СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 3

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3774715   1.  Тип 1 № 12116

Некоторые животные с приходом зимы меняют окраску шерсти. Как называется данное свойство живых организмов?

        2.  Тип 2 № 35136

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  моховик зеленый

Б)  волчье лыко

В)  березовая пяденица

Г)  стрептомицет

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Растения

3)  Животные

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 39321

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  царство Животные

2)  семейство Кошачьи акулы

3)  вид Кошачья акула обыкновенная

4)  класс Хрящевые рыбы

5)  тип Хордовые

        4.  Тип 4 № 19386

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси x отложена концентрация углекислого газа (%), а по оси y  — относительная скорость фотосинтеза (усл. ед.)).

 

Какие два из приведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

 

Скорость фотосинтеза

1)  растет постоянно во всем диапазоне измерений концентрации углекислого газа

2)  растет в диапазоне концентрации углекислого газа от 0,06% до 0,1%

3)  постоянна при концентрации углекислого газа от 0,1% до 0,2%

4)  снижается после достижения концентрации углекислого газа 0,08%

5)  увеличивается при росте концентрации углекислого газа от 0 до 0,07%

        5.  Тип 5 № 1888

Расположите пункты инструкции по изучению микропрепарата ткани в правильном порядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Переведите микроскоп на большое увеличение.

2)  Настройте на микроскопе свет.

3)  Поставьте микроскоп перед собой.

4)  Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении.

5)  Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток.

6)  Положите препарат на предметный столик.

        6.  Тип 6 № 35110

Какой пример относят к биологическому эксперименту?

 

1)  рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)  слежение за миграцией косяка трески

3)  описание внешних признаков бобовых растений

4)  выработка условного пищевого рефлекса

        7.  Тип 7 № 2947

Известно, что ласка обыкновенная −  маленькое хищное млекопитающее, обитающее в разных экосистемах.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    1) 

Длина тела у самцов 13−26 см, вес 40−250 г, самки на целую треть мельче.

    2) 

Охотится на мышевидных грызунов, которых ловит в их норах, пользуясь своими размерами и гибкостью тела.

    3) 

Живет на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях.

    4) 

В Древнем Риме и раннесредневековой Европе была домашним животным.

    5) 

Гнездо выстилает сухой травой, мхом, листьями каштанов и папоротников.

    6) 

Хвост очень короткий, у некоторых ласок не превышает длину ступни.

        8.  Тип 8 № 375

Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:

 

 

Целое Часть
Майский жук Трахеи
Гадюка обыкновенная ...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  трахеи

2)  жабры

3)  легкие

4)  кожа

        9.  Тип 9 № 1584

Из перечисленного списка выберите паразитические организмы. Выберите три верных организма из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  дрожжи

2)  бледная спирохета

3)  цианобактерия

4)  палочка Коха

5)  трутовик

6)  мукор

        10.  Тип 10 № 636

Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

 

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своем развитии четыре стадии. За счет накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения  — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) почва 2) вода 3) лес 4) неполное превращение 5) полное превращение
6) куколка 7) гусеница 8) яйцо 9) личинка  

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 1586

Установите соответствие между признаками семейства и его названием. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК СЕМЕЙСТВА

 

А)  плод зерновка

Б)  плод семянка

В)  соцветие колос

Г)  соцветие корзинка

Д)  пестик имеет перистое рыльце

Е)  цветки язычковые и трубчатые

 

 

 

НАЗВАНИЕ СЕМЕЙСТВА

 

1)  Злаки

2)  Сложноцветные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 2983

Верны ли следующие суждения о клетках растений? А. Все живые клетки растений имеют вакуоли. Б. Все живые клетки растений имеют цитоплазму и ядро.

    1) 

верно только А

    2) 

верно только Б

    3) 

оба суждения верны

    4) 

оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 893

Рассмотрите фотографию листа крапивы двудомной. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35191

Под каким номером изображено сердце человека?

        15.  Тип 15 № 40

К древнейшим людям ученые относят

 

1)  австралопитека

2)  неандертальца

3)  питекантропа

4)  кроманьонца

        16.  Тип 16 № 35319

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение рефлекторной дуги». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Рецептор.

2.  Тело чувствительного нейрона в переднем корешке спинного мозга.

3.  Серое вещество спинного мозга.

4.  Двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга.

5.  Тело двигательного нейрона.

6.  Тело вставочного нейрона.

        17.  Тип 17 № 1372

Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  высокая температура

2)  воспаленные глаза

3)  головная боль

4)  выпадение волос

5)  повышенный аппетит

6)  слабость

        18.  Тип 18 № 3006

Установите соответствие между характеристикой нервной ткани и типом клеток, к которому ее относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ ТКАНИ

 

А)  выполняет питательную функцию

Б)  воспринимает раздражения

В)  составляет основную массу нервной ткани

Г)  состоит из тела и отростков

Д)  превращает раздражения в нервные импульсы

Е)  проводит электрическое возбуждение к телу клетки и к другим клеткам

 

 

 

ТИП КЛЕТКИ

 

1)  нейрон

2)  клетка − спутник

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        19.  Тип 19 № 39337

 

Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания поморника.

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  хищник

3)  пищевой конкурент песца

4)  консумент второго порядка

5)  охотится в кроне деревьев

6)  способствует распространению плодов и семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

        20.  Тип 20 № 39338

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит волк. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 39339

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность куропаток и песцов, если в течение нескольких лет наблюдается увеличение численности леммингов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность куропаток Численность песцов
        22.  Тип 22 № 12491

Рассмотрите рисунок с изображением схемы опыта. Что исследовалось в данном опыте? Что случится, если убрать звуковой сигнал?

          23.  Тип 23 № 20988

Ученый изучал процесс образования крахмала в листьях герани. Для этого он закрыл часть листа герани с двух сторон черным картоном. Растение оставил на свету. Через сутки ученый срезал частично закрытый картоном лист. Чтобы увидеть произошедшие изменения, он обесцветил лист, поместив его в кипящий этанол. Далее, для удаления этанола, промыл лист в горячей воде. На обесцвеченный лист ученый нанес слабый раствор йода. Часть листа, которая была закрыта картоном, практически не изменила цвет, а та, что не была закрыта, приобрела темно-синий цвет.

Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? В связи с чем закрытая картоном часть листа не окрасилась в темно-синий цвет при действии на лист раствором йода?

          24.  Тип 24 № 2020

 

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

 

Артерии и вены − крупные кровеносные сосуды. Их внутренний слой образован плоскими плотно прилегающими друг к другу клетками. Средний слой состоит из эластичных волокон и гладких мышц. Их сокращение и расслабление влияет на объем крови, протекающей в сосуде. Это обеспечивает приспособленность организма к физическим и психическим нагрузкам. Наружный слой образован соединительной тканью.

Артерии − сосуды, по которым кровь движется от сердца. Самая крупная артерия − аорта, скорость крови в ней примерно 0,5 м/с. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем. На ощупь они плотные и упругие, не спадающие, выдерживают высокое давление крови, которое в спокойном состоянии составляет около 120 мм рт. ст. Артерии разветвляются на более мелкие сосуды − артериолы, плавно переходящие в тончайшие сосуды − капилляры. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток, и через них легко происходит обмен веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью.

Из капилляров кровь собирается сначала в мелкие, затем в крупные вены − сосуды, по которым кровь течет к сердцу. Стенки вен тонки и растяжимы, содержат мало гладкомышечных клеток, поэтому в них накапливается значительная часть крови. Скорость крови в венах нарастает и составляет 6−25 см/с, а давление падает. В стенках крупных вен имеются особые складки − клапаны. Они предотвращают обратный ток крови.

Используя содержание текста «Кровеносные сосуды», ответьте на вопросы и решите задачу.

 

1)  Какие свойства характерны для артерий?

2)  Зная скорость течения крови в аорте, рассчитайте примерную скорость тока крови в капиллярах, если известно, что суммарный просвет капилляров в 1000 раз больше, чем просвет аорты.

3)  Какое биологическое значение имеет такая скорость кровотока для дыхания?

          25.  Тип 25 № 1638

Проанализируйте данный таблицы: «Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания». Ответьте на вопросы к таблице.

1)  Как зависит число инфузорий в желудке барана от сроков голодания?

2)  Почему изменяется количество инфузорий за 4 дня голодания?

3)  Зачем нужны инфузории и бактерии жвачному животному?

 

Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания

 

 

Сроки голодания Число инфузорий

в 1 мм2

До голодания 1266
1-й день голодания 536
2-й день голодания 128

 

3-й день голодания 33
4-й день голодания 8

 

          26.  Тип 26 № 12955

Наталья съела на второй завтрак омлет с ветчиной, салат овощной и чай без сахара.

1)  Каково количество жиров в завтраке Натальи?

2)  Соответствует ли энергетическая ценность завтрака Натальи нормам для 16-летнего подростка, если за весь день с едой она получила 3100 ккал?

