Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Пётр Великий». Составила: учитель начальных классов Акименко Анна Алексеевна
Тип урока: урок-проект
Цель урока:
*способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
* продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
* способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Оборудование:
модель корабля, карточка с названиями пристань, контурная карта России, листочки с тестом «Пётр Великий» и со шкалой самооценки, презентация «Пётр Великий».
Наша дорога лежит в Российское государство.
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить»
Ф.И.Тютчев
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
Начинаем наш урок,
Он пойдет ребята впрок
Стоит всем нам потрудиться
Ведь истории страницы
Интересны и важны
В изучении страны
На уроке не зевать.
И друг другу помогать
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое России. Пусть этот урок, проведенный совместными усилиями, позволит нам открыть много нового.
- Хотите отправиться в путешествие?
2.Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося
-Прежде чем отправиться в путешествие, выполните следующее задание
Проверка домашнего задания (тест на презентации) Тест (слайды 2-6)
С кем сражались ополченцы в начале 17 века:
С монголо-татарами
С поляками
С немцами
Торговый человек Кузьма Минин был родом из города:
Москвы
Ярославля
Нижнего Новгорода
Памятник Минину и Пожарскому стоит:
В Нижнем Новгороде
В Кремле
На Красной площади
Землепроходцами называли:
Покорителей новых земель
Шахтеров
Людей, ходящих по земле
Какой город находится не в Сибири:
Якутск
Кострома
Охотск
в XVII веке
в Москве
Кузьма Минин
1612год
4 ноября
6.Кому установлен памятник на Красной Площади в Москве?
Минину и Пожарскому
Наводящая мысль:
Прошли столетия и все эти имена помнит история. Почему?
-Назовите кто это?
-Какова роль этих людей в истории России?
Все эти исторические личности знамениты, потому что оставили яркий след в истории и за свою деятельность народ дал им свои имена.
Предлагаю задание:
Карточка
Имя | Название в народе |
Иван IV 7 | Мудрый8 |
Ярослав8 | Вещий1 |
Олег1 | Грозный7 |
Владимир2 | Красное Солнышко2 |
Дмитрий3 | Калита4 |
Александр6 | Донской3 |
Иван4 | Невский6 |
Юрий5 | Долгорукий5 |
Взаимооценивание( работа в парах)
-Что необычного вы видите на слайде? (Ребята указывают на иллюстрацию Петра Великого)
Учитель зачитывает описание Петра первого.
Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги так велики, а походка была такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда во всем спешил. Ему было трудно сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Вот такой царь появился в России в 18 веке. О ком шла речь? Узнали?
А знаете ли вы что-либо о жизни Петра?
А хотите больше узнать?
-А под каким именем вошел в историю Петр I?
В народе этого царя прозвали Петр Великий.
3.Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений; проговаривание темы урока.
Перед каждым учащимся на столе лежит карточка с темой.
Юность Петра.
Царь-реформатор.
Морская держава.
Город на Неве.
Интересные факты из жизни Петра.(резерв)
- Сегодня мы с вами расширим знания о Петре I и выясним, почему же Петра I называют…? ( Великим)
-И сегодня на уроке мы с вами ответим на этот вопрос
-Как вы понимаете слово «великий» сказанное о человеке?
Если посмотреть в словарь, то мы вот что прочитаем
Великий – ( в словаре Даля) превышающий обычную меру, сравнительно с другими обширный, большой;
о человеке - славный великими, знаменитыми подвигами; необычайно одарённый, гениальный, обладающий какими-либо качествами в самой высокой степени
Чтобы ответить на такой объемный вопрос мы должны много узнать об этом царе?
-А мы отправляемся в путешествие.
4. Открытие нового знания.
Цель: познакомить обучающихся с жизнью Петра I, с его реформами .
- Путешествие наше мы совершим вот на таком корабле ( макет корабля)
- Ну что, поплыли?
