СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 15

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12108

В опыте экспериментатор добавил в каплю с находящимися в ней инфузориями кристалл соли. Через непродолжительное время инфузории стали активно двигаться в одном направлении. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35134

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  гинкго двулопастный

Б)  чесночница обыкновенная

В)  стрептококк мытный

Г)  сморчок конический

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35172

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  тип Хордовые

2)  царство Животные

3)  род Страусы

4)  класс Птицы

5)  отряд Страусовые

4.  Тип 4 № 12469

Изучите график зависимости интенсивности дыхания (отложено по оси у в мл CO2/кг в час) от времени хранения (отложено по оси х в сут).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  Наименьшая интенсивность дыхания за время хранения характерна для яблок.

2)  На 15 сутки интенсивность дыхания авокадо и бананов одинаковая.

3)  Интенсивность дыхания бананов не поднимается выше 30 мл СО2/кг в ч.

4)  Для того, чтобы дольше сохранить фрукты, нужно хранить их при температуре ниже 15 °C.

5)  Максимальная интенсивность дыхания яблок приходится на 30-35 сутки.

5.  Тип 5 № 39151

Установите последовательность событий при образовании нового побега из почки весной. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вынос зеленых свернутых листочков молодого побега

2)  деление клеток конуса нарастания

3)  набухание почки

4)  удлинение стебля и рост листьев

5)  раскрытие почечных чешуй

6)  образование взрослого побега

6.  Тип 6 № 35104

Изображенный на фотографии инструмент в биологии используется для определения

1)  общих размеров организма

2)  скорости перемещения организма или его частей

3)  основных параметров среды обитания

4)  массы тела организмов

7.  Тип 7 № 19388

Известно, что сахарный тростник  — злаковое разводимое растение, используемое человеком для получения сахара.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  может образовывать заросли выше человеческого роста

2)  питательные вещества откладываются в стебле

3)  предпочитает теплый и влажный климат

4)  используется в корм скоту

5)  произрастает на обрабатываемых человеком почвах

6)  стебель тростника  — соломина

8.  Тип 8 № 37225

Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

 

Структура клетки Процесс
Аппарат Гольджи Упаковка и сортировка молекул
Синтез АТФ

 

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  лизосома

2)  вакуоль

3)  митохондрия

4)  клеточный центр

9.  Тип 9 № 39327

Что характерно для мхов? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  приспособление к разным видам опыления

2)  чередование поколений

3)  двойное оплодотворение

4)  отсутствие корней

5)  наличие цветков и плодов

6)  созревание спор в коробочке

10.  Тип 10 № 16330

Вставьте в текст «Процесс пищеварения в ротовой полости человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Процесс пищеварения в ротовой полости человека

 

В состав слюны входят вода, вещества, придающие ей клейкость, и обеззараживающие вещества. В слюне человека имеются также __________(А), которые принимают участие в __________(Б) органических веществ. У человека слюна выделяется __________(В). При глотании пищевого комка вход в дыхательные пути закрывается _______(Г).

 

Перечень терминов:

 

1)  порция

2)  непрерывно

3)  надгортанник

4)  голосовая связка

5)  фермент

6)  гормон

7)  расщепление

8)  образование

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

11.  Тип 11 № 1050

Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  имеется особый карман мантии, выполняющий функции легкого

Б)  тело без головы

В)  раковина двустворчатая

Г)  органы дыхания — жабры

Д)  ряды острых и твердых зубчиков на языке образуют терку

 

 

 

ОРГАНИЗМ

 

1)  беззубка

2)  большой прудовик

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

12.  Тип 12 № 1615

Верны ли следующие суждения об эволюционном учении?

 

А.  Эволюционное учение доказало, что виды неизменяемы и существуют в природе постоянно.

Б.  В процессе эволюции из одного вида могут образовываться новые виды организмов.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 861

Рассмотрите фотографии собаки породы английский сеттер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 35189

Под каким номером изображен желчный пузырь человека?

15.  Тип 15 № 746

В продолговатом мозгу находится нервный центр

 

1)  координации спинной мускулатуры

2)  кожно-мышечного чувства

3)  сосудодвигательный

4)  слуха

16.  Тип 16 № 39023

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  легкое

2)  бронхиальное дерево

3)  альвеолы

4)  бронх

5)  трахея

6)  мышца пресса

17.  Тип 17 № 2378

Что из перечисленного характерно для скелета человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  сводчатая стопа

2)  прямой позвоночник без изгибов

3)  позвоночник с S-образным изгибом

4)  широкий чашевидный пояс нижних конечностей

5)  сжатая с боков грудная клетка

6)  массивные челюсти

18.  Тип 18 № 39131

Установите соответствие между признаками авитаминоза и витаминами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАКИ АВИТАМИНОЗА

 

А)  сокращение поступления кальция из кишечника в кровь

Б)  размягчение и деформация костей черепа и конечностей

В)  кровоточивость десен

Г)  снижение иммунитета

Д)  выпадение зубов

 

 

 

ВИТАМИНЫ

 

1)  С

2)  D

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

19.  Тип 19 № 35217

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания кролика.

Список характеристик:

 

1)  продуцент

2)  консумент

3)  фитофаг

4)  доминирующий вид

5)  растительноядный организм

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35197

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35237

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность мышей и коз, если в течение нескольких лет шло сокращение численности растительности? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность мышей Численность коз

22.  Тип 22 № 16332

Рассмотрите рисунок с изображением прибора, использованного в XVII веке. Прообразом какого современного прибора была приведенная на рисунке конструкция?

Что было открыто его создателем с помощью данного прибора?

23.  Тип 23 № 20956

Ученый изучал болезнь, поражающую листья табака. Чтобы выделить возбудителя заболевания, был выделен сок больных растений и пропущен через керамический фильтр. Керамические фильтры задерживают клетки бактерий на своей поверхности, благодаря размеру пор. Однако после фильтрации сока больных растений на фильтре не было выявлено никакого инфекционного агента, а политые фильтратом здоровые растения заболевали.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Что являлось возбудителем этого заболевания?

24.  Тип 24 № 1409

 

Белый медведь

 

Белый (или полярный) медведь  — хищное млекопитающее семейства медвежьих, близкий родственник бурого медведя. Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли. Распространен на север  — до 88° с. ш., на юг  — до Ньюфаундленда, на материке  — в зоне арктической пустыни до зоны тундр.

Белый медведь  — один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Обычно самцы весят 400-450 кг, длина тела 200-250 см, высота в холке до 130-150 см. Самки заметно мельче (200-300 кг). Самые мелкие медведи водятся на Шпицбергене, самые крупные  — в Беринговом море.

Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него черная. Цвет шубы варьируется от белого до желтоватого. Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, и шерстинки полые. Полупрозрачные волоски пропускают только ультрафиолетовые лучи, придавая шерсти теплоизоляционные свойства.

Обитает белый медведь на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу: кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и других морских животных. Ловит он их, подкрадываясь из-за укрытий, или возле лунок: стоит животному высунуть голову из воды, как медведь ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает ее на лед. Иногда снизу опрокидывает льдину, на которой находятся тюлени. При случае подбирает падаль, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках. Известны случаи ограбления им складов продовольствия полярных экспедиций.

Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Важную приспособительную роль играет мощный слой подкожного жира  — до 10 см толщиной. Белая окраска способствует маскировке хищника. Хорошо развиты обоняние, слух и зрение  — свою добычу медведь может увидеть за несколько километров, кольчатую нерпу может учуять за 800 м, а находясь прямо над ее гнездом, слышит малейшее шевеление.

Белый медведь совершает сезонные кочевки в соответствии с годовыми изменениями границы полярных льдов: летом отступает вместе с ними ближе к полюсу, зимой перемещается на юг, заходя на материк. Хотя белый

медведь держится преимущественно на побережье и льдах, зимой он может залегать в берлогу на материке или на островах, иногда в 50 км от моря.

В зимнюю спячку продолжительностью 50-80 дней залегают в основном беременные самки. Самцы и холостые самки ложатся в спячку на короткий срок и не ежегодно.

 

Используя содержание текста «Белый медведь», ответьте на следующие вопросы.

1)  Как далеко на север простирается ареал белого медведя?

2)  Впадают ли Белые медведи в спячку?

3)  Объясните важность устройства шерсти белого медведя для приспособления к условиям обитания.

25.  Тип 25 № 1648

Пользуясь таблицей «Состояние Пищевая ценность разных рыб» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  В какой рыбе содержится больше белков, чем у остальных рыб?

2)  Каких рыб вы бы включили в меню человека, который решил худеть ведет малоподвижный образ жизни?

3)  Какая рыба наиболее вредна для худеющего человека?

 

Пищевая ценность некоторых рыб

 

 

 

Названия рыб % белков % жиров Калорий в 100 г
Вобла сушеная 41 14 285
Окунь 17 0,6 73
Карась 17 0,5 74
Шпроты копченые 22 16 238
Лосось 24 12 200
Стерлядь 17 6 116
Карп 20 1,5 94

26.  Тип 26 № 12952

По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение одного часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с курицей и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопрос.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?

3)  Какое вещество, вырабатываемое печенью, участвует в расщеплении жиров?

 

Таблица 1

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г)

 

Углеводы (г)

 

Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) 425 39 33 41
Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) 380 19 18 35
Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) 355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) 250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Сладкий газированный напиток 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Апрель. Биология. Вариант 15»

1.  Тип 1 № 12108

В опыте экспериментатор добавил в каплю с находящимися в ней инфузориями кристалл соли. Через непродолжительное время инфузории стали активно двигаться в одном направлении. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35134

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  гинкго двулопастный

Б)  чесночница обыкновенная

В)  стрептококк мытный

Г)  сморчок конический

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35172

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  тип Хордовые

2)  царство Животные

3)  род Страусы

4)  класс Птицы

5)  отряд Страусовые

4.  Тип 4 № 12469

Изучите график зависимости интенсивности дыхания (отложено по оси у в мл CO2/кг в час) от времени хранения (отложено по оси х в сут).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  Наименьшая интенсивность дыхания за время хранения характерна для яблок.

2)  На 15 сутки интенсивность дыхания авокадо и бананов одинаковая.

3)  Интенсивность дыхания бананов не поднимается выше 30 мл СО2/кг в ч.

4)  Для того, чтобы дольше сохранить фрукты, нужно хранить их при температуре ниже 15 °C.

5)  Максимальная интенсивность дыхания яблок приходится на 30-35 сутки.

5.  Тип 5 № 39151

Установите последовательность событий при образовании нового побега из почки весной. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вынос зеленых свернутых листочков молодого побега

2)  деление клеток конуса нарастания

3)  набухание почки

4)  удлинение стебля и рост листьев

5)  раскрытие почечных чешуй

6)  образование взрослого побега

6.  Тип 6 № 35104

Изображенный на фотографии инструмент в биологии используется для определения

1)  общих размеров организма

2)  скорости перемещения организма или его частей

3)  основных параметров среды обитания

4)  массы тела организмов

7.  Тип 7 № 19388

Известно, что сахарный тростник  — злаковое разводимое растение, используемое человеком для получения сахара.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  может образовывать заросли выше человеческого роста

2)  питательные вещества откладываются в стебле

3)  предпочитает теплый и влажный климат

4)  используется в корм скоту

5)  произрастает на обрабатываемых человеком почвах

6)  стебель тростника  — соломина

8.  Тип 8 № 37225

Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

Структура клетки

Процесс

Аппарат Гольджи

Упаковка и сортировка молекул

Синтез АТФ

 

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  лизосома

2)  вакуоль

3)  митохондрия

4)  клеточный центр

9.  Тип 9 № 39327

Что характерно для мхов? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  приспособление к разным видам опыления

2)  чередование поколений

3)  двойное оплодотворение

4)  отсутствие корней

5)  наличие цветков и плодов

6)  созревание спор в коробочке

10.  Тип 10 № 16330

Вставьте в текст «Процесс пищеварения в ротовой полости человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Процесс пищеварения в ротовой полости человека

В состав слюны входят вода, вещества, придающие ей клейкость, и обеззараживающие вещества. В слюне человека имеются также __________(А), которые принимают участие в __________(Б) органических веществ. У человека слюна выделяется __________(В). При глотании пищевого комка вход в дыхательные пути закрывается _______(Г).

 

Перечень терминов:

 

1)  порция

2)  непрерывно

3)  надгортанник

4)  голосовая связка

5)  фермент

6)  гормон

7)  расщепление

8)  образование

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1050

Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  имеется особый карман мантии, выполняющий функции легкого

Б)  тело без головы

В)  раковина двустворчатая

Г)  органы дыхания — жабры

Д)  ряды острых и твердых зубчиков на языке образуют терку

ОРГАНИЗМ

1)  беззубка

2)  большой прудовик

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 1615

Верны ли следующие суждения об эволюционном учении?

 

А.  Эволюционное учение доказало, что виды неизменяемы и существуют в природе постоянно.

Б.  В процессе эволюции из одного вида могут образовываться новые виды организмов.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 861

Рассмотрите фотографии собаки породы английский сеттер. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35189

Под каким номером изображен желчный пузырь человека?

15.  Тип 15 № 746

В продолговатом мозгу находится нервный центр

 

1)  координации спинной мускулатуры

2)  кожно-мышечного чувства

3)  сосудодвигательный

4)  слуха

16.  Тип 16 № 39023

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение дыхательной системы человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  легкое

2)  бронхиальное дерево

3)  альвеолы

4)  бронх

5)  трахея

6)  мышца пресса

17.  Тип 17 № 2378

Что из перечисленного характерно для скелета человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  сводчатая стопа

2)  прямой позвоночник без изгибов

3)  позвоночник с S-образным изгибом

4)  широкий чашевидный пояс нижних конечностей

5)  сжатая с боков грудная клетка

6)  массивные челюсти

18.  Тип 18 № 39131

Установите соответствие между признаками авитаминоза и витаминами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ АВИТАМИНОЗА

А)  сокращение поступления кальция из кишечника в кровь

Б)  размягчение и деформация костей черепа и конечностей

В)  кровоточивость десен

Г)  снижение иммунитета

Д)  выпадение зубов

ВИТАМИНЫ

1)  С

2)  D

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 35217

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания кролика.

