СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Окончание Смуты"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация   и разработка урока по теме "Окончание Смуты: спасение Отечества"

Просмотр содержимого документа
«открытый урок 18 октября»

Тема урока: Окончание Смуты: спасение Отечества

Цели урока по линиям развития личности:

Линия 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

Сравнивать первое и второе ополчение. Выделять основные события Смуты.

Линия 3. Историческое мышление.

Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.

Линия 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе Смуты.

Обязательный минимум содержания: ополчение К.Минина и Д. Пожарского, избрание династии Романовых, семибоярщина, интервенция. Даты: 1610, 1612, 1613гг.

Тип урока: урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок)

Оборудование: ПК и экран для показа презентации, учебный видеофильм «Минин и Пожарский», портреты К. Минина и Д. Пожарского, на партах приложения с отрывками из источников, КИМы для каждого ученика.

Ход урока:

Вначале проводим работу с суждением историка. Слайд2 суждение

Приложение №1. Задание: прочитайте отрывок из работы историка С.Ф. Платонова.

«Началась она явлением случайным – прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилось восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого»

О каком явлении в истории России XVII века идет речь?





Слайд 3 - тема урока

Создание проблемной ситуации

- На с. 108 прочитайте отрывки из повести «Об очищении Московского государства». Слайд 4- документ

-Кого можно считать спасителем Отечества по первому отрывку? начальники и ратные люди

- А по второму отрывку?

всем свободным людям



Формулирование проблемы

- Какое противоречие вы заметили?

(В первом отрывке речь идет о том, что Россия вышла из Смуты благодаря начальникам и ратным людям, а во втором отрывке – благодаря всем свободным людям, которые объединились для спасения страны)

- Какой следует вопрос? - Благодаря кому Россия вышла из Смуты?

Гипотезы

-Какие у вас есть предположения

Актуализация знаний

- Что из имеющихся знаний нам необходимо вспомнить, чтобы выяснить, благодаря кому Россия вышла из Смуты? (Необходимо вспомнить причины Смуты, к чему она привела, как её воспринимали жители России того времени)

Работа с текстом.

КИМ на с. 182 задание С-21 Слайд 5 - текст задания

- Какие еще причины вы знаете? (неурожайные годы и голод, разорение страны после опричнины и Ливонской войны, дальнейшее закрепощение крестьян и т.д.)

Слайд 6- причины смуты

-К чему привели эти причины? В чем проявилась Смута?

(Смута проявилось в появлении самозванцев в России, привела к гражданской войне, расколола страну на враждующие лагери.)

Создание плана урока

- Что нам необходимо узнать, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока?

Примерный план урока

1. Основные события Смуты (продолжение)

2. Итоги Смуты.

Открытие нового знания (1-й пункт плана)

-Вспомните, как воспринимал Смуту народ? (Как время установления правды на русской земле, когда на престоле будет законный правитель, прекратится боярское правление)

-Что же заставило людей выступать за прекращение Смуты?

(просмотр анимированной карты 2-4 отр., выполнение задания)

Приложение 2 на партах

Слайд 7 – задания

- Какие факты на ваш взгляд, больше всего повлияли на изменение отношения простого народа к Смуте. Объясните свой выбор.

- 1608 год: появление нового самозванца – Лжедмитрия II (вошел в историю как «Тушинский вор», так как его лагерь находился в селе Тушино). Половина уездов России признала власть самозванца.

- 1609 год: польский король Сигизмунд повел в Россию армию для захвата московского престола и обращении русских в католичество.

- 1610 год: свержение Василия Шуйского , власть перешла в руки семибоярщины (семерых самых видных членов боярской Думы).

- 1611 год: шведы которых пригласил еще Василий Шуйский для защиты от тушинцев, захватили северо-запад России вместе с Великим Новгородом.

( Захват России поляками и шведами больше всего повлиял на изменение отношения к Смуте, так как возникла угроза потери независимости. Причем более пугало нашествие поляков, желавших изменить веру русских людей)

Слайд 8 - Работа с термином Интервенция

-В этих условиях с призывом к народу обратился Патриарх русской православной церкви Гермоген. ( выступление о патриархе Гермогене один из учеников)

Слайд 9 – патриарх Гермоген

Первое ополчение

- Для защиты России было организовано два ополчения. Необходимо выяснить, какую роль в этих ополчениях сыграли начальники и ратные люди, а какую - простой народ.

анимированная карта 4 – 5 отр.

Таблица №1 Слайд 10

Работа с текстом учебника: с. 102, 2 абзац.

- Выяснить роль начальников, ратных людей и простого народа в Первом ополчении. Результат работы представить в виде таблицы Слайд 11

Первое ополчение 1611 год.

Имя руководителя: П.Ляпунов, Трубецкой, Заруцкий

Роль простого народа

Роль начальников и ратных людей

Объединение холопов, крестьян, горожан, дворян, казаков, которые за годы Смуты стали профессиональными воинами.

Вожди перессорились друг с другом и не смогли освободить столицу.

- В чем, на ваш взгляд, причина неудачи Первого ополчения?

( Причина неудачи Первого ополчения заключается в том, что оно было плохо подготовлено, не было единого руководства)

Второе ополчение.

Просмотр видеофильма « Минин и Пожарский» . Слайд 12

работа с текстом учебника с. 103

Выяснить роль начальников, ратных людей и простого народа во Втором ополчении. Результат работы представить в виде таблицы №2 Слайд 13

Слайд 14

Второе ополчение 1612 год.

Имя руководителей: К. Минин и Д. Пожарский

Роль начальников и ратных людей

Роль простого народа

Командовал ополчением прославленный воевода, богатые торговцы и ремесленники отдавали свое имущество в казну ополчения.

Объединение холопов, крестьян, горожан, дворян, казаков, отряды с многих уездов освободили Москву от польских интервентов.



- В чем, на ваш взгляд, причина успеха Второго ополчения?

(Причина победы Второго ополчения заключается не только в том, что были собраны большие силы, но и в том, что существовали единое командование, дисциплина, казна, было создано общероссийское правительство – Совет всея земли.)

Открытие нового знания (2-й пункт плана)

- В 1612 году поляки были изгнаны из Москвы. Какую проблему необходимо было решать в тех условиях в первую очередь?

(Необходимо было решать вопрос о власти, избирать правителя)

Слайд 15 Земский собор

- С этой целью 21 февраля 1613 года был созван Земский собор, на котором приняли решение провозгласить царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова. По мнению историка Ключевского, «хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего». Как вы понимаете это высказывание? Чем мог быть удобен Михаил Романов? Свой ответ аргументируйте. (для ответа используется текст учебника на с. 106, 1 абзац)

Ответы учеников.

Сообщение о подвиге Ивана Сусанина

Слайд 16 стихотворение

Слайд 17 памятник Сусанину

Слайд 18 карта

- Смутные времена продолжались еще несколько лет. С трудом удалось изгнать шведов из Новгорода и отразить новое нашествие поляков на Москву. В 1617 году был подписан Столбовской мир со Швецией. Россия отдавала земли по берегам Финского залива. В 1618 году заключили Деулинское перемирие с Речью Посполитой – Россия теряет Смоленск, Чернигов, Путвиль.

Итоги Смутного времени-Слайд 19

положительные:

- русское государство отстояло свою независимость

- начало правления новой царской династии Романовых

- усиление роли Земских соборов в жизни страны

- укрепление позиций церкви

- укрепление самосознания и религиозно-национального единства Страны

Отрицательные:

- потеря ряда важных территорий

- хозяйственное разорение страны

- большие людские потери

- дефицит бюджета страны

-Итак, возвращаемся к проблеме урока: благодаря кому Россия вышла из Смуты?

( Россия вышла из смуты благодаря тому, что её жители объединились против общей опасности. В то время, когда государство не могло спасти жителей страны, само общество восстало на борьбу с врагом, а в последующем восстановило власть государства. Свой вклад внесли «начальники и ратные люди» ведь без руководства народ не мог действовать организованно. Но главной силой, которая спасла страну, стал простой народ.

- С позиции человека 21 века, за какие поступки ваших соотечественников вы испытываете чувство гордости?

Применение нового знания Слайд 20

-4 ноября (26 октября по старому стилю) в России отмечается праздник - День народного единства. Какому событию он посвящен? Приведите факты, подтверждающие справедливость названия праздника.

Д.З. - написать мини сочинение на тему «Встреча с героем Смуты»















































Просмотр содержимого презентации
«Смутное время спасение отечества»