СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ по литературе ( демонстрационный вариант с пояснениями).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ по литературе ( демонстрационный вариант с пояснениями).»

Демонстрационный вариант ОГЭ 2023 г.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2. При выполнении заданий не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню  — и в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной.

Мы ехали молча.

— Написали ли вы свое завещание?  — вдруг спросил Вернер.

— Нет.

— А если будете убиты?..

— Наследники отыщутся сами.

— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..

Я покачал головой.

— Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?..

— Хотите ли, доктор,  — отвечал я ему,  — чтоб я раскрыл вам мою душу?..

Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счёт Бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нём ревности к усопшему,  — Бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей  — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй? Посмотрите, доктор: видите ли вы, на скале направо чернеются три фигуры? Это, кажется, наши противники?..

Мы пустились рысью.

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»




Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.



1.1

На основании приведённого фрагмента определите, в чём, с точки зрения самого Печорина, заключается противоречивость его характера?



1.2

 С какой целью автор в начале отрывка даёт описание раннего утра?



Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.

Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь; если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлёкся трудностью

предприятия...

Но ничуть не бывало! Следовательно, это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдём такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство  — истинная бесконечная страсть,которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности  — только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.

Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! он вовсе её не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно и, надеюсь, сумею умереть без крика и слез!»

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое моё удовольствие  — подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха  — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права,  — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашёл бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание даёт понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности: идеи  — создания органические, сказал кто-то: их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие; тот в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.

Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, a ни одна не скачет и не пенится до самого моря.

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»





2.1

Выберите другой фрагмент романа с участием Печорина. На основе анализа текста выявите черты героя, проявившиеся в данном фрагменте.

2.2

Выберите другой фрагмент романа, в котором Печорин оказывается участником любовной истории. Проанализируйте поведение героя в сложившейся ситуации.



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

ФОНТАН

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

 

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Ф. И. Тютчев





3.1

С какой целью поэт использует в этом стихотворении развернутое сравнение?

3.2

Можно ли утверждать, что главной в стихотворении является идея бессилия человеческой мысли?

В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.



4


Сопоставьте стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся...». К каким выводам вас привело это сопоставление?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните заданиe 4.

 

Фонтан

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной  —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

 

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

 

Ф. И. Тютчев

***

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он  —

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла  —

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли!..

 

Ф. И. Тютчев

Часть 2



Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 200–250 слов, минимально необходимый объём – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).





5.1

Как «немая сцена» в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» связана с основным её содержанием?

5.2

Что Вас привлекает в лирике А. А. Блока?

5.3

 Образ автора и его звучание в поэме «Слово о полку Игореве».

5.4

 Герой  — характер  — поступок в современной отечественной прозе. (На примере одного из произведений.)

5.5

Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

ПОЯСНЕНИЕ.

1.1. Печорин  — герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов. Отсюда выведенные им нравственные принципы и ценности: 1) «из двух друзей всегда один раб другого»; 2) «… я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы»; 3) счастье  — это «насыщенная гордость», а любовь  — кратковременный порыв. Сам Печорин убедил себя в том, что его принципы верны, и старается им следовать. Однако в приведённом отрывке нетрудно заметить противоречивость его характера. Так, в начале отрыва автор обнажает чувственную душу своего героя. Печорин восхищается свежестью раннего утра: «Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!» В этих словах не размышления циника, а душа романтика, способного на живые, искренние чувства. Но дальше Печорин надевает на себя более привычную маску: «Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого». Он с иронией говорит о дружбе, о любви. И в этих словах горечь и глубокое несчастье человека, отказавшего себе в удовольствии наслаждаться жизнью.

 

1.2. В приведённом отрывке М. Ю. Лермонтов в который раз даёт читателю возможность увидеть противоречивость взглядов своего героя. Описание раннего утра в данном фрагменте текста противопоставлено циничным, даже злобным размышлениям Печорина о дружбе, о любви.

Герой восхищается свежестью раннего утра: «Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!» В этих словах не размышления циника, а душа романтика, способного на живые, искренние чувства.

Печорин хочет жить, как бы не стремился он казаться хладнокровным накануне дуэли. Иначе он не чувствовал бы столь острою потребность увидеть эту красоту, разглядеть каждую росинку, вдыхать полной грудью утреннюю свежесть.

Таким образом, описание природы в приведённом отрывке помогают раскрытию внутреннего состояния героя.



2.1. Обратимся к фрагменту романа «Герой нашего времени», когда Печорин бросает вызов судьбе и идет навстречу смерти, пытаясь обуздать пьяного казака. Печорин не фаталист, он считает, что может рассчитать любую ситуацию. «Я люблю сомневаться во всем»,  — говорит герой. Эти сомнения, однако, не делают его трусом, а наоборот придают смелости. Только смелось эта невостребованная. Печорин понимает, что он никому ничего не должен доказывать, потому что это всё пустая трата времени, но всё равно рискует бесцельно, ведь привык не жить, а играть жизнью, не находя применения своим силам.

