НАСЕКОМЫЕ – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Цели: уточнить представления учащихся о насекомых; знакомство с признаками живых организмов и выявление существенных признаков насекомых; развитие речевых навыков, мышления, внимания; воспитание любви к природе.
Задачи:
Практические:
Раскрыть понятие насекомые.
Показать разнообразиенасекомых.
Образовательные:
Развивать фантазию и творческие способности детей.
Развивать коммуникативные умения, память, внимание.
Развивать интеллектуальную, рефлексивную культуру у учащихся.
Формировать умение работать с различными источниками информации (словарь, приложения учебника)
Воспитательные:
Воспитывать эмоционально – положительное отношение к животным
Формирование умения работать в парах.
Формируемые УУД:
Личностные:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные: -формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Ход урока
Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, –
Он вспорхнул и улетел.(Бабочка.)
Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха.)
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног – без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук.)
– Что объединяет слова-отгадки? (Это насекомые.)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием и красотой насекомых.
II. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 16–17).
– Рассмотрите рисунок на с. 16. Как можно узнать насекомых? (Учащиеся оказываются в затруднении, так как большинству из них не известен общий признак насекомых – шесть ног.)
– Рассмотрите изображение пчелы. Сколько ног у пчелы? (6 ног.)
– Сколько частей тела? (3 – голова, грудь, брюшко.)
– Какие насекомые изображены на центральном рисунке? (стрекоза, комар, водомерка, божья коровка, муравьи, муха, кузнечик.)
– Пересчитайте у них количество ног и количество частей тела.
В ы в о д: у всех насекомых – 6 ног.
– Обратите внимание, что насекомых зовут еще членистоногими, так как ножки их состоят из отдельных члеников. Брюшко насекомых, как правило, тоже состоит из отдельных сегментов, разделенных насечками (своеобразный «скелет» насекомого).
2. З н а к о м с т в о с м н о г о о б р а з и е м м и р а насекомых.
Учитель демонстрирует рисунки с изображением насекомых и рассказывает об их жизни.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учитель. Муха, муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
К. Чуковский
– Вы знаете это стихотворение?
– Кто был в гостях у Мухи?
– Почему Муха не пригласила в гости зайца, аиста или медведя? (Она пригласила только насекомых.)
3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 17).
– Рассмотрите изображение паука. Как вы думаете, а паук – это насекомое? Сколько ног у паука? (8 ног.) Сколько частей тела? (Дети затрудняются.)
– У него 2 части тела – головогрудь и брюшко, а не три, как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись нацело.
Пауки – не насекомые
Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них восемь ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз – целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нити – паутины.
На доске составляется схема:

Учитель читает рассказ «Как узнать насекомых» (хрестоматия).
III. Закрепление изученного материала.
1. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и е 11).
2. Р а б о т а в п а р а х п о к а р т о ч к а м.
– На свете существует много разных насекомых. Это жуки, бабочки, муравьи, пчелы, мухи, стрекозы, комары. Все они имеют тело, состоящее из трех частей, и три пары ног.
Внимательно рассмотрите изображение фантастического животного. Из частей каких насекомых оно составлено?

IV. Итог урока.
– Каких животных относят к насекомым?
– Назовите насекомых нашего края.
– Рассмотрите таблицу. Что вы узнали из нее?
Какие бывают животные |
Группы животных | Признаки групп | Число видов |
Насекомые | Шесть ног | 1 миллион |
Рыбы | Скользкая чешуя, плавники, жабры | 20 тысяч |
Земноводные | Голая кожа | 3400 |
Пресмыкающиеся | Сухие чешуйки | 6 тысяч |
Птицы | Перья | 8600 |
Звери | Шерсть | 4 тысячи |
8. Рефлексия.