СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по истории 8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников  8 класс, ключи к заданиям, 2017 год

Просмотр содержимого документа
«+История_задания_8»

Школьный (I) этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

Кострома 2016 - 2017 учебный год


Олимпиадные задания 8 класс

Максимальное количество баллов

Задание 1. Выберите правильный ответ. (1 балл за каждый правильный ответ, всего 10 баллов)

1. В результате Северной войны Россия получила:

А) выход в Балтийское море; Б) Новгородские земли; В) Смоленск.

2. Первое общегосударственное ограничение свободного перехода крестьян к другому землевладельцу произошло вследствие принятия:

А) «Указа о заповедных летах»; В) Судебник 1550г.;

Б) Судебник 1497 г.; Г) Указ об урочных летах.

3. В суждении историка В.О. Ключевского: «… Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица… Немцы облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении», идет речь о:

А) Екатерине I; В) Анне Леопольдовне;

Б) Анне Иоанновне; Г) Елизавете Петровне.

4. Как назывался документ, определявший с XVIII века систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?

А) «Табель о рангах»; Б) «Строевое положение»; В) «Регламент Адмиралтейства».

5. Кто из названных лиц руководил народным ополчением во время Смуты?

А) Иван Сусанин; В) Степан Разин;

Б) Иван Болотников; Г) Дмитрий Пожарский

6. Какой из названных терминов характеризует монархию в России XVI?

А) Земские соборы; В) Дворянские собрания;

Б) Верховный Тайный совет; Г) Правительствующий Сенат.

7. Одной из политических целей Великого посольства (1697 – 1698гг.) было заключение союза России с европейскими государствами для ведения войны с:

А) Турцией; В) Швецией;

Б) Персией; Г) Речью Посполитой.

8. Кто из правителей ввел новый свод законов «Соборное уложение»?

А) Иван IV Грозный; В) Михаил Романов;

Б) Иван III; Г) Алексей Михайлович Тишайший.

9. Что из названного было одним из результатов принятия в XVIII в. «Манифеста о вольности дворянской» и «Жалованной грамоты дворянству»?

А) освобождение дворян от обязательной службы; Б) введение рекрутских наборов;

В) ограничение дворянских прав и привилегий; Г) ликвидация белых слобод.

10. Кто из названных государей был избран на царство Земским собор?

А) Михаил Романов; В) Федор Иоаннович;

Б) Павел I; Г) Иван Грозный.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Задание 2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны - «нет». Внесите свои ответы в таблицу. (1 балл за каждый правильный выбор – 10 баллов.

1. Эпоха дворцовых переворотов началась после смерти Петра II.

2. Екатерина II вела переписку с Вольтером.

3. "Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству" был издан Екатериной II.

4. Императрица Анна Иоанновна была дочерью Ивана VI.

5. Верховный тайный совет был создан при Екатерине II.

6. Первой женой Петра I была Евдокия Лопухина.

7. В 1654 г. Украина была принята в состав Российского государства.

8. Царь Михаил Федорович получил прозвище "Тишайший".

9. Северная война завершилась подписанием Ясского мира.

10. Уложенную комиссию с целью преобразования законов созывала Екатерина Великая.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.















Задание 3. Соотнесите понятия и их значения, ответ внесите в таблицу (10 баллов:2 балла за каждое верное соотношение)


1. Барщина;


А. Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста

2. Подушная подать


Б. Собрание-бал с участием знатных женщин в домах российской знати

3. Протекционизм


В. Повинности зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в хозяйстве помещика, на его земле

4. Кондиции

Г. Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям

5. Ассамблея

Д. Условия


1

2

3

4

5







Задание 4. «История в датах». Соотнесите между собой события и даты. Занесите ответы в таблицу. (1 балл за каждую дату, 5 баллов за каждую группу. Максимально - 20 баллов)

А

1. Начало движения под предводительством И. И. Болотникова

1. 1687 г.


2. Открытие Славяно-греко-латинской академии

2. 1634 г.


3. Окончание Смоленской войны

3. 1606 г

Б.

1. «Соляной» бунт в Москве

1. 1613 г.


2. Избрание Михаила Романова царем

2. 1649 г.


3. Соборное уложение Алексея Михайловича

3. 1648 г.

В.

1. «Медный» бунт в Москве

1. 1611 г.


2. Создание первого ополчения

2. 1662 г.


3. Начало войны с Речью Посполитой из-за Украины

3. 1654 г.

Д.

1.Создание второго ополчения

1. 1612 г.


2.Начало открытой польской интервенции

2. 1689 г.


3.Конец правления Софьи

3. 1609 г.


событие

А

Б

В

Г

1-





2-





3-







Задание 6. Перед вами 6 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 3 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (1 балл за каждую угаданную позицию, за правильно указанную связь между экспонатами - по 2 балла. Максимально - 12 баллов)


1.

2.

3.

4.

5.


6.



№ экспонат

название

Что их связывает?

1 пара









2 пара









3 пара










Задание 7. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о деятельности Ивана III. Так получилось, что Ивану III он приписал некоторые качества и поступки двух других глав русского государства — Ивана IV и Бориса Годунова. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы и впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы.  ( по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум-10 баллов.)

1. Он появился на свет, когда его отцу было уже за пятьдесят, поэтому был ребенком очень желанным, и его рождения ожидала вся страна.

