СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ литература. Демонстрационный вариант с пояснениями.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ литература. Демонстрационный вариант с пояснениями.»

Демонстрационный вариант ОГЭ 2023 г.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2. При выполнении заданий не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.



ЯВЛЕНИЕ VII

 

Те же, г-жа Простакова и Митрофан

Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там и женишься.

Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.

Г-жа Простакова. Придёт час воли Божией!

Митрофан. Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

 

Цыфиркин очинивает грифель.

Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелёк повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж робёнок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься.

Г-жа Простакова. Не твоё дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперёд шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, итти по дороге со мною. Ну, хоть возьмём с собою Сидорыча. Нашли мы трое...

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублей.

Митрофан (пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды нуль — нуль. Единожды нуль — нуль.

Г-жа Простакова. Что, что, до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублей, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врёт он, друг мой сердечный. На-шед деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

 

Д. И. Фонвизин «Недоросль»



Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.



1.1

 

Зачем Простакова нанимает Митрофанушке учителей»?



1.2

Каким жизненным принципам пытается научить госпожа Простакова своего сына?

Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.





2.1

Выберите другой фрагмент комедии с участием Хлестакова. На основе анализа текста выявите черты героя, проявившиеся в данном фрагменте.



2.2

Выберите другой фрагмент комедии, в котором Хлестаков пытается говорить правду. Проанализируйте поведение героя в сложившейся ситуации.

Х л е с т а к о в. …Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!» А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошёл писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит ещё на лестнице за мною со щёткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу». (Городничему.) Что вы, господа, стоите? Пожалуйста, садитесь!

Вместе. Г о р о д н и ч и й. Чин такой, что ещё можно постоять.

А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. Мы постоим.

Л у к а Л у к и ч. Не извольте беспокоиться!

Х л е с т а к о в. Без чинов, прошу садиться.

Городничий и все садятся.

Я не люблю церемонии. Напротив, я даже стараюсь всегда проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идёт!» А один раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьём. После уже офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли за главнокомандующего».

А н н а А н д р е е в н а. Скажите как!

Х л е с т а к о в. С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики... Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то всё...» Большой оригинал.

А н н а А н д р е е в н а. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?

Х л е с т а к о в. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича. (Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.

А н н а А н д р е е в н а. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием дают балы!

Х л е с т а к о в. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж — скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель...» Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница стóит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр...

Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев.

Мне даже на пакетах пишут: «Ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, — нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь — просто чёрт возьми! После видят, нечего делать, — ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? — я спрашиваю. «Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдёт до государя, ну да и послужной список тоже... «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я...» И точно: бывало, как прохожу через департамент, — просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся как лист.

Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится ещё сильнее.

О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам». Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш... (Поскальзывается и чуть-чуть не шлёпается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками.)

Г о р о д н и ч и й (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А ва-ва-ва... ва...

Хл е с т а к о в (быстрым, отрывистым голосом). Что такое?

Г о р о д н и ч и й . А ва-ва-ва... ва...

Хл е с т а к о в (таким же голосом). Не разберу ничего, всё вздор.

Г о р о д н и ч и й . Ва-ва-ва... шество, превосходительство, не прикажете ли отдохнуть?.. вот и комната, и всё, что нужно.

(Н. В. Гоголь. «Ревизор»)



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.





Гимн морю и горам

Заказана погода нам Удачею самой,

Довольно футов нам под киль обещано,

И небо поделилось с океаном синевой —

Две синевы у горизонта скрещены.

 

Не правда ли, морской хмельной невиданный простор

Сродни горам в безумье, буйстве, кротости:

Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,

И впадины меж ними — словно пропасти!

 

Служение стихиям не терпит суеты.

К двум полюсам ведёт меридиан.

Благословенны вечные хребты!

Благословен Великий океан!

 

Нам сам Великий Случай — брат, Везение — сестра,

Хотя — на всякий случай — мы встревожены.

На суше пожелали нам ни пуха ни пера,

Созвездья к нам прекрасно расположены.

 

Мы все вперёдсмотрящие, все начали с азов,

И если у кого-то невезение —

Меняем курс, идём на SOS, как там, в горах, на зов,

На помощь, прерывая восхождение.

 

Служение стихиям не терпит суеты.

К двум полюсам ведёт меридиан.

Благословенны вечные хребты!

Благословен Великий океан!

 

Потери посчитаем мы, когда пройдёт гроза,

Не сединой, а солью убелённые,

Скупая океанская огромная слеза

Умоет наши лица просветлённые...

 

Взята вершина — клотики вонзились в небеса!

С небес на землю — только на мгновение:

Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса —

И снова начинаем восхождение.

