СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окончания глаголов в форме прошедшего времени мужского, женского, среднего рода единственного числа. Окончания глаголов в форме прошедшего времени множественного числа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: окрытие нового знания. На уроке дети под руководством  учителя решают проблемную ситуацию, от чего зависит окончания глагола прошедшего времени и какими способами по окончанию можно определить род.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Просмотр содержимого документа
«Окончания глаголов в форме прошедшего времени мужского, женского, среднего рода единственного числа. Окончания глаголов в форме прошедшего времени множественного числа.»

Приложение №1

к региональным требованиям к профессиональной

деятельности педагогических работников

при аттестации на квалификационные категории

по должности «учитель» (начальные классы)

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Исакова Галина Ивановна

Класс: 3

УМК «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: Окончания глаголов в форме прошедшего времени мужского, женского, среднего рода единственного числа. Окончания глаголов в форме прошедшего времени множественного числа.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок

Цель: Сформировать представления о связи родовых окончаний глаголов прошедшего времени с существительными, местоимениями.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знать отличительные особенности частей речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени. Выделять окончания и определять род у глаголов в форме прошедшего времени.

Расширять словарный запас у учащихся.

Определять и формулировать цель с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, высказывать своё предположение. Оценивать свои достижения, используя оценочный лист.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

Оформлять свои мысли в устной форме; учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве (парная работа); формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Положительное отношение к процессу учения;

желание открывать новое знание;

готовность преодолевать учебные затруднения;

проявление внутренней готовности к выполнению учебных действий и сотрудничеству с учителем и одноклассниками.







Ход урока


**Название

этапа урока





Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока


Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности


Мотивировать к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Беседа


Приветствие учащихся.

- Мне с вами хорошо друзья! Интересные ваши ответы с удовольствием слушаю я. Мы сегодня снова будем наблюдать. Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся, дружок! (Слайд 1)

- Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте девиз нашего урока.

(Слайд 2)

- Подумайте , чем мы будем заниматься, согласно нашего девиза.

-Тип нашего урока – Открытие новых знаний.

- Какие качества ученика вам помогают в учёбе?

(Слайд 3)

- Вы знаете, как работать на уроке. Желаю вам верить в свой успех.


Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место и наличие принадлежностей

Личностные: самоопределение.

Регулятивные : высказывать свое мнение, оформлять свои мысли в устной форме; Коммуникативные : слушать и слышать других.



















Называют качества.

Положительный эмоциональный настрой на урок.


Наблюдение

2

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.




На основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемы выявить и определить причину затруднения, подвести к теме урока.
























Индивидуальная работа.












































Проблемная ситуация

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

-Для того, чтобы открыть новые знания, какой первый шаг мы должны сделать?

- Свою работу сегодня вы будете оценивать по листам достижений, которые лежат перед вами.

-Повторение начнём с орфографической минутки.

    -У каждого из вас на парте есть карточка № 1 (Слайд 4)

    - Ваша задача, прочитать задание и самостоятельно выполнить в карточке.

    Кре_ кий м_ роз отступил. Со_ нце раст_ пило снежное покрывало. Заз _л_ нели п _ ля. В_ сна овладела з _млёй.

    - Назовите группы орфограмм, которые встретились в тексте.

    - Проверь себя!

    (слайд 5)

    -Найдите глаголы. - - -Укажите их число и время.

    Организует взаимопроверку по образцу.

    - Оцените правильность выполнения задания в оценочном листе.

    (Слайд 6)

    -Назовите, какие времена глаголов вы знаете?

    - Глаголы какого времени вам встретились в тексте?

    - Как вы определили?- - - - Выделите окончания у глаголов.

    Активизиует соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

    - Итак, сформулируем тему сегодняшнего урока.

    Выдвигает проблему.

    - Подумайте, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания.

    - От чего это может зависеть?

    - В чём ваше затруднение? ( проблема)











Формулируют алгоритм — наблюдения.

















Выполняют в карточке, объясняют, какие пропущенные орфограммы , производят взаимопроверку,



Отмечают в оценочном листе правильность выполнения.

Регулятивные:

учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные : формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.










Высказывают своё мнение.

Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

Регулятивные : определяют и формулируют тему урока с помощью учителя .





















































Оценочный лист достижений
















Самостоятельная работа







Взаимопроверка по

образцу ( доска)









Взаимопроверка







3

    Выявление места и причины затруднений.

Учить формулировать учебные задачи; искать и выделять необходимую информацию;

Проблемная ситуация



























Наблюдение

по алгоритму

























Работа в паре













Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий)

- Исходя из темы,

давайте попробуем определить какую цель мы должны поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

( слайд 7)

-Для достижения поставленной цели сегодня мы будем отрабатывать ряд умений. Напоминает обучающимся, как.они решали подобную проблему у ранее изученного времени глагола.

-У какого времени глагола мы уже научились определять окончание и каким способом мы воспользовались?

(слайд 8 )

-Давайте пронаблюдаем, можем ли мы воспользоваться данным способом для определения окончания у глаголов прошедшего времени.


    Организует наблюдение по алгоритму, составленному для настоящего времени глаголов.

-Что является объектом нашего наблюдения?

-Каким способом можно провести наблюдение за окончаниями глагола?

-Давайте зафиксируем наше наблюдение в форме таблицы, которую вы будете заполнять совместно, работая в паре.

-Запишемобъект наблюдения, определим зависимое слово, относящее глаголу, поставим от него вопрос к глаголу, определим число, лицо.


- На каком этапе заполнения таблицы возникли затруднения?

    - Правильно, определить лицо мы не можем в прошедшем времени глагола.








Регулятивные: целеполагание.

познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели урока.













Учащиеся проговаривают алгоритм — наблюдения за объектом.


















Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Проводят наблюдения по определению окончания у глаголов настоящего времени.



Зафиксировали

операцию, на

котором возникло

затруднение

(место

затруднения).






























Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.











Сотрудничество в парах


























































Результат таблицы

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Построение нового способа действий и формирование способности к выполнению

Подводящий диалог

На Наводящими

авод вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в правописании окончаний у глаголов прошедшего времени.

- От какого слова вы задавали вопросы к глаголу, какой частью речи оно выражено?

    Пронаблюдайте, какие грамматические признаки имени существительного связаны с определением окончания у глагола прошедшего времени?




Подводит обучающихся к выводу о том, что глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам и в каждом роде своё окончание.


(слайд 9)

Род глагола и окончание зависит от существительного, с которым оно связано в предложении. У глаголов во множественном числе, род определить мы не можем.

Данный вывод изображают в виде схемы.

Проговаривают алгоритм определения окончания с помощью вопроса или определения рода существительного.


(слайд10)









Познавательные :уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.



Заполняют таблицу цепочкой, проговаривая алгоритм, добавив род глагола.

Регулятивные :Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, высказывать своё предположение.

Проговаривают алгоритм определения окончания у глаголов в форме прошедшего времени.

Выбирают

средства для построения нового знания.













При построении

нового знания

используют

предметные

действия со

схемами







Развитие операции мышления.



































Вывод из наблюдения






















Опорные схемы























5








6

Первичное закрепление во внешней речи

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации;






Работа по опорным карточкам



























Работа в группах


Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

-У каждого из вас на столе 3 карточки, указывающие род. 1.Сейчас поиграем в игру « Определи род» Я называю вам словосочетание существительного с глаголом, а вы определяете род глагола и поднимаете карточку, указывающий род. В конце игры, узнаем, кто больше всех поймает бабочек.

Цвела сирень, мяукал кот, лежало кольцо, бестели капли, висела шляпа, прыгал воробей, кипело молоко, бежали малыши, съел пирог.


2.Организует работу в группах.

-Прочитайте текст и выпишите глаголы прошедшего времени

(слайд 11)
































Выполнение задания, соблюдение правил работы в группе.






















Подведение итогов игры











Сравнение результатов.









Оценочный лист достижений

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

Применить новый способ действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создать ситуацию успеха.

Дифференцированная работа

    Организует дифференцированную работу по карточкам:

    1 уровень

    Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род.

    Дерево стоял....

    Лодка плыл....

    Мальчик прыга....

    Книга лежал....

    Варенье кипел....

    Ручей беж...

    2 уровень

    Подобрать подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов:

    Слова для справок: читали, закипела, лежало, светила, плыл, созрели, кричал, дремало.

    Вода ……………

    Яблоки ………

    Человек ……………Кольцо

    3 уровень.

    -Подобрать, подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число.

  1. Тетради Лисица

  2. Мяч

  3. Колесо …………

    -Проверь себя!

    -Оцени свои достижения в оценочном листе.

(слайд 12)

Выбор заданий по уровням.













































































Оценочные листы достижений

8

Включение в систему знаний и повторение.

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Тестовое задание

Организует тестовое задание с самопроверкой по доске.

Тест (на карточках)

Обвести в кружок букву правильного ответа.

1. Ребятишки мастерил… весёлых зверей.

а) - б) –о в) нулевое м) -и

2. Таня усадил… малышей в кружок.

о) –а м) -н) нулевое о) -и

3. Воробей сидел… на ветке.

е) –а о) –о л) нулевое у) -и

4. Молоко вскипел… на плите.

з) –а о) –о в) нулевое д) -и

5. Ворона каркал… в гнезде.

д) –а п) –о р) нулевое с) –и

6. Ученик делал… уроки.

з) –а и) –о е) нулевое к) –и

7. Гости пришл… на урок.

з) –а и) –о к) нулевое ц) - и


-Оцени

свои достижения в оценочном листе.

(слайд 13)

Выполняют тест.









Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания





































Регулятивные УУД:

осуществлять самопроверку по заданному эталону.




Результат теста

























































Оценочные листы достижений

9

Рефлексия деятельности.

Осмысление результата деятельности.

Оценивание факта достижения цели урока.

Беседа.

Рефлекесия.

Анализ по оценочным листам, выставление отметки за урок., определние своего места по оценочному листу на «лесенке успеха».

(слайд14)

- Ребята, давайте посмотрим, с каким успехом мы завершаем наш сегодняшний урок.

На доске дерево ябдони без яблок. Яблоки на партах у учащихся.

- Если вам было все понятно и вы справились со всеми заданиями, прикрепите к дереву красное яблоко;

- если у вас возникли какие-то трудности – жёлтое яблоко;

когда совсем ничего непонятно, зелёное яблоко.

- Какую цель мы сегодня ставили перед собой на уроке?

- Удалось ли достичь поставленной цели?

каким способом?

-В чём возникали затруднения на уроке? (…)

- Над чем ещё надо поработать? (...)


- У кого остались вопросы на конец урока? (…)

Домашнее задание.

(слайд 15)

1 уровень:

Стр. 173, № 67,

2 уровень: № 68,

3 уровень: составить 4 предложения , употребив глаголы в форме прошедшего времени глаголами.

Спасибо за урок.

(слайд 16)

Анализ по оценочным листам, выставление отметки за урок (самооценка).


Регулятивные УУД: оценивать свои достижения по оценочному листу.



Познавательные: делать выводы о результате совместной работы; развивать речь; выполнять обобщение.








Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, высказываться по заданной теме.






высказываться по заданной теме.







Оценочные листы достижений

*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).

** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.