Урок по окружающему мирув 4 классе
ТеМА: "Иван Третий".
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от монголо-татарского ига; закрепления и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой; организовывать рабочее место. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Компьютер; фотографии Московского Кремля времен Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III; схема расположения русских войск в Куликовской битве; иллюстрации с изображением музейных ценностей Кремля (Царь-пушка, Царь-колокол, Успенский собор и др.) |
Основные понятия | Иван III, Московский Кремль |
Сценарий урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке. кроссворд: 1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.) 2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово.) 3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.) 4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.) Ключевое слово: Иван III | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Коммуникативные: высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. | – Почему для Дмитрия Донского была важна поддержка церкви? – Как проходила Куликовская битва? – Расскажите о вооружении русских и татарских воинов. – Расскажите о построении русских войск, используя схему . – Какой смысл имели поединки богатырей перед боем? – В чем значение победы русского войска на Куликовом поле? | Отвечают на вопросы, выполняют задания. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, | Устные ответы, выполненные задания |
III. Изучение нового материала. | Рассказ учителя (сопровождается показом на карте). Беседа с опорой на наглядность | Рассказывает о заслугах Ивана III . – Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля. Демонстрирует картины с видом деревянного, затем белокаменного и краснокирпичного Кремля. – Как вы думаете, для чего возводили Кремль? – Кто знает, сколько башен у Московского Кремля? – Для чего они возводились? – Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы. | Внимательно слушают. Рассматривают картины, отвечают на вопросы | Фронтальная. | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Инсценирование. Рассказ учителя. Сообщения «Башни Кремля» | с каждой башней Кремля связана интересная история. – совершим заочную экскурсию в Древнюю Москву, в Кремль и послушаем разговор с башнями Кремля. Сценка «Разговор с башнями Кремля» . – А сейчас я вам расскажу о площади трех соборов. Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году. Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский, возвышается колокольня Ивана Великого, здесь же красуется Грановитая палата. (Демонстрирует иллюстрации, рассказывает). Предлагает заслушать сообщения учеников | Заранее подготовленные учащиеся встают по периметру класса и начинают рассказ. Слушают учителя. Выступают с сообщениями о башнях Кремля (2–3 человека) | Групповая. Фронтальная. Индивидуальная | строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение изученного | Дидактическая игра «Историческое домино». Фронтальный опрос. Задания из электронного приложения к учебнику | Заранее подготавливает 3 комплекта карточек: Царь- колокол | Деревянный Кремль | Юрий Долгорукий | 1480 год | «Стояние на Угре» | Деревянный Кремль с дубовыми стенами | Иван Калита | Куликовская битва | 8 сентября 1380 года | Белокаменный Кремль | Дмитрий Донской | Ледовое побоище | 5 апреля 1242 года | Кирпичный Кремль | Иван Третий | Иван Моторин | Грозный | Царь-пушка | Андрей Чохов | Иван IV | – Чем занимались мы сегодня на уроке? – Что Иван Третий сделал для Руси? – Какие изменения при нем произошли в Москве? Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Выполняют задания | Фронтальная, коллективная. Индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные цели и задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия | Устные ответы, записи в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Над какой темой работали? – Что нового и интересного узнали на уроке? – Значима для вас полученная информация? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | читают вывод в учебнике (с. 79). | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Заключительная беседа. Выставление оценок | | Отвечают на вопросы | | от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 75–79. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 | Задают уточняющие вопросы | фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | |
Ресурсный материал
Схема построения русских войск
Рассказ учителя о заслугах Ивана III
– Правнук Дмитрия Донского князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью – что бы ни задумал, всего добивался.
На экран проецируется иллюстрация портрета Ивана III, трона Ивана III.
– За сорок лет, в течение которых Иван III находился у власти, Московское княжество еще более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.
В 1478 году к Москве был присоединен г. Новгород. В конце своего правления Иван III присоединил города Тверь, Рязань, Псков, Черниговские и Смоленские земли. Образовалась крупнейшая в Европе страна. Этим самым была решена важнейшая национальная задача: было завершено собирание
русских земель вокруг Москвы. Изумленная Европа в начале княжения Ивана III, едва ли подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией.
Теперь Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту. И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости.
Учитель читает стихотворение:
Мы с орды не брали дани, мы орде платили дань И скотиной, и товаром, и пушниной, и казной. Пусты русские амбары были каждою весной. Князь Иван Васильевич третий изменил порядки эти И сказал послам в ответ: «Мы платили двести лет, Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна! | Пусть отныне снова вольной будет наша сторона!» Каблуком перед послами растоптал он ханский знак: «С глаз долой! Не то и с вами мы поступим точно так!» Летописцы в толстых книгах записали в этот год: «Нет над нами больше ига, сбросил иго наш народ!» (Н. Кончаловская.) |
– Конечно, не так быстро и легко все это произошло, как описано в нескольких строчках Натальей Кончаловской. Снова пришлось собирать войско.
– Об этом прочитайте в учебнике (с. 75) и ответьте на вопросы учебника.
Учитель продолжает рассказ.
– После освобождения от монголо-татарского ига Русское государство заняло видное место среди других крупных государств Европы. Оно стало сильным и независимым. Иван III разрешил вторую важнейшую задачу: был положен конец двухвековой татарской зависимости. Иван III с полным правом мог называть себя последним князем Руси и первым государем единой России. Тогда и возникла мысль о строительстве новой княжеской резиденции, которая должна была украсить столицу.
Сценка «Разговор с башнями Кремля»
Учитель (обходя Кремль, ведет я разговор с башнями Кремля). Какая же из вас, башен, самая старейшая?
Тайницкая. Я, Тайницкая башня, меня мастера первой руки построили в 1485 году.
Учитель. А самая молодая?
Царская. Конечно же я, Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.
Учитель. А самая высокая?
Троицкая. Я, Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой восемьдесят метров.
Учитель. А самая маленькая?
Кутафья. Мал, да удал. Это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцать метров, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер.
Учитель. Сколько же вас всего башен?
Тайницкая. Нас 20 сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой свое лицо.
Константино-Еленинская. А моя слава в прошлом. Я стою между Спасской и Москворецкой и выхожу прямо на Красную площадь. Теперь через меня люди не ходят.
Учитель. Почему же?
Константино-Еленинская. Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни не первое столетие. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно всегда помню: через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.
Москворецкая. У меня тоже заслуги есть, и немалые!
Учитель. И какие же?
Москворецкая. В былые времена Москва-река текла почти подле меня. Она соединялась со рвом, затопляя длинную и глубокую канаву водой. Голубая лента опоясывала Кремль, и мы, башни, считали себя жительницами острова.
Учитель. А как же насчет заслуг?
Москворецкая. О заслугах моих многие знают. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки! Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела я вслед убегавшим за Москву-реку вражеским полчищам.
Учитель. Да, много ты видела, Москворецкая башня.
Москворецкая. Но я еще не все сказала… Посмотрите, как я стройна. Такой красивой и стройной башни больше нет в Кремле.
Набатная. Но с этим я буду спорить! Я, Набатная башня, возвышаюсь напротив Василия Блаженного. Посмотрите, какая я нарядная и пригожая; как сверкают мои белокаменные украшения! Ух, если б только вы слышали, каким громким, пронзительным голосом я пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Любили меня все, холили и украшали… А потом случилось несчастье.
Учитель. Что же стряслось?
Набатная. Приключился в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали. Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса, стою нарядная, а петь не могу.
Кутафья. Не понимаю, как можно столько о своей красоте говорить? Разве нас строили для того, чтобы мы красовались?! Мы, башни, – первейшие защитники Кремля! В былое время меня пуговкой называли. Но хоть и похожа на пуговку, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлевских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.
Арсенальная. Разумные слова. Что может быть дороже мощи и неприступности? Мои стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. В старину меня почитали как башню-исполин, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моем подземелье бьет тайник-колодец. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.
Тайницкая. У меня тоже тайник был. И даже не один, а два: тайник-колодец и тайник-подземный ход к речке. Только давным-давно это было…
Все. У каждого своя история.