 

2.2. Печорин не подозревал, что ещё может кого-то любить. О былой любви напомнила ему встреча с Верой. Он понимает, насколько дорога ему эта женщина. За её честь он готов стреляться с Грушницким. Чтобы догнать ускользающую надежду на счастье, Печорин загоняет коня. Отъезд Веры разрушает эту надежду, и герой возвращается в своё привычное состояние  — он запрещает себе чувствовать и предаваться естественным человеческим порывам и чувствам, прикрываясь своей теорией о счастье: «Счастье  — насыщенная гордость».



3.1. Сравнение  — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов. В первой строфе автор использует развернутое сравнение для создания неповторимого, переменчивого в своем движении образа фонтана, то похожего на облако, то пламенеющего на солнце «пылью огненной»:

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной  —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

 

3.2. Стихотворение Тютчева «Фонтан»  — это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей:

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо−роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана,  — такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной  —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

Это несоответствие тем более печально, что человеческая мысль прекрасна в своих лучших проявлениях: «Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым». Однако доходя до известно предела, она превращается в разноцветную пыль. И это  — суровый закон Вселенной.



4. Трагический смысл существования человека заключается в том, что он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана,  — такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана. Такова основная мысль стихотворения «Фонтан». В стихотворении «С поляны коршун поднялся…» эта же мысль раскрывается через сравнение человека с коршуном: не может человек, хоть он и «царь земли» подняться в небо, подобно свободолюбивому, вольному коршуну.

5.1. Как «немая сцена» в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» связана с основным её содержанием?

Финал пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»  — необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Потрясенные чиновники застыли в ожидании неминуемой расправы. Городничий стоит столбом посреди сцены; почтмейстер превратился «в вопросительный знак, обращенный к зрителям»; судья присел почти до земли и словно хотел сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует,  — все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу. И эту немую сцену, служащую важным завершением комедии, и зрители, и критики, и литературоведы трактовали по-разному.

Сам Н. В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». То есть финал комедии  — это мысль о наступающем возмездии. В. Г. Белинский говорил об ограниченности немой сцены, но большинство критиков согласны все же с автором. Данный Гоголем намек на торжество справедливости усиливает ощущение тревоги, страха. Действительно, страх, возникший в начале сцены, а затем благополучно растаявший, когда чиновники откупились от «ревизора» и успокоились, вернулся. Но теперь чувство тревоги возрастает многократно  — чиновники оказываются в еще худшей ситуации, чем в начале пьесы. Ведь бросив все силы на угождение Хлестакову, они так и не удосужились навести в своих делах хотя бы внешний порядок.

Вот почему появление настоящего ревизора приводит героев к немой сцене.

 

5.2. Что Вас привлекает в лирике А. А. Блока?

Творчество Александра Блока  — великого поэта начала XX века  — одно из самых примечательных явлений русской поэзии.

Что же привлекает меня в поэзии Блока? Прежде всего, то, что все явления окружающего мира и все события истории, все предания веков, народное горе, мечты о будущем  — все, что становилось темой переживаний и пищей раздумий, Блок переводил на язык лирики и прежде всего воспринимал как лирику. Даже сама Россия была для него «лирической величиной», и эта «величина» была столь огромной, что далеко не сразу вместилась в рамки его творчества.

Его лирика стала сильнее его самого. Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, картонные, он вопреки своей воле видел в них и звезды, чувствовал в них нездешние дали, и  — сколько бы сам ни смеялся над этим  — каждая женщина в его любовных стихах сочеталась для него с облаками, закатами, зорями, каждая открывала просветы в Иное, поэтому он и создает свой первый цикл  — «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама  — воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой  — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни.

 

5.3. Образ автора и его звучание в поэме «Слово о полку Игореве».

Основная мысль «Слова...»  — мысль о единении русской земли. Автор обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить эту мысль. Взгляд автора выражает прежде всего интересы Родины в целом, а не честь князей. Так как побуждением Игоря к походу была защита Родины, в походе князь проявил мужество, верность брату в плену, автор «Слова о полку Игореве» славит князя, хотя и не приветствует его поход.

 

5.4. Герой  — характер  — поступок в современной отечественной прозе. (На примере одного из произведений.)

Тема может быть рассмотрена на материале произведений В. Распутина («Уроки французского»), В. Астафьева («Васюткино озеро»), тогда это будет размышление о нравственных проблемах, о том, что движет героями в различных жизненных ситуациях.

Тема может быть раскрыта на примере произведения о Великой Отечественной войны, тогда тема нравственности будет тесно перекликаться с темой патриотизма. Примером может быть повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной Войны. Он был свидетелем всех её ужасов, и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них  — это гениальное произведение «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек – героинь повести «А зори здесь тихие…»  — своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война  — не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков  — фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образ настоящих героев того страшного и жестокого времени.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!