СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир 4 кл. "Иван 3"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок получения новых знаний. Знакомство с московским Кремлем, правлением царя Ивана 3.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 4 кл. "Иван 3"»

Урок по окружающему мирув 4 классе

ТеМА: "Иван Третий".

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от монголо-татарского ига; закрепления и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, исторической картой; организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер; фотографии Московского Кремля времен Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III; схема расположения русских войск в Куликовской битве; иллюстрации с изображением музейных ценностей Кремля (Царь-пушка, Царь-колокол, Успенский собор и др.)

Основные
понятия

Иван III, Московский Кремль

Сценарий урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала




– Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке.

кроссворд:

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.)

2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово.)

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.)

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.)

Ключевое слово: Иван III

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Коммуникативные:

высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный

опрос.







– Почему для Дмитрия Донского была важна поддержка церкви?

– Как проходила Куликовская битва?

– Расскажите о вооружении русских и татарских воинов.

– Расскажите о построении русских войск, используя схему .

– Какой смысл имели поединки богатырей перед боем?

– В чем значение победы русского войска на Куликовом поле?


Отвечают
на вопросы, выполняют
задания.








Фронтальная, индивидуальная.







Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга,

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Изучение
нового материала.

Рассказ учителя (сопровождается показом на карте).

Беседа с опорой на наглядность

Рассказывает о заслугах Ивана III .

– Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля.

Демонстрирует картины с видом деревянного, затем белокаменного и краснокирпичного Кремля.

– Как вы думаете, для чего возводили Кремль?

– Кто знает, сколько башен у Московского Кремля?

– Для чего они возводились?

– Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы.

Внимательно слушают.



Рассматривают картины, отвечают
на вопросы

Фронтальная.










Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7







Инсценирование.






Рассказ учителя.








Сообщения «Башни Кремля»

с каждой башней Кремля связана интересная история.

– совершим заочную экскурсию в Древнюю Москву,
в Кремль и послушаем разговор с башнями Кремля.


Сценка «Разговор с башнями Кремля» .







– А сейчас я вам расскажу о площади трех соборов. Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году. Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский, возвышается колокольня Ивана Великого, здесь же красуется Грановитая палата. (Демонстрирует иллюстрации, рассказывает).


Предлагает заслушать сообщения учеников






Заранее подготовленные учащиеся встают по периметру класса и начинают рассказ.

Слушают учителя.



Выступают
с сообщениями о башнях Кремля (2–3 человека)






Групповая.

Фронтальная.













Индивидуальная

строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного

Дидактическая игра «Историческое домино».









Фронтальный опрос.


Задания
из электронного приложения к учебнику

Заранее подготавливает 3 комплекта карточек:

Царь-

колокол

Деревянный Кремль

Юрий

Долгорукий

1480 год

«Стояние
на Угре»

Деревянный Кремль
с дубовыми стенами

Иван

Калита

Куликовская битва

8 сентября

1380 года

Белокаменный Кремль

Дмитрий Донской

Ледовое
побоище

5 апреля

1242 года

Кирпичный Кремль

Иван

Третий

Иван

Моторин

Грозный

Царь-пушка

Андрей

Чохов

Иван IV

– Чем занимались мы сегодня на уроке?

– Что Иван Третий сделал для Руси?

– Какие изменения при нем произошли в Москве?

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания.











Отвечают
на вопросы.


Выполняют
задания

Фронтальная, коллективная.









Индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные цели и задачи.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия

Устные ответы,

записи
в тетради

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Над какой темой работали?

– Что нового и интересного узнали на уроке?

– Значима для вас полученная информация?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

читают вывод в учебнике (с. 79).

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7


Заключительная беседа.

Выставление оценок


Отвечают
на вопросы


от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке


VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 75–79. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2

Задают уточняющие вопросы

фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


Ресурсный материал

Схема построения русских войск

Рассказ учителя о заслугах Ивана III

– Правнук Дмитрия Донского князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью – что бы ни задумал, всего добивался.

На экран проецируется иллюстрация портрета Ивана III, трона Ивана III.

– За сорок лет, в течение которых Иван III находился у власти, Московское княжество еще более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.

В 1478 году к Москве был присоединен г. Новгород. В конце своего правления Иван III присоединил города Тверь, Рязань, Псков, Черниговские и Смоленские земли. Образовалась крупнейшая в Европе страна. Этим самым была решена важнейшая национальная задача: было завершено собирание

русских земель вокруг Москвы. Изумленная Европа в начале княжения Ивана III, едва ли подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией.

Теперь Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту. И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости.

Учитель читает стихотворение:

Мы с орды не брали дани, мы орде платили дань

И скотиной, и товаром, и пушниной, и казной.

Пусты русские амбары были каждою весной.

Князь Иван Васильевич третий изменил порядки эти

И сказал послам в ответ: «Мы платили двести лет,

Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна!

Пусть отныне снова вольной будет наша сторона!»

Каблуком перед послами растоптал он ханский знак:

«С глаз долой! Не то и с вами мы поступим точно так!»

Летописцы в толстых книгах записали в этот год:

«Нет над нами больше ига, сбросил иго наш народ!»

(Н. Кончаловская.)

– Конечно, не так быстро и легко все это произошло, как описано в нескольких строчках Натальей Кончаловской. Снова пришлось собирать войско.

– Об этом прочитайте в учебнике (с. 75) и ответьте на вопросы учебника.

Учитель продолжает рассказ.

– После освобождения от монголо-татарского ига Русское государство заняло видное место среди других крупных государств Европы. Оно стало сильным и независимым. Иван III разрешил вторую важнейшую задачу: был положен конец двухвековой татарской зависимости. Иван III с полным правом мог называть себя последним князем Руси и первым государем единой России. Тогда и возникла мысль о строительстве новой княжеской резиденции, которая должна была украсить столицу.

Сценка «Разговор с башнями Кремля»

Учитель (обходя Кремль, ведет я разговор с башнями Кремля). Какая же из вас, башен, самая старейшая?

Тайницкая. Я, Тайницкая башня, меня мастера первой руки построили в 1485 году.

Учитель. А самая молодая?

Царская. Конечно же я, Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.

Учитель. А самая высокая?

Троицкая. Я, Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой восемьдесят метров.

Учитель. А самая маленькая?

Кутафья. Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцать метров, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.

Учитель. Сколько же вас всего башен?

Тайницкая. Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой свое лицо.

Константино-Еленинская. А моя слава в прошлом. Я стою между Спасской и Москворецкой и выхожу прямо на Красную площадь. Теперь через меня люди не ходят.

Учитель. Почему же?

Константино-Еленинская. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни не первое столетие. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.

Москворецкая. У меня тоже заслуги есть, и немалые!

Учитель. И какие же?

Москворецкая. В былые времена Москва-река текла почти подле меня. Она соединялась со рвом, затопляя длинную и глубокую канаву водой. Голубая лента опоясывала Кремль, и мы, башни, считали себя жительницами острова.

Учитель. А как же насчет заслуг?

Москворецкая. О заслугах моих многие знают. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки! Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я вслед убегавшим за Москву-реку вражеским полчищам.

Учитель. Да, много ты видела, Москворецкая башня.

Москворецкая. Но я еще не все сказала… Посмотрите, как я стройна. Такой красивой и стройной башни больше нет в Кремле.

Набатная. Но с этим я буду спорить! Я, Набатная башня, возвышаюсь напротив Василия Блаженного. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая; как сверкают мои белокаменные украшения! Ух, если б только вы слышали, каким громким, пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, холили и украшали… А потом случилось несчастье.

Учитель. Что же стряслось?

Набатная. Приключился в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали. Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса, стою нарядная, а петь не могу.

Кутафья. Не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить? Разве нас строили для того, чтобы мы красовались?! Мы, башни, – первейшие защитники Кремля! В былое время меня пуговкой называли. Но хоть и похожа на пуговку, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлевских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.

Арсенальная. Разумные слова. Что может быть дороже мощи и неприступности? Мои стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. В старину меня почитали как башню-исполин, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моем подземелье бьет тайник-колодец. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.

Тайницкая. У меня тоже тайник был. И даже не один, а два: тайник-колодец и тайник-подземный ход к речке. Только давным-давно это было…

Все. У каждого своя история.