 

Служение стихиям не терпит суеты.

К двум полюсам ведёт меридиан.

Благословенны вечные хребты!

Благословен Великий океан!

В. С. Высоцкий, 1976



3.1

В чём поэт видит сходство двух «стихий»: гор и моря?



3.2

Какова роль эпитетов в приведённом стихотворении?

В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.



4

Сопоставьте стихотворение В. С. Высоцкого «Гимн морю и горам» с приведённым ниже стихотворением «Прощание с горами» того же автора. Чем различается восприятие гор лирическими героями этих произведений?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 4.


Гимн морю и горам

Заказана погода нам Удачею самой,

Довольно футов нам под киль обещано,

И небо поделилось с океаном синевой —

Две синевы у горизонта скрещены.

 

Не правда ли, морской хмельной невиданный простор

Сродни горам в безумье, буйстве, кротости:

Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,

И впадины меж ними — словно пропасти!

 

Служение стихиям не терпит суеты.

К двум полюсам ведёт меридиан.

Благословенны вечные хребты!

Благословен Великий океан!

 

Нам сам Великий Случай — брат, Везение — сестра,

Хотя — на всякий случай — мы встревожены.

На суше пожелали нам ни пуха ни пера,

Созвездья к нам прекрасно расположены.

 

Мы все вперёдсмотрящие, все начали с азов,

И если у кого-то невезение —

Меняем курс, идём на SOS, как там, в горах, на зов,

На помощь, прерывая восхождение.

 

Служение стихиям не терпит суеты.

К двум полюсам ведёт меридиан.

Благословенны вечные хребты!

Благословен Великий океан!

 

Потери посчитаем мы, когда пройдёт гроза,

Не сединой, а солью убелённые,

Скупая океанская огромная слеза

Умоет наши лица просветлённые...

 

Взята вершина — клотики вонзились в небеса!

С небес на землю — только на мгновение:

Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса —

И снова начинаем восхождение.

 

Служение стихиям не терпит суеты.

К двум полюсам ведёт меридиан.

Благословенны вечные хребты!

Благословен Великий океан!

 

В. С. Высоцкий, 1976

Прощание с горами

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы — просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покорённых вершин,

Оставляя в горах,

Оставляя в горах своё сердце.

 

Так оставьте ненужные споры —

Я себе уже всё доказал:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал,

На которых ещё не бывал.

 

Кто захочет в беде оставаться один?!

Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!

Но спускаемся мы с покорённых вершин...

Что же делать —

И боги спускались на землю.

 

Так оставьте ненужные споры —

Я себе уже всё доказал:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал,

На которых ещё не бывал.

 

Сколько слов и надежд, сколько песен и тем

Горы будят у нас — и зовут нас остаться!

Но спускаемся мы (кто — на год, кто — совсем),

Потому что всегда,

Потому что всегда мы должны возвращаться.

 

Так оставьте ненужные споры —

Я себе уже всё доказал:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал,

На которых никто не бывал!

 

В. С. Высоцкий, 1966





Часть 2



Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 200–250 слов, минимально необходимый объём – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).





5.1

Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

5.2

Почему Ф. И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»?

5.3

Какой предстаёт Муза в лирике А. А. Фета?

5.4

Каково авторское отношение к главному герою рассказа В. М. Шукшина «Чудик»?

5.5

Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

ПОЯСНЕНИЕ.

1.1. В комедии Фонвизина «Недоросль» примитивный и жалкий мир Простаковых и Скотининых хочет прорваться в благородный, высокий мир Стародума, Правдина, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло, маскируясь под маской образованности и благородства, хочет присвоить себе добро. У Простаковой есть план — пробраться в недосягаемый для нее мир через женитьбу сына на Софье. В этом и заключается цель Простаковой, когда она уговаривает Митрофанушку поучиться «для виду».

 

1.2. Митрофан ленив, не способен учиться, даже простейшая задача у него не решается. Явно проявляются эгоизм и властолюбие Митрофанушки, воспитанные в нем матушкой. В приведённом отрывке звучит главная маменькина заповедь: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка». Не менее дико и второе наставление: «Не учись этой дурацкой науке». Что же может от такого воспитания получить сама мать? Результат не замедлил сказаться. «Ты ж меня взманила, пеняй на себя», — предупреждает мать Митрофан. Видно, не раз ещё предстоит Простаковой поплакать от своего любимого чада — уроки матушки не прошли для Митрофанушки даром, он их хорошо усвоил.



2.1. Хлестаков пытается ухаживать за женой и дочерью городничего одновременно. Он ведёт себя развязно. У него не хватает ума даже оценить своё поведение, задуматься, как он поступает. Ему нет дела до того, что испытывают в этот момент женщины, и уж тем более ему не знакомы угрызения совести. Так проявляется ещё одно важное качество мнимого ревизора — склонность к аферам. Хлестаков ветреный человек, пустой, ничтожный.


2.2. Во время первой встречи с чиновниками и городничим Хлестаков не стремится говорить неправду. Он пытается оправдаться, осознавая, что к нему есть за что предъявить претензии. При этом он всё время кого-то обвиняет в своих неудачах: в том, что проигрался, в том, что из-за долгов не может заплатить за гостиницу. Когда над ним нависает угроза (он думает, что его пришли арестовывать), Хлестаков ведёт себя вызывающе — он даже пытается покрикивать на городничего, чем ещё более укрепляет последнего в мысли о том, что перед ним настоящий ревизор.



3.1. Горы и море — две стихии, служение которым «не терпит суеты». Влюбленные в горы не могут без них, как не могут без моря его почитатели: взятие вершины сродни покорению океана. И горы, и море могут быть одинаково непредсказуемы и опасны. И остается надеяться, что будет покровительствовать «Нам сам Великий Случай — брат, Везение — сестра». Лирический герой стихотворения — романтик, вот почему он в опасности видит свою судьбу, испытать которую можно и на море, и в горах:

Не правда ли, морской хмельной невиданный простор

Сродни горам в безумье, буйстве, кротости:

Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,

И впадины меж ними — словно пропасти!


3.2. Эпитет — образное определение, является в тексте изобразительно-выразительным средством. В стихотворении В. Высоцкого эпитеты помогают создать неповторимый образ гор, моря, передать настроение лирического героя, его отношение к «двум стихиям». Эпитеты: «скупая слеза», «вечные хребты», «хмельной простор» и другие служат именно этим целям.



4. В стихотворении «Гимн морю и горам» две равноправных стихии: горы и море, одинаково ценные, одинаково опасные, но манящие лирического героя. В стихотворении «Прощание с горами» поэт подчеркивает, что горы для него дороже всего, в горы он идет по зову сердца:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал…

Сердце лирического героя стихотворения «Прощание с горами» остается в горах, поэтому он возвращается туда снова и снова, потому что это путь к самому себе.



5.1. Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Печорин — герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов. Отсюда выведенные им нравственные принципы и ценности: 1) «из двух друзей всегда один раб другого»; 2) «… я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы»; 3) счастье — это «насыщенная гордость». Отсюда убеждение Печорина: «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости?» Доказательство можно построить от противного. Если счастье — это «насыщенная гордость», то самым счастливым должен быть тот, кто живет для того только, чтобы насытить свою гордость. Но этот вывод оказывается неверным. Доказательство — факты из жизни самого Печорина, который все силы потратил на то, чтобы насытить свою гордость, удовлетворить свое честолюбие, но счастья не обрел, о чем говорит последняя дневниковая запись его.

 

5.2. Почему Ф. И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»?

Поэзия Тютчева полна мысли, это философская поэзия. Однако Тютчев прежде всего был художником. В поэтические образы он облекал лишь то, что было передумано и перечувствовано им самим. Сущность его творческого процесса прекрасно определил И. С, Тургенев: «...каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятых из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно» .

 

5.3. Какой предстаёт Муза в лирике А. А. Фета?

Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний. Истинная поэзия, по Фету, доступна только избранным. Поэтому Муза для поэта — «нетленная богиня» «в венце роз», чуждая обыденности.

Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал

И рабскому их буйству я в угоду

Твоих речей не осквернял, —

Писал он о своей Музе. Фет ограничил свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство.

 

5.4. Каково авторское отношение к главному герою рассказа В. М. Шукшина «Чудик»?

«Чудики» В. Шукшина своим существованием, поступками опровергают обычные представления о человеке и жизни.

Это фантазеры и мечтатели. Причем мечтают герои Шукшина о вещах недостижимых: об изобретении лекарства от рака, избавлении мира от микробов и т. д. Главный герой рассказа «Чудик» — это действительно человечек со своими чудачествами. «Чудинка» его в том, что он особенно мыслит, поэтому шукшинский персонаж совершает необычные и неожиданные поступки в привычных ситуациях. Но ими он вызывает у читателя не строгое, категоричное, суровое, а наоборот, трепетное, доброе и теплое отношение к себе. Чудик воспринимается как простой человек, понятный и близкий многим из нас. А то, что сообщает нам сам Василий Макарович о своем герое: «Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом», характеризует чудика как человека мечтательного, добросердечного, наивного, в хорошем смысле этого слова, верующего во что-то удивительное и высокое, и не предающего своих надежд.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!