СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий социальный мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий социальный мир»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЛИЦЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ №71»

344069 г.Ростов-на-Дону ул.Таганрогская, 139/6, тел.278-06-49






«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МБОУ "Лицей экономический № 71"

______________________ И.В. Курилова

Приказ от 31 августа 2021 г. № ___





СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Рагимовой Амины Бейдуллаевны


по предмету «Окружающий социальный мир»

наименован6ие курса, предмета


Уровень общего образования (класс): начальное общее, 1 «Г» класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)






Количество часов – 33 часа


Учитель: Труфанова Н.Ю.




Программа разработана на основе: Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 9.2) с учетом психофизических особенностей обучающихся с НОДА, слабовидящего обучающегося

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания)


г. Ростов-на-Дону

2021 – 2022 учебный год

























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир»

1 класс (СИПР) создана на основе:

Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования;

Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).

Примерной адаптированной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 9.2), с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Учебного плана МБОУ «Лицей экономический №71» на 2021-2022 учебный год.



Общая характеристика учебного предмета


Цели:

- направленное исправление дефектов общего и речевого развития ребенка ОВЗ, его познавательной деятельности;

- формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет обучающейся адаптироваться в социуме.

- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.


Задачи:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);

  • расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем социальном мире;

  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;

  • обогащать словарный запас обучающихся.

  • формировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными


В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса.


Основное внимание при изучении курса уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем социальном мире: жи­вой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, вза­имосвязях человека и об­ще­ства с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях.


Место предмета в базисном учебном плане:

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» реализуется в рамках индивидуального обучения на дому и рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).

На занятиях ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

- дидактический комплект для учителя "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

-мозаики;

- игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.

- разрезные карточки по темам;

- демонстрационные карточки по темам;

- настольно-печатные игры по темам.

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений) – карточки Домана ;

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений по предмету (курсу).

- доска универсальная (с возможностью магнитного крепления)

- персональный ноутбук.

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются: специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатные изображения.


медиа-ресурсы и прочее:

-компьютер, компьютерные презентации,

-http://www.breasting.ru/,

-http://raduga.rkc-74.ru/,

-http://www.yandex.ru/,

[email protected]. Журнал «Начальная школа»,

-Pro.Школу. ru.интернет- портал.



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Возможные личностные результаты:

  • реагировать на имя;

  • проявлять собственные чувства, желания;

  • навыки адаптации;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • участвовать в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом);

  • принимать пассивное участие в коллективных играх

  • проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение

  • проявлять интерес к играм одноклассников;

  • наблюдать за действиями одноклассников, учителя;

  • проявлять познавательную активность.


Возможные коррекционные результаты:

  • умение взаимодействовать;

  • проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке);

  • исследует предметы окружающего мира;

  • умение взаимодействовать в группе (развитие межличностных отношений);

  • умение воспринимать информацию зрительно и тактильно;

  • узнавать предметы и сооружения для игр;

  • рассматривает игрушки, изображающие транспортные средства:

  • понимание жестов и символов (хорошо- плохо)


Возможные предметные результаты:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах (с помощью).

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.


Возможные базовые учебные действия:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.


Содержание предмета:


Окружающий социальный мир

«Школа»

Узнавание (различение) помещений школы

Нахождение помещений школ

«Предметы и материалы, изготовленные человеком»

Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)

Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой.

«Предметы быта»

Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, электрический чайник.

Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, кресло, кровать

Различение видов мебели (кухонная, спальная)

Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник

«Квартира, дом, двор»

Узнавание (различение) частей дома (крыша, окно, дверь)

«Транспорт»

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый)

Знание назначения наземного транспорта


Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Содержание обучения на уроках «Окружающий социальный мир» разнообразно, определяется многооб­разием дефектов развития, присущим конкретному ребёнку.


Средства мониторинга и оценки динамики обучения учащегося:

В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полгода. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий, операций, определенных данной программой. Итоговые результаты за оцениваемый период оформляются в форме характеристики. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, составляется СИПР на следующий учебный период. В конце первого полугодия по итогам мониторинга, в случае необходимости, могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года, на основе анализа данных, составляется характеристика на обучающегося, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.



Уровни освоения (выполнения) действий/операций

Примечание/описание

1. Пассивное участие/соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)



2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого

дд

- с частичной помощью взрослого

д

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дн

- по подражанию или по образцу

до

- самостоятельно с ошибками

сш

- самостоятельно

с

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

пп

- использования с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельного использования

+




РАССМОТРЕНО

на заседании МО



___________/Антропова Е.В.

протокол № 1

от «30» августа 2021г.



СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

МБОУ«Лицей экономический № 71»


___________/Максименкова Н.В.

30 августа 2021 г.











































Приложение


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Окружающий социальный мир»



название темы, темы контрольных, практических и лабораторных работ

количество часов, отводимых на освоение программного материала

дата проведения урока

изменение даты,

№ и дата приказа

Здравствуй, школа! Я – ученик. ТБ.

1

01.09.21


Школа. Видео- экскурсия по школе.

1

08.09


Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене)

1

15.09


Мой учитель. Моя парта.

1

22.09


Школьные принадлежности (действия с ними).

Тетрадь, карандаш и т.д.

1

29.09


Предметы (созданные человеком) вокруг нас.

1

06.10.21


Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). ИОТ и ТБ.

1

13.10


Свойства игрушек (мягкие –твердые; музыкальные)

1

20.10


Одежда.

1

27.10


Мебель ( назначение, виды).

1

10.10.21


Я и моя семья. Члены семьи.

1

17.10


Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери". ТБ.

1

24.10


Дом, в котором я живу. Мой дом (квартира).

1

01.12.21


Назначение комнат.

1

08.12


Мебель (диван, стул, стол).

1

15.12


Дом, в котором я живу. Посуда (тарелка, чашка, ложка).

1

22.12


Посуда (тарелка, чашка, ложка). ТБ.

1

29.12


Игровые действия: стирка.

1

12.01.22


Игровые действия: чаепитие.

1

19.01


Улица. Двор. Игровая и спортивная площадки.

1

26.01


Уличное движение. Светофор.

1

02.02.22


Транспорт. Виды и значение транспорта.

1

16.02


Автобус. ТБ.

1

02.03.22


Мир людей. Профессии.

1

09.03


Водитель(шофер). Игровые действия.

1

16.03


Профессии.

1

06.04.22


Врач. Игровые действия.

1

13.04


Профессии.

1

20.04


Продавец. Игровые действия. ТБ.

1

27.04


Профессии.

1

04.05.22


Повар. Игровые упражнения.

1

11.05


Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?

1

18.05


Повторение.

1

25.05





Учитель: ___________ /________________________/

Подпись Фамилия, имя, отчество



2