СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 13

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12118

Какое явление в жизни растения изображено на рисунке?

2.  Тип 2 № 35130

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  венерина мухоловка

Б)  холерный вибрион

В)  трутовик окаймленный

Г)  актиния ковровая

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35164

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вид Гималайский медведь

2)  семейство Медвежьи

3)  класс Млекопитающие

4)  отряд Хищные

5)  тип Хордовые

4.  Тип 4 № 20773

Изучите график зависимости массы тела организма от продолжительности жизни (по оси х отложено время (годы), а по оси у – масса тела организма (кг)).

 

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном интервале времени?

 

1)  Масса организма в целом возрастает в течение периода наблюдений.

2)  В первый год жизни масса тела организма экспоненциально растет.

3)  Наибольшей массы организм достигает на 6-й год жизни.

4)  Периоды интенсивного набора массы чередуются с периодами стабильности или потери массы.

5)  Самая высокая скорость набора массы организма наблюдается в период со 2-го по 3-й год жизни.

5.  Тип 5 № 1952

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  зерна пшеницы

2)  рыжая лисица

3)  клоп вредная черепашка

4)  степной орел

5)  обыкновенный перепел

6.  Тип 6 № 35115

В процессе работы в биологической лаборатории категорически запрещается

 

1)  принимать пищу и пить

2)  брать лабораторное оборудование в руки

3)  перемещаться по территории лаборатории

4)  соблюдать аккуратность и осторожность

7.  Тип 7 № 16411

Известно, что Луи Пастер  — микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

 

1)  В своих экспериментах ученый доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.

2)  Изучая физические свойства винной кислоты, ученый обнаружил, что она обладает оптической активностью.

3)  Ученый разработал метод предохранительных прививок.

4)  Ученый открыл мельчайшие организмы  — анаэробы, которые могут жить

без кислорода.

5)  Ученый был награжден орденами почти всех стран мира.

6)  Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов ученый предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 мин. или при температуре 70  — 80 °C в течение 30 мин.

8.  Тип 8 № 20801

Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.

 

 

Группа 1 Группа 2
Клен Можжевельник
Липа Сосна
Вишня Ель

 

Что из перечисленного было положено в основу классификации (разделения) этих организмов на группы?

 

1)  наличие вегетативных органов

2)  способы опыления

3)  наличие цветка и плода

4)  способность к фотосинтезу

9.  Тип 9 № 1305

Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  пользование общественным туалетом

2)  поцелуй в щеку больного СПИДом

3)  нахождение за одной партой с больным СПИДом

4)  пользование чужой зубной щеткой

5)  прокалывание ушей

6)  нанесение татуировки

10.  Тип 10 № 988

Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИСТА

 

В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) жилка 2) кислород 3) кожица 4) поглощение
5) углекислый газ 6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

11.  Тип 11 № 1679

Установите соответствие между перечисленными характеристиками растений и растениями, к которым эти характеристики относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  питательные вещества семян запасаются в семядолях

Б)  имеет корневую систему мочковатого типа

В)  не имеет камбия в проводящих пучках

Г)  число частей цветка кратно трем

Д)  жилкование листьев сетчатое

Е)  цветок имеет билатеральную симметрию

 

 

 

РАСТЕНИЕ

 

1)  рожь

2)  горох

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

12.  Тип 12 № 1402

Верны ли следующие суждения о царстве животных?

 

А.  Некоторые многоклеточные животные способны к фотосинтезу.

Б.  Все водные животные хищники.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 1053

Рассмотрите фотографию листа фиалки узумбарской. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 35175

Под каким номером изображена поджелудочная железа человека?

15.  Тип 15 № 432

В какой части глазного яблока происходит фокусировка изображения у людей с нормальным зрением?

 

1)  в области желтого пятна

2)  перед сетчаткой

3)  за сетчаткой

4)  в области слепого пятна

16.  Тип 16 № 35317

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  лобная кость

2)  затылочная кость

3)  височная кость

4)  теменная кость

5)  нижнечелюстная кость

6)  скуловая кость

17.  Тип 17 № 217

Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  спинно-мозговой нерв

2)  нервный узел

3)  промежуточный мозг

4)  черепно-мозговой нерв

5)  спинной мозг

6)  средний мозг

18.  Тип 18 № 39128

Установите соответствие между характеристикой и видами рефлексов, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  характерен для всех особей данного вида

Б)  определяет поведение организма в изменившихся условиях

В)  обеспечивает приспособление организма к конкретным условиям окружающей среды

Г)  позволяет приобрести новый опыт, получаемый в течение жизни

Д)  обеспечивает реализацию опыта, накопленного предками

Е)  обеспечивает сохранение вида в течение ряда поколений

 

 

 

ВИДЫ РЕФЛЕКСОВ

 

1)  безусловный

2)  условный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

19.  Тип 19 № 35216

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы

20.  Тип 20 № 35196

Составьте пищевую цепь из четырех уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35236

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность жуков плавунцов Численность крупных рыб

22.  Тип 22 № 12490

Посмотрите на изображение эритроцитов в разной среде. В каком растворе находятся эритроциты на третьем рисунке? Почему они разрушаются?