3)  Где начинают расщепляться углеводы?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 3»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3774715

1.  Тип 1 № 12116

Некоторые животные с приходом зимы меняют окраску шерсти. Как называется данное свойство живых организмов?



2.  Тип 2 № 35136

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  моховик зеленый

Б)  волчье лыко

В)  березовая пяденица

Г)  стрептомицет

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Растения

3)  Животные

4)  Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 39321

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  царство Животные

2)  семейство Кошачьи акулы

3)  вид Кошачья акула обыкновенная

4)  класс Хрящевые рыбы

5)  тип Хордовые

4.  Тип 4 № 19386

Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси x отложена концентрация углекислого газа (%), а по оси y  — относительная скорость фотосинтеза (усл. ед.)).

 

Какие два из приведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

 

Скорость фотосинтеза

1)  растет постоянно во всем диапазоне измерений концентрации углекислого газа

2)  растет в диапазоне концентрации углекислого газа от 0,06% до 0,1%

3)  постоянна при концентрации углекислого газа от 0,1% до 0,2%

4)  снижается после достижения концентрации углекислого газа 0,08%

5)  увеличивается при росте концентрации углекислого газа от 0 до 0,07%

5.  Тип 5 № 1888

Расположите пункты инструкции по изучению микропрепарата ткани в правильном порядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Переведите микроскоп на большое увеличение.

2)  Настройте на микроскопе свет.

3)  Поставьте микроскоп перед собой.

4)  Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении.

5)  Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток.

6)  Положите препарат на предметный столик.

6.  Тип 6 № 35110

Какой пример относят к биологическому эксперименту?

1)  рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)  слежение за миграцией косяка трески

3)  описание внешних признаков бобовых растений

4)  выработка условного пищевого рефлекса

7.  Тип 7 № 2947

Известно, что ласка обыкновенная −  маленькое хищное млекопитающее, обитающее в разных экосистемах.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  

 1) 

Длина тела у самцов 13−26 см, вес 40−250 г, самки на целую треть мельче.

  

 2) 

Охотится на мышевидных грызунов, которых ловит в их норах, пользуясь своими размерами и гибкостью тела.

  

 3) 

Живет на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях.

  

 4) 

В Древнем Риме и раннесредневековой Европе была домашним животным.

  

 5) 

Гнездо выстилает сухой травой, мхом, листьями каштанов и папоротников.

  

 6) 

Хвост очень короткий, у некоторых ласок не превышает длину ступни.

8.  Тип 8 № 375

Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:

 

Целое

Часть

Майский жук

Трахеи

Гадюка обыкновенная

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  трахеи

2)  жабры

3)  легкие

4)  кожа

9.  Тип 9 № 1584

Из перечисленного списка выберите паразитические организмы. Выберите три верных организма из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  дрожжи

2)  бледная спирохета

3)  цианобактерия

4)  палочка Коха

5)  трутовик

6)  мукор

10.  Тип 10 № 636

Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своем развитии четыре стадии. За счет накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения  — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) почва

2) вода

3) лес

4) неполное превращение

5) полное превращение

6) куколка

7) гусеница

8) яйцо

9) личинка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 1586

Установите соответствие между признаками семейства и его названием. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК СЕМЕЙСТВА

А)  плод зерновка

Б)  плод семянка

В)  соцветие колос

Г)  соцветие корзинка

Д)  пестик имеет перистое рыльце

Е)  цветки язычковые и трубчатые

НАЗВАНИЕ СЕМЕЙСТВА

1)  Злаки

2)  Сложноцветные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 2983

Верны ли следующие суждения о клетках растений?
А. Все живые клетки растений имеют вакуоли.
Б. Все живые клетки растений имеют цитоплазму и ядро.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

оба суждения верны

  

 4) 

оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 893

Рассмотрите фотографию листа крапивы двудомной. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35191

Под каким номером изображено сердце человека?

15.  Тип 15 № 40

К древнейшим людям ученые относят

 

1)  австралопитека

2)  неандертальца

3)  питекантропа

4)  кроманьонца

16.  Тип 16 № 35319

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение рефлекторной дуги». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Рецептор.

2.  Тело чувствительного нейрона в переднем корешке спинного мозга.

3.  Серое вещество спинного мозга.

4.  Двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга.

5.  Тело двигательного нейрона.

6.  Тело вставочного нейрона.

