Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 86»
Рабочая программа
по «Окружающему социальному миру»
для 3-10 классов
(2 вариант)
Составила: Зайцева В.Н.
Нижний Новгород
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся с тяжелой умственной отсталостью и носит вариативный характер. При ее составлении за основу были взяты следующие нормативные документы:
1) Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.).
2)Учебный план образовательного учреждения.
Учебный план составлен в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273
- Приказ министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015
- Приказом министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013 года № 1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»
- Приказ № 253 Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Действующие письма министерства образования и науки Нижегородской области, департамента образования администрации г. Н.Новгорода, НИРО;
-Устав школы.
- Адаптированная образовательная программа муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 86» на 2015-2018 г.г.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, тем более не в состоянии сами выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовать в ней свои потребности и цели. Играют роль и меньшие возможности общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками.
Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта, но и средством компенсации первичного дефекта. В связи с этим большую роль играет целенаправленное воспитание в школе. Прежде всего, это должна быть единая система. Её составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке. Множество точек соприкосновения занятий по СБО с другими предметами, помогает не только закреплению знаний, но и более глубокому и полноценному развитию личности ребенка. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Обязательным условием является практическая направленность, вариативность её содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей обучающихся.
Учащиеся со сложной структурой дефекта ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества, СБО дает создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их участию в жизни.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 3-10 классов со сложной структурой дефекта и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Структура документа:
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.
2. Содержание рабочей программы.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся в каждом классе отдельно и требования к знаниям выпускников.
Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения, развития речи, математики, ручным трудом в предыдущих классах и рассчитана:
Класс | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Кол-во часов в неделю | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Цель курса:
Основная цель занятий по социально-бытовой подготовке учащихся – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у учащихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Главное условие успешности решения поставленных задач по социально-бытовой подготовке учащихся – разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся. Материал программы по СБО дает учителю возможность интересно и разнообразно строить занятия, выбирая те формы и методы работы, которые наиболее эффективны в плане коррекции недостатков развития умственно отсталых детей.
Задачи:
Программа предполагает развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;
формирование уверенности в себе, способности познавать себя;
формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;
формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Специфика программы
Ставится задача, чтобы каждый обучающийся, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовлением пищи, содержанием в чистоте жилища, научиться пользоваться бытовыми приборами. Бытовой труд требует умения анализировать предстоящую работу, планировать её, осуществлять самоконтроль. Обучая общетрудовым умениям, формируется не только самостоятельность в домашнем труде, но и решается важнейшая задачу коррекционной школы - коррекция недостатков умственной деятельности обучающихся. Занятия по социально-бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Организация условий, побуждающих учащихся обращаться в учреждения и предприятия, формирование умений пользоваться услугами сферы быта, вести себя адекватно условиям, анализировать их и правильно действовать. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом по социально-бытовой ориентировке.
Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. Основными показателями обучаемости для учащихся следует считать обобщенность мыслительной деятельности, в том числе перенос знаний и умений в относительно новые условия, осознанность, определяемую соотношением словесно-логических и практических компонентов мыслительной деятельности, а также самостоятельность в решении заданий. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого. В процессе обучения учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Коррекционное воздействие прежде всего должно быть направлено на повышение познавательных возможностей школьников.
По возможностям обучения учащиеся делятся на три группы.
Учащиеся первой группы достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают некоторые трудности. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает невысокий уровень самостоятельности, он нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия затруднен, снижается темп работы, допускаются ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Эти ученики овладевают устной связной речью, но в то же время, для успешной передачи мысли им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. Учащиеся этой группы не могут представить достаточно отчетливо те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается. Они осмысливают количественные отношения, процессы изменения множеств, величин только при непосредственном наблюдении. На уроках социально-бытовой ориентировки ученики рассматриваемой группы нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается хорошо. На начальном этапе выполнения практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут, обращаются за помощью к учителю.
