СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир 1кл. программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 1кл. программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селезнёвская средняя школа»

Велижского района Смоленской области



Рассмотрено

на педагогическом совете.

Протокол № от

Утверждаю

Директор школы_________Пашедко Н.А.

Приказ № от




Рабочая программа

по окружающему миру

для 1 класса

на 2020- 2021 учебный год



Срок реализации: 1 год

Программу разработала:

Дервенева Ж.Н.,

учитель начальных классов











Селезни

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 (в редакции от 29.12.1014г. №1643).

3. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 08.05.2015 г № 233 с изменениями от 22.11.2019 г приказ № 632).

4.Учебным планом МБОУ «Селезнёвская средняя школа» на 2020-2021 учебный год и Положением о рабочей программе МБОУ «Селезнёвская средняя школа».

5. Годовым календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год.

6.Авторской программой под редакцией Плешакова А.А. «Просвещение» 2016 г.


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.


Общая характеристика курса


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Ценностные ориентиры содержания курса


• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Место курса в учебном плане


Данная программа 1 класса составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Селезнёвская средняя школа» и рассчитана на 2 ч в неделю - 66ч в год (33 учебные недели),


Результаты изучения курса

Формирование универсальных учебных действий

    1. Личностные УУД. Ученик получит возможность для формирования

      • Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

      • Ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

      • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

      • Развития эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

      • Эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;

      • Установки на здоровый образ жизни;

    2. Регулятивные УУД. Ученик получит возможность научиться

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    1. Познавательные УУД.

Ученик получит возможность научиться

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

    1. Коммуникативные УУД.

Ученик получит возможность научиться

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в с­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов:

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

  • осознание себя членом общества и государства

  • (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать В делах и событиях современной российской жизни;

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др );

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин,

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм,

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.


Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся

по предмету «Окружающий мир» к концу первого года обучения.

Раздел «Человек и природа»

Ученик научится:

  • Различать (узнавать) объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

  • Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы.

  • Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

  • Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

  • Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

  • Ученик получит возможность научиться:

  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе.

  • Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.

  • Выполнять правила безопасного поведения в природе.

Раздел «Человек и общество»

Ученик научится:

  • Различать государственную символику РФ; описывать достопримечательности столицы и родного края.

  • Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов.

  • Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

  • Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных и письменных высказываний.

  • Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Ученик получит возможность научиться:

  • Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

  • Ориентироваться в важных для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего.

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками официальной обстановке школы.



Учебно-тематический план


1 класс (66ч)


п/п

Тема

Часы

1.

Введение

1

2.

Что и кто?

20

3.

Как, откуда и куда?

12

4.

Где и когда?

11

5.

Почему и зачем

21

6.

Заключение

1


Итого:

66



Содержание

  • Введение (1 ч)

  • Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

  • Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

  • Что и кто? (20 ч)

  • Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

  • Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

  • Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

  • Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

  • Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

  • Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

  • Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

  • Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

  • Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

  • Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

  • Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

  • Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

  • Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

  • Как, откуда и куда? (12 ч)

  • Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

  • Канализация и очистные сооружения.

  • Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

  • Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

  • Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

  • Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

  • Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

  • Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

  • Где и когда? (11 ч)

  • Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

  • Холодные и жаркие районы Земли.

  • Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

  • Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

  • Одежда людей в прошлом и теперь.

  • История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

  • Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

  • Почему и зачем? (21 ч)

  • Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

  • Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

  • Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

  • Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

  • Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

  • Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

  • Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

  • Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

  • Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

  • Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

  • Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

  • Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

  • Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

  • Космические станции.

  • Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

  • Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

  • Заключение (1 ч)

  • Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.


Человек и природа


Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.


Человек и общество


Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.


Правила безопасной жизни


Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


Учебно-методический комплекс



Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение


Плешаков А.А. , Крюкова Е.А. Окружающий мир. Учебник.1 класс. В 2ч.- М.: Просвещение, 2011

Окружающий мир. Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2011

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир : Тесты 1 -4 класс. - М.: Просвещение, 2010


Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс

УМК « Школа России»



Дата


Примечание

Тема урока

(страницы учеб-ка, тетради)


Решаемые проблемы (цель)


Планируемые результаты

п/п









Понятие


Предметные результаты

УУД


Личностные результаты

1



Задавайте вопросы! (1ч)

Уч. с.3-8,

тетр.. с.3

Что такое окружающий мир?

Ц.:Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью).

Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Окружающий мир, вопрос, ответ, рассуждение.

Познакомить с новым предметом, с учебником, рабочей тетрадью.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.


Раздел «Что и кто?» (20 ч)

2



Что такое Родина?

Уч. с.10-11,

тетр.. с.4.

ИКТ: компьютер

(презента

ция), магнитофон.

Как называется наша страна и её столица? Как выглядит герб и флаг России? Какие народы живут в России?

Ц.: Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на — эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

Страна, столица, государственные символы страны, народы.

Формировать у учащихся понятие о том, чем для человека является Родина. Познакомить с понятием Родина, отчизна.

Регулятивные: Выполнение задания в соответствии с целью.

Познавательные: Формировать представление о стране, в которой живешь, как об Отечестве.

Коммуникативные: Формировать умение общаться с людьми, воспринимать их как своих соотечественников.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

3



Что мы знаем о народах России?

Уч. с.12-13,

тетр.. с.5-6

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Чем различаются представители разных народов?

Ц.: Закрепить у учащихся представление о России, как общей родине разных народов.

Соотечественники, национальность. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии.

Познакомить с основными национальностями, проживающими в России.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: формировать представление о стране, в которой родился и живёшь, о народах, населяющих эту страну.

Коммуникативные: воспринимать себя как часть большой семьи народов.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

4



Что мы знаем о Москве?

Уч. с.14-15,

тетр.. с.7

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Что означает слово «Москва-столица России»?

Ц.: познакомить со столицей России.


Москва — столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д.

Познакомить с основными достопримечательностями Москвы.

Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

Познавательные: формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины.

Коммуникативные: Строить понятные высказывания.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

5



Проект «Моя малая Родина»

Уч. с.16-17,

тетр.. с.8-9

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Что такое малая Родина?

Ц.:Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Проект, задание, малая родина.

Подготовить к выполнению проекта.

Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

Познавательные: формировать представление о малой Родине.

Коммуникативные: Строить понятные высказывания

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

6



Что у нас над головой?

Уч. с.18-19,

тетр.. с.10-11

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Что можно увидеть на небе днем, а что- ночью?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Ценностное отношение к природному миру.

7



Что у нас под ногами?

Уч. с.20-21,

тетр.. с.10-11

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Чем отличаются друг от друга камни?

Ц.: дать

представление о значении камней в жизни людей.

Природные ресурсы, коллекция. Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры).

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценить себя с позиции коллекционера.

8



Что общего у разных растений?

Уч. с.22-23,

тетр.. с.12-13

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Из каких частей состоит растение?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Определять, из каких частей состоит растение. Находить, показывать и называть эти части.

Регулятивные: умение удержать учебную задачу.

Познавательные: делать выводы и результаты из полученных знаний.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

9



Что растёт на подоконнике?

Уч. с.24-25,

тетр.. с.13-14

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

Названия комнатных растений.

Уметь ухаживать за комнатными растениями.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Осмысление необходимости ухода за комнатными растениями.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Ценностное отношение к природному миру.

10



Что растёт на клумбе?

Уч. с.26-27,

тетр.. с.15-16

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Что растет на клумбе?

Ц.: Воспитывать бережное отношение к природе у учащихся.

Клумба, садовые растения. Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью.

Распознавать рас­тения цветника.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Осмысление необходимости ухода за растениями на клумбе .

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Бережное отношение к культурным растениям.Ценностное отношение к природному миру.

11



Что это за листья?

Уч. с.28-29,

тетр.. с. 16-18

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Чем различаются листья разных деревьев?

Ц.: Учить наблюдать за окружающим миром (осенние изменения в природе)

Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Ценностное отношение к природному миру.

12



Что такое хвоинки?

Уч. с.30-31,

тетр.. с.19-21

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Какие деревья называются лиственными? Что такое хвоинки? Какие деревья называются хвойными?

Ц.: выявить отличительные особенности хвойных деревьев.

Лиственные и хвойные деревья. Ель и со­сна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме­нённые листья. Распознавание хвойных деревьев


Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания

Ценностное отношение к природному миру.

13



Кто такие насекомые?

Уч. с.32-33,

тетр.. с.22-23

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Кто такие насекомые?

Ц.:познакомить с

насекомыми как с группой животных.

Насекомые.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам насекомых.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

14



Кто такие рыбы?

Уч. с.34-35,

тетр.. с.24

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Кто такие рыбы?

Ц.:познакомить с рыбами, как с группой животных.