- Наш корабль причалил к первой пристани под названием
« ПЁТР I. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ»
Появление Петра
Учитель
-Появление на свет Петра I было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.
- А сейчас ребята расскажут вам, что они узнали о детстве и юности Петра. Послушайте и посмотрите.
В ночь на 30 мая 1672 года вторая жена Наталья Кирилловна Нарышкина Алексея Михайловича родила ему сына. Маленького царевича назвали Петром.
Учащийся
В5 лет Пётр начал обучаться грамоте. Его учитель был дьяк Никита Зотов, который много читал и рассказывал Петру. Он впоследствии становится лучшим другом царевича.
Детские годы проходили для Петра в трудной и тяжёлой обстановке. Смерть царя Алексея Михайловича привела к тому, что сама царица Наталья Кирилловна была вынуждена отправиться в Преображенское село под Москвой. На тот момент Петру было 4 года. Так Петр всё детство провёл в Преображенском селе.
2.« Потешные войска».
К 5-ти годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. Из Оружейной палаты то и дело приносили на починку сломанные луки, порванные барабаны. Когда царевичу исполнилось 10 лет, в Преображенском на берегу реки Яузы царевичу построили крепость с башнями, окопами, бастионами. В крепости были жилые помещения для мальчиков-солдат, которых набирали из окрестных деревень для военных потех. А сами полки назывались «потешными полками».
Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы 2 потешных полка – Семёновский и Преображенский.. Потешные солдатики Петра выполняли все команды своего маленького командира.
- Как вы думаете, какие полки в будущем стали настоящей и верной опорой для взрослого царя? ( Семёновский и Преображенский)
Очень увлекало Петра военное дело, а детские забавы со временем переросли в серьёзное дело.
Так выглядели русские солдаты « потешных войск».
- Как вы думаете, какие полки в будущем стали настоящей и верной опорой для взрослого царя? ( Семёновский и Преображенский)
3.Старый ботик – « дедушка русского флота»
Учащийся
-Однажды юный ПетрI обнаружил в амбаре своего деда небольшую двухвесельную шлюпку с парусом и рулём на корме. Он назывался ботик. Любопытный царь заставил отремонтировать этот ботик и стал с тех пор учиться судовождению. Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец, однажды вечером удалось поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли научился.
Пётр назвал этот ботик « Дедушкой русского флота». Именно дедов ботик заставил Петра заняться таким делом как кораблестроением. Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители.20 октября 1696 года Боярская дума вынесла решение: «Морским судам быть». Эту дату и считают днем рождения российского военно-морского флота. А «дедушка русского флота» - неказистый ботик, на котором юный царь учился парусной науке, жив и по сей день и хранится в музее.
- А мы отправляемся дальше в наше плавание. А вот и новый причал с загадочным названием «КОЛЫБЕЛЬ МОРСКОГО ФЛОТА».
- Ребята, мы тоже можем гордиться нашим городом, ведь его 300 лет назад посетил Пётр I. Колыбелью военно-русского флота по праву считается Воронеж.
Первые корабли России строили именно в Воронеже. Тут нет ни моря, ни больших рек, однако есть лес! Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж по реке Дон сплавлялись на Азовское море. Здесь росли вековые леса - дубовые, сосновые, липовые (Корабельные), служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Местное население уже имело опыт строительства речных судов.
Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ. ! Один из них первый российский двупалубный линкор с килем особой формы - «Гото Предестинация». Строительство кораблей в нашем крае продолжалось до 1711 года.
- Вот наш корабль приплыл к новой пристани под названием
«ЦАРЬ- ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ»
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Учебник стр.94 , второй абзац
Учитель
Уже с детских лет Пётр не походил не на одного из европейских государев своего времени.
Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. . За всю жизнь он освоил 14 ремесленных специальностей. Он был плотником, кузнецом, токарем, корабельным мастером, артиллеристом
Неутомимый, трудолюбивый, волевой царь Пётр всё хотел постичь.