Ко второй группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Им трудно определить главное в изучаемом, установить связь. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей первой группы. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном могут его применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. Организация учителем предметно-практической деятельности, использование наглядных средств обучения оказываются для них недостаточными. Связи, отношения, причинно-следственные зависимости самостоятельно ими не осмысливаются. Забывание у этих школьников протекает интенсивно, особенно тех сведений, которые имеют отвлеченный характер. Ученики этой группы испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок. Они возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам.
К третьей группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются число механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предполагается программой. Чаще ученики данной группы выполняют задания только с помощью учителя или с использованием приема «рука в руке».
Отнесение детей к той или иной группе не является стабильным. Под влиянием коррегирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы. Все ученики нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе в процессе обучения.
Виды и формы организации учебного процесса
На занятиях по социально-бытовой подготовке учащихся могут использоваться следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов.
Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и дома с родными и близкими зависит от согласованности действий учителя и родных, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Родители параллельно с учителем проводят работу, позволяющую учащимся прочно усвоить знания и умения. Последующее взаимодействие предполагает отсроченное во времени повторение пройденного на занятиях материала, расширение и обогащение опыта учащихся, автоматизацию умений, формирование навыка применения полученных знаний и умений в новой ситуации.
Занятия, на которых учащиеся выполняют различные практические работы, организуются по схеме, предусматривающей знакомство с объектом деятельности, планирование хода предстоящей учащемуся работы и ее практическое выполнение (схема 1).
Схема 1
Организация учащихся.
Сообщение темы и задач занятия.
Ознакомление с объектом работы.
Составление плана работы.
Упражнения по ознакомлению с правильным приемом работы.
Практическая работа.
Оценка качества выполненной работы.
Подведение итогов.
Схема 2 предлагается для занятий, на которых учитель проводит беседу и практические упражнения. По той же схеме может быть организовано занятие, посвященное сюжетно-ролевой игре.
Схема 2
Организация учащихся.
Сообщение темы и задач занятия.
Сообщение теоретических сведений.
Сюжетно-ролевые игры.
Подведение итогов.
Структура занятия, на котором проводится экскурсия (схема 3).
Схема 3
Организация учащихся.
Вводная беседа с сообщением темы и задач экскурсии.
Повторение правил дорожного движения.
Экскурсия в учреждение, на предприятие, в магазин.
Заключительная беседа.
Оценка знаний, умений и навыков
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуальной и фронтальной работы. В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
самостоятельность ответа;
умение переносить полученные знания на практику;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка «5» ставится при выполнении заданий – ответ правильный, отражающий основной материал темы; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания, полученные навыки перенесены на практику.
Отметка «4» ставится при выполнении большей части заданий, ответы правильные, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается, не все навыки с успехом перенесены на практику.
Отметка «3» если верно выполнено часть заданий, требуется помощь учителя, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе, навык сформирован слабо.
Отметка «2» ставить нецелесообразно из-за специфики и глубины интеллектуального дефекта.
В случае невозможности овладения навыком, задания выполняются совместно с учителем и неоднократного повторения.
Формы контроля
- устный опрос
- практическая работа
- тестовое задание
3 класс
Основные содержательные линии курса
Я и моя семья. Место жительства. Знание и отчётливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени, отчества отца и матери. Знание имён ближайших родственников (братья, сёстры, бабушка, дедушка), степень их родства.
Навыки общения и культуры поведения. Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно сидеть. Умение обратиться с вопросом, передать просьбу. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить. Выработка поведения на улице.
Навыки культуры поведения. Выработка поведения в общественных местах: на экскурсии, в магазине. Навыки поведения в школьной столовой. Систематические посещения кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов.
Моя школа и мой класс. Знание названия школы. Знание директора школы, учителей, врача, нянечек. Четкое соблюдение всех режимных моментов и требований «Правил для учащихся». Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга.
Праздники. Подготовка к Новому году. Разучивание стихов, песен. Экскурсия «Город новогодний». Поздравление с праздником работников школы и родителей. Участие в школьном утреннике.
Улица. Правила уличного движения. Транспорт. Улица и её части: Тротуар, проезжая часть. Движение по тротуару. Экскурсии по улицам. Правила поведения на улице. Соблюдения чистоты и порядка на улице.
Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Правила поведения пассажиров в транспорте.
Праздники. Международный женский день – 8 Марта. Подготовка к празднику, разучивание стихов, песен. Чтение рассказов. Поздравление работников школы и родителей.
Магазины. Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, смешанный. Что в них продается. Глобальное чтение вывесок «Хлеб», «Сластёна», «Универмаг» и другие. Экскурсии в магазин.
Организация общественного питания. Школьная столовая. Правила поведения в столовой. Знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду. Выработка привычки убирать за собой грязную посуду.
Досуг, отдых. Парк. Отличие леса от парка. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений. Экскурсия в парк.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся должны знать:
- о правилах организованного поведения в общественных местах, на улице, в школе, магазине, парке;
- о своей семье;
- о правилах отношений с людьми;
- иметь элементарные понятия о праздниках (Новый год, 8 Марта).
- свои имя и фамилию, имена отца, матери, сестер и братьев;
- имена и отчества учителей, преподающих в классе;
- правила поведения учащихся в школе, столовой, на уроке;
- элементарные правила дорожного движения, перехода улицы.
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за партой;
- правильно вести себя в столовой, убирать за собой грязную посуду;
- приветствовать людей, обращаться с вопросом, передать просьбу, благодарить.
4 класс
Основные содержательные линии курса
Я и моя семья. Место жительства. Знание и отчётливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени, отчества отца и матери. Знание имён ближайших родственников (братья, сёстры, бабушка, дедушка), степень их родства.
Навыки общения и культуры поведения. Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Умение обратиться с вопросом, передать просьбу. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить. Выработка поведения на улице.
Навыки культуры поведения. Выработка поведения в общественных местах: на экскурсии, в магазине, на празднике. Навыки поведения в школьной столовой. Систематические посещения кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов.
Моя школа и мой класс. Знание названия школы. Знание директора школы, учителей, врача, нянечек. Четкое соблюдение всех режимных моментов и требований «Правил для учащихся». Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга.
Праздники. Подготовка к Новому году. Разучивание стихов, песен. Экскурсия «Город новогодний». Поздравление с праздником работников школы и родителей. Участие в школьном утреннике.
Улица. Правила уличного движения. Транспорт. Улица и её части: Тротуар, проезжая часть. Движение по тротуару. Экскурсии по улицам. Правила поведения на улице. Соблюдения чистоты и порядка на улице. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Правила поведения пассажиров в транспорте.
Праздники. Международный женский день – 8 Марта. Подготовка к празднику, разучивание стихов, песен. Чтение рассказов. Поздравление работников школы и родителей.
Магазины. Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, смешанный. Что в них продается. Глобальное чтение вывесок «Хлеб», «Сластёна», «Универмаг» и другие. Экскурсии в магазин.
Организация общественного питания. Школьная столовая. Правила поведения в столовой. Знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду. Выработка привычки убирать за собой грязную посуду.
Досуг, отдых. Парк. Отличие леса от парка. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений. Экскурсия в парк.
Планируемые результаты освоения курса
Обучающиеся должны знать:
- Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.
- Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.
- Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)
- Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.
- Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.
- Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы, правила организации рабочего места школьника.
- Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, правила передвижения на велосипеде.
- Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.
Обучающиеся должны уметь:
- Прочитать или просмотреть рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами
- Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.
- Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.
- Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.
- Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,
- Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.
- Соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.
- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
- Выбирать необходимые продукты питания, культурно вести себя с работниками торговли.
5 класс
Основные содержательные линии курса
Личная гигиена. Знакомство с понятием «личная гигиена», ее значением для здоровья и жизни человека. Соблюдение правил и приемов выполнения утреннего и вечернего туалета. Сохранение здоровья человека. Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носового платка, зубной щетки, мочалки, расчески, полотенца, трусиков, носков. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач. Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие организма человека. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего развития. Формы исправления осанки. Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.
Культура поведения. Обращение к старшим и сверстникам. Приемы обращения с просьбой, вопросом. Правила поведения за столом.
Семья. Родственные отношения в семье. Состав своей семьи, имена и дни рождения. Взаимоотношения между членами семьи.
Одежда, обувь. Значение одежды для сохранения здоровья. Виды одежды. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой. Виды обуви и ее назначение. Правила и приемы повседневного ухода. Подготовка к сезонному хранению. Головные уборы, их значение для сохранения здоровья. Правила выбора головного убора. Домашняя одежда и обувь, сушка и чистка.
Жилище. Виды жилых помещений, виды отопления в городе и селе. Виды жилья (собственное, государственное), помещений по конструкции и их назначению. Организация рабочего места. Почтовый адрес.
Транспорт. Виды транспортных средств. Проезд в школу. Правила поведения в транспорте и на улице. Правила дорожного движения.
Торговля. Виды торговых предприятий. Их значение. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине. Виды товаров. Правила покупки.
Питание. Значение питания в жизни и деятельности людей. Разнообразие продуктов. Кухонные принадлежности. Уход за посудой. Приготовление пищи.
Планируемые результаты освоения курса
Обучающиеся должны знать:
- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета
- периодичность и правила ухода за ушами, кожей рук, ногтями;
- правила личной гигиены, название и назначение вещей личного пользования;
- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;
- о пагубном влиянии курения, алкоголя, о соблюдении правил здорового образа жизни
- требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя;
- правила поведения за столом;
- членов своей семьи, имена, дни рождения;
- виды одежды, обуви и головных уборов, их назначение, правила и приемы ухода;
- виды помещений, их отопления;
- почтовый адрес школы, дома;
- различать виды транспортных средств, маршрут до школы;
- значение пищи в жизни человека.
Обучающиеся должны уметь:
- совершать вечерний туалет в определенной последовательности
- причесывать волосы
- содержать личные вещи в чистоте
- соблюдать правила охраны зрения
- соблюдать правила здорового образа жизни
- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
- соблюдать правила общения, формы обращения с просьбой, вопросом;
- уметь различать одежду и обувь по сезонам и по назначению;
- ухаживать за разными видами одежды и обуви;
- убирать жилые помещения;
- организовывать рабочее место;
- соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, соблюдать правила дорожного движения;
- пользоваться кухонными принадлежностями, мыть посуду.
6 класс
Основные содержательные линии курса
Личная гигиена. Закаливание, зарядка. Уход за руками и ногами.
Культура поведения. Поведение в общественных местах. Поведение при посещении массовых мероприятий.
Семья. Состав семьи: имена, отчества, возраст, место работы. Родственные отношения. Личные взаимоотношения. Права и обязанности членов семьи.
Одежда и обувь. Мелкий ремонт одежды. Стирка простых изделий. Утюжка фартуков, косынок, салфеток.
Жилище. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по обеспечению. Повседневная уборка квартиры. Уход за полом. Комнатные растения и уход за ними.
Медицина. Медицинские учреждения. Их назначение. Работники медицинских учреждений. Виды медицинской помощи. Вызов «скорой помощи» на дом и врача. Использование различных видов медицинской помощи.
Транспорт. Основные транспортные средства. Пользование городским транспортом. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Маршруты передвижения. Пригородные поезда. Расписание.
Торговля. Продовольственные и специализированные продовольственные магазины. Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров.
Средства связи. Основные средства связи. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Порядок отправки писем различных видов. Стоимость пересылки, написание адреса. Телеграф. Виды телеграфных услуг. Тарифы.
Учреждения, организации. Дошкольные и школьные учреждения. Их назначение.
Питание. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание. Размораживание. Срок годности. Приготовление пищи. Ужин. Сервировка стола к ужину.
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
- правила закаливания, правила соблюдения личной гигиены, правила ухода за ногтями;
- правила стирки простых изделий;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности с инструментами и приборами;
- определение сроков хранения продуктов, правила их хранения;
- состав семьи, имена, место работы родителей;
- правила поведения в семье;
- правила поведения в общественных учреждениях и при посещении массовых мероприятий;
- гигиенические требования к жилому помещению;
- правила организации рабочего места школьников;
- основные транспортные средства, стоимость проезда в них, порядок приобретения билетов;
- виды продовольственных магазинов, виды и стоимость товаров, порядок их приобретения;
- назначение средств связи, порядок отправки писем и бандеролей;
- виды медицинской помощи, функции врачей;
- виды детских учреждений и их назначение.
Учащиеся должны уметь:
- ухаживать за руками и ногами, подбирать косметические средства;
- делать мелкий ремонт одежды;
- готовить простые блюда на ужин;
- культурно вести себя в общественных местах и на массовых мероприятиях;
- производить уборку помещения, ухаживать за полом, за комнатными растениями;
- выбирать маршруты передвижения, ориентироваться в расписании;
- обращаться к продавцу и кассиру;
- записывать адрес с индексом;
- записываться на прием к врачу, вызывать врача на дом, приобретать лекарства;
- правильно вести себя в школе, библиотеке.
7 класс
Основные содержательные линии курса
Личная гигиена. Личная гигиена подростка. Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья.
Культура поведения. Поведение в гостях. Подарки.
Семья. Помощь родителям в уходе за младшими детьми.
Одежда и обувь. Ремонт, стирка одежды вручную и с помощью стиральной машины. Утюжка. Химчистка, виды услуг, правила пользования.
Жилище. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету. Санитарная обработка помещения. Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия. Животные в доме.
Медицинская помощь. Домашняя аптечка. Термометр. Лекарственные растения. Первая помощь при травмах, ранах, ушибах, вывихах, переломах.
Транспорт. Междугородный железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Приобретение билетов. Камеры хранения багажа.
Торговля. Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
Средства связи. Виды бандеролей. Порядок их отправления, упаковка. Стоимость пересылки. Заполнение бланков.
Питание. Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда. Третьи блюда. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении. Сервировка стола к обеду.
Учреждения, организации. Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности.
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
- правила соблюдения личной гигиены подростка, смены одежды и нательного и постельного белья;
- санитарно-гигиенические правила пользования личными средствами гигиены;
- особенности стирки цветного и белого белья;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежде, стирке вручную и с помощью машинки, утюжке белья;
- назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, подготовка вещей к сдаче;
- способы обработки продуктов, последовательность приготовления блюд;
- использование электробытовых приборов, правила пользования, техника безопасности при приготовлении пищи;
- правила пользования столовыми приборами;
- тихие и подвижные игры;
- правила поведения при встрече и расставании, поведение в гостях, правила вручения подарков;
- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, уход за окнами;
- виды моющих средств;
- уход за мебелью, соблюдение гигиены жилища при наличии животных в доме;
- функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, виды справочных служб, виды камер хранения;
- о назначении промтоварных магазинов, порядок приобретения товаров;
- перечень предметов, посылаемых бандеролью, виды и способы упаковки;
- состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средств, лекарственные растения
- правила оказания первой медицинской помощи при ранах, травмах, вывихах, ушибах, переломах;
- предприятия, выпускаемая продукция, названия рабочих профессий.
Учащиеся должны уметь:
- ремонтировать одежду, стирать белье вручную и с помощью машины, гладить;
- готовить обед из простых блюд, сервировать стол к обеду;
- одевать малышей, помогать при уборке игрушек;
- выбирать одежду для похода в гости, культурно вести себя, выбирать подарки и вручать их;
‑ убирать жилые помещения, чистить мебель, стекла;
- о назначении вокзалов и основных служб, о порядке покупки билетов и получении багажа, ориентироваться в расписании;
- приобретать товары в промтоварном магазине, подсчитывать стоимость покупки, правильно себя вести в магазине;
- пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки, шины;
- обращаться с вопросами по теме экскурсий.
8 класс
Основные содержательные линии курса
Личная гигиена. Уход за кожей лица. Косметические средства
Культура поведения. Культура общения юноши и девушки, внешний вид.
Семья. Уход за маленьким ребенком, кормление, одевание, уборка.
Одежда и обувь. Стирка изделий из синтетических и шерстяных тканей в домашних условиях. Утюжка блузок, платьев, рубашек. Правила пользования прачечной
Жилище. Уборка кухни, санузла. Моющие средства.
Медицинская помощь. Первая помощь при несчастных случаях. Первая помощь утопающему. Глистные заболевания и меры их предупреждения.
Транспорт. Междугородный автотранспорт. Водный транспорт. Основные маршруты. Расписание движения. Покупка билетов.
Торговля. Специализированные магазины (спортивный, книжный и пр.). стоимость товаров.
Средства связи. Телефон, пользование городским телефоном. Пользование справочником. Культура разговора по телефону. Вызов полиции, пожарной команды, аварийных служб. Междугородная телефонная связь. Тарифы на телефонные переговоры.
Экономика домашнего хозяйства основные статьи расходов, планирование расходов на неделю, месяц. Бюджет семьи. Снимать показания счетчиков. Планировать крупные покупки.
Питание. Приготовление изделий из теста, соление овощей, варка варенья. Составление меню.
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны уметь:
- выбирать косметические средства в зависимости от кожи, цели и времени года;
- стирать и сушить изделия из шерсти и синтетики, утюжить;
- составлять меню;
- помогать маленькому ребенку в кормлении, одевании, уборке игрушек;
- культурно вести себя при знакомстве, подбирать одежду, прическу для предстоящего мероприятия;
- мыть кухню и санузел с использованием моющих средств;
- пользоваться расписанием, покупать билет;
- выбирать покупку, рассчитывать стоимость, культурно вести себя в магазине;
- объяснять причину звонка в срочной службе, культурно разговаривать по телефону;
- оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании, помощь утопающему;
- планировать бюджет, расходы на крупные покупки.
Учащиеся должны знать:
- типы кожи и правила ухода, виды косметических средств;
- правила стирки и сушки изделий из шерсти и синтетики, правила утюжки вещей;
- изготовление изделий из теста, последовательность варки варенья и соленья овощей
- правила пользования прачечной;
- правила ухода за ребенком;
- правила поведения при знакомстве;
- правила и периодичность уборки кухни, санузла, санитарно гигиенические требования и правила техники безопасности при использовании моющих средств;
- основные маршруты автобусного и водного транспорта;
- ассортимент товаров, их стоимость;
- правила пользования телефоном, справочником, номера телефонов срочных служб;
- правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях, виды глистных заболеваний, меры их предупреждения;
- основные расходы семьи, тарифы на оплату коммунальных услуг.
9 класс
Основные содержательные линии курса
Содержание программы включает в себя следующие разделы: «Культура поведения», «Я – уникальный», «Семья. Семейные отношения», «Безопасность», «Мой стиль», «Праздники», «Бюджет», «Трудоустройство».
Культура поведения. Предполагает знакомство учащихся с правилами поведения в общественных местах, правилами этикета и вежливого общения с окружающими людьми. У учащихся формируются навыки общения со взрослыми, сверстниками и незнакомыми людьми. Вырабатываются умения попросить о помощи, задать вопрос, обратиться с просьбой.
Я – уникальный. Правила личной гигиены – основа образа жизни.
Вред курения и алкоголя. Характер, чувства и эмоции. Умение контролировать своё поведение. Решение конфликтных ситуаций, принятие решений.
Безопасность. Предполагает знакомство с основными видами электроприборов, используемых в быту. Формируются практические навыки пользования электробытовыми приборами. Учащиеся учатся пользоваться приборами по инструкции, соблюдать технику безопасности при пользовании электроприборами.
Мой стиль. Знакомит учащихся с различными стилями в одежде, направлениями моды, правилами ухода за одеждой и обувью. Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением.
Праздники. Учащиеся знакомятся с разнообразными видами праздников, правилами поведения во время культурно-массовых мероприятий. Получают информацию о том, как подготовиться и провести праздничное мероприятие. Учатся изготавливать простые сувениры, открытки, а так же овладевают умениями вручать, принимать подарки.