23.  Тип 23 № 20990

Ученый исследовал отделение протопласта растительной клетки от клеточной стенки. Протопласт  — это содержимое клетки за исключением клеточной стенки. В качестве объекта исследования ученый использовал препарат кожицы лука. В ходе первой части эксперимента ученый обработал препарат соленой водой, при этом протопласт отошел от клеточной стенки. В ходе второй части эксперимента, ученый обработал этот же препарат водой, и протопласт снова вернулся в исходное состояние.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Вследствие чего протопласт отошел от клеточной стенки?

24.  Тип 24 № 1310

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

 

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название«Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых(контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьезный удар по теории самозарождения нанес Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Ученый сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил ее мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (ученый использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, ученые, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем«активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1)  Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2)  Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3)  Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

25.  Тип 25 № 1627

По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак легких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

 

 

Рак легких в % Рак гортани Ишемическая болезнь сердца
некурящие курящие некурящие курящие некурящие курящие
2% 1–10 сигарет3% 3% 1–10 сигарет 15% 35% 1–10 сигарет 45%

 

11–20 сигарет10% 11–20 сигарет 27% 11–20 сигарет 50%
31–40 сигарет35% 31–40 сигарет50%

 

31–40 сигарет 62%

 

1)  Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?

2)  Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязненной среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?

3)  Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?

26.  Тип 26 № 12956

На второй завтрак 15-летний Юрий съел салат с курицей и выпил апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2, 3 ответьте на вопросы.

1)  Соответствует ли калорийность второго завтрака Юрия рекомендуемой при четырехразовом питании, если за весь день с едой он получил 2900 ккал?

2)  Сколько еще жиров надо добрать Юрию до суточной нормы, если его вес 60 кг?

3)  В форме чего происходит запасание избытка углеводов у человека?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 13»

1.  Тип 1 № 12118

Какое явление в жизни растения изображено на рисунке?

2.  Тип 2 № 35130

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  венерина мухоловка

Б)  холерный вибрион

В)  трутовик окаймленный

Г)  актиния ковровая

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35164

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вид Гималайский медведь

2)  семейство Медвежьи

3)  класс Млекопитающие

4)  отряд Хищные

5)  тип Хордовые

4.  Тип 4 № 20773

Изучите график зависимости массы тела организма от продолжительности жизни (по оси х отложено время (годы), а по оси у – масса тела организма (кг)).

 

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном интервале времени?

 

1)  Масса организма в целом возрастает в течение периода наблюдений.

2)  В первый год жизни масса тела организма экспоненциально растет.

3)  Наибольшей массы организм достигает на 6-й год жизни.

4)  Периоды интенсивного набора массы чередуются с периодами стабильности или потери массы.

5)  Самая высокая скорость набора массы организма наблюдается в период со 2-го по 3-й год жизни.

5.  Тип 5 № 1952

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  зерна пшеницы

2)  рыжая лисица

3)  клоп вредная черепашка

4)  степной орел

5)  обыкновенный перепел

6.  Тип 6 № 35115

В процессе работы в биологической лаборатории категорически запрещается

 

1)  принимать пищу и пить

2)  брать лабораторное оборудование в руки

3)  перемещаться по территории лаборатории

4)  соблюдать аккуратность и осторожность

7.  Тип 7 № 16411

Известно, что Луи Пастер  — микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.

 

1)  В своих экспериментах ученый доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.

2)  Изучая физические свойства винной кислоты, ученый обнаружил, что она обладает оптической активностью.

3)  Ученый разработал метод предохранительных прививок.

4)  Ученый открыл мельчайшие организмы  — анаэробы, которые могут жить

без кислорода.

5)  Ученый был награжден орденами почти всех стран мира.

6)  Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов ученый предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 мин. или при температуре 70  — 80 °C в течение 30 мин.

8.  Тип 8 № 20801

Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.

 

Группа 1

Группа 2

Клен

Можжевельник

Липа

Сосна

Вишня

Ель

 

Что из перечисленного было положено в основу классификации (разделения) этих организмов на группы?

 

1)  наличие вегетативных органов

2)  способы опыления

3)  наличие цветка и плода

4)  способность к фотосинтезу

9.  Тип 9 № 1305

Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  пользование общественным туалетом

2)  поцелуй в щеку больного СПИДом

3)  нахождение за одной партой с больным СПИДом

4)  пользование чужой зубной щеткой

5)  прокалывание ушей

6)  нанесение татуировки

10.  Тип 10 № 988

Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИСТА

В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) жилка

2) кислород

3) кожица

4) поглощение

5) углекислый газ

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1679

Установите соответствие между перечисленными характеристиками растений и растениями, к которым эти характеристики относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  питательные вещества семян запасаются в семядолях

Б)  имеет корневую систему мочковатого типа

В)  не имеет камбия в проводящих пучках

Г)  число частей цветка кратно трем

Д)  жилкование листьев сетчатое

Е)  цветок имеет билатеральную симметрию

РАСТЕНИЕ

1)  рожь

2)  горох

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1402

Верны ли следующие суждения о царстве животных?

 

А.  Некоторые многоклеточные животные способны к фотосинтезу.

Б.  Все водные животные хищники.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 1053

Рассмотрите фотографию листа фиалки узумбарской. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35175

Под каким номером изображена поджелудочная железа человека?

15.  Тип 15 № 432

В какой части глазного яблока происходит фокусировка изображения у людей с нормальным зрением?

 

1)  в области желтого пятна

2)  перед сетчаткой

3)  за сетчаткой

4)  в области слепого пятна

16.  Тип 16 № 35317

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  лобная кость

2)  затылочная кость

3)  височная кость

4)  теменная кость

5)  нижнечелюстная кость

6)  скуловая кость

17.  Тип 17 № 217

Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  спинно-мозговой нерв

2)  нервный узел

3)  промежуточный мозг

4)  черепно-мозговой нерв

5)  спинной мозг

6)  средний мозг

18.  Тип 18 № 39128

Установите соответствие между характеристикой и видами рефлексов, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  характерен для всех особей данного вида

Б)  определяет поведение организма в изменившихся условиях

В)  обеспечивает приспособление организма к конкретным условиям окружающей среды

Г)  позволяет приобрести новый опыт, получаемый в течение жизни

Д)  обеспечивает реализацию опыта, накопленного предками

Е)  обеспечивает сохранение вида в течение ряда поколений

ВИДЫ РЕФЛЕКСОВ

1)  безусловный

2)  условный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 35216

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания моллюсков.

Список характеристик:

 

1)  редуцент

2)  консумент

3)  плотоядное животное

4)  детритофаг

5)  паразит

6)  бентосные организмы

20.  Тип 20 № 35196

Составьте пищевую цепь из четырех уровней, в которую входит детрит. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35236

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность жуков плавунцов и крупных рыб, если в течение нескольких лет шло сокращение численности мелких рыб? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность жуков плавунцов

Численность крупных рыб

22.  Тип 22 № 12490

Посмотрите на изображение эритроцитов в разной среде. В каком растворе находятся эритроциты на третьем рисунке? Почему они разрушаются?

23.  Тип 23 № 20990

Ученый исследовал отделение протопласта растительной клетки от клеточной стенки. Протопласт  — это содержимое клетки за исключением клеточной стенки. В качестве объекта исследования ученый использовал препарат кожицы лука. В ходе первой части эксперимента ученый обработал препарат соленой водой, при этом протопласт отошел от клеточной стенки. В ходе второй части эксперимента, ученый обработал этот же препарат водой, и протопласт снова вернулся в исходное состояние.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Вследствие чего протопласт отошел от клеточной стенки?

24.  Тип 24 № 1310

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

 

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название«Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых(контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьезный удар по теории самозарождения нанес Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Ученый сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил ее мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (ученый использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, ученые, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем«активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

1)  Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?

2)  Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

3)  Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?

25.  Тип 25 № 1627

По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак легких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

 

Рак легких в %

Рак гортани

Ишемическая болезнь сердца

некурящие

курящие

некурящие

курящие

некурящие

курящие

2%

1–10 сигарет3%

3%

1–10 сигарет 15%

35%

1–10 сигарет 45%

11–20 сигарет10%

11–20 сигарет 27%

11–20 сигарет 50%

31–40 сигарет35%

31–40 сигарет50%

31–40 сигарет 62%

 

1)  Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?

2)  Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязненной среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?

3)  Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?

26.  Тип 26 № 12956

На второй завтрак 15-летний Юрий съел салат с курицей и выпил апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2, 3 ответьте на вопросы.

1)  Соответствует ли калорийность второго завтрака Юрия рекомендуемой при четырехразовом питании, если за весь день с едой он получил 2900 ккал?

2)  Сколько еще жиров надо добрать Юрию до суточной нормы, если его вес 60 кг?

3)  В форме чего происходит запасание избытка углеводов у человека?

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс