1. Тип 1 № 23219
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
Физиология | Мечников И. И. — фагоцитарная теория иммунитета |
| К. Линней — бинарная номенклатура |
2. Тип 2 № 45713
Экспериментатор произвёл закладку клубней картофеля на зиму. Как изменились масса клубней и количество крахмала? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Уменьшилась.
2. Не изменилась.
3. Увеличилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Масса клубней | Количество крахмала |
| |
3. Тип 3 № 21893
Сколько молекул ДНК содержится в трёх бивалентах, образованных тремя парами гомологичных хромосом? В ответе запишите только число.
4. Тип 4 № 12575
В семье, где родители хорошо слышали, и один из них имел светлые глаза, а другой карие, родился один ребенок глухой с карими глазами, а второй — хорошо слышал и имел светлые глаза. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с карими глазами в семье, если известно, что ген карих глаз доминирует над светлыми, глухота — признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
5. Тип 5 № 45834
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначен органоид, в котором меняется кислотность?
6. Тип 6 № 45835
Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки инфузории, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Содержит хроматин
Б) Сливается с лизосомами
В) Отвечает за поступление пищи в клетку
Г) Регулирует осмотическое давление
Д) Регулирует ток жидкости в клетке
Е) Участвует в расщеплении пищи
ОРГАНОИДЫ
1) (2)
2) (3)
3) (5)
4) (6)
Запишите в ответ цифры 1–4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 46149
Все перечисленные ниже понятия и процессы, кроме трёх, используют для описания световой стадии фотосинтеза в клетке растения. Определите три понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Перемещение электронов.
2. Фотолиз воды.
3. Окисление НАДФ·Н.
4. Восстановление углерода водородом.
5. Фотофосфорилирование.
6. Окислительное фосфорилирование.
8. Тип 8 № 16271
Установите последовательность процессов преобразования хромосом в интерфазе и первом делении мейоза.
1. Образование двух сестринских хроматид в каждой хромосоме.
2. Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки.
3. Конъюгация гомологичных хромосом.
4. Обмен участками между гомологичными хромосомами.
5. Расположение попарно гомологичных хромосом в зоне экватора.
9. Тип 9 № 54918
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена структура паразита, представляющая собой членик с оплодотворёнными яйцами?
10. Тип 10 № 54919
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) проникает в основного хозяина
Б) половозрелая особь
В) заражает промежуточного хозяина
Г) личинка, находящаяся в мышцах промежуточного хозяина
Д) состоит из члеников, содержащих развитую половую систему
Е) прикрепляется с помощью присосок и крючьев
СТАДИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПАРАЗИТА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 54920
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных характеристик подходят для описания гриба мукора?
1. Относится к высшим грибам-базидиомицетам.
2. Является паразитом растений.
3. Мицелий имеет неклеточное строение.
4. Споры развиваются в плодовых телах с трубчатым гименофором.
5. Ядра мицелия гаплоидные.
6. Относится к плесневым грибам.
12. Тип 12 № 22830
Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Розоцветные.
2. Растения.
3. Двудольные.
4. Слива.
5. Покрытосеменные.
6. Слива колючая (тёрн).
13. Тип 13 № 54922
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначена железа пищеварительной системы, не вырабатывающая пищеварительных ферментов?
14. Тип 14 № 54923
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Происходит всасывание основной массы воды
Б) Белки расщепляются до коротких пептидов
В) Происходит расщепление липидов
Г) Пищеварение в кислой среде
Д) В соке содержится протеиназа трипсин
Е) Сбраживание клетчатки с помощью симбиотических бактерий
СТРУКТУРА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 10221
В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь:
1) глюкозы;
2) аминокислот;
3) жирных кислот;
4) гликогена;
5) клетчатки;
6) фруктозы.
16. Тип 16 № 18491
Установите, в какой последовательности происходит процесс созревания женских половых клеток, оплодотворение и начало развития зародыша.
1. Овуляция.
2. Начало формирования многоклеточного зародыша.
3. Созревание фолликула в яичнике.
4. Прикрепление зародыша к стенке матки.
5. Оплодотворение.
6. Образование плаценты.