Семья. Семейные отношения. Предполагает знакомство учащихся с понятиями «семья, семейные ценности и традиции». Формируются навыки вежливого общения, взаимодействия в семье. Учащиеся овладевают умениями выполнять обязанности по дому, соблюдать правила поведения в семье. Традиции, досуг. Организация отдыха.
Бюджет. Основные статьи расходов (посторенние). Расходы на удовлетворение культурных потребностей. Экономия в домашнем хозяйстве. Сбережения. Виды вкладов. Государственное страхование (обязательное, накопительное) Кредит. Оформление кредита.
Трудоустройство. Ситуация выбора будущей профессии. Кратная характеристика рабочих мест. Трудоустройство. Временная и постоянная занятость. Охрана труда несовершеннолетних.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся должны знать:
- О вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека.
- Требования к культуре поведения, нормы морали и этики в современном обществе, правила приема гостей.
- Учреждения и отделы по трудоустройству.
- Виды документов необходимых для поступления на работу, правила перехода на другую работу.
- Перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
- Правила расстановки мебели в квартире. Требования к подбору занавесей. Светильников и других деталей интерьера.
- Виды оказываемых услуг бытовой сферы, профессии работников предприятий.
- Современные виды связи, денежные переводы и их стоимость.
Учащиеся должны уметь:
- Вести себя культурно, соблюдать правила поведения в обществе,
- Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей, соблюдать морально-этические норы в семье и обществе.
- Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.
- Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, о переходе, с одной работы на другую, автобиографию, обращаться в отделы кадров для устройства на работу.
10 класс
Основные содержательные линии курса
Семья. Знание семейных традиций, взаимоотношений в семье, организация ее отдыха, обязанности детей по отношению к родителям, знание основ законодательства о браке и семье.
Средства связи. Знание основных средств связи (почта, телеграф, телефон). Знание почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод). Умение обратиться с вопросом, передать просьбу. Умение благодарить.
Навыки культуры поведения. Выработка поведения в общественных местах: на экскурсии, в магазине. Навыки поведения в школьной столовой. Систематические посещения кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов.
Медицинская помощь. Знания о домашней аптечке, ее назначении, ее хранении. Знания об оказании первой помощи при укусах змей, собак, кошек. Знания об оказании помощи при травмах. Уход за больными.
Бюджет семьи. Знание об основных статьях расходов в семье, планировании крупных покупок. Содержание жилья: оплата коммунальных услуг. Знания об экономии в домашнем хозяйстве. Знания о сбережениях, вкладах, кредитах.
Транспорт. Знание всех видов транспорта, знание всех видов вокзалов: аэропорт, железнодорожный, автовокзал, речной. Знание о приобретении билетов в кассах вокзалов, о залах ожидания.
Магазины. Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, смешанный. Что в них продается. Глобальное чтение вывесок «Хлеб», «Универмаг» и другие. Экскурсии в магазин.
Трудоустройство. Знание профессий. Умение заполнения документов при поступлении на работу. Трудовой договор. Трудовой стаж.
Планируемые результаты освоения курса:
Будут иметь представление:
- о правилах организованного поведения в общественных местах, на улице, в школе, магазине, парке;
- о своей семье;
- о правилах отношений с людьми.
Учащиеся должны знать:
- Требования к культуре поведения, нормы морали и этики в современном обществе, правила приема гостей.
- Учреждения и отделы по трудоустройству.
- Виды документов необходимых для поступления на работу, правила перехода на другую работу.
- Перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
- Виды оказываемых услуг бытовой сферы, профессии работников предприятий.
- Современные виды связи, денежные переводы и их стоимость.
Учащиеся должны уметь:
- Вести себя культурно, соблюдать правила поведения в обществе,
- Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей, соблюдать морально-этические норы в семье и обществе.
- Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.
- Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, о переходе, с одной работы на другую, автобиографию, обращаться в отделы кадров для устройства на работу.
Список литературы:
1.Программа для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год) по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 4 – 8 классы 2.Программа по социально-бытовой ориентировке учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочное время (Автор-составитель: Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.
3. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
4.Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
5.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
6.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
7.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.