Рыбы. Морские и речные рыбы. Чешуя.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

15



Кто такие птицы?

Уч. с.36-37,

тетр.. с.25-26

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Кто такие птицы?

Ц.:

Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Перво­начальное знакомство со строением пера птицы.


Птицы. Перья — главный признак птиц.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

16



Кто такие звери?

Уч. с.38-39, 40-41

тетр.. с.27-28

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Кто такие звери?

Ц.: Знакомство со зверьми как одной из групп жи­вотных

Внешнее строение и разнообразие зверей. Связь строения тела зверя с его образом жизни

Звери. Ос­новные признаки зверей: шерсть, выкармлива­ние детёнышей молоком. Зоопарк.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

17



Что окружает нас дома?

Уч. с.42-43,

тетр.. с.29-30

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Какие группы предметов окружают нас дома?

Ц.: систематизация представлений детей о предме­тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

Мебель, электроприборы, одежда, посуда.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

18



Что умеет компьютер?

Уч. с.44-45,

тетр.. с.31

ИКТ: компьютер.

Что умеет компьютер?

Ц.: знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним

Компьютер. Ноутбук. Части компьютера.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Отличие ноутбука от компьютера.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

19



Что вокруг нас может быть опасным?

Уч. с.46-47,

тетр.. с.32-33

ИКТ: компьютер(презентация).

Что может быть опасным?

Ц.:первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного дви­жения.


Предметы быта, светофор, дорожное движение.

Составить правила безопасного поведения в быту и на улице.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

20



На что похожа наша планета?

Уч. с.48-49,

тетр.. с.33

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Что такое планета?

Ц.: дать

первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Гло­бус — модель Земли.

Планета, Земля, солнце, глобус.

Уметь обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

21



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Уч. с.50-54

Тетр. с. 34

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Ц: проверка знаний и умений.

Презентация, проект.

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.



Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)


22



Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Уч. с 56-57

Тетр. с. 35-37

Что такое семья?

Ц.:Знакомство с целями и задачами раздела.


Се­мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи.

Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся положительное отношение к семье.

23



Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Уч. с.60-61,

тетр.. с.38-40

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Откуда в наш дом приходит вода?

Ц.: выяснить значение воды в доме.

Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

24



Откуда в наш дом приходит электричество?

Уч. с.62-63,

тетр.. с.40-41

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Где вырабатывается электричество?

Ц.: выяснить

значение электроприборов в жизни современного человека. Выяснить, какие существуют способы выработки электричества и доставки его потребителям.

Бытовые электроприборы.

Природные ресурсы.

Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

25



Как путешествует письмо?

Уч. с. 64-65

Тетр. с.42-43

Для чего нужны письма? Кто такие отправитель и адресат?

Ц,: научить различать виды почтовых отправлений.

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

26



Куда текут реки?

Уч.с. 66-67

Тетр. с.43-45

Куда текут реки?

Ц.: Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

Вода, реки, моря, пресная и морская вода.

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде


Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

27



Откуда берутся снег и лёд?

Уч. с.68-69,

тетр.. с.45-47

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Что такое снег и лёд?

Ц.: исследование свойств снега и льда

Снег и лёд

Изучить свойства снега и льда.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

28



Как живут растения?

Уч. с. 70-71

Тетр.48-49

Что необходимо растениям для жизни? Ц.: Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо­димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

Растение как живой организм.

Приемы ухода за растениями.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

29



Как живут животные?

Уч. с.72-73,

тетр.. с.50-51

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Что необходимо животным для жизни?

Ц.: представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных.

Животные как живые организмы.

Дикие и домашние животные.

Учить правильному обращению с животными.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

30



Как зимой помочь птицам?

Уч. с.74-75,

тетр.. с.52-54

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Какие птицы зимуют в наших краях?

Ц.: показать важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Помощь птицам зимой.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

31



Откуда берётся и куда девается мусор?

Уч. с.78-79,

тетр.. с.54-55

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Откуда берется мусор?

Ц.: показать

необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.


Источники мусора в быту. Раздельный сбор мусора

Бережное отношение к природе.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

32



Откуда в снежках грязь?

Уч. с. 80-81

Тетр. с. 56-57

Откуда в снежках грязь?

Ц.:выявить

источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений.

Загрязнения, планета.

Распространение загрязнений в окружающей среде. Как сделат Землю чище?

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

33



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Уч. с.82-87

Тетр. с.58


Проверка знаний и умений.

