СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Охрана животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок, с разнообразными инетрактивными заданиями для учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«"Охрана животных"»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Ф.И.О. практиканта:

Горчакова Алина Александровна

Группа ПНК-3Б





Технологическая карта урока окружающего мира



Место проведения: МБОУ «СШ №12»

3«Б» класс

Дата проведения: 28.01.2024



Учитель: Тихобаева Е.В. ________

Методист: Мизина С.В._________



Дзержинск – 2025

Тема: «Охрана природы»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: Ознакомление учащихся с видами животных, нуждающихся в охране и правилами поведения в природе.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Формировать знания о правилах поведения в природе посредством парной работы;

2. Актуализировать знания учащихся о красной книге через прочтение учебника и беседы с учителем;

3. Расширить знания учащихся об охране животных через беседу и выполнение заданий.

Развивающие:

1. Развивать умение грамотно формулировать свои мысли в устной форме посредством ответов на вопросы учителя;

2. Развивать познавательный интерес к урокам окружающего мира посредством создания проблемной ситуации и решения проблемы;

3. Развивать умение определять задачи урока совместно с учителем;

Воспитывающие:

  1. Воспитывать бережное отношение к животным и окружающей среде через беседу с учителем;

  2. Формировать чувство ответственности за состояние природы через выполнение интерактивного задания.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Соблюдают правила поведения в природе;

2. Называют животных красной книги

3. Формируют представление о животных, нуждающихся в защите(охране);

Метапредметные:

Коммуникативные:

1. Умеют грамотно формулировать свои мысли в устной форме, посредством ответов на вопросы учителя;

Регулятивные:

1. Определяют задачи урока совместно с учителем;

Познавательные:

1. Проявляют познавательный интерес к урокам окружающего мира посредством решения проблемной ситуации;

Личностные:

  1. Проявляют бережное отношение к окружающей природе;

  2. Проявляют чувство ответственности за состояние природы.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, колонки, раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация знаний и умений, создание проблемной ситуации (4 мин)

  3. Выявление места и причины затруднения, постановка задач урока (2 мин)

  4. Открытие новых знаний (24 мин)

  5. Первичное закрепление (4 мин)

  6. Самостоятельная работа (4 мин)

  7. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению (1 мин)

  8. Подведение итогов, рефлексия (2 мин)

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, средства, формы

Орг. момент

Проверить готовность обучающихся к уроку.

Здравствуйте ребята! Я рада вас всех сегодня видеть!

Давайте проверим готовность к нашему уроку и начнём.

У вас на столах должны лежать учебник, рабочая тетрадь и пенал

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Форма: фронтальная

Средство: речь учителя

Метод: беседа,0

Актуализация знаний и умений, создание проблемной ситуации.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока. Как называется? Могут ли размножаться насекомые и как? Где птицы высиживают птенцов? Чтобы проверить хорошо ли вы поняли тему, предлагаю вам кратко написать вывод по пройденной теме. Для этого возьмите карточку №1, которая лежит на краю парты. Подпишите имя и фамилию. На выполнение вам дается две минуты!.

С последних парт передаем вперед!

А теперь давайте вспомним как называется раздел, который мы с вами изучаем?

Откроем учебник на стр 37 и прочитаем название (все вместе)

Сегодня мы с вами узнаем еще одному тему из этого раздела. Для этого вам нужно ребус.

И так… тема нашего урока «охрана животных»




Отвечают на вопросы учителя, решают тест, проверяют.









Вспоминают раздел, который изучают.




Отгадывают ребус




















Словесный метод (беседа)

Наглядный метод (презентация)

Фронтальная работа.

Речь учителя и учащихся.

Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.

Определить границы знаний и «незнания». Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации.

Ребята,

Давайте попробуем поставить на урок задачи исходя из названия нашей темы. Посмотрите на слайд и продолжите.

Мы узнаем:

1.Что такое … (охрана животных)

Кто желает прочитать и закончить первую задачу?

2. Узнаем как нужно…(охранять животных)

Эти задачи мы должны выполнить в течение урока.

Предполагают задачи на урок

Словесный метод (беседа)

Наглядный метод (презентация)

Фронтальная работа.

Речь учителя и учащихся.

Открытие новых знаний

Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий.

    -  Ребята, пока мы с вами вспоминали тему прошлого урока , к нам пришло письмо с просьбой о помощи. Давайте прочитаем его.  (ученик открывает конверт и зачитывает письмо)

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна  уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны  уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».

- Кто обратился к нам за помощью? (сова)  (рисунок  совы )

- Что вы узнали об этой птице из письма?

Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!

- Какое значение имеют животные в жизни  человека? (ответы детей)

 Как вы думаете, имеют ли животные значение в нашей жизни и в природе? Давайте посмотрим на слайд (картинки) Кто нам дает молоко, мясо? Значит животные дают нам…(пищу)

Шерсть, кожа, от кого мы это получаем? Что можно сделать из кожи, шерсти? Правильно одежду и обувь и тд.

Пища    (молоко, мясо, яйца, мед)

Одежда   (шерсть, кожа, замша)

Обувь   (кожа, замша, валяная шерсть)

Лекарства   (яд змей, пчелиные продукты)

Помощники   (собака, лошадь, кошка)

-Как вы думаете, почему многих  животных становится меньше на Земле? (высказывания детей) 

 Как вы думаете какие могут быть причины исчезновения   животных? Сова придумала для нас задание. Давайте посмотрим на доску и выполним его. (ленинг апс https://learningapps.org/view14982789)

•         Вырубка лесов.

•          Неумеренная ловля рыбы

•         Загрязнение водоемов.

•         Охота.

  • Ловля насекомых

•         Шум и другое беспокойство

Посмотрите как много причин исчезновения животных.

Ребята, знаете ли вы в какую книгу занесены животные, которых осталось очень мало на нашей планете? Да, правильно красная книга. Для чего она нужна? (Она нас информирует - какие растения и животные в опасности). А как вы думаете, почему назвали  книгу именно Красной, а не желтой, синей?

(Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

Красная книга- это сигнал опасности. Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.

Давайте посмотрим видео, чтобы проверить верно ли мы сказали про красную книгу.

Кто запомнил что означает черный цвет на страницах красной книги? А зеленый? Красный?

- Молодцы, слушали внимательно.

 

Давайте обратимся к учебнику на стр 103-104. Прочитаем описание животных и соотнесем их с картинкой на слайде. Читаем по цепочке. ( найди по описанию верного животного https://learningapps.org/watch?v=p70a9iuuc25)

Краткий рассказ про моржа. Из учебника мы с вами узнали, что морж может быть длиной более 3м. от кого они защищаются? что достают со дна? Моржи живут стаями и общаются друг с другом с помощью звуков, похожих на рёв или мычание. Хотите послушать звук моржа? В теплое время года они проводят время на берегу, а зимой и весной живут на льдинах.  Как вы думаете почему моржей стало меньше?

В настоящее время численность атлантических моржей сокращается из-за изменения климата, браконьеров. Кто мне скажет кто такие браконьеры? и потери их естественной среды обитания. По этой причине атлантического моржа занесли в Красную книгу.

Краткий рассказ про тигра Амурский тигр - самый крупный тигр на планете. Тигры хищники, они почти постоянно находятся в движении. Обходя свою территорию, ищут добычу. Охотятся тигры, в основном, ночью, на крупных копытных: кабана, пятнистых оленей, лосей. Амурский тигр занесён в Красную книгу из-за

  • Нерегулируемая охота и браконьерство.  Тигров уничтожали ради красивой шкуры, а также ради костей и внутренних органов, которые используются в китайской народной медицине. 

  • Уменьшение площади местообитания. Это произошло из-за вырубки лесов и освоения территории по берегам рек Уссури и Амур. 

  • Уменьшение численности кормовой базы.  Становилось меньше животных, на которых тигр может охотиться. 

Физкультминутка

Наша сова немного устала. Давайте поможем ей взбодриться и проведем физкультминутку.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем

Голову не опускаем

Дышим ровно, глубоко.

Руки влево руки вправо

Сели встали сели встали.

Краткий рассказ про Орла беркута

Эти птицы способны переносить в своих лапах около 5 килограмм добычи. Если добыча очень крупная, то орел клювом  разрывает ее на части и несколько раз, возвращаясь, переносит в свое гнездо.

В настоящее время численность этих птиц катастрофически маленькая. Беркуты занесены в красную книгу. Сейчас в мире общая численность этих птиц составляет около 170 тысяч.

Главным фактором уменьшения численности этих птиц является человек. Беркут – это сильный хищник, который нападает на домашний скот. Поэтому человек стал уничтожать и преследовать беркутов.

Другим фактором, который влияет на уменьшение численности беркутов, является очень плохая экология на нашей планете. В сельском хозяйстве для спасения зерновых культур от насекомых-вредителей используют вредные химические вещества, которые губительно действуют на всех птиц, включая орлов беркутов.

Краткий рассказ про фламинго. Это крупные птицы с высотой от 120 до 145 см, весом от 2100 до 4100 г и размахом крыльев от 149 до 165 см. Самки обычно немного мельче самцов и обладают более короткими ногами. А вы знаете почему фламинго розового цвета? Пища фламинго состоит главным образом из растительной пищи и тесно связана с их уникальной розовой окраской. Птенцы фламинго получают свою окраску от пигментов, содержащихся в растительной пище, особенно в растении каротине. Взрослые фламинго также питаются пищей, богатой каротином, чтобы поддерживать яркую окраску. Кроме водорослей и других растений, фламинго также могут поедать мелких водных животных, таких как креветки и моллюски. (Каротеноиды, содержащиеся в водорослях, являются одним из таких пигментов, и они имеют оранжевый цвет. Фламинго получает эти каротеноиды, поедая водоросли, и их организм преобразует их в особый пигмент, который называется кантаксантин. Этот пигмент скапливается в перьях, коже и других тканях фламинго, делая их розовыми.) Для себя


Краткий рассказ про жука красотель (видео). Где обитают, какого цвета? Посмотрите какой у него красивый раскрас. К основным лимитирующим факторам относят уничтожение природных местообитаний (вырубка лесов, обработка примыкающих к лесным массивам полей и садов, а также самих лесов, инсектицидами). 

Также численность красотела зависит от численности гусениц кольчатого и непарного шёлкопрядов и других листогрызущих насекомых, служащих ему пищей. 

Ребята, сова нам подготовила интересную загадку, давайте отгадаем ее.

Отгадайте мою загадку

О ком она?

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

                                                (Бобры)

Видео.
Ребят, может кто-то из вас видел бобра? Или видели их плотины.

Внешний вид: средняя масса тела взрослого бобра — около 19 кг, средняя длина — 106 см. Морда животного узкая, глаза маленькие. У бобра есть длинный 25-сантиметровый хвост шириной немного больше 10 см, он улучшает манёвренность в воде. 

Питание: основным кормом бобра из древесных пород служат осина и берёза, из кустарников — ивы, из травянистых растений — осоки, калужница, лабазник вязолистный, чистец болотный. 

Как вы думаете почему бобры занесены в красную книгу?


Бобры занесены в Красную книгу из-за сокращения численности. На неё негативно повлияли охота, вырубка лесов и загрязнение окружающей среды

Посмотрите на картинку. Кто это?

Соболь – это небольшой по размеру зверёк, чуть крупнее домашней кошки. Вес его тела достигает 1,5-2 кг. Его ближайший родственник – лесная куница. У соболя короткие широкие лапы, вытянутое гибкое тело, недлинный хвост и большая заострённая мордочка с крупными треугольными ушами. Летом животное имеет тёмно-бурый окрас, при этом на голове шерсть обычно чуть светлее. В зимний период окрас меняется на песчано-бурый, а на горле появляется размытое светловатое пятнышко.

Несмотря на свои не слишком внушительные размеры, соболь – хороший хищник. Он может лазать по деревьям, но всё же предпочитает наземный образ жизни. Его лапы помогают ему с лёгкостью передвигаться по снегу, однако зимой он часто буквально ныряет под толщу снежного покрова и передвигается под ним. Отменный слух и обоняние позволяют соболю с легкостью находить пищу под снегом. Добычей животного чаще всего становятся птицы, мелкие млекопитающие, среди которых мыши, белки, бурундуки, зайцы, а также рыба. Иногда в пищу идёт и растительная пища: кедровые орехи, ягоды, семена и побеги кустарников.

Наибольшую опасность для соболя представляет человек! Некоторое время назад он был практически полностью истреблён. Животное безжалостно убивали ради красивого и густого меха. Соболиные шубы и шапки пользовались на протяжении многих веков большой популярностью и привлекали людей своей красотой и дешевизной. Сейчас соболь занесён в Красную книгу и находится под защитой, благодаря охранным мероприятиям численность животного удалось восстановить.

Молодцы ребята. Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых еще много. Их жизнь часто зависит от нас. Бегая в лесу, ломая ветки мы беспокоим животных. Это особенно опасно во время их размножения. Чтобы такого не произошло предлагаю вам поработать в парах. Кто мне скажет правила работы?

Посмотрите на слайд на нем картинки. Ваша задача в парах придумать к этим картинкам правила поведения в природе.

А теперь давайте посмотрим в учебник и прочитаем правильно правила поведения в природе

 

 









Читают письмо

Отвечают на вопросы учителя.





















Отвечают на вопросы учителя. Смотрят на слайд.
















Отвечают на вопросы учителя.




Выполняют интер задание









Отвечают на вопросы учителя.

- красная книга

Она нас информирует - какие растения и животные в опасности


Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения



Разминаются















Читают описание и соотносят с животным







Работают в парах. Рассказывают правила работы в парах

























































































Словесный метод (беседа, объяснение)

Наглядный метод (презентация)

Фронтальная работа.

Речь учителя и учащихся. Презентация. Учебник.

Первичное закрепление.

Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию

Давайте закрепим наш материал. Вставим пропущенные слова в тексте. (ленинг апс https://learningapps.org/view27477286)

Эти знания важны лично для каждого из вас?

Как вы думаете почему?

Все зависит от человека.





Вставляют пропущенные слова в текст

Отвечают на вопросы учителя

Словесный метод (беседа, объяснение)

Наглядный метод (презентация)

Фронтальная работа.

Речь учителя и учащихся. Презентация.

Самостоятельная работа.

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения как в знакомой, так и измененной ситуациях

Предлагаю вам пройти викторину по сегодняшней пройденной теме

Итак, на столах у вас лежит карточка №3, подпишите их своим именем и фамилией. Пронумеруем цифры от 1 до 10. Пишет букву, которую вы считаете верной.

Самопроверка по эталону.( поменяться с соседом листочками)


Выполняют задание на карточке.

Словесный метод (беседа, объяснение)

Наглядный метод (презентация)

Индивидуальная работа.

Речь учителя.


Информация о домашнем задание, инструктаж по его выполнению.

Информация о домашнем задании.

Вашим домашним заданием будет выполнить задания из рабочей тетради на стр 61 № 1,2. Стр 62 №3

Записывают дз.

Словесный метод (беседа)

Наглядный метод (презентация)

Фронтальная работа

Речь учителя Презентация.

Подведение итогов, рефлексия.

Оценка результатов своей деятельности.

Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы ставили сегодня на уроке?

Узнать:

-Что такое охрана животных?

- Узнаем как нужно…(охранять животных)

-Мы добились этого?

-Как же нужно охранять природу?

-Назовите правила поведения в природе

-Какой вывод сделаете для себя после того, как вы выполнили огромную работу по изучению такой важной темы, как «охрана животных»?

Давайте продолжим фразы…

Сегодня мне удалось….

Было интересно….

Было трудно….

Я похвалил бы себя за…

Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Если ты взял что-то от Земли - отдай ей. Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели красивые сады, пели звонкие птицы.

- Мне было очень приятно с вами работать на уроке. Спасибо за урок.





Отвечают.














Продолжают фразы

Словесный метод (беседа)

Наглядный метод (презентация)

Фронтальная работа

Речь учителя и учащихся

Презентация.