Эти качества и позволили ему многому добиться и заслужить от современников уважение и славу… В зрелые годы Пётр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. Всю свою жизнь учился.
«Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился.
-Ребята, а мы с вами отправляемся дальше.
-Как вы понимаете слово преобразователь
Значение слова Преобразователь по словарю Ушакова:
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ - Человек - преобразующий что-нибудь.
Тот, кто коренным образом изменяет, преобразует что-либо.
-Знаем ли мы какие преобразования сделал Пётр I в России ? ( Нет)
-Значит, какова цель нашей дальнейшей работы?
-ПётрI провозглашён царём в 10 лет , но самостоятельно управлять государством стал позже в1689.
- Деятельному и энергичному Петру I не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при Петре I.
Мы узнаем какие преобразования сделал ПётрI. (Посмотрите и послушайте)
- Придя к власти, Пётр не сразу начал свои преобразования. Ещё несколько лет у него ушло на изучение жизни в европейских странах . Вблизи от села Преображенского располагалась Немецкая слобода. Там жили иностранцы. И поэтому всё в ней было непривычно для русского человека: и язык, и обычаи, и наряды. Её жители брили бороды, носили парики и небольшие удобные кафтаны, в то время как русские люди париков не носили, бороды не брили, а кафтаны были с длинными рукавами, закрывающими руки.
Проживали в слободе и механики, и военные, и врачи. Они с большим почтением относились к мастерству и науке. Общаясь с ними, молодой царь понимал, насколько он необразован.
- Какие последствия это имело, вы узнаете?
-Царь провёл множество реформ в России.
1) Провёл денежную реформу.
2) Создаёт регулярную армию
3) Ввёл Юлианский календарь. Отменил действующий в России календарь и поэтому календарю Новый год праздновался не осенью, а зимой, в ночь на 1 января.
4) открыл новые школы, посылал учиться за границу, упростил алфавит, ввёл арабские цифры,
5) выпустил первую печатную газету - «Ведомости».
6)Построил военный флот. «Морским судам быть» Первый речной флот был создан в Воронеже.
При строительстве флота Пётр опирался на иностранных специалистов.
Первый речной флот был создан в Воронеже.
При строительстве флота Пётр опирался на иностранных специалистов.
Ученик с.97
7)Открыл заводы и фабрики Чтобы вывести Россию из отсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики. Он давал купцам деньги, не брал с них налоги и тысячи крестьян направлял на заводы. За 25 лет Пётр создал более двух сот заводов и фабрик. На этих заводах изготовляли оружие, боеприпасы, ткани, кожи, получали железо. Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России.
78Открыл навигационные школы. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”
9) Первый русский музей. Он привозил разные диковинки из-за границы и собирал по Руси .И так получился музей КУНСТКАМЕРА
9)Публичная библиотека
10 )Собственноручно стриг бороды, обрезал длинные . За это царя прозвали брадобреем. Он хотел отучить русских людей носить бороды. Пётр обложил их налогами.
- Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе.
Пётр - великий русский царь.
Православный Государь.
Был он смел, красив, умён
И Европой покорён.
Ездил он туда учиться
И, конечно, поделиться
Жаждал знанием с народом.
Тот не знал такого сроду,
Чтоб рядиться в парики.
Ох, ворчали старики!..
Захотел - и сразу вмиг
Боярам бороды отстриг.
Чтоб была страна красивей.
Флот отстроил он отличный.
Много делал сам он лично.
Вёл в Европу он Россию,
У историков - вопрос:
Он стране добро принёс?
Как всегда, и плюс, и минус
В каждом деле поселились.
11)Россия стала империей.
Петр Первый очень много сделал для России. Он пытался из дремучей России сделать современную, развитую страну.
Петр Первый хотел, чтобы жители России стали грамотными.