Список характеристик:

 

1)  продуцент

2)  консумент

3)  фитофаг

4)  доминирующий вид

5)  растительноядный организм

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35197

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит мышь. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35237

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы леса. Как изменится численность мышей и коз, если в течение нескольких лет шло сокращение численности растительности? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность мышей

Численность коз

22.  Тип 22 № 16332

Рассмотрите рисунок с изображением прибора, использованного в XVII веке. Прообразом какого современного прибора была приведенная на рисунке конструкция?

Что было открыто его создателем с помощью данного прибора?

23.  Тип 23 № 20956

Ученый изучал болезнь, поражающую листья табака. Чтобы выделить возбудителя заболевания, был выделен сок больных растений и пропущен через керамический фильтр. Керамические фильтры задерживают клетки бактерий на своей поверхности, благодаря размеру пор. Однако после фильтрации сока больных растений на фильтре не было выявлено никакого инфекционного агента, а политые фильтратом здоровые растения заболевали.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Что являлось возбудителем этого заболевания?

24.  Тип 24 № 1409

Белый медведь

 

Белый (или полярный) медведь  — хищное млекопитающее семейства медвежьих, близкий родственник бурого медведя. Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли. Распространен на север  — до 88° с. ш., на юг  — до Ньюфаундленда, на материке  — в зоне арктической пустыни до зоны тундр.

Белый медведь  — один из самых крупных наземных представителей млекопитающих отряда хищных. Обычно самцы весят 400-450 кг, длина тела 200-250 см, высота в холке до 130-150 см. Самки заметно мельче (200-300 кг). Самые мелкие медведи водятся на Шпицбергене, самые крупные  — в Беринговом море.

Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него черная. Цвет шубы варьируется от белого до желтоватого. Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, и шерстинки полые. Полупрозрачные волоски пропускают только ультрафиолетовые лучи, придавая шерсти теплоизоляционные свойства.

Обитает белый медведь на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу: кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и других морских животных. Ловит он их, подкрадываясь из-за укрытий, или возле лунок: стоит животному высунуть голову из воды, как медведь ударом лапы оглушает добычу и вытаскивает ее на лед. Иногда снизу опрокидывает льдину, на которой находятся тюлени. При случае подбирает падаль, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках. Известны случаи ограбления им складов продовольствия полярных экспедиций.

Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Важную приспособительную роль играет мощный слой подкожного жира  — до 10 см толщиной. Белая окраска способствует маскировке хищника. Хорошо развиты обоняние, слух и зрение  — свою добычу медведь может увидеть за несколько километров, кольчатую нерпу может учуять за 800 м, а находясь прямо над ее гнездом, слышит малейшее шевеление.

Белый медведь совершает сезонные кочевки в соответствии с годовыми изменениями границы полярных льдов: летом отступает вместе с ними ближе к полюсу, зимой перемещается на юг, заходя на материк. Хотя белый

медведь держится преимущественно на побережье и льдах, зимой он может залегать в берлогу на материке или на островах, иногда в 50 км от моря.

В зимнюю спячку продолжительностью 50-80 дней залегают в основном беременные самки. Самцы и холостые самки ложатся в спячку на короткий срок и не ежегодно.

Используя содержание текста «Белый медведь», ответьте на следующие вопросы.

1)  Как далеко на север простирается ареал белого медведя?

2)  Впадают ли Белые медведи в спячку?

3)  Объясните важность устройства шерсти белого медведя для приспособления к условиям обитания.

25.  Тип 25 № 1648

Пользуясь таблицей «Состояние Пищевая ценность разных рыб» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1)  В какой рыбе содержится больше белков, чем у остальных рыб?

2)  Каких рыб вы бы включили в меню человека, который решил худеть ведет малоподвижный образ жизни?

3)  Какая рыба наиболее вредна для худеющего человека?

Пищевая ценность некоторых рыб

 

Названия рыб

% белков

% жиров

Калорий в 100 г

Вобла сушеная

41

14

285

Окунь

17

0,6

73

Карась

17

0,5

74

Шпроты копченые

22

16

238

Лосось

24

12

200

Стерлядь

17

6

116

Карп

20

1,5

94

26.  Тип 26 № 12952

По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение одного часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с курицей и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопрос.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?

3)  Какое вещество, вырабатываемое печенью, участвует в расщеплении жиров?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Сладкий газированный напиток

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс