СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ Водные конструкции

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ Водные конструкции»

Вводные слова, ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ОБРАЩЕНИЯ

  1. Вводные слова членами предложения не являются: к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения; они осложняют предложение. С их помощью говорящий выражает своё отношение к тому, о чём говорится в предложении. Ср., например: Я, наверное, хорошо сдам экзамен; Я, безусловно, хорошо сдам экзамен. На письме вводные слова выделяются запятыми.

  2. Вставные конструкции содержат добавочные замечания, попутные уточнения. В речи вставные конструкции выделяются особой интонацией: они произносятся в ускоренном темпе, с понижением тона, обычно без логического ударения.При вводных предложениях ставятся чаще всего запятые, а при вставных — тире или скобки.

Три сестры Володи – самой старшей из них было одиннадцать лет – сидели за столом. Володя, передразнивая Марью Ивановну (гувернантку сестры) весело и звучно смеялся.

  1. Вводные слова делятся на разряды.

Значение

Вводные слова и словосочетания

Выражают чувства говорящего (ра­дость, сожаление, удивление и т.д.).

К счастью, к несчастью, по счастью, по не­счастью, к радости, к огорчению, к прискор­бию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, странное дело, уди­вительное дело, не ровен час, нечего греха таить и др.

Выражают оценку говорящим степени достоверности со­общаемого (уверен­ность, предположе­ние, возможность, неуверенность и

т.д.)-

Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само со­бой разумеется, бесспорно, действитель­но, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, каза­лось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, правда, не правда ли, в сущно­сти, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Указывают на связь мыслей, последова­тельность их изло­жения.

Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде все­го, кроме того, сверх того, стало быть, на­пример, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной сторо­ны, с другой стороны, повторяю, подчёрки­ваю и др.

Указывают на приё­мы и способы офор­мления мыслей.

Словом, одним словом, иными словами, дру­гими словами, иначе говоря, коротко го­воря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.

Указывают на источ­ник сообщения.

Говорят, сообщают, передают, по сло­вам..., по сведениям..., по сообщению..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-наше­му, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.

Слова, обращённые к собеседнику с це­лью привлечь его внимание к сооб­щаемому, внушить определённое отно­шение к излагаемым мыслям.

Видишь(ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, со­гласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), пожалуй­ста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др.

Указывают оценку меры того, о чем го­ворится.

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.

Показывают степень обычности того, о чём говорится.

Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю и др.

Выражают экспрес­сивность высказы­вания.

По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказа­но и др.

  1. NB! Не являются вводными и не выделяются запятыми следую­щие слова и сочетания слов:

авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, ис­ключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и др. подобные (частицы, наречия).

  1. Слова наконец, значит, однако, главным образом в предложении могут функционировать по-разному

Слово является вводным

Слово вводным не является

НАКОНЕЦ

Указывает на связь мыслей, по­рядок их изложения (= и ещё), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту; Опеку­шин был выходцем из просто­го народа, сперва — самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик.

Выполняет функцию обстоятель­ства (= под конец, напоследок, после всего, в результате все­го): Мы поднимались всё выше и наконец достигли вершины; На­конец все дела были завершены. В этом значении возможна ча­стица -то: Наконец добрались до места ночлега (= наконец-то добрались...).

ОДНАКО

Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожна; Сколько хло­пот, однако.

Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные чле­ны (в этих случаях имеет значение противительного союза но):

Мы не надеялись встретиться, однако встретились; Однако его поведение меня не обидело.

ЗНАЧИТ

Если синонимично словам следо­вательно, стало быть: Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за пол­день; Значит, вы не можете се­годня прийти?

Если находится между придаточ­ным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло.

Если находится между частями бессоюзного сложного предло­жения: Прозвенел звонок, зна­чит, урок кончился.

Если близко по смыслу к слову оз­начает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём(Горький).

Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставит­ся тире: Бороться — значит побе­дить.



ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ


Если служит для выделения ка­кого-либо факта, для выражения его оценки:

Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом (главным образом = самое главное).

Если имеет значение в первую очередь, больше всего:

Он добился успеха главным образом благодаря своему тру­долюбию; Мне нравится в нём главный образом его искрен­ность.

6. К трудным случаям в этом задании относятся такие предложе­ния, в которых вводное слово стоит в середине его, а запятая в ответе будет одна. Когда это происходит?

1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то знаком препинания от оборота оно не отделяется; если же вводное слово находится в середине подобного оборота, то оно выделяет­ся запятыми на общих основаниях:

Он погрузился в размышле­ния, видимо производя в уме какие-то расчеты.

Он вспомнил эти слова, воз­можно услышанные в детст­ве.

Он действовал безрассудно, наверное наперекор всем.

Ср.: Он погрузился в размыш­ления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты.

Ср.: Он вспомнил эти слова, услышанные, возможно, в детстве.

Ср.: Он действовал безрассуд­но, наперекор

2. Если вводное слово стоит после противительного союза а и изъ­ять его или переставить невозможно, то вводное слово запятой от союза не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив): Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, неточно.

Но: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза, поскольку он не связан с вводным словом: Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться.




Там, (1) вверху, (2) светило яркое южное солнце. Должно быть, (3) лучи его припекали так сильно, (4) что трава давно уже высохла. Ответ 3.

NB! Очень часто в предложениях бывают обращения или уточняющие члены предложения (см. предыдущий пример) — не путайте их с вводными.

Иногда вводные слова стоят в середине предложения, а запятыми они выделяются только с одной стороны (то есть в ответе будет лишь одна цифра), например: Он действовал безрассудно, (1) наверное наперекор всем, (2) не думая о последствиях. (Ответ 1)

Предложения с обращениями

Иногда в осложнённых предложениях задание связано с пунктуацией при обращении (требуется написать цифры, обозначающие запятые при обращении). Помните, что обращения, которые осложняют предложение, не являются членом предложения и грамматически не связаны с членами предложения (от них нельзя задать вопрос к обращению).

