Олимпиада по истории. 8 класс
Задание 1. Обоснуйте, по какому принципу образованы ряды. (максимально 3 бала, 1 бал за каждый правильный ответ)
1.1Либерализм, консерватизм, социализм, анархизм. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. 2. 1797, 1803, 1816-1819, 1842 ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. 3.А. А. Аракчеев, В. И. Назимов, П. Д. Киселев________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Выберите один правильный ответ. (максимально 5 балов, 1 бал за каждый правильный ответ)
2. 1 Первый царь из династии Романовых?
А) Михаил Федорович Б) Алексей Михайлович В) Федор Алексеевич Г) Екатерина II
2.2 Министром финансов в годы правления Николая I был?
А) П. Д. Киселев Б) С. С. Уваров В) Е. Ф. Канкрин Г) М. М. Сперанский
2.3 Выберите особенность промышленного переворота, характерную для России:
А) Начался 50-60 –е годы XIX века
Б) Начался значительно раньше, чем в странах Западной Европы
В) Происходил в условиях сохранения феодальных пережитков
Г) Завершился до проведения крестьянской реформы 1861 года
2.4 Санкт-Петербург был основан при:
А) Александре I Б) Петре I В) Екатерине II Г) Алексее Михайловиче
2.5 Разделы Речи Посполитой происходили в период правления:
А) Александра II Б) Петра I В) Екатерины II Г) Елизаветы Петровны
Задание 3. Расположите в хронологическом порядке события(максимально 6 балов, 2 бала за каждое правильно выполненное задание)
3.1 А) Восстание декабристов
Б) Указ об «обязанных крестьянах»
В) Манифест о «вольности дворянской»
Г) Учреждение министерств на замену коллегиям
Д) Третий раздел Речи Посполитой
3.2 А) Медный бунт
Б) Восстание Пугачева
В) Продажа Россией Аляски США
Г) Издание первого Полного собрания законов Российской империи
Д) Второй раздел Речи Посполитой
3.3 А) Правление Николая I
Б) Правление Александра II
В) Правление Екатерины II
Г) Правление Александра I
Д) Правление Павла I
Задание 4. Каким понятиям дано определение? (максимально 20 балов, 2 бала за каждый правильный ответ)
4.1 Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники;
4.2 Изменения в соответствии с требованиями современности;
4.3 Процесс спада экономического роста и насильственного восстановления нарушенных в ходе развития экономики пропорций;
4.4 Смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков;
4.5 Временный осуществитель полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха;
4.6 Полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные задачи внутри страны (III отделение) ;
4.7 Предоставление денег в долг с взиманием с должника процентов с предоставленной суммы;
4.8 Разновидность классицизма, возникшая во Франции при Наполеоне;
4.9 Военный или политический союз;
4.10 Изъятие и обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую.
4.1 | |
4.2 | |
4.3 | |
4.4 | |
4.5 | |
4.6 | |
4.7 | |
4.8 | |
4.9 | |
4.10 | |
Задание 5. Задания на соотнесение. (максимально 11 балов, 3 бала за 5.1 и 5.3, 5 балов за 5.2)
5.1 Соотнесите исторического деятеля и его роль в истории (одно лишнее)
1. П. Д. Киселев | А. Лидер Южного общества |
2. Доменико Трезини | Б. Регент при Иване VI (Иван Антонович) |
3. А. Л. Ордин-Нащокин | В. Итальянский архитектор; один из первых архитекторов Петербурга |
4. Анна Леопольдовна | Г. Шеф III отделения |
5. А. Х. Бенкендорф | Д. Автор крестьянской реформы 1837-1841 |
6. П. И. Пестель | Е. Фаворит Екатерины II, создатель Черноморского военного флота, генерал-фельдмаршал |
7. Г. А. Потёмкин | Ж. Министр народного просвещения при Николае I |
| З. Глава посольского приказа; реформатор при Петре I |
5.2 Соотнесите мир и войну, в ходе которой он был заключен, а также дату войны
1. Северная война | А. Туркманчайский | А. 1632-1634 |
2. Крымская война | Б. Венский | Б. 1700-1721 |
3. Русско-иранская война | В. Адрианополський | В. 1826-1828 |
4. Война за «польское наследство» | Г. Поляновский | Г. 1853-1856 |
5. Русско-турецкая война | Д. Адрусовкое | Д. 1654-1667 |
6. Смоленская война | Е. Парижский | Е. 1733-1735 |
7. Русско-шведская война | Ж. Фридрихсгамский | Ж. 1808-1809 |
| З. Ништадтский | З. 1828-1829 |
5.3 Соотнесите портрет с историческим деятелем.