При Петре Первом стала развиваться наука, культура, строительство заводов и фабрик, появился флот, регулярная армия. Нашу страну стали уважать и считаться с ней.
Пётр I был предан России в результате его деятельности Россия превратилась в великую державу. Россия была провозглашена Империей. Так называли большие и сильные государства
. За выдающиеся заслуги в 1721 году был назван великим и получил титул Императора Всероссийского.
- Поплыли дальше?
- Но вот и снова наш корабль причалил к пристани.
Зарядка в "потешные полки"
Закройте глаза и представьте что, вы потешные полки Петра I.
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Мы теперь Петра полки!
Раз! Два! Три!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
И направо, и еще
Через левое плечо.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
- А мы отправляемся дальше в наше плавание. А вот и новый причал с загадочным названием
« ГРАД ПЕТРА
Не любил Пётр Москву. Она была не похожа на города, которые он видел за границей. Он считал, что столица государства должна быть многоэтажной, каменной, с прямыми, широкими улицами, дворцами и портом. Но в России нет такого города. Значит, надо построить
-«Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе». А.С. Пушкин
– Какой город стоит на реке Неве?
-Молодцы! Да, действительно, речь идёт о Санкт-Петербурге и пристань , к которой мы причалили называется « ГРАД ПЕТРА».
-А как строился город Санкт-Петербург расскажут нам ребята.
Ученик
- Решил ПетрI заложить в устье реки Невы город. Одна беда – земли здесь болотистые , пустынные речушек много. Любой дом под воду уходит. Частые наводнения. Но коли царь решил, город будет. Болота камнями засыпали. И город рос. Санкт-Петербург – город Святого Петра, покровителя государя.
Строительство Санкт- Петербурга началось в 1703 году по инициативе Петра I с Заячьего острова – именно там был заложен первый камень.
В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата её основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города. Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы.
В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела.
На работы сгоняли ежегодно более 40000 человек со всей России. Они работали и день , и ночь. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи. Не хватало леса, кирпича, камня. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. От тяжёлых условий люди умирали , на их место привозили новых. Люди работали, стоя по пояс в воде. Царь Пётр работал вместе со всеми.
Учитель
Для него был построен домик в 2 комнаты с сенями и кухней. Этот домик сохранён и поныне.
Пётр 1 любил говорить: « Я царь, а у меня мозоли на руках». Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела.
Согласно указу Петра I от 1714-го года, каждый прибывший в Санкт - Петербург должен был доставить камни .Если камней было меньше указанного, то взимался штраф за каждый недостающий камень. Если камни вовсе отсутствовали, то наказывали очень жестоко. Указ был отменён в 1741 году.
- Строился город долго- ведь техники- то не было, всё делалось почти вручную.
-Прошло время. Город рос, становился красивей, богаче.
Любил Пётр свой город.
Город назвали Санкт-Петербургом, то есть городом святого Петра. Прошло время. Город рос, становился красивей, богаче. Строить дома, мосты и дворцы почитали за честь лучшие архитекторы.
Любил Петр свой город. То по улице пешком ходил, то по реке в открытой лодке разъезжал, без приглашения мог зайти в гости в любой дом. Устраивал праздники, балы, фейерверки.
Город назвали Санкт – Петербургом, то есть городом святого Петра.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря, сменив другую
Спешит, дав ночи полчаса.
- Санкт-Петербург очень красивый город. В нём много достопримечательностей.
- Петропавловская крепость
Адмиралтейство
Пушки Петропавловской крепости
Петропавловский собор
- Город на Неве стал северной столицей России или как ещё говорят морской столицей России.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: применить новые знания на практике
Стихотворение « Петр I»
Великий Петр, царь – реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Ему на страшны были войны:
Играя, строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
И что там шведы, Карл, Полтава –
Сумел стихию обуздать
И на Неве, им присмиренной,
Прекрасный Петербург создать!
Служил он истово державе,
Отдав все силы для того,
Чтоб, восхищаясь предков славе,
Мы вечно помнили его.
В 1782 году в Петербурге был поставлен памятник Петру I, как основателю города, как личности, сделавшей многое для страны и для русского народа. Памятник – статуя из бронзы, установлена на гранитной скале .Это скачущий всадник, его ещё называют медный всадник.
-Вот мы и причалили к последней пристани под названием «КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИЧАЛ».
1
- Сейчас мы попробуем применить наши знания о Петре I на практике и выполним небольшой тест.( на листочках у каждого тест под названием « Пётр Великий»)
Мозговой штурм
1.Какой титул получил Петр I в России?
2.Во сколько лет ПетрI был провозглашен на престол?
3.Какое увлечение было у Петра?
4.Как назывался его полк?
5.Из кого набирался этот полк?
6.Что дала Петру I эта игра?
7.Чем отличался ПетрI от европейских государей того времени?
8. Каковы главные черты характера Петра?
9. Что нового появилось в России при Петре?
10.Какие дела Петра I вошли в историю?
11.Зачем надо было устанавливать контакты с Европой?
12.Когда был заложен город на Неве?
13.С чего началось строительство города?
Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?
6. Подведение итогов урока.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он нового узнал
- Давайте с вами возьмём наши карточки и покажем, как вы считаете.
Каким для вас был этот урок?
- Как звучала тема нашего урока?
Узнать ,кто такой Петр Первый и почему его называют Петр Великий?
- Так почему же Петра I прозвали Великим?
Энергичный, скорый на расправу...
В книгах всё, как есть, отражено.
Он любил по-своему державу,
И в Европу прорубил окно.
Петербург на память нам оставил,
Флаг Российский- гордый триколор. Много сделал, изменил, исправил,
Этот царь сделал много для своей страны. Многое изменил, многого добился.
7. Рефлексия.
Цель: осознание обучающимися своей УД ( учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Закончи предложения:
Я работал (а)……………. настроением.
Я работал (а)……………. доволен собой.
Я испытывал (а) затруднения, когда………………..
Я бы хотел (а) стать более…………………………...
Рабочая тетрадь стр. 33 задание 2.
Домашнее задание: прочитать в учебнике стр. 94-100, Р.т.стр.33- 36, составить рассказ о строительстве Санкт-Петербурга от лица одного из предложенных учебником героев (стр. 100).
Заслуг Петра перед Россией.
Так много, что не сосчитать
И мы сегодня попытались.
Частицу только рассказать.
Ну вот, рассказ наш и закончен:
Еще хотим совет всем дать,
Должны мы предков своих помнить
Историю России знать.
5. Подведение итогов.
У. А сейчас мы ответим на вопросы, которые вы получили в начале урока.
1. Какое прозвище получил Пётр 1 в истории России?
2.Во сколько лет он был провозглашён царём?
3.Какое любимое увлечение было у Петра в детстве?
4. Из кого набирался этот полк? (
5. Чем отличался Пётр от других правителей?
6.Что нового появилось в России при Петре 1?,
7.Когда был заложен город на Неве?
6. Рефлексия.
1. Какое прозвище получил Пётр 1 в истории России?
2.Во сколько лет он был провозглашён царём?
3.Какое любимое увлечение было у Петра в детстве?
4. Из кого набирался этот полк? (
5. Чем отличался Пётр от других правителей?
6.Что нового появилось в России при Петре 1?,
7.Когда был заложен город на Неве?
Пристань ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ
Как известно, Петр отрицательно относился к загульному пьянству. Поэтому в 1714 году придумал, как бороться с ним. Он просто выдавал заядлым алкоголикам медали за пьянство. Награда эта, сделанная из чугуна, весила порядка семи килограммов и это без цепей. По некоторым данным, эта медаль считается самой тяжелой в истории. На шею пьянице эту медаль вешали в полицейском участке. А самостоятельно «награжденный» снять ее был не в состоянии. Носить на себе знак отличия нужно было неделю.