Обращение — это слово (существительное или прилагательное и причастие в роли существительного в именительном падеже) или словосочетание, называющее того, кому адресована речь. Чаще всего обращение выражено именем собственным и является наименованием лица, к которому обращаются с речью: Саша, ты сегодня поздно придёшь из школы? Основная функция обращения — привлечь внимание собеседника, побудить его слушать обращённую к нему речь.

Обращение — неотъемлемая черта разговорной речи и диалогов художественных текстов, оно используется преимущественно в побудительных или вопросительных предложениях.

Но обращения — это не только названия людей или клички животных. Это могут быть и названия неодушевлённых предметов, а также явлений неживой природа:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный. Журчи, журчи свою мне быль... (Пушкин);

Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия (Пушкин).

Такие обращения — особый поэтический приём, они имеют характер олицетворения. 

Как выполнить это задание.

  1. Найдите в заданном предложении все слова в именительном падеже, при которых стоят запятые. Определите грамматическую основу предложения, потому что обращения часто путают с под-лежащим. Сравните:

Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом.

— Не знаю, о чём ты думаешь, Марина, таская в дом эти книги! (Осеева).

В двух предложениях употреблены два имени собственных, стоящих в именительном падеже, однако только во втором предложении есть обращение (в первом предложении слово Машутка является приложением).

  1. Прочитайте предложение. Обращения произносятся с особой звательной интонацией называют того, к кому обращаются с речью; они могут стоять в любой части предложения — в начале, середине или в конце:

Вперёд чужой беде не смейся, голубок! (Крылов)

Но это — самый простой случай. Есть и более сложные, о которых нужно знать.

  1. Иногда в одном предложении одно и то же обращение повторяется несколько раз, причём не подряд, а отделяются они друг от друга членами предложения, что создаёт особую экспрессию:

Вы, сударь, камень, сударь, лёд (Грибоедов).

  1. Обращения чаще всего бывают нераспространёнными (то есть состоят из одного слова), но могут быть и распространёнными (содержат ещё и определения):

Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов).

  1. Распространённое обращение может быть разорвано членами предложения, например:

Отколе,(1) умная,(2) бредёшь ты,(3) голова?! (Крылов) (Ответ 1, 2, 3).

6. В предложении может быть несколько разных по форме обращений, которые называются однородными:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня (Пушкин).

А теперь практические задания.

Так вот он,(1) зимний дуб! И,(2) мысленно попросив у дуба

прощения за свою маленькую человеческую хитрость, (3) она сказала: — Что ж, (4) Савушкин,(5) это только значит, (6) что короткий путь ещё не самый верный. (Ю. Нагибин)

Ответ: 45

Защёлкал злодей зубами: «Лось, лось,(1) я тебя съем». «Хорошо,(2) серый волк,(3) — отвечает лось, — Только дай попрощаться с родимым краем». «Прощайся»,(4) — ответил волк. (С. Алексеев)

Ответ: 123

Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить её,(1) если не уберётся,(2) но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали...

— Я тебя люблю, (3) Кусачка,(4) я тебя очень люблю. Ты не веришь мне,(5) Кусачка? (Л. Андреев)

Ответ: 345 .

— Иди сюда,(1) тут родник,(2) — закричал Васька.

— Им открылась страна,(3) которой они никогда прежде не видели... — Правда,(4) Васька? (А. Приставкин)

Ответ: 4

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Что ж ты,(1) трусишка такой,(2) всего боишься? — спросила мама,(3) глядя на меня с весёлым удивлением. — Бабушка,(4) наверное, (5) настращала опять? (П. Санаев)

Ответ: 12

— Ребята,(1) я отца ждал дольше,(2) чем вы.

Сообщаем, (3) что отец ваш, (4) майор Козырев, (5) пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года. (А. Приставши)

Ответ: 1

— Не от народа,(1) а от топора,(2) Поленька. У топора глаз нету,(3) — тотчас отвечала Таиска. — Железный он,(4) на рукоятку надетый. (Л. Леонов)

Ответ: 2

Берегите красоту природы,(1) люди. И не бежит от него в страхе потревоженный заяц, (2) не кричит,(3) как над чужим,(4) сорока. (Е. Носов)

Ответ: 1

— Ну какая же это верба,(1) юноши? — говорил он,(2) просматривая работы учеников.

— Далеко ещё до весны,(3) Дарья Петровна. Ой,(4) далёконько...

(О. Туберовская)

Ответ: 13

Звали его так же,(1) как моего последнего собачьего друга,(2) Томкой.

— Томка, (3) — сказал я жалобно, (4) — проснись. (Б. Емельянов)

Ответ: 3

Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну,(1) братец,(2) попался!» — как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул:

— Виктория, (3) ваше сиятельство!

Помилуй бог, (4) как провёл!

Помилуй бог,(5) настоящий солдат! (С. Алексеев)

Ответ: 123

Знаешь Катюшу,(1) соседку? Будь умник,(2) пойди к Кате. Иди,(3) милый,(4) я приду.

Ответ: 34

Однажды моей соседке по коридору,(1) Полине Ивановне,(2) из смежной квартиры,(3) сделалось плохо с сердцем.

— Бабусик,(4) я пойду,(5) — обратилась она к Полине Ивановне. (П. Васильев)

Ответ: 4 .

Ты сбереги их,(1) родной мой,(2) и придёт время,(3) когда они станут твоими друзьями. Ты у меня славный, (4) умница. (В. Крапивин)

Ответ: 12