2. Он унаследовал от отца, Василия Темного, ослепленного в молодости соперниками, большое Московское княжество, территория которого составляла 400 тысяч квадратных километров.

3. На семнадцатом году жизни он объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться, и также он выступил с речью о том, что хочет принять титул царя.

4. Избрание его царем произошло на Земском соборе, так он стал первым избранным царем в истории российского государства.

5. Двор царский уподоблялся византийскому, поскольку он был зятем одного из Палеологов и хотел восстановить у нас Грецию с соблюдением всех обрядов ее церковных и придворных: окружил себя римскими орлами и принимал иноземных послов в Золотой палате, которая напоминала Юстинианову.

6. В период его правления разразился страшный голод из-за неблагоприятных погодных условий в течение двух лет подряд.

7. В Московском Кремле в период его правления знаменитые итальянские архитекторы построили великолепные церкви и Грановитую палату.

8. Во время одного из своих приступов он случайно убил своего сына, попав посохом с железным наконечником ему в висок.

9. Он пробыл на великокняжеском престоле 43 года. Своему наследнику он оставил огромную державу, ее площадь за время его правления выросла в пять раз и превышала 2 миллиона квадратных километров.

10. Периоду его правления посвящены известная поэма А.С. Пушкина и одноименная опера М.П. Мусоргского.

Иван III

Иван IV

Борис Годунов




Задание 8. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее двух известных исторических деятелей, с которыми связано каждое событие. (по 2 балла за событие, по 2 балла за исторических деятелей, максимально-8 баллов)

8.1. «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится — “рожденна, несотворенна”, а в другой — “рожденна, а не сотворенна”. Одни принимали этот аз, а другие отметали его... Типографский станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена была держаться чего-либо одного — и она нашла этот аз излишним. Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз, восстали за него». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8.2. «При дворе говорили с насмешкой: у принцессы ассамблеи с Преображенскими гренадерами. Эта великая государыня сама отправилась в казармы этого полка и собрала там тех, кто был ей предан, со словами: «Дети мои, вы знаете, чья я дочь, идите со мною». О деле было условлено, и офицеры, и солдаты, предупрежденные, о чем идет речь, ответили: «Мы все готовы, мы их всех убьем». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О. Ключевского. ( по 3 балла за правильный ответ, максимально-9 баллов)

«Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы и Земского собора. Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве , которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».


Ответьте на вопросы:
1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.


2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте.


3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого
государя»?




4

Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы

«Городской центр обеспечения качества образования»



Просмотр содержимого документа
«+История_ключи_8»

Школьный (I) этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

Кострома 2016 - 2017 учебный год


Олимпиадные задания 8 класс. Ответы.

Максимальное количество баллов 89

Задание 1. Выберите правильный ответ. (1 балл за каждый правильный ответ – 10 баллов).

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

А

Б

Б

А

Г

А

А

Г

А

А

Задание 2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны - «нет». Внесите свои ответы в таблицу. (1 балл за каждый правильный выбор – 10 баллов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

НЕТ

ДА

НЕТ

НЕТ

НЕТ

ДА

ДА

НЕТ

НЕТ

ДА


Задание 3. Соотнесите понятия и их значения, ответ внесите в таблицу (10 баллов:2 балла за каждое верное соотношение)

1

2

3

4

5

В

А

Г

Д

Б


Задание 4. «История в датах» Соотнесите между собой события и даты. Занесите ответы в таблицу. (1 балл за каждую угаданную дату, 5 баллов за каждую угаданную группу. Максимально - 20 баллов)

Дата:

событие

А

Б

В

Г

1-

3

2

2

1

2-

1

3

1

3

3-

2

1

3

2


Задание 6. Перед вами 6 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 3 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы.(1 балл за каждую угаданную позицию, за правильно указанную связь между экспонатами - по 2 балла. Максимально-12 баллов)



№ экспонат

название

Что их связывает?

1 пара

1


Х. Колумб


Великие географические открытия


2

каравелла


2 пара

3


Петр Первый

Начало музейного дела в России связывают с созданием по указу Петра в Санкт Петербурге Кунсткамеры

5


Кунсткамера

3 пара

4

Шапка Мономаха

В 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана IV

6

Успенский собор Московского Кремля


Задание 7. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о деятельности Ивана III. Так получилось, что Ивану III он приписал некоторые качества и поступки двух других глав русского государства — Ивана IV и Бориса Годунова. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы и впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы.  ( по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум-10 баллов.)

Иван III

Иван IV

Борис Годунов

2,5,7,9

1,3,8

4,6,10


Задание 8. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее двух известных исторических деятелей, с которыми связано каждое событие. (по 2 балла за событие, по 2 балла за исторических деятелей, максимально-8 баллов)


8.1. Церковный раскол. Никон, Алексей Михайлович, протопоп Аввакум .

8.2. Дворцовый переворот. Елизавета Петровна, Анна Леопольдовна, Иван Антонович.


Задание 9. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О. Ключевского. ( по 3 балла за правильный ответ, максимально-9 баллов)

1.  Первая половина XVII века 
2.«Первый» государь – царь Михаил Федорович, «второй» государь – патриарх
Филарет (Ф.Н. Романов). 
3.Избрание Михаила Федоровича на царство Земским собором 1613 г. 


2

Муниципальное бюджетное учреждение города Костромы

«Городской центр обеспечения качества образования»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс