МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЛИЦЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ №71»
344069 г.Ростов-на-Дону ул.Таганрогская, 139/6, тел.278-06-49
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ "Лицей экономический № 71" ______________________ И.В. Курилова Приказ от 31 августа 2021 г. № ___ |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Рагимовой Амины Бейдуллаевны
по предмету «Окружающий социальный мир»
наименован6ие курса, предмета
Уровень общего образования (класс): начальное общее, 1 «Г» класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов – 33 часа
Учитель: Труфанова Н.Ю.
Программа разработана на основе: Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 9.2) с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА, слабовидящего обучающегося
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания)
г. Ростов-на-Дону
2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир»
1 класс (СИПР) создана на основе:
Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования;
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
Примерной адаптированной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 9.2), с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Учебного плана МБОУ «Лицей экономический №71» на 2021-2022 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Цели:
- направленное исправление дефектов общего и речевого развития ребенка ОВЗ, его познавательной деятельности;
- формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет обучающейся адаптироваться в социуме.
- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем социальном мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
обогащать словарный запас обучающихся.
формировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса.
Основное внимание при изучении курса уделено формированию представлений об окружающем социальном мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Место предмета в базисном учебном плане:
Программа по предмету «Окружающий социальный мир» реализуется в рамках индивидуального обучения на дому и рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
На занятиях ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- дидактический комплект для учителя "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
-мозаики;
- игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
- разрезные карточки по темам;
- демонстрационные карточки по темам;
- настольно-печатные игры по темам.
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) – карточки Домана ;
- презентации по темам;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений по предмету (курсу).
- доска универсальная (с возможностью магнитного крепления)
- персональный ноутбук.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются: специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатные изображения.
медиа-ресурсы и прочее:
-компьютер, компьютерные презентации,
-http://www.breasting.ru/,
-http://raduga.rkc-74.ru/,
-http://www.yandex.ru/,
[email protected]. Журнал «Начальная школа»,
-Pro.Школу. ru.интернет- портал.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные результаты:
реагировать на имя;
проявлять собственные чувства, желания;
навыки адаптации;
обращаться за помощью и принимать помощь;
участвовать в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом);
принимать пассивное участие в коллективных играх
проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение
проявлять интерес к играм одноклассников;
наблюдать за действиями одноклассников, учителя;
Возможные коррекционные результаты:
умение взаимодействовать;
проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке);
исследует предметы окружающего мира;
умение взаимодействовать в группе (развитие межличностных отношений);
умение воспринимать информацию зрительно и тактильно;
узнавать предметы и сооружения для игр;
рассматривает игрушки, изображающие транспортные средства:
понимание жестов и символов (хорошо- плохо)
Возможные предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах (с помощью).
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Возможные базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Содержание предмета:
Окружающий социальный мир |
«Школа» |
Узнавание (различение) помещений школы |
Нахождение помещений школ |
«Предметы и материалы, изготовленные человеком» |
Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) |
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой. |
«Предметы быта» |
Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, электрический чайник. |
Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, кресло, кровать |
Различение видов мебели (кухонная, спальная) |
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник |
«Квартира, дом, двор» |
Узнавание (различение) частей дома (крыша, окно, дверь) |
«Транспорт» |
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый) |
Знание назначения наземного транспорта |
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках «Окружающий социальный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущим конкретному ребёнку.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения учащегося:
В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полгода. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий, операций, определенных данной программой. Итоговые результаты за оцениваемый период оформляются в форме характеристики. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, составляется СИПР на следующий учебный период. В конце первого полугодия по итогам мониторинга, в случае необходимости, могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года, на основе анализа данных, составляется характеристика на обучающегося, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.
Уровни освоения (выполнения) действий/операций | Примечание/описание |
1. Пассивное участие/соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) | |
2. Активное участие. Действие выполняется ребенком: |
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дн |
- по подражанию или по образцу | до |
- самостоятельно с ошибками | сш |
- самостоятельно | с |
Сформированность представлений |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использования с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельного использования | + |
РАССМОТРЕНО на заседании МО ___________/Антропова Е.В. протокол № 1 от «30» августа 2021г. | | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ«Лицей экономический № 71» ___________/Максименкова Н.В. 30 августа 2021 г. |
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Окружающий социальный мир»
№ | название темы, темы контрольных, практических и лабораторных работ | количество часов, отводимых на освоение программного материала | дата проведения урока | изменение даты, № и дата приказа |
| Здравствуй, школа! Я – ученик. ТБ. | 1 | 01.09.21 | |
| Школа. Видео- экскурсия по школе. | 1 | 08.09 | |
| Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене) | 1 | 15.09 | |
| Мой учитель. Моя парта. | 1 | 22.09 | |
| Школьные принадлежности (действия с ними). Тетрадь, карандаш и т.д. | 1 | 29.09 | |
| Предметы (созданные человеком) вокруг нас. | 1 | 06.10.21 | |
| Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). ИОТ и ТБ. | 1 | 13.10 | |
| Свойства игрушек (мягкие –твердые; музыкальные) | 1 | 20.10 | |
| Одежда. | 1 | 27.10 | |
| Мебель ( назначение, виды). | 1 | 10.10.21 | |
| Я и моя семья. Члены семьи. | 1 | 17.10 | |
| Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери". ТБ. | 1 | 24.10 | |
| Дом, в котором я живу. Мой дом (квартира). | 1 | 01.12.21 | |
| Назначение комнат. | 1 | 08.12 | |
| Мебель (диван, стул, стол). | 1 | 15.12 | |
| Дом, в котором я живу. Посуда (тарелка, чашка, ложка). | 1 | 22.12 | |
| Посуда (тарелка, чашка, ложка). ТБ. | 1 | 29.12 | |
| Игровые действия: стирка. | 1 | 12.01.22 | |
| Игровые действия: чаепитие. | 1 | 19.01 | |
| Улица. Двор. Игровая и спортивная площадки. | 1 | 26.01 | |
| Уличное движение. Светофор. | 1 | 02.02.22 | |
| Транспорт. Виды и значение транспорта. | 1 | 16.02 | |
| Автобус. ТБ. | 1 | 02.03.22 | |
| Мир людей. Профессии. | 1 | 09.03 | |
| Водитель(шофер). Игровые действия. | 1 | 16.03 | |
| Профессии. | 1 | 06.04.22 | |
| Врач. Игровые действия. | 1 | 13.04 | |
| Профессии. | 1 | 20.04 | |
| Продавец. Игровые действия. ТБ. | 1 | 27.04 | |
| Профессии. | 1 | 04.05.22 | |
| Повар. Игровые упражнения. | 1 | 11.05 | |
| Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? | 1 | 18.05 | |
| Повторение. | 1 | 25.05 | |
Учитель: ___________ /________________________/
Подпись Фамилия, имя, отчество
2