Ц.:Представление ре­зультатов проектной деятельности.

Изученные понятия.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений


Раздел «Где и когда?» (11ч)


34



Когда учиться интересно?

Уч. с.4-5,

тетр.. с.3


Какое оснащение класса помогает в учебе?

Школа, класс, учитель, ученик, учебник, книга.

Усло­вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный кол­лектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осознание важности школы в процессе познания окружающего мира.

Коммуникативные: овладение способами взаимодействия со сверстниками.

Формирование личного отношения к школе, классу, ученикам.

35



Проект «Мой класс и моя школа»

Уч. с.6-7

Тетр.с.4-5

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы


Проект.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

36



Когда придёт суббота?

Уч. с.8-9,

тетр.. с.6-8

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Что такое настоящее?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу­дущее. Последовательность дней недели

Научить различать прошлое, настоящее и будущее.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

37



Когда наступит лето?

Уч. с.10-11,

тетр.. с.9-10

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

В какой последовательности времена года сменяют друг друга?

Последовательность смены времён года и меся­цев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явле­ний от смены времён года

Научить соотносить времена года и месяца.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре, в нруппе.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

38



Где живут белые медведи?

Уч. с.12-13,

тетр.. с.11-12

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Какие холодные районы есть на Земле?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

Научить находить холодные районы на глобусе.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

39



Где живут слоны?

Уч. с.14-15,

тетр.. с.12-13

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Какие жаркие районы есть на Земле?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

Научить находить жаркие районы на глобусе.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

40



Где зимуют птицы?

Уч. с.16-17,

тетр.. с.14-15

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Каких птиц называют перелетными, а каких – зимующими? Ц.: выявить причины, заставляющие птиц улетать на зиму

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц.

Различие зимующих и перелетных птиц.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

41



Когда появилась одежда?

Уч. с.20-21,

тетр.. с.15-16

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Когда появилась одежда?

Ц.:познакомить с историей появления одежды и развития моды.

Одежда дело­вая, спортивная, рабочая, домашняя, празднич­ная, военная.

Учить подбирать для каждого случая подходящую одежду

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

42



Когда изобрели велосипед?

на вело­сипеде

Уч. с.22-23,

тетр.. с.17-18

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Когда изобрели велосипед?

Ц.: выявить знания детей о велосипедах, расширить представление о данном виде транспорта.


Велосипед, спицы, рама, колеса, педаль, обод, шина. Устройство велосипеда, разнообразие со­временных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный).

История появления и усовершенствования вело­сипеда. Правила дорож­ного движения и безопасности при езде

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

43



Когда мы станем взрослыми?

Уч. с.24-25,

тетр.. с.18-19

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Как со временем меняется человек?

Ц,: выявить отличие жизни взрослого от жизни ребенка.


Дети, взрослые, возраст, профессии.

Отличие жизни взрослого человека от жизни ре­бёнка. Необходимость выбора профессии, целе­вых установок на будущее. Ответственность че­ловека за состояние окружающего мира

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

44



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Уч. с. 26-30

Тетр. с. 20

Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности.

Изученные понятия.



Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)


45



Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Уч. с.32-33,

тетр.. с.21-22

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Почему днем на небе не видно звезд?

Ц.:

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

Сопоставлять видимые и реальные размеры звезд.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

46



Почему Луна бывает разной?

Уч. с.34-35,

тетр.. с.22-23

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Что такое луна?


Луна — спутник Земли, её особенности.

Измене­ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо­бы изучения Луны

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

47



Почему идёт дождь и дует ветер?

Уч. с.36-37,

тетр.. с.23-24

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Почему идет дождь и дует ветер?

Ц.: выяснить причины возникновения дождя и ветра.

Дождь, ветер.

Причины возникновения дождя и ветра. Их зна­чение для человека, растений и животных

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

48



Почему звенит звонок?

Уч. с.38-39,

тетр.. с.25-26

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Как возникают звуки?

Ц.: выяснить как возникают звуки.

Звуки, эхо, тихие и громкие звуки.

Разнообразие звуков в окружающем мире. При­чина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

Познавательные: исследовать возникновение и передачу звуков.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

49



Почему радуга разноцветная?

Уч. с.40-41,

тетр.. с.26-27

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Как возникает радуга?

Ц.: научить перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги.


Причины возникновения радуги

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

50



Почему мы любим собак и кошек?

Проект «Мои любимые домашние питомцы»

Уч. 42-45

Тетр. с. 27-29

Почему мы любим своих домашних питомцев?

Ц.: Формировать бережное отношение к питомцам

Домашние животные. Предметы ухода за до­машними животными.

Учить правильно ухаживать за кошкой, собакой.

Регулятивные: ставить и формулировать проблемы

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.Умение наблюдать за природой.

Коммуникативные: слушать собеседника.

Чувство ответственности за домашних животных.

51



Проект «Мои любимые домашние питомцы»

Уч. 42-45

Тетр. с. 27-29

Почему мы любим своих домашних питомцев?

Ц.: Формировать бережное отношение к питомцам

Домашние животные. Предметы ухода за до­машними животными.

Учить правильно ухаживать за кошкой, собакой.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

52



Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Уч. с.46-47,

тетр.. с.30-33

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Ц.: формулировать правила поведения в природе


Разнообразие цветов и бабочек.

Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове­дения на лугу

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

53



Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Уч. с.48-49,

тетр.. с.34

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Какие звуки природы можно услышать в лесу?

Ц.: уточнить необходимость соблюдения тишины в лесу.

Звуки леса, их разнообразие и красота.

Необхо­димость соблюдения тишины в лесу

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

Познавательные: исследовать возникновение и передачу звуков.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

54



Зачем мы спим ночью?

Уч. с.52-53,

тетр.. с.35

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Зачем нужно спать?

Ц.: познакомить со значением сна в жизни человека.

Сон. Работа человека в ночную смену

Значение сна в жизни человека. Правила подго­товки ко сну. Как спят животные.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

55



Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Уч. с.54-55,

тетр.. с.36-38

ИКТ: компьютер(презентация).

Что такое витамины?

Ц.: показать значение овощей и фруктов в питании.

Овощи и фрукты, их разнообразие. Витамины. Правила гигие­ны.

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в группе.

Оценивать свои достижения на уроке.

56



Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Уч. с.56-57,

тетр.. с.38-39

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Почему нужно соблюдать правила гигиены?


Правила гигие­ны.

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

57



Зачем нам телефон и телевизор?

Уч. с.58-59,

тетр.. с.39-40

ИКТ: компьютер(презентация), телевизор.

Что такое средства связи?

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Ра­дио, телевидение, пресса (газеты и журна­лы) — средства массовой информации. Интернет

Значение средств связи.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в группе.

Оценивать свои достижения на уроке.

58



Зачем нужны автомобили?

Уч. с.60-61,

тетр.. с.41

ИКТ: компьютер(презентация).

Зачем люди создают автомобили?

Автомобили — наземный транспорт, их разно­образие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль буду­щего

Значение автомобилей.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

59



Зачем нужны поезда?

Уч. с.62-63,

тетр.. с.42-43

ИКТ: компьютер(презентация).

Зачем люди создают поезда?

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги

Представление о развитии железнодорожного транспорта

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

60



Зачем строят корабли?

Уч. с.64-65,

тетр.. с.44-45

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Какие бывают корабли?

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кора­блей в зависимости от назначения (пассажир­ские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли).

Устройство корабля

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

61



Зачем строят самолёты?

Уч. с.66-67,

тетр.. с.46

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Зачем люди строят самолеты?

Самолёты — воздушный транспорт. Виды само­лётов в зависимости от их назначения (пасса­жирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Значение воздушного транспорта.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

62



Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?

Уч. с.68-69,

тетр.. с.47

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле и поезде?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)


Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

63



Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности?

Уч. с.70-71,

тетр.. с.48-49

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Какие спасательные средства есть на корабле? Какие правила безопасности нужно соблюдать в самолете?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.


Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

64



Зачем люди осваивают космос?

Уч. с.72-73,

тетр.. с.50-51

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон, телевизор.

Зачем космонавты летают в космос?

Ц.:систематизация сведений о космосе, получен­ных в течение года.


Космос, космонавт, спутники, космические научные станции.

Освоение человеком космо­са: цели полётов в космос.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

65



Почему мы часто слышим слово «экология»?

Уч. с.74-75,

тетр.. с.52-53

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Чему нас учит экология?

Ц.:дать первоначальное представление об экологии.


Экология.

Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

66



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы»

Уч. с.76-83,

тетр.. с.54

ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Проверка знаний и умений

Изученные понятия.

Представление ре­зультатов проектной деятельности.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в группе.

Формирова­ние адекватной оценки своих достижений


16