1. Михаил Федорович | А.  |
2. Эрнст Бирон | Б.  |
3. Екатерина II | В.  |
4. Елизавета Петровна | Г.  |
5. С. П. Трубецкой | Д.  |
6. К. В. Нессельроде | Е.  |
7. П. А. Румянцев | Ж.  |
| З.  |
5.1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | | | |
5.2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | | | |
| | | | | | |
5.3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | | | |
Задание 6. Прочитайте документ, и ответьте на вопросы. (максимально 5 балов)
Используя данный материал, определите особенности экономического положения России к середине Х1Х века, причины отмены крепостного права.
Из статьи помещика А.И.Кошелева о выгоде вольнонаемного руда. 1847 г.
«…Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, – ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашние дела и еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаянье, или в ярость…
… Какая разница войти в мануфактуру, истинно на коммерческой ноге устроенную! К там один перед другим боится переработать, так у они друг друга одушевляют и подстрекают. Вычет заставляет каждого, строже всякого надсмотрщика, наблюдать за чистотой работы. Собственная выгода будит его до света и освещает ему вечером – охота пуще неволи.»
Задание 7. Изучив цитаты, определите, о каком политическом деятеле идет речь? Каковы были особенности правления этого императора, при каких обстоятельствах он вступил на престол? Охарактеризуйте социально-экономическое положение России в период правления этого императора. (максимально 10 балов)
“Сущий прельститель” (М. М. Сперанский)
“Властитель слабый и лукавый” (А. С. Пушкин)
“Сфинкс, неразгаданный до гроба” (П. А. Вяземский)
“Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца” (А. И. Герцен)
Задание 8. Найдите в тексте ошибки. Выпишите их, исправляя. (максимально 10 балов)
«После смерти Елизаветы Петровны в 1761 году российской императрицей стала Екатерина II. Властная и энергичная императрица окружила себя талантливыми дипломатами и полководцами, сосредоточила в своих руках все нити управления страной. В течение первых лет царствования возле нее находился всесильный фаворит Г.Орлов, о котором А.С.Пушкин писал: “Ему мы обязаны Черным морем”.
Екатерина II проводила активную внешнюю политику. В ее правление произошли три русско-турецких войны, в результате которых были присоединены Молдавия, Валахия, Крым, часть Польши. Одним из лучших русских полководцев был фельдмаршал А.В.Суворов, который за взятие Крыма получил титул графа Таврического. К концу правления Екатерины II Россия значительно расширила свои владения и превратилась в великую мировую державу. Канцлер А.Безбородко говорил: “…при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела”.
Внутренняя политика Екатерины II была отмечена расширением прав и свобод подданных, заботой о благосостоянии и просвещении народа. Императрица проводила политику “просвещенного абсолютизма” и руководствовалась идеями французских просветителей. В 1775 году ею была издана “Жалованная грамота дворянству”, через пять лет - “Жалованная грамота городам” и “Жалованная грамота крестьянам”. Вслед за просветителями Екатерина II критиковала роль православной церкви в государстве и хотела лишить ее права активно вмешиваться в политику. С этой целью она издала указ о секуляризации церковных земель.
Впервые в истории Екатерина II привлекла к разработке нового свода законов выборных депутатов от разных сословий и даже сама составила “Наказ” Уложенной комиссии, в котором использовала идеи французских просветителей.»
Задание 9. Посмотрите на иллюстрации. Что вы знаете об этих картинах (художник, название, история написания, время написания (примерное)). (Максимально – 20 балов (4 бала за каждое правильно выполненное задание)).
Задание 10. Что за человек изображен на портрете? В чем его заслуга? Каков был вид его деятельности? Назовите примерное время его жизни. (максимально – 10 балов).

Ответы
1. 1.1 Политические течения XIX века
1.2 Даты указов-предпосылок отмены крепостного права
1.3 Политические деятели, принимавшие участие в проекте отмены крепостного права
2. 2.1 А 2.2 В 2.3 В 2.4 Б 2.5 В
3. 3.1 ВДГАБ 3.2 АБДГВ 3.3 ДВГАБ
4. 4.1 Мануфактура
4.2 Модернизация
4.3 Экономический кризис
4.4 Дворцовые перевороты
4.5 Регент
4.6 Жандармерия
4.7 Ростовщичество
4.8 Ампир
4.9 Коалиция
4.10 Секуляризация
5.
5.1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Д | В | З | Б | Г | А | Е |
5.2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
З | Е | А | Б | В | Г | Ж |
Б | Г | В | Е | З | А | Ж |
5.3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ж | А | Д | Е | З | В | Б |
6. 1. Феодальные пережитки
2. Неэффективность трехдневной барщины в виду отсутствия мотивации работников к выполнению качественной работы (низкая производительность)
7. Александр I, в результате переворота 1801 года.
Правил в 1801-1825 годах. Именовался как «благословленный».
В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805—1807 годах участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807—1812 годах временно сблизился с Францией. Вёл успешные войны с Турцией (1806—1812), Персией (1804—1813) и Швецией (1808—1809). При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813—1814 годах антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814—1815 годов и организаторов Священного союза.
В последние годы жизни нередко говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», умер в Таганроге от Брюшного тифа в ноябре 1825 года.
8. Ошибки в тексте:
1. Екатерина II вступила на престол в 1762 году.
2. Слова Пушкина относились в Потемкину.
3. В период правления Екатерины II с Турцией Россия воевала дважды; в 1768-1774, и в 1787-1791.
4. Молдавия и Валахия не входили в состав Российской империи.
5. Часть польских земель были присоединены в результате 3 разделов Польши.
6. А. В. Суворов носил титул графа Рымниксого, а титул князя Таврического носил Г. Потёмкин.
7. Расширение прав и свобод распространялось исключительно на дворянское сословие.
8. «Жалованная грамота дворянству» издана в 1785 году.
9. «Жалованная грамота городам» издана в 1785 году, а «Жалованной грамоты крестьянам» не существует.
10. Екатерина II никогда не критиковала роль и место православной церкви.
9.
9.1 Карл Павлович Брюллов «Последний день Помпеи». Написана в 1830-1833 годах.
Брюллов посетил Помпеи в 1828 году, сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение этого города. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».
9.2 Павел Андреевич Федотов «Сватовство майора» 1848-1851 год.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские песни.
Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства. Федотов не придавал большого значения своим стихам и не печатал, позволяя переписывать их только знакомым. Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.
9.3 Александр Андреевич Иванов «Явление Христа народу» 1837-1857
Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837—1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Для этой картины Александр Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков приобрел эскизы, поскольку саму картину приобрел император Александр II.
Иванов называл этот сюжет "всемирным", он стремился показать все человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов – юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, так называемый "сомневающийся". На первом плане – юноши и старцы – образ непрекращающейся жизни. В центре – богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: "Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада". Справа – фигура "ближайшего к Христу", в котором узнается облик писателя Н.В.Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.
9.4 Михаил Васильевич Ломоносов «Полтавская баталия» мозаика. 1762-1764
14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. ein abscheulich schön und großes Gemählde).
Мозаику такого размера завершили поздней осенью 1764 года, заключив в золочёную чеканную медную раму. Во время приезда в том же году в мастерскую на Мойке австрийского посла для осмотра «Полтавской баталии», М. В. Ломоносова вынесли из дома в креслах, поскольку болезнь ног уже не позволяла ему ходить
9.5 Никитин Иван Никитич, 1720-е. «Портрет напольного гетмана»
10. Граф (1839) Михаи́л Миха́йлович Спера́нский (1 (12) января 1772 — 11 (23) февраля 1839) — русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец. Выходец из низов, благодаря своим способностям и трудолюбию привлёк внимание императора Александра I и, заслужив его доверие, возглавил его реформаторскую деятельность. В 1816-19 гг. пензенский губернатор, в 1819-21 гг. сибирский генерал-губернатор. При Николае I руководил работой по кодификации законодательства, заложив основы теоретического правоведения (юридической науки) в России. Участвовал в воспитании цесаревича Александра Николаевича, который через полвека возобновил либеральные реформы в России.
В 1832 году вышло первое Полное собрание законов Российской империи.