17. Тип 17 № 22270
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, — один из путей достижения биологического прогресса. (2) Гельминты перешли к паразитическому образу жизни, сильно упростив свою организацию. (3) Они отличаются высокой плодовитостью, сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к среде обитания. (4) У паразитического растения повилики в процессе эволюции утратилась способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. (5) У змей произошла редукция конечностей, а у крота — редукция органов зрения. (6) Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.
18. Тип 18 № 16723
Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяций:
1) гетеротрофных бактерий;
2) ракообразных;
3) цветковых растений;
4) многоклеточных водорослей;
5) одноклеточных водорослей;
6) бактерий-редуцентов.
19. Тип 19 № 12588
Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
A) морская соль
Б) морской ил
B) глина
Г) почва
Д) гранит
Е) двусторчатые моллюски
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
1) биокосное
2) косное
3) живое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20. Тип 20 № 22736
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Виды естественного отбора
Вид отбора | На каких особей давление | Пример |
движущий | с минимальным проявлением признака | (В) ______________ |
(А) ____________ | с минимальным и максимальным проявлением признака | сохранение толщины панциря черепах в ряду поколений |
разрывающий | (Б) _______________ | формирование двух популяций птиц с маленькими и большими крыльями на островах |
Список терминов
1. Со средним проявлением признака.
2. С максимальным проявлением признака.
3. Стабилизирующий.
4. Дизруптивный.
5. Методический.
6. Увеличение средней длины шеи жирафа в ряду поколений.
7. Формирование популяции погремка с ранним и поздним цветением.
8. Увеличение длины бычьего цепня во время жизни.
Запишите выбранные цифры в соответствии с буквами.
21. Тип 21 № 20613
Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и знаниями курса биологии, выберите верные утверждения.
Название растения | Поверхность |
верхняя | нижняя |
число устьиц |
кувшинка белая | 406 | 0 |
овёс | 40 | 27 |
пшеница | 47 | 32 |
маслина | 0 | 625 |
дуб | 0 | 346 |
репа | 0 | 716 |
слива | 0 | 253 |
яблоня | 0 | 246 |
1. Устьица нужны для испарения воды и газообмена с окружающей средой.
2. У злаков — пшеницы и овса — так как растут на открытой местности, устьица находятся на обеих поверхностях листа.
3. Кувшинка — водное растение, устьица находятся только на нижней стороне листа, и испарение происходит через его поверхность.
4. Слива, яблоня и дуб — имеют устьица только на нижней стороне листа, так как растут на открытой местности.
5. Количество и условия расположения устьиц не зависит от места произрастания.
22. Тип 22 № 55177
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор провёл эксперимент с дафниями в целях изучения работы сердца. Для этого он взял культуру дафний (Daphnia pulex) из пруда и поместил их в растворы с восходящей концентрацией хлорида кальция. Результаты эксперимента показаны в таблице.
| Раствор, концентрация ионов кальция (г/л) |
0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 |
Частота сердечных сокращений /10 минут | 293 | 347 | 412 | 432 |
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Какие условия необходимо
соблюсти при постановке контроля? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
23. Тип 23 № 54862
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние различных антропогенных факторов на процесс цветения воды в водоёме. Для этого исследователь взял образец воды из пруда, добавил туда удобрения в разных концентрациях и поместил эти растворы в чашки Петри. Через 1 месяц учёный оценил степень зарастания воды микроскопическими водорослями в условных единицах. Результаты исследования он нанёс на график.
Почему при увеличении концентрации удобрений в воде скорость зарастания постепенно уменьшается? Какие параметры необходимо контролировать в данном эксперименте? Ответ поясните.
24. Тип 24 № 20377
Какая почка изображена на рисунке? Какие элементы её строения обозначены цифрами 1 и 2? Какая ткань обеспечивает развитие почки?
25. Тип 25 № 22308
Какие физиологические особенности проходных рыб позволяют им совершать длительные миграции, связанные с изменением солёности воды? Ответ поясните.
26. Тип 26 № 23258
Какие основные этапы развития «преджизни» выделены в гипотезах А. И. Опарина и Д. Холдейна? Что образовалось на этих этапах и при каких условиях?
27. Тип 27 № 12018
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.
28. Тип 28 № 11305
Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперенные ноги (В) с гетерозиготной курицей имеющей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку первого поколения, имевших разные генотипы, скрестили между собой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений.