЕН БЕЛКОВ

 

Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) кровь 2) глицерин 3) аминокислота 4) лимфа
5) синтез 6) мочевина 7) распад 8) глюкоза

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 39018

Установите соответствие между признаками и животными, изображенными на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

1

2

 

 

 

ПРИЗНАКИ

 

А)  непостоянная температура тела

Б)  отсутствие зубов

В)  трехкамерное сердце

Г)  имеет воздушные мешки

Д)  тело, покрытое роговыми чешуйками

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ

 

1)  1

2)  2

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 1112

Верны ли следующие суждения о круглых червях?

 

А.  К круглым червям относят белую планарию и печеночного сосальщика.

Б.  Круглые черви имеют сквозной кишечник: у них развиты ротовое и анальное отверстия.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 2304

Рассмотрите изображение барана-муфлона. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению муфлона, по следующему плану: форма рогов, возраст изображенного животного по строению тела, возраст животного по форме рогов, тип копыт, принадлежность к систематической группе копытных млекопитающих.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35176

Под каким номером изображен спинной мозг человека?

        15.  Тип 15 № 1160

Чем подтверждается единство рас вида Человек разумный?

 

1)  общественным образом жизни

2)  единым ареалом обитания

3)  способностью давать плодовитое потомство

4)  единым планом строения

        16.  Тип 16 № 35313

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета передней конечности человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  плечевая кость

2)  таранная кость

3)  лучевая кость

4)  локтевая кость

5)  кость пясти

6)  фаланги пальцев

        17.  Тип 17 № 39092

Какие признаки характерны для условных рефлексов? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  передаются по наследству

2)  одинаковы у всех особей вида

3)  формируются в процессе индивидуального развития организма

4)  не передаются по наследству

5)  являются врожденными

6)  обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды

        18.  Тип 18 № 1951

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

А)  не имеют постоянной формы тела

Б)  в их состав входит гемоглобин

В)  переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела

Г)  обеспечивают иммунитет

Д)  в зрелом состоянии имеют ядро

 

 

 

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

 

1)  эритроциты

2)  лейкоциты

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 35259

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пеночки .

 

1)  продуцент

2)  насекомоядный

3)  сезонная миграция

4)  травоядный

5)  редуцент

6)  консумент второго порядка

        20.  Тип 20 № 35209

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит зеленая дубовая листовертка. В ответе запишите последовательность букв, которыми на схеме обозначены выбранные организмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35269

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пядениц и дубовых заболонников, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности зябликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность пядениц Численность дубовых заболонников
        22.  Тип 22 № 39104

Томат  — популярная овощная культура. Рассмотрите рисунок, на котором показаны условия выращивания и продолжительность вегетационного периода томата. Почему в нашей стране эту культуру высаживают в почву рассадой, а не семенами, как, например, репу или свеклу? Укажите две причины

          23.  Тип 23 № 39105

В 1679 г. итальянский ученый М. Мальпиги поставил следующий эксперимент. Он удалил с дерева кольцо коры и, таким образом, нарушил непрерывность флоэмы (она расположена непосредственно под корой, и если снять с дерева кору, то примыкающая к ней флоэма также отделяется от древесины, оставив нетронутой саму древесину дерева). После этой процедуры над оголенным участком наблюдалось разрастание коры, из которой выделялась жидкость, сладкая на вкус. В течение многих дней листья, казалось бы, не испытывали никакого неблагоприятного воздействия. Однако постепенно они начинали увядать и отмирать, а вскоре погибло и все дерево.

Объясните с точки зрения физиологии растения, транспорт каких веществ нарушил своими действиями ученый и почему растение не сразу, но погибало.

          24.  Тип 24 № 607

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

 

Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, ученый считал, что приобретенные организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

 

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определенных условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения ученый подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определенными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.

 

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить свое положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.

 

Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведем еще один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?

2)  Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?

3)  В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.

          25.  Тип 25 № 1641

Пользуясь таблицей «Расход энергии у взрослого человека, при средней температуре и влажности поверхности окружающей среды и обычных нагрузках» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  В каких условиях отдача тепла происходит в основном за счет испарения?

2)  На какой процесс тратится больше всего энергии?

3)  Почему в походах не рекомендуется спать на земле без коврика или подстилки из травы или хвои?

 

Расход энергии у взрослого человека, при средней температуре и влажности поверхности окружающей

среды и обычных нагрузках

 

 

Форма расхода энергии Количество килокалорий Процент всей теплоотдачи

 

Дыхание, испарение 35 1,30
Работа 51 1,88
Испарение воды кожей 558 20,67
Нагревание выдыхаемого воздуха 42 1,55
Теплопроведение  — нагревание окружающего воздуха 833 30,85
Теплоизлучение 1181 43,75
          26.  Тип 26 № 39136

Наташа вместе с родителями посещала Ярославль. После экскурсии в Ярославский художественный музей-заповедник семья решила перекусить в местном кафе быстрого питания. Наташа заказала себе следующие блюда: куриная лапша, сосиски с гречневой кашей, блинчики со сгущенным молоком, чай сладкий.

Используя данные таблиц 1 и 2 выполните задания.

 

1)  Рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда 9-летней Наташи, если она питается четыре раза в день.

2)  Насколько выбранные Наташей блюда соответствуют обеду по содержанию углеводов (в %)?

3)  Каких заболеваний, связанных с авитаминозом жирорастворимых витаминов следует опасаться ребенку? Назовите не менее двух заболеваний.

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г) Энергетическая ценность (ккал)
Борщ сибирский 4 17 7 200
Лапша куриная 12 4 20 165
Сосиски (2 шт.) с гречневой кашей 16 28 36 470
Плов с курицей 14 18 36 360
Омлет с ветчиной 21 14 35 350
Салат «Цезарь» 14 12 15 250
Салат овощной 3 0 10 60
Салат мясной 6 23 10 285
Блинчики со сгущенным молоком 11,0 21,0 74,0 547
Морс клюквенный 0 0 24 100
Апельсиновый сок 2 0 35 225
Яблочный сок 0 0 19 84
Чай сладкий 0 0 14 68

 

Таблица 2

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 8»

1.  Тип 1 № 12159

На рисунке схематично изображена связь растительной клетки с окружающей средой.

Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

2.  Тип 2 № 35132

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  хвощ полевой

Б)  дождевик грушевидный

В)  туберкулезная палочка

Г)  ланцетник европейский

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35155

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  род Редька

2)  семейство Крестоцветные

3)  класс Двудольные

4)  вид Редька дикая

5)  отдел Покрытосеменные

4.  Тип 4 № 39150

Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (ч), а по оси у  — число образовавшихся особей ед.)).

Какие два из приведенных описаний характеризуют данную зависимость?

 

Скорость размножения организма

1)  увеличивается с 0 до 4 часов

2)  не изменяется после 15 часов наблюдений

3)  минимальна на 6-м часу наблюдений

4)  снижается после 12 часов эксперимента

5)  наиболее быстро растет с 6-го по 8-й час измерений

5.  Тип 5 № 14864

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.

2)  Ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп.

3)  В момент исчезновения пульса манометр указывает минимальное (диастолическое) давление.

4)  Плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнаженного плеча испытуемого и закрепите ее.

5)  В момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению.

6)  Приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе.

6.  Тип 6 № 35096

Научный метод, обобщающий знания в определенной области и прогнозирующий появление новых фактов и новых знаний называется:

 

1)  гипотеза

2)  наблюдение

3)  эксперимент

4)  теория

7.  Тип 7 № 39153

Известно, что щука обыкновенная  — крупная пресноводная рыба, ведущая хищный образ жизни.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Живет щука обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных несоленых водах.

2)  Из щуки можно приготовить очень много вкусных блюд, так, заливная щука  — очень вкусное блюдо, а вареная хорошо держит форму», не разваливается на куски.

3)  Щука поедает рыб, птенцов и крупных насекомых, подкарауливая свою добычу из засады.

4)  Размножается щука ранней весной.

5)  Окрас тела зеленоватый, с крупными бурыми пятнами на боках.

6)  Длина тела взрослого животного составляет 1,5 м, а масса свыше 30 кг.

8.  Тип 8 № 1175

Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:

 

Целое

Часть

Бабочка аполлон

Трахеи

Камчатский краб

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  кожа

2)  легкие

3)  трахеи

4)  жабры

9.  Тип 9 № 2384

Что из перечисленного входит в состав клеток прокариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  ядро

2)  цитоплазма

3)  эндоплазматическая сеть

4)  плазматическая мембрана

5)  рибосомы

6)  пластиды

10.  Тип 10 № 60

Вставьте в текст «Обмен белков» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ОБМЕН БЕЛКОВ

Ферментативное расщепление поступающих с пищей белков происходит в желудке и тонком кишечнике. Образовавшиеся ___________ (А) активно всасываются в ворсинки кишки, поступают в ___________ (Б) и разносятся ко всем клеткам организма. В клетках с поступившими веществами происходит два процесса: ___________ (В) новых белков на рибосомах и окончательное окисление до аммиака, который превращается в ___________ (Г) и в таком состоянии выводится из организма.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кровь

2) глицерин

3) аминокислота

4) лимфа

5) синтез

6) мочевина

7) распад

8) глюкоза

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 39018

Установите соответствие между признаками и животными, изображенными на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1

2

ПРИЗНАКИ

А)  непостоянная температура тела

Б)  отсутствие зубов

В)  трехкамерное сердце

Г)  имеет воздушные мешки

Д)  тело, покрытое роговыми чешуйками

ЖИВОТНЫЕ

1)  1

2)  2

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1112

Верны ли следующие суждения о круглых червях?

 

А.  К круглым червям относят белую планарию и печеночного сосальщика.

Б.  Круглые черви имеют сквозной кишечник: у них развиты ротовое и анальное отверстия.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 2304

Рассмотрите изображение барана-муфлона. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению муфлона, по следующему плану: форма рогов, возраст изображенного животного по строению тела, возраст животного по форме рогов, тип копыт, принадлежность к систематической группе копытных млекопитающих.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35176

Под каким номером изображен спинной мозг человека?

15.  Тип 15 № 1160

Чем подтверждается единство рас вида Человек разумный?

