СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир Тема: Кто такие рыбы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока кроме основного материала, есть материал по родному краю ( рыбы Азовского и Чёрного морей)

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир Тема: Кто такие рыбы?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи РК « Школа – гимназия № 2 имени В.Г.Короленко»





Урок по окружающему миру

( 1 – А класс)







Тема: «Кто такие рыбы?»













Составила: учитель Кацюка Валентина Юрьевна

2018 год

Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб; развивать речь, внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать рыб среди других животных; описывать рыб по плану; моделировать чешуи рыб с помощью монет и кружочков из фольги.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Личностные результаты: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; осознание личной ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы; раскрытие взаимосвязей в природе.

Формирование УУД:

. регулятивные

-понимать и формулировать тему, цель и учебную задачу урока;

. познавательные

- научатся самостоятельно познавать окружающий мир;

- осознавать необходимость бережного отношения к природе;

- используют знаково – символические средства для решения учебной задачи;

. Логические

- выполняют логические действия ( сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по признакам);

. Коммуникативные

- определяют общую цель и пути её достижения; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, цветные карандаши, иллюстрации рыб, насекомых, учебник, тетрадь.

Ход урока

  1. Организационный момент

Готовы вы к уроку? ( Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Вы – хороший первый класс,

Всё получится у вас!

  1. Актуализация знаний

Беседа по вопросам

- На какие группы делятся животные?

-Кто такие насекомые?

- Какие отличительные признаки у насекомых?

- Чем питаются насекомые?

- Как передвигаются насекомые?

- Какую пользу приносят насекомые?

- Рассмотрите иллюстрации животных и скажите, какие из них насекомые? --Как вы определили?

Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились хорошо!

Рассказать по плану об одном из насекомых. ( На иллюстрации – божья коровка, кузнечик, пчела. муравей, стрекоза, шмель.) Дети рассказывают по плану об одном из предложенных насекомых. ( 2 – 3 ученика)

  1. Самоопределение к деятельности

Гуляет, резвится,

И счёта ей нет,

И панцирь на каждой надет

Из монет. ( Рыбка)

- Как вы догадались, что это рыбы? (Живут в воде, есть чешуя.)

- А что такое водоём?

- Какие водоёмы есть в нашем краю? ( Черное море и Азовское море, реки, озёра)

-Кого можно увидеть в водоёмах?

- Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какая тема нашего урока? (Будем говорить о рыбах.)

4. Работа по теме урока

- Игра « Кто больше»

Вспомните, каких рыб вы знаете? Какие рыбы водятся в наших морях? (Соревнование по рядам, выигрывает тот ряд, назвавший больше рыб.)

Подготовленные ученики называют, какие рыбы водятся в наших морях. Учитель показывает иллюстрации этих рыб.

- Какие рыбы водятся в Азовском море? ( Хамса, бычки, тюлька, камбала, осётр, белуга, севрюга.)

- Какие рыбы водятся в Чёрном море? ( Барабулька, бычки, сельдь, катран, рыба – меч, морской скорпион, укол которого вызывает сильную боль и др.)

- Молодцы, ребята! Столько рыб вы назвали!

- Чем питаются рыбы?

- Чем дышат?

- Как размножаются?

- При помощи чего двигаются?

- Для чего служат плавники рыбам?

Работа по учебнику

- А как можно отличить рыб от других животных?

- Рассмотрите рисунок на странице 34 и познакомьтесь со строением рыбы. (Работа в парах. Один ученик читает подписи, а другой показывает части рыбы.)

- Чем покрыто тело рыбы? ( Чешуёй.)

- А у всех ли рыб тело покрыто чешуёй?

- Нет не у всех. ( Сом, осётр, угорь, налим.)

Физкультминутка

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! ( Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. ( Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. ( Ходьба на месте.)

Сядьте, дети, на песок, Продолжаем наш урок. ( Дети садятся за парты. )

  1. Продолжение работы по теме

Работа по учебнику

-Рассмотрите рисунки на с. 35. Какую информацию о рыбах вы узнали?( Рыбы бывают речные и морские.)

- Почему рыбы называются речными? ( Они живут в реке.)

- Почему рыб называют морскими? ( Они живут в море.)

-Какие рыбы изображены на левом рисунке, на правом? Попробуйте догадаться. ( Работа в парах)

- Откройте с. 90. Проверьте свои предположения.

- Попробуйте рассказать об одной из рыб по плану на с. 35 учебника. ( Работа в парах.) Дети рассказывают об одной из рыб, другие дополняют. ( 3 – 4 человека.)

- Какие самые крупные рыбы на Земле? ( Китовая и гигантская акулы.) (Учитель показывает иллюстрации.)

5. Закрепление

Просмотр презентации.( По ходу просмотра – беседа, дополнительный материал о камбале, щуке. акуле, соме, пингвине. )

Загадки о рыбах

а) Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. ( Щука.)

- А какая это рыба - речная или морская? Почему её называют хищницей?

б) Драчун и забияка,

Живёт в воде,

Кости на спине,

А щука не проглотит. ( Ёрш.)

- Где живёт эта рыба? ( В реке.)

в) Вот так рыба – просто чудо

Очень плоская, как блюдо

Оба глаза на спине,

И живёт на самом дне.

Очень странные дела

Это рыба… ( Камбала.)

- А эта рыба где обитает? ( В Азовском море и в Чёрном море.)

г) С плавниками, но не рыбка.

Считать его рыбкой – большая ошибка. ( Дельфин.)

- Что вы знаете о дельфинах? ( Дети рассказывают.)

д) Не человек, не зверь, а с усами. ( Сом.)

- Сом – речная рыба, тело не покрыто чешуёй.

е) Есть лошадка, что не пашет,

И – го - го она не скажет,

Молча плавает в воде,

Прячется в морской траве,

То ли рыба, то ль зверёк?

Кто это?... ( Морской конёк.)

- Дети, какие из названных рыб живут в Азовском или Чёрном морях?

Работа в тетрадях

- А сейчас нам предстоит научиться рисовать рыбку. ( Учитель показывает на доске, как рисовать рыбку. Дети рассматривают порядок выполнения рисунка и самостоятельно рисуют)

Немного отдохнём.

Считалка о рыбке. ( Читает наизусть подготовленный ученик.)

Повезло опять Егорке

У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведёрке

И четыре карася.

Но смотрите – у ведёрка

Появился хитрый кот…

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесёт?

- О каких рыбках идёт речь?

- А где ещё живут рыбки? ( В аквариуме.)

- У кого есть аквариум? Как вы ухаживаете за рыбками? Какие рыбки в нём живут?

6. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

- Что понравилось?

- В чём была трудность?

7. Подведение итогов урока.

- Каких животных называют рыбами?

- Приведите примеры речных рыб.

- Приведите примеры морских рыб.

- Какое строение имеют рыбы?

- Как нужно относиться к природным богатствам?