Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи РК « Школа – гимназия № 2 имени В.Г.Короленко»
Урок по окружающему миру
( 1 – А класс)
Тема: «Кто такие рыбы?»
Составила: учитель Кацюка Валентина Юрьевна
2018 год
Цели: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб; развивать речь, внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать рыб среди других животных; описывать рыб по плану; моделировать чешуи рыб с помощью монет и кружочков из фольги.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Личностные результаты: положительно относиться к учению, к познавательной деятельности; осознание личной ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы; раскрытие взаимосвязей в природе.
Формирование УУД:
. регулятивные
-понимать и формулировать тему, цель и учебную задачу урока;
. познавательные
- научатся самостоятельно познавать окружающий мир;
- осознавать необходимость бережного отношения к природе;
- используют знаково – символические средства для решения учебной задачи;
. Логические
- выполняют логические действия ( сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по признакам);
. Коммуникативные
- определяют общую цель и пути её достижения; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, цветные карандаши, иллюстрации рыб, насекомых, учебник, тетрадь.
Ход урока
Организационный момент
Готовы вы к уроку? ( Да)
На вас надеюсь я, друзья.
Вы – хороший первый класс,
Всё получится у вас!
Актуализация знаний
Беседа по вопросам
- На какие группы делятся животные?
-Кто такие насекомые?
- Какие отличительные признаки у насекомых?
- Чем питаются насекомые?
- Как передвигаются насекомые?
- Какую пользу приносят насекомые?
- Рассмотрите иллюстрации животных и скажите, какие из них насекомые? --Как вы определили?
Молодцы, ребята, с первым заданием вы справились хорошо!
Рассказать по плану об одном из насекомых. ( На иллюстрации – божья коровка, кузнечик, пчела. муравей, стрекоза, шмель.) Дети рассказывают по плану об одном из предложенных насекомых. ( 2 – 3 ученика)
Самоопределение к деятельности
Гуляет, резвится,
И счёта ей нет,
И панцирь на каждой надет
Из монет. ( Рыбка)
- Как вы догадались, что это рыбы? (Живут в воде, есть чешуя.)
- А что такое водоём?
- Какие водоёмы есть в нашем краю? ( Черное море и Азовское море, реки, озёра)
-Кого можно увидеть в водоёмах?
- Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какая тема нашего урока? (Будем говорить о рыбах.)
4. Работа по теме урока
- Игра « Кто больше»
Вспомните, каких рыб вы знаете? Какие рыбы водятся в наших морях? (Соревнование по рядам, выигрывает тот ряд, назвавший больше рыб.)
Подготовленные ученики называют, какие рыбы водятся в наших морях. Учитель показывает иллюстрации этих рыб.
- Какие рыбы водятся в Азовском море? ( Хамса, бычки, тюлька, камбала, осётр, белуга, севрюга.)
- Какие рыбы водятся в Чёрном море? ( Барабулька, бычки, сельдь, катран, рыба – меч, морской скорпион, укол которого вызывает сильную боль и др.)
- Молодцы, ребята! Столько рыб вы назвали!
- Чем питаются рыбы?
- Чем дышат?
- Как размножаются?
- При помощи чего двигаются?
- Для чего служат плавники рыбам?
Работа по учебнику
- А как можно отличить рыб от других животных?
- Рассмотрите рисунок на странице 34 и познакомьтесь со строением рыбы. (Работа в парах. Один ученик читает подписи, а другой показывает части рыбы.)
- Чем покрыто тело рыбы? ( Чешуёй.)
- А у всех ли рыб тело покрыто чешуёй?
- Нет не у всех. ( Сом, осётр, угорь, налим.)
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! ( Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. ( Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. ( Ходьба на месте.)
Сядьте, дети, на песок, Продолжаем наш урок. ( Дети садятся за парты. )
Продолжение работы по теме
Работа по учебнику
-Рассмотрите рисунки на с. 35. Какую информацию о рыбах вы узнали?( Рыбы бывают речные и морские.)
- Почему рыбы называются речными? ( Они живут в реке.)
- Почему рыб называют морскими? ( Они живут в море.)
-Какие рыбы изображены на левом рисунке, на правом? Попробуйте догадаться. ( Работа в парах)
- Откройте с. 90. Проверьте свои предположения.
- Попробуйте рассказать об одной из рыб по плану на с. 35 учебника. ( Работа в парах.) Дети рассказывают об одной из рыб, другие дополняют. ( 3 – 4 человека.)
- Какие самые крупные рыбы на Земле? ( Китовая и гигантская акулы.) (Учитель показывает иллюстрации.)
5. Закрепление
Просмотр презентации.( По ходу просмотра – беседа, дополнительный материал о камбале, щуке. акуле, соме, пингвине. )
Загадки о рыбах
а) Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. ( Щука.)
- А какая это рыба - речная или морская? Почему её называют хищницей?
б) Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине,
А щука не проглотит. ( Ёрш.)
- Где живёт эта рыба? ( В реке.)
в) Вот так рыба – просто чудо
Очень плоская, как блюдо
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела
Это рыба… ( Камбала.)
- А эта рыба где обитает? ( В Азовском море и в Чёрном море.)
г) С плавниками, но не рыбка.
Считать его рыбкой – большая ошибка. ( Дельфин.)
- Что вы знаете о дельфинах? ( Дети рассказывают.)
д) Не человек, не зверь, а с усами. ( Сом.)
- Сом – речная рыба, тело не покрыто чешуёй.
е) Есть лошадка, что не пашет,
И – го - го она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве,
То ли рыба, то ль зверёк?
Кто это?... ( Морской конёк.)
- Дети, какие из названных рыб живут в Азовском или Чёрном морях?
Работа в тетрадях
- А сейчас нам предстоит научиться рисовать рыбку. ( Учитель показывает на доске, как рисовать рыбку. Дети рассматривают порядок выполнения рисунка и самостоятельно рисуют)
Немного отдохнём.
Считалка о рыбке. ( Читает наизусть подготовленный ученик.)
Повезло опять Егорке
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведёрке
И четыре карася.
Но смотрите – у ведёрка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
- О каких рыбках идёт речь?
- А где ещё живут рыбки? ( В аквариуме.)
- У кого есть аквариум? Как вы ухаживаете за рыбками? Какие рыбки в нём живут?
6. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- Что понравилось?
- В чём была трудность?
7. Подведение итогов урока.
- Каких животных называют рыбами?
- Приведите примеры речных рыб.
- Приведите примеры морских рыб.
- Какое строение имеют рыбы?
- Как нужно относиться к природным богатствам?