 

1)  общественным образом жизни

2)  единым ареалом обитания

3)  способностью давать плодовитое потомство

4)  единым планом строения

16.  Тип 16 № 35313

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение скелета передней конечности человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  плечевая кость

2)  таранная кость

3)  лучевая кость

4)  локтевая кость

5)  кость пясти

6)  фаланги пальцев

17.  Тип 17 № 39092

Какие признаки характерны для условных рефлексов? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  передаются по наследству

2)  одинаковы у всех особей вида

3)  формируются в процессе индивидуального развития организма

4)  не передаются по наследству

5)  являются врожденными

6)  обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды

18.  Тип 18 № 1951

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК

А)  не имеют постоянной формы тела

Б)  в их состав входит гемоглобин

В)  переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела

Г)  обеспечивают иммунитет

Д)  в зрелом состоянии имеют ядро

ТИП КЛЕТОК КРОВИ

1)  эритроциты

2)  лейкоциты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35259

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пеночки .

 

1)  продуцент

2)  насекомоядный

3)  сезонная миграция

4)  травоядный

5)  редуцент

6)  консумент второго порядка

20.  Тип 20 № 35209

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит зеленая дубовая листовертка. В ответе запишите последовательность букв, которыми на схеме обозначены выбранные организмы.

 

21.  Тип 21 № 35269

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пядениц и дубовых заболонников, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности зябликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность пядениц

Численность дубовых заболонников

22.  Тип 22 № 39104

Томат  — популярная овощная культура. Рассмотрите рисунок, на котором показаны условия выращивания и продолжительность вегетационного периода томата. Почему в нашей стране эту культуру высаживают в почву рассадой, а не семенами, как, например, репу или свеклу? Укажите две причины

23.  Тип 23 № 39105

В 1679 г. итальянский ученый М. Мальпиги поставил следующий эксперимент. Он удалил с дерева кольцо коры и, таким образом, нарушил непрерывность флоэмы (она расположена непосредственно под корой, и если снять с дерева кору, то примыкающая к ней флоэма также отделяется от древесины, оставив нетронутой саму древесину дерева). После этой процедуры над оголенным участком наблюдалось разрастание коры, из которой выделялась жидкость, сладкая на вкус. В течение многих дней листья, казалось бы, не испытывали никакого неблагоприятного воздействия. Однако постепенно они начинали увядать и отмирать, а вскоре погибло и все дерево.

Объясните с точки зрения физиологии растения, транспорт каких веществ нарушил своими действиями ученый и почему растение не сразу, но погибало.

24.  Тип 24 № 607

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

 

Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, ученый считал, что приобретенные организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.

 

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определенных условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения ученый подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определенными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта.

 

Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить свое положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.

 

Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным в других. Приведем еще один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.

Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

 

1)  Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?

2)  Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?

3)  В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.

25.  Тип 25 № 1641

Пользуясь таблицей «Расход энергии у взрослого человека, при средней температуре и влажности поверхности окружающей среды и обычных нагрузках» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  В каких условиях отдача тепла происходит в основном за счет испарения?

2)  На какой процесс тратится больше всего энергии?

3)  Почему в походах не рекомендуется спать на земле без коврика или подстилки из травы или хвои?

Расход энергии у взрослого человека, при средней температуре и влажности поверхности окружающей

среды и обычных нагрузках

Форма расхода энергии

Количество килокалорий

Процент всей теплоотдачи

Дыхание, испарение

35

1,30

Работа

51

1,88

Испарение воды кожей

558

20,67

Нагревание выдыхаемого воздуха

42

1,55

Теплопроведение  — нагревание окружающего воздуха

833

30,85

Теплоизлучение

1181

43,75

26.  Тип 26 № 39136

Наташа вместе с родителями посещала Ярославль. После экскурсии в Ярославский художественный музей-заповедник семья решила перекусить в местном кафе быстрого питания. Наташа заказала себе следующие блюда: куриная лапша, сосиски с гречневой кашей, блинчики со сгущенным молоком, чай сладкий.

Используя данные таблиц 1 и 2 выполните задания.

 

1)  Рассчитайте рекомендуемую калорийность обеда 9-летней Наташи, если она питается четыре раза в день.

2)  Насколько выбранные Наташей блюда соответствуют обеду по содержанию углеводов (в %)?

3)  Каких заболеваний, связанных с авитаминозом жирорастворимых витаминов следует опасаться ребенку? Назовите не менее двух заболеваний.

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергетическая ценность (ккал)

Борщ сибирский

4

17

7

200

Лапша куриная

12

4

20

165

Сосиски (2 шт.) с гречневой кашей

16

28

36

470

Плов с курицей

14

18

36

360

Омлет с ветчиной

21

14

35

350

Салат «Цезарь»

14

12

15

250

Салат овощной

3

0

10

60

Салат мясной

6

23

10

285

Блинчики со сгущенным молоком

11,0

21,0

74,0

547

Морс клюквенный

0

0

24

100

Апельсиновый сок

2

0

35

225

Яблочный сок

0

0

19

84

Чай сладкий

0

0

14

68

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя