Конспект урока окружающего мира
Дата: 17.01.2022
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Учитель: Киданова Алла Геннадиевна
Тема: Огонь, вода и газ. Дорожные знаки.
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить с разными опасностями, которые могут подстерегать в квартире или в доме, на улице.
Образовательные: познакомить ребёнка с правилами безопасности и научить соблюдать их; отрабатывать правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода. Сформировать четкое представление условий распределения дорожных знаков по группам на основе их отличительных признаков; учить выявлять причинно-следственные связи; делать выводы.
Развивающие: развивать находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей.
Средства обучения: ноутбук, презентация по теме «Огонь, вода и газ», «Дорожные знаки», наглядный и раздаточный материал, карточки с ситуациями, тесты по теме «Огонь, вода и газ. Дорожные знаки», учебник «Окружающий мир», 2 часть для 3 класса.
Ход урока
I.Организационный момент
Собрались мы ни ради шутки,
У нас нет свободной минутки,
Тот, кто хочет многое на уроке узнать,
Должен внимательно слушать и запоминать!
II. Мотивация к учебной деятельности.
Девизом нашего урока станут такие слова «В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности»
-Как ты понимаешь слово безопасность? - Это система условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья человека, где бы он ни находился.
-Где больше всего себя чувствуешь в безопасности?
- Свою жизнь мы проводим в своём доме или квартире, в школе, на улице. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
-А так ли это, безопасно дома?
-Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.
- Сегодня мы начинаем 2 часть учебника «Окружающий мир».
- Как ты думаешь, о чём же пойдёт речь в 1 разделе нашего учебника? - О нашей безопасности (появляется слово - Раздел «Наша безопасность»)
III.Самоопределение к деятельности
- Отгадай загадки и узнаешь тему нашего урока. Послушай их внимательно..
1. Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь. ( огонь) (Появляется слово – «Огонь»)
2.Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода) (появляется слово – «Вода»)
3. Голубой огонек нам обед сварить помог. (появляется слово – «Газ»)
4.Назови, что изображено на картинке? (дорожные знаки) (появляется слово – «Дорожные знаки»)
- А теперь подумай, как они связаны с уроком.
- Сформулируй тему урока, над которой будем работать.
-Часто ли мы встречаемся в жизни с этими явлениями? Назови.
-Всегда ли вода, огонь и газ безопасны для жизни или существует опасность? Когда?
-Что нужно соблюдать, при обращении с водой, огнём и газом?
- Для чего нам нужны дорожные знаки?
-Давай определим проблему урока. (не соблюдение правил безопасности)
- Какую задачу поставим перед собой?
Узнаем: | чем опасны огонь, газ и вода; несоблюдение правил дорожного движения |
Научимся: | правильно обращаться с огнём, водой и газом; различать дорожные знаки |
- Никто из нас не застрахован от опасности. Наше здоровье, наша жизнь будет зависеть от грамотных действий. Этому мы и будем учиться на сегодняшнем уроке и последующих уроках в разделе «Наша безопасность». Открой раздел и прочитай, чему мы будем учиться….
IV.Работа по теме урока.
1. Беседа «огонь, вода, газ»
- Давай сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом.
а) Огонь и друг и враг.
- Что вы можете сказать про огонь? Когда может стать другом? А когда врагом?
Огонь - верно служит человеку.
С его помощью люди делают много полезных дел. Но он становится смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним.
- Огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего.
- Скажи, пожалуйста, что происходит, когда мы забываем о правилах обращения с огнем? ( Возникают пожары)
«Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам!» В. Маяковский
- Почему случаются пожары? Назови причины.
- Молодец! Проверим предположения и ещё раз перечислим причины пожаров которые не назвали.
«Причины пожара»
1) неисправность электрических приборов (Рисунок)
2) забывчивость (рисунок)
3) искра (печь, камин) – (рисунок)
4) легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда)
5) спички (игры со спичками)
6) керосин, бензин, газ
- Но даже по перечисленным причинам, может ли пожар возникнуть сам? (нет)
- Кто является главным виновником пожаров? (человек)
- Правильно, самые главные виновники пожаров – люди. Несоблюдение правил пожарной безопасности. И незнание правил безопасности детьми.
б)Вода и друг и враг
Но кроме пожара в доме могут возникнуть другие опасности.
- А что сильнее огня? (вода)
- Какая беда может возникнуть из-за воды в доме?
- Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод? Когда вода может стать другом? А когда врагом?
в) Газ и друг и враг.
-А газ человеку друг или враг?
- Но газ тоже может стать для человека враждебной силой.
- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как ты думаешь почему? - Если утечка, можно отравиться газом, даже умереть.
-Какие причины могут вызвать утечку газа?
1.Неисправность газового оборудования.
2. Закипающая жидкость залила огонь.
3. Сквозняк.
4. Не закрытый до конца кран газовой плиты.
Физкультминутка
Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – ты встаёшь, если разрешается – сидишь.
Бросать горящие спички в помещениях.
Защищать дом от пожара.
Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
Дышать через мокрое полотенце.
-Назови, какие ещё существуют службы экстренной помощи, назови их номер телефона.
- А ещё запомни: если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» - это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.
Единая диспетчерская служба «112» доступна по сотовому телефону.
Правила вызова пожарных
-А как же правильно позвонить в пожарную часть?
-сообщить кратко что случилось,
-назвать адрес,
-сообщить номер телефона,
-на каком этаже горит,
Всё это нужно сообщить быстро, без запинок.
2. Закрепление изученного.
- Выполним задание в тетради стр. 3 № 1. (Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.)
- Какие важнейшие правила безопасности запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
- Как действовать при аварии водопровода?
Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
3. Беседа «Дорожные знаки»
- Послушай стихотворение, и объясни, почему оно так называется «Скверная история».
Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры,
Во все гудки гудят,
Колёса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Ещё одна минута –
Случилась бы беда.
- Почему стихотворение называется «Скверная история»?
- Какая беда могла случиться? Что не знал Петя?
- Какие есть помощники на дорогах для водителей и пешеходов? - Дорожные знаки
- Сегодня мы:
1. Познакомиться с дорожными знаками
2. Научимся различать дорожные знаки
3. Узнаем на какие группы делятся?
4. Для кого предназначены дорожные знаки?
- На столе у тебя файл. Достань из него основу-лист синего цвета.
Приклей к нему«Дорожные знаки».
-А что же такое «Дорожные знаки»? Попробуем найти значение этого слова. Достань из файла различные определения, прочитай, выбери то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки».
- Итак, какое определение ты выбрал? Верно.
Дорожные знаки - представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски.
Дорожный знак - материальный чувственно-воспринимаемый предмет .
Знаки дорожные - это элемент оборудования дороги в виде щетка определенной формы с условными обозначениями или надписями предназначенные для информации водителей и пешеходов.
-Наклейте рядом определение.
- Как ты думаешь, для чего нужны дорожные знаки? - Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.
- Кто должен знать дорожные знаки? Только водители?- и пешеходы тоже
Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие, не похожие один на другой, без лишних деталей и украшений. Как ты думаете, почему знаки сделаны в виде простых рисунков? - Чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому, и таджику, и иностранному туристу.
- Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?
Исторические сведения о возникновении дорожных знаков.
Учёные были удивлены, когда во время раскопок недалеко от итальянского города Ливорно они обнаружили «дорожный знак» времён Древнего Рима.
Латинская надпись предупреждала «Это место – опасное!». Уже в те далёкие времена люди так же, как и мы сегодня, задумывались о безопасности движения. О дорогах заботились наши предки, ещё когда ездили на лошадях и ходили пешком. В лесу делали затёсы на деревьях, в степи укладывали камни и ставили столбы.
При Петре Ι столбы стали полосатыми, хорошо просматривались на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога».
Дорожные надписи, особенно из нескольких слов, требовали времени для прочтения. Не каждый водитель успевал их прочитать, особенно в тёмное время суток. Возник и другой вопрос. Если по дороге едет иностранец, как он сможет узнать об опасности?
Поэтому вскоре стало понятно, что знаки и символы – лучший вариант для всех.
В России дорожные знаки начали устанавливать в 20-х годах прошлого столетия. Их изготавливали на основе светоотражающей цветной краски для лучшей видимости в темноте. Дорожные знаки имеют большое значение для безопасности дорожного движения. Поэтому запрещается их снимать, повреждать, загораживать. Умышленная порча дорожных знаков влечёт за собой штраф.
Дорожные знаки - это замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Проблема обеспечения безопасного движения по улицам стала актуальной при появлении лошадиных упряжек и прочих первых транспортных средств. В это трудно поверить, но даже в те далекие годы от неорганизованного движения гибли люди.
В 1909 году в Париже состоялся международный дорожный конгресс, в котором участвовала и Россия. На конгрессе шла речь о требованиях к установке знаков. Были приняты 4 дорожных знака.
Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам. Знаки устанавливают с правой стороны дороги.
Рассказ учителя о дорожных знаках.
- Это дорожные знаки – они предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности (например, о том, что скользкая дорога, что идут дорожные работы, и прочие опасности), запрещают проезд, обгон, выезд, ограничивают скорость движения, указывают место разворота и стоянки транспорта. Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка, понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и могут вести транспорт по незнакомым дорогам. Ребята, когда вы вырастите, тоже станете водить транспорт . Знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни.
- Все дорожные знаки делятся на 8 групп
1. Предупреждающие знаки.
2. Знаки приоритета.
3. Предписывающие знаки.
4. Знаки особых предписаний.
5. Запрещающие знаки.
6. Информационные знаки.
7. Знаки сервиса.
8. Знаки дополнительной информации.
- На уроке мы познакомимся с 5 группами: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса.
- Давай откроем учебник на странице 14-15. Найди материал. Прочитай текст, изучи (какие бывают дорожные знаки, что обозначает та или иная группа дорожных знаков, чем отличается та или иная группа знаков, что означают знаки в красном треугольнике, в синем круге, в красном круге, в синем прямоугольнике)
4. Закрепление изученного.
-Любая дорога. Даже от школы до дома таит опасности. Как их избежать?
На улице каждый из вас может быть то пешеходом, то водителем (велосипедистом). То пассажиром. Но во всех случаях ты обязан выполнять правила безопасности! Вспомни и назови, пожалуйста, три главных правила пешехода. В форме теста.
1.Пешеход должен ходить
а) по тротуару
б) по проезжей части
в) по тротуару и проезжей части
2.Пешеход переходит улицу
а) где хочет
б) в отведенном для этого месте
в) в зависимости от ситуации и времени
3.Переходить улицу нужно на
а) красный свет
б) зеленый свет
в) желтый свет
Проверка по слайду.
- Посмотри на экран (слайд-презентацию), верно ли ты назвал три главных правила пешехода? Если ты знаешь и соблюдаешь правила пешехода, то любая дорога для тебя будет безопасной.
Ходить по тротуару и никогда не ходить по проезжей части. Переходить улицу только там, где положено и никогда не переходить (и не перебегать) в неположенном месте. Переходить улицу только на зелёный свет. |
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какая была учебная задача? Решили ли мы её?
- Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают. На уроке мы учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут тебе обезопасить себя.
Продолжи высказывания.
- Я приобрёл …
- Я научился …
- Урок мне показался …
- Для меня было открытием …
- Материал урока был мне …
VI. Домашнее задание
Прочитать тексты на стр. 4- 7 учебника.
*Придумай новый знак безопасности. (Например, «Не суши бельё над газом» или «Береги воду».) Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые встретились тебе по пути домой или находятся рядом с домом, магазином. Запомни их или зарисуй. Определи их название и группу, к которой они относятся.