17.  Тип 17 № 1372

Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  высокая температура

2)  воспаленные глаза

3)  головная боль

4)  выпадение волос

5)  повышенный аппетит

6)  слабость

18.  Тип 18 № 3006

Установите соответствие между характеристикой нервной ткани и типом клеток, к которому ее относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ ТКАНИ

А)  выполняет питательную функцию

Б)  воспринимает раздражения

В)  составляет основную массу нервной ткани

Г)  состоит из тела и отростков

Д)  превращает раздражения в нервные импульсы

Е)  проводит электрическое возбуждение к телу клетки и к другим клеткам

ТИП КЛЕТКИ

1)  нейрон

2)  клетка − спутник

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 39337

Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания поморника.

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  хищник

3)  пищевой конкурент песца

4)  консумент второго порядка

5)  охотится в кроне деревьев

6)  способствует распространению плодов и семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

20.  Тип 20 № 39338

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит волк. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

21.  Тип 21 № 39339

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность куропаток и песцов, если в течение нескольких лет наблюдается увеличение численности леммингов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность куропаток

Численность песцов

22.  Тип 22 № 12491

Рассмотрите рисунок с изображением схемы опыта. Что исследовалось в данном опыте? Что случится, если убрать звуковой сигнал?



23.  Тип 23 № 20988

Ученый изучал процесс образования крахмала в листьях герани. Для этого он закрыл часть листа герани с двух сторон черным картоном. Растение оставил на свету. Через сутки ученый срезал частично закрытый картоном лист. Чтобы увидеть произошедшие изменения, он обесцветил лист, поместив его в кипящий этанол. Далее, для удаления этанола, промыл лист в горячей воде. На обесцвеченный лист ученый нанес слабый раствор йода. Часть листа, которая была закрыта картоном, практически не изменила цвет, а та, что не была закрыта, приобрела темно-синий цвет.

Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? В связи с чем закрытая картоном часть листа не окрасилась в темно-синий цвет при действии на лист раствором йода?

24.  Тип 24 № 2020

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

 

Артерии и вены − крупные кровеносные сосуды. Их внутренний слой образован плоскими плотно прилегающими друг к другу клетками. Средний слой состоит из эластичных волокон и гладких мышц. Их сокращение и расслабление влияет на объем крови, протекающей в сосуде. Это обеспечивает приспособленность организма к физическим и психическим нагрузкам. Наружный слой образован соединительной тканью.

Артерии − сосуды, по которым кровь движется от сердца. Самая крупная артерия − аорта, скорость крови в ней примерно 0,5 м/с. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем. На ощупь они плотные и упругие, не спадающие, выдерживают высокое давление крови, которое в спокойном состоянии составляет около 120 мм рт. ст. Артерии разветвляются на более мелкие сосуды − артериолы, плавно переходящие в тончайшие сосуды − капилляры. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток, и через них легко происходит обмен веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью.

Из капилляров кровь собирается сначала в мелкие, затем в крупные вены − сосуды, по которым кровь течет к сердцу. Стенки вен тонки и растяжимы, содержат мало гладкомышечных клеток, поэтому в них накапливается значительная часть крови. Скорость крови в венах нарастает и составляет 6−25 см/с, а давление падает. В стенках крупных вен имеются особые складки − клапаны. Они предотвращают обратный ток крови.

Используя содержание текста «Кровеносные сосуды», ответьте на вопросы и решите задачу.

 

1)  Какие свойства характерны для артерий?

2)  Зная скорость течения крови в аорте, рассчитайте примерную скорость тока крови в капиллярах, если известно, что суммарный просвет капилляров в 1000 раз больше, чем просвет аорты.

3)  Какое биологическое значение имеет такая скорость кровотока для дыхания?

25.  Тип 25 № 1638

Проанализируйте данный таблицы: «Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания». Ответьте на вопросы к таблице.

1)  Как зависит число инфузорий в желудке барана от сроков голодания?

2)  Почему изменяется количество инфузорий за 4 дня голодания?

3)  Зачем нужны инфузории и бактерии жвачному животному?

Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания

 

Сроки голодания

Число инфузорий

в 1 мм2

До голодания

1266

1-й день голодания

536

2-й день голодания

128

3-й день голодания

33

4-й день голодания

8

26.  Тип 26 № 12955

Наталья съела на второй завтрак омлет с ветчиной, салат овощной и чай без сахара.

1)  Каково количество жиров в завтраке Натальи?

2)  Соответствует ли энергетическая ценность завтрака Натальи нормам для 16-летнего подростка, если за весь день с едой она получила 3100 ккал?

3)  Где начинают расщепляться углеводы?

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя