Тема: Окончания глаголов в форме прошедшего времени мужского, женского, среднего рода единственного числа. Окончания глаголов в форме прошедшего времени множественного числа.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель: Сформировать представления о связи родовых окончаний глаголов прошедшего времени с существительными, местоимениями.
| **Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Мотивировать к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Беседа | Приветствие учащихся. - Мне с вами хорошо друзья! Интересные ваши ответы с удовольствием слушаю я. Мы сегодня снова будем наблюдать. Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся, дружок! (Слайд 1) - Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте девиз нашего урока. (Слайд 2) - Подумайте , чем мы будем заниматься, согласно нашего девиза. -Тип нашего урока – Открытие новых знаний. - Какие качества ученика вам помогают в учёбе? (Слайд 3) - Вы знаете, как работать на уроке. Желаю вам верить в свой успех. | Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место и наличие принадлежностей Личностные: самоопределение. Регулятивные : высказывать свое мнение, оформлять свои мысли в устной форме; Коммуникативные : слушать и слышать других.
Называют качества. | Положительный эмоциональный настрой на урок. | Наблюдение |
2 | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
| На основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемы выявить и определить причину затруднения, подвести к теме урока. | Индивидуальная работа. Проблемная ситуация | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает к высказыванию своего мнения. -Для того, чтобы открыть новые знания, какой первый шаг мы должны сделать? - Свою работу сегодня вы будете оценивать по листам достижений, которые лежат перед вами. -Повторение начнём с орфографической минутки. -У каждого из вас на парте есть карточка № 1 (Слайд 4) - Ваша задача, прочитать задание и самостоятельно выполнить в карточке. Кре_ кий м_ роз отступил. Со_ нце раст_ пило снежное покрывало. Заз _л_ нели п _ ля. В_ сна овладела з _млёй. - Назовите группы орфограмм, которые встретились в тексте. - Проверь себя! (слайд 5) -Найдите глаголы. - - -Укажите их число и время. Организует взаимопроверку по образцу. - Оцените правильность выполнения задания в оценочном листе. (Слайд 6) -Назовите, какие времена глаголов вы знаете? - Глаголы какого времени вам встретились в тексте? - Как вы определили?- - - - Выделите окончания у глаголов. Активизиует соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). - Итак, сформулируем тему сегодняшнего урока. Выдвигает проблему. - Подумайте, почему у глаголов в прошедшем времени появляются разные окончания. - От чего это может зависеть? - В чём ваше затруднение? ( проблема) | Формулируют алгоритм — наблюдения.
Выполняют в карточке, объясняют, какие пропущенные орфограммы , производят взаимопроверку,
Отмечают в оценочном листе правильность выполнения. Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные : формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Высказывают своё мнение. Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков. Регулятивные : определяют и формулируют тему урока с помощью учителя . | | Оценочный лист достижений Самостоятельная работа Взаимопроверка по образцу ( доска) Взаимопроверка |
3 | Выявление места и причины затруднений. | Учить формулировать учебные задачи; искать и выделять необходимую информацию; | Проблемная ситуация Наблюдение по алгоритму Работа в паре | Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий) - Исходя из темы, давайте попробуем определить какую цель мы должны поставить перед собой на сегодняшнем уроке? ( слайд 7) -Для достижения поставленной цели сегодня мы будем отрабатывать ряд умений. Напоминает обучающимся, как.они решали подобную проблему у ранее изученного времени глагола. -У какого времени глагола мы уже научились определять окончание и каким способом мы воспользовались? (слайд 8 ) -Давайте пронаблюдаем, можем ли мы воспользоваться данным способом для определения окончания у глаголов прошедшего времени. Организует наблюдение по алгоритму, составленному для настоящего времени глаголов. -Что является объектом нашего наблюдения? -Каким способом можно провести наблюдение за окончаниями глагола? -Давайте зафиксируем наше наблюдение в форме таблицы, которую вы будете заполнять совместно, работая в паре. -Запишемобъект наблюдения, определим зависимое слово, относящее глаголу, поставим от него вопрос к глаголу, определим число, лицо. - На каком этапе заполнения таблицы возникли затруднения? - Правильно, определить лицо мы не можем в прошедшем времени глагола. | Регулятивные: целеполагание. познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели урока. Учащиеся проговаривают алгоритм — наблюдения за объектом. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Проводят наблюдения по определению окончания у глаголов настоящего времени. Зафиксировали операцию, на котором возникло затруднение (место затруднения). | Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Сотрудничество в парах | Результат таблицы |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Построение нового способа действий и формирование способности к выполнению | Подводящий диалог | На Наводящими авод вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в правописании окончаний у глаголов прошедшего времени. - От какого слова вы задавали вопросы к глаголу, какой частью речи оно выражено? Пронаблюдайте, какие грамматические признаки имени существительного связаны с определением окончания у глагола прошедшего времени? Подводит обучающихся к выводу о том, что глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам и в каждом роде своё окончание. (слайд 9) Род глагола и окончание зависит от существительного, с которым оно связано в предложении. У глаголов во множественном числе, род определить мы не можем. Данный вывод изображают в виде схемы. Проговаривают алгоритм определения окончания с помощью вопроса или определения рода существительного. (слайд10) |
Познавательные :уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Заполняют таблицу цепочкой, проговаривая алгоритм, добавив род глагола. Регулятивные :Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, высказывать своё предположение. Проговаривают алгоритм определения окончания у глаголов в форме прошедшего времени. Выбирают средства для построения нового знания. При построении нового знания используют предметные действия со схемами | Развитие операции мышления. | Вывод из наблюдения Опорные схемы |
5 | | | | | | | |
6 | Первичное закрепление во внешней речи | Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; | Работа по опорным карточкам Работа в группах | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. -У каждого из вас на столе 3 карточки, указывающие род. 1.Сейчас поиграем в игру « Определи род» Я называю вам словосочетание существительного с глаголом, а вы определяете род глагола и поднимаете карточку, указывающий род. В конце игры, узнаем, кто больше всех поймает бабочек. Цвела сирень, мяукал кот, лежало кольцо, бестели капли, висела шляпа, прыгал воробей, кипело молоко, бежали малыши, съел пирог. 2.Организует работу в группах. -Прочитайте текст и выпишите глаголы прошедшего времени (слайд 11) | Выполнение задания, соблюдение правил работы в группе. | | Подведение итогов игры Сравнение результатов. Оценочный лист достижений |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой | Применить новый способ действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создать ситуацию успеха. | Дифференцированная работа | Организует дифференцированную работу по карточкам: 1 уровень Дописать родовые окончания у глаголов прошедшего времени и указать род. Дерево стоял.... Лодка плыл.... Мальчик прыга.... Книга лежал.... Варенье кипел.... Ручей беж... 2 уровень Подобрать подходящие по смыслу слова и указать род и число глаголов: Слова для справок: читали, закипела, лежало, светила, плыл, созрели, кричал, дремало. Вода …………… Яблоки ……… Человек ……………Кольцо 3 уровень. -Подобрать, подходящие по смыслу глаголы прошедшего времени и указать их род и число. Тетради Лисица Мяч Колесо ………… -Проверь себя! -Оцени свои достижения в оценочном листе. (слайд 12) | Выбор заданий по уровням.
| | Оценочные листы достижений |
8 | Включение в систему знаний и повторение. | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Тестовое задание | Организует тестовое задание с самопроверкой по доске. Тест (на карточках) Обвести в кружок букву правильного ответа. 1. Ребятишки мастерил… весёлых зверей. а) - б) –о в) нулевое м) -и 2. Таня усадил… малышей в кружок. о) –а м) -н) нулевое о) -и 3. Воробей сидел… на ветке. е) –а о) –о л) нулевое у) -и 4. Молоко вскипел… на плите. з) –а о) –о в) нулевое д) -и 5. Ворона каркал… в гнезде. д) –а п) –о р) нулевое с) –и 6. Ученик делал… уроки. з) –а и) –о е) нулевое к) –и 7. Гости пришл… на урок. з) –а и) –о к) нулевое ц) - и -Оцени свои достижения в оценочном листе. (слайд 13) | Выполняют тест. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Регулятивные УУД: осуществлять самопроверку по заданному эталону. | | Результат теста Оценочные листы достижений |
9 | Рефлексия деятельности. | Осмысление результата деятельности. Оценивание факта достижения цели урока. | Беседа. Рефлекесия. | Анализ по оценочным листам, выставление отметки за урок., определние своего места по оценочному листу на «лесенке успеха». (слайд14) - Ребята, давайте посмотрим, с каким успехом мы завершаем наш сегодняшний урок. На доске дерево ябдони без яблок. Яблоки на партах у учащихся. - Если вам было все понятно и вы справились со всеми заданиями, прикрепите к дереву красное яблоко; - если у вас возникли какие-то трудности – жёлтое яблоко; когда совсем ничего непонятно, зелёное яблоко. - Какую цель мы сегодня ставили перед собой на уроке? - Удалось ли достичь поставленной цели? каким способом? -В чём возникали затруднения на уроке? (…) - Над чем ещё надо поработать? (...) - У кого остались вопросы на конец урока? (…) Домашнее задание. (слайд 15) 1 уровень: Стр. 173, № 67, 2 уровень: № 68, 3 уровень: составить 4 предложения , употребив глаголы в форме прошедшего времени глаголами. Спасибо за урок. (слайд 16) | Анализ по оценочным листам, выставление отметки за урок (самооценка). Регулятивные УУД: оценивать свои достижения по оценочному листу. Познавательные: делать выводы о результате совместной работы; развивать речь; выполнять обобщение. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, высказываться по заданной теме. | высказываться по заданной теме. | Оценочные листы достижений |
*Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).
** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.