Интересные факты о Петре Первом
1. Все дети царя Алексея, отца будущего Императора Петра I были болезненными. Однако Петр, согласно историческим документам, с самого детства отличался завидным здоровьем. В связи с этим при царском дворе ходили слухи, что царица Наталья Нарышкина родила сына вовсе не от Алексея Михайловича Романова.
2. Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто напросто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинков Пётр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.
3. Согласно историческим документам, Петр I был достаточно высоким, даже по нынешним мерам, человеком. Его рост, по некоторым источникам, составлял больше двух метров. Но при этом, обувь он носил лишь 38-го размера. При таком высоком росте он и богатырским телосложением не отличался. Сохранившаяся одежда Императора — 48-го размера. Руки Петра
были также небольшие, и его плечи узкие для его роста. Голова его тоже была мала по сравнению с телом.
4. Екатерина I — вторая жена Петра была низкородной по происхождению. Ее родители были простыми ливонскими крестьянами, а настоящее имя Императрицы - Марта Самуиловна Скавронская. От рождения Марта была блондинкой, она всю жизнь красила волосы в темный цвет. Екатерина I – первая женщина, которую полюбил Император. Царь нередко обсуждал с ней важные государственные дела и прислушивался к ее советам.
5. В свое время, чтобы солдаты могли различать где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.
6. Петр I увлекался медициной. А больше всего — стоматологией. Ему нравилось выдирать больные зубы. При этом иногда царь увлекался. Тогда под раздачу могли попасть и здоровые.
8. Из Голландии Петр I привез много интересных вещей в Россию. Среди них и тюльпаны. Луковицы этих растений появились в России в 1702 году. Реформатор был настолько очарован растущими в дворцовых садах, растениями, что учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов.
9. Во времена Петра фальшивомонетчики работали на государственных монетных дворах в качестве наказания. Фальшивомонетчиков вычисляли по наличию у него «до одного рубля пяти алтын серебряных денег одной чеканки». Дело в том, что в те времена даже государственные монетные дворы не могли выпускать единообразные деньги. А те. У кото они были — стопроцентный фальшивомонетчик. Эту способность преступников — качественно изготавливать единообразные монеты Петр решил использовать во благо государства. Горе-преступника в качестве наказания отправляли на один из монетных дворов, чтобы он там чеканил монеты. Так, в одном только 1712 году на монетные дворы было прислано тринадцать таких «умельцев».
10.Пётр I – весьма интересная и противоречивая историческая личность. Взять хотя бы слухи о его подмене во время поездки молодого Петра с Великим посольством. Так, современники писали, что с посольством уезжал молодой человек двадцати шести лет, выше среднего роста, плотного сложения, физически здоровый, имеющий родинку на левой щеке и волнистые волосы, прекрасно образованный, любящий всё русское, православный христианин, знающий библию наизусть и так далее. Но через два года возвратился совершенно другой человек - практически не говорящий по-русски, ненавидящий всё русское, до конца жизни так и не научившийся писать по-русски, забыв всё что умел до отъезда в Великое посольство и удивительным образом приобретший новые навыки и умения. При том этот человек был уже без родинки на левой щеке, с прямыми волосами, болезненный, выглядевший сорокалетним человек. Все это произошло за два года отсутствия Петра в Рос
11.Пётр получил слабое образование, и до конца жизни писал с ошибками, используя бедный словарный запас[
12.Проезд в санкт –Петербург был платным. Платили в том числе булыжными камнями и строительными материалами. Они в то время в Санкт-Петербурге были в дефиците. Служителями Александра-Невского монастыря была определена следующая плата за проезд по дороге к своей обители: с верхового — 3 копейки, с телеги — 5, а с кареты, в зависимости от числа лошадей, от 10 до 30 копеек.