Урок для формирования читательской грамотности по «Окружающему миру».
1. Фамилия, имя, отчество: Лебедева Светлана Александровна
2. Место работы: МОУ «Турунтаевская СОШ №1».
3. Должность: Учитель начальных классов
4. Класс: 3
5. Предмет: Окружающий мир
6. Тема: Разнообразие растений (группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)
7. Место темы в программе: Тема урока входит в раздел «Эта удивительная природа».
Восьмой урок по теме. На уроке учащиеся опирались на знания полученные на предыдущих уроках по темам : «Воздух», «Вода», «Что такое почва». Как урок работает на следующие темы: Знания и умения, полученные на данном уроке, помогут при изучении тем: «Солнце, растения и мы с вами», «Размножение и развитие растений».
8. Главный содержательный вопрос урока: Какие группы растений выделяют ученые – ботаники в царстве растений.
9. Цель (прописанная через результат): на основе текста и иллюстраций учебника выделить группы растений, особенности каждой группы растений, распределять растения по группам, оценивать правильность выполнения задания.
10. К концу урока каждый ученик будет: знать:
- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые;
- знать особенности растений каждой группы;
- виды растений.
уметь (сможет продемонстрировать):
- классифицировать растения из предложенного списка по группам;
- предлагать подобные задания одноклассникам; проверять и оценивать их ответы;
- определять растения с помощью атласа – определителя;
- приводить примеры растений разных групп и видов опираясь на свой опыт и с помощью атласа – определителя.
- формулировать выводы по изученному материалу;
- оценивать свою работу
11. Инструменты проверки достижения результата:
А) Вопросы на первичное закрепление;
Б) Самостоятельная работа в рабочей тетради на классификацию растений по группам и определения количества растений разных видов.
12. Критерии/показатели индикаторы оценки достижения результатов:
В течение урока за каждый правильный ответ на вопрос ребята получают жетон. По количеству набранных за урок жетонов ребята смогут выставить себе отметку в конце урока.
«5 и более жетонов» - отметка 5
«3-4 жетона» - отметка 4
«2 и менее жетонов» - отметка 3
А также они могут получить оценку за самостоятельную работу.
Задание самостоятельной работы:
В парах: Стр. 72 учебника. Задание № 2. Прочитайте задание. Ответьте на вопрос: Сколько растений изображено на рисунке? Назовите растения, относящиеся к одной группе? Посчитайте, сколько на рисунке одуванчиков лекарственных, сколько подорожника большого, сколько клевера красного? Сколько всего растений на картинке?
Картинка взята из учебника А.А.Плешаков «Окружающий мир». Часть 1. Издательство «Просвещение» 2016 г.
Откройте рабочую тетрадь стр. 39 № 2 (2) запишите полученные результаты.
Проверяют по эталону:
Если без ошибок нарисуйте рядом желтый смайлик, если одна ошибка – зеленый смайлик, если две и более ошибок – красный смайлик.
Индивидуально рабочая тетрадь стр 39 Задание № 1
Пронумеруй рисунки:1.Водоросли, 2. Мхи, 3. Папоротники, 4.Хвойные, 5. Цветковые.
Затем ребята получают карточку образец для проверки:
Если без ошибок нарисуйте рядом желтый смайлик, если одна ошибка – зеленый смайлик, более двух ошибок – красный смайлик.
Картинка взята из рабочей тетради А.А.Плешакова к учебнику «Окружающий мир» 3 класс часть 1, издательство «Просвещение» 2016 г.
Затем ребята выводят общую оценку за самостоятельную работу: если за оба задания смайлики желтые – отметка «5», если желтый и зеленый или оба зеленых – отметка «4», если зеленый и красный - отметка «3».
Таким образом, некоторые ребята за урок могут получить по две отметки: за устные ответы и за самостоятельную работу.
13. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:
Работа в классе:
Начало урока (мотивация, введение в тему: постановка учебной задачи, проблемная ситуация, описание ситуации чтения) 10 – 15 минут
Урок (работа с текстами, деятельность учащихся) 25 - 30 минут
Завершение урока 5 минут
14. Организационно-педагогические условия и описание хода урока
А) Описание учебной задачи: В начале ребятам загадываются загадки. Задается вопрос Что объединяет слова в отгадках ( это растения) Формулируют тему: Царство растений. Растений на планете большое множество, они встречаются повсюду. Говорят: «Растения - зеленая одежда Земли» Как вы понимаете эту фразу? Работают с рисунком в учебнике на стр 71. (Учебник Плешакова А.А. часть 1) . Пользуясь своими знаниями и рисунком доказывают, что растения очень разнообразны. Какова цель нашего урока?
Формулируют цели на урок: узнать на какие группы делятся растения, научиться распределять растения по группам.
Б) Ход урока, его этапы, задания учащимся на основе сконструированных текстов
1.Этап Открытия новых знаний
- Сейчас вы прочитаете самостоятельно текст учебника с.70. , в котором найдете ответы на следующие вопросы: Как называется наука о растениях? На какие группы ученые делят царство растений. Чтение текста.
После чтения ребята отвечают на поставленные вопросы.
На доске появляется схема:
Р
АСТЕНИЯ
ВОДОРОСЛИ МХИ ПАПОРОТНИКИ ХВОЙНЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ
РАСТЕНИЯ РАСТЕНИЯ
По ходу ребята заполняют таблицу, которая лежит у каждого на парте: называют особенности каждой группы, находят информацию в тексте учебника и отмечают в таблице.
| Корень | Стебель | Листья | Цветок | Плод и семена |
Водоросли | + | + | + | - | - |
Мхи | - | + | + | - | - |
Папоротники | + | + | + | - | - |
Хвойные растения | + | + | + хвоя | - | + шишка |
Цветковые растения | + | + | + | + | + |
Водоросли: водные растения. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов. Они бывают: зелёные, бурые, красные.
Мхи: растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами.
Папоротники: красивые листья похожие на большие перья. У папоротников есть листья, корни и стебли. Не имеют цветов, плодов и семян.
На столах у вас лежат карточки с текстом, прочитайте, и скажите, где находятся у папоротников семена. ( текст на карточке из: А.А. Плешаков От земли до неба: атлас –определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – 12 – е издание.- М.: Просвещение, 216 г. – 222 с.: - Зеленый дом).
Карточка: В мифологии папоротник цветет в ночь на Ивана Купала, и тот, кто найдет цветок папоротника, сможет исполнить любое свое желание. На самом деле размножаются они крошечными спорами, которые развиваются на обратной стороне листьев.
(Картинка взята из интернета)
- Что еще интересного узнали о папоротниках?
Хвойные растения: ХВОИНКИ – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них ШИШКИ С СЕМЕНАМИ.
Цветковые растения: имеют цветы, плоды, корни, стебли и листья.
При рассматривании каждой группы Учащиеся приводят примеры растений, пользуясь своими знаниями и используя атлас – определитель.
2. Этап первичного закрепления
Вопросы:
- Где растут водоросли? (в воде)
- Где можно встретить мхи? (во влажных местах)
- Как узнать папоротники? (по красивым листьям, похожим на перья).
- Назовите представителей хвойных растений. (сосна, ель, кедр и др.)
- Какая из групп наиболее разнообразна? (цветковые растения)
3. Этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Работа в парах.
Стр. 72 учебника. Задание № 2. Прочитайте задание. Ответьте на вопрос: Сколько растений изображено на рисунке? Назовите растения, относящиеся к одной группе? Посчитайте, сколько на рисунке одуванчиков лекарственных, сколько подорожника большого, сколько клевера красного? Сколько всего растений показано?
Откройте рабочую тетрадь стр. 39 № 2 (2) запишите полученные результаты.
Покажите знаком, что пара готова.
Проверьте правильность выполнения задания по ответам на карточках.
Если без ошибок нарисуйте рядом желтый смайлик, если одна ошибка – зеленый смайлик, более двух ошибок – красный смайлик.
Индивидуальная работа рабочая тетрадь стр. 39 Задание № 1
Пронумеруй рисунки:
1. Водоросли, 2. Мхи, 3. Папоротники, 4.Хвойные, 5. Цветковые.
Проверка по эталону. Оценивание по смайликам. Если без ошибок нарисуйте рядом желтый смайлик, если одна ошибка – зеленый смайлик, более двух ошибок – красный смайлик.
4 Этап рефлексии
Подводим итог, формулируем выводы: Над какой темой работали? Какие группы растений выделили?
Отвечаем на вопрос: достигнуты ли цели, которые мы ставили перед собой в начале урока. Подсчитывают количество жетонов. Оценивают себя.
Записывают домашнее задание:
Первая группа с помощью Атласа – определителя должна определить 2-3 растения в классе или в других помещениях школы (библиотека и т.п.), возле школы.
Вторая группа с помощью Атласа – определителя определить 2-3 растения у себя дома (комнатных или на улице)
Обе группы записывают названия в рабочую тетрадь. Стр. 40-41
Задание для всех. Рабочая тетрадь стр. 40 задание 3. Используя информацию из текста учебника, закончить заполнение таблицы.
15. Учебные материалы (тексты) которые будут использованы на уроке.
Текст 1 А.А.Плешаков « Окружающий мир». 3 класс. В 2-х частях. Часть 1. – 6 –е издание.- М:Просвещение, 2016 г.- 175 с.:ил.-(Школа России) Текст «Разнообразие растений» - Стр.69-70 (текст учебный)
«Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые – ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами растений и найдем их представителей на рисунках.
Водоросли – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи на длинные бурые ленты. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов.
Мхи: растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами.
Папоротники: легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. У папоротников есть листья, корни и стебли. Не имеют цветов, плодов и семян.
Хвойные растения: Это сосна, ель. ХВОИНКИ – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них ШИШКИ, в которых и созревают семена.
Цветковые растения: Это такие растения, у которых есть цветы, плоды, корни, стебли и листья. Эти растения наиболее разнообразны.»
Текст 2 __А.А.Плешаков « Окружающий мир». 3 класс. В 2-х частях. Часть 1. – 6 –е издание.- М:Просвещение, 2016 г.- 175 с.:ил.-(Школа России) Текст «Разнообразие растений» - Стр.72 (текст учебный)
« В каждой группе растений много видов. На рисунке показан одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет название, состоящее из двух слов. Такие названия им дают ученые, а мы обычно называем растения просто: одуванчик, клевер, подорожник. Растения разных видов не похожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны. Ученым сейчас известно около 500 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч – цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников – более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.»
Текст 3 А.А. Плешаков От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – 12 – е издание.- М.: Просвещение, 216 г. – 222 с.: - Зеленый дом). Тексты – статьи. (текст учебный)
Карточка: « В мифологии папоротник цветет в ночь на Ивана Купала, и тот, кто найдет цветок папоротника, сможет исполнить любое свое желание. На самом деле размножаются они крошечными спорами, которые развиваются на обратной стороне листьев.»
Тексты – задания А.А.Плешаков « Окружающий мир». Рабочая тетрадь. 3 класс в 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2019 г. – 112 с. Тексты – задания (учебные).
Стр 40. 3. Используя текст учебника, заполните таблицу:
Группы растений | Число видов |
Водоросли | 100000 |
Мхи | |
Папоротники | |
Хвойные растения | |
Цветковые растения | |
4. Запиши названия растений, которые вы определили:
А) в классе ___________________________________________________
Б) возле школы_______________________________________________
В) дома_______________________________________________________
Рисунок А.А.Плешакова « Окружающий мир» 3 класс. В 2-х частях. Часть 1. – 6 –е издание.- М:Просвещение, 2016 г.- 175 с.:ил.-(Школа России. Рисунок из учебника - Стр.69
16. Рабочие листы для учеников (тексты с вопросами и заданиями) на каждый этап урока или ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ урока.
В рабочих листах нет необходимости, т.к. весь материал для самостоятельной работы есть в рабочей тетради на печатной основе. Выдаются карточки – эталоны для проверки самостоятельной работы и карточка со статьей из атласа – определителя о папоротниках.
17. Необходимое оснащение для урока: компьютер, проектор
18. Текст домашнего задания: Домашнее задание связано с уроком, ребята продолжат учиться определять растения. У каждой группы свое задание. Первая группа должна с помощью Атласа – определителя определить 2-3 растения в классе или в других помещениях школы (библиотека и т.п.) , возле школы.
Вторая группа с с помощью Атласа – определителя определить 2-3 растения у себя дома (комнатных или на улице)
Обе группы записывают названия в рабочую тетрадь. Стр. 40-41
Задание для всех. Рабочая тетрадь стр. 40 задание 3. Используя информацию из текста учебника, закончить заполнение таблицы.