Вопросы олимпиады школьников по истории
9 класс
I. Объяснение логического ряда событий, имён, понятий.
1. По какому принципу образован ряд? Ответ поясните.
Посадник, архиепископ, архимандрит, тысяцкий.
2. По какому принципу образован ряд? Ответ поясните.
Владимир-Волынский, Перемышль, Галич, Теребовль, Берестье.
3. По какому принципу образован ряд? Ответ поясните.
Учреждение Сената, Синода, коллегий.
II. Задание на установление соответствий позиций.
1. Установите соответствие между фамилиями полководцев и флотоводцев назаниями войн, в которых они участвовали.
Раевский Н.Н.; Тормасов А.П.; Кутузов М.И.; Паскевич И.Ф.; | 1. Отечественная война 1812 г.; 2. Русско-турецкая война 1828-1829 гг.; 3. Крымская война 1853-1856 гг.; 4. русско-иранская война 1804-1813 гг.; 5. русско-турецкая война 1806-1812 гг. |
2. Установите соответствие между именами деятелей русской культуры XIX в. и сферами их творчества.
Полевой Н.А., Погодин М.Н.; Захаров А.Д., Росси К.И.; Тропинин В.А., Кипренский О.А.; Ермолова М.Н., Комиссаржевская В.Ф. | 1. драматический театр; 2. архитектура; 3. скульптура; 4. живопись; 5. журналистика. |
3. Установите соответствие между событиями гражданской войны и датами, когда они происходили.
создание РВСР; поход Юденича на Петроград; советско-польская война; «малая гражданская война». | 1. 1922 г.; 2. 1921 г.; 3. 1920 г.; 4. 1919 г.; 5. 1918 г. |
III. Определение хронологической последовательности.
1. Расположите в хронологической последовательности следующие события гражданской войны.
начало восстания Чехословацкого корпуса;
установление в Омске военной диктатуры адмирала А.В. Колчака;
создание независимой Дальневосточной республики;
провозглашение политики красного террора.
2. Расположите в хронологической последовательности следующие события XVIII в.
Астраханское восстание стрельцов;
учреждение Сената;
издание указа «О наследовании престола»;
создание Тайной канцелярии.
3. Расположите в хронологической последовательности следующие события внешней политики.
Кардисский мирный договор со Швецией;
Ясский мирный договор с Турцией;
Плюсское перемирие со Швецией;
заключение «Вечного мира» с Польшей.
IV. Классификация событий, понятий, явлений и дат.
1. К царствованию Алексея Михайловича относятся:
Андрусовское перемирие;
Смоленская война;
Крымские походы;
церковный раскол;
восстание под руководством С. Разина;
взятие Азова.
2. В конце XIX в. в России сохранились:
самодержавие;
церковное землевладение;
крепостная зависимость крестьян;
помещичье землевладение;
крестьянская община;
временнообязанное состояние крестьян.
3. К программным положениям «Союза русского народа» относятся:
сохранение единой и неделимой России;
установление парламентской монархии;
ликвидация помещичьего землевладения;
сохранение самодержавия;
сохранение крестьянской общины;
свобода совести и вероисповедания.
V. Определение правильности и ошибочности утверждений.
Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке Воже.
«Советами всея земли» современники называли Поместные соборы
«Матерью Полтавской баталии» Петр I назвал сражение при Лесной.
Внешняя политика Екатерины II привела к присоединению Северного Причерноморья.
В годы царствования Александра I был создан Государственный совет.
Крещение Руси произошло в 1012 г.
Во время Куликовской битвы русским войскам противостояли войска Едигея.
Ежегодные записи исторических событий на Руси назывались житиями.
Завоевание выхода к Балтийскому морю было одним из итогов правления Ивана III.
Избрание на царство Михаила Романова произошло в 1613 г.
С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета под названием «Куранты».
Введение рекрутской повинности относится к внутренней политике Екатерины II.
Замена «двоеперстия» «троеперстием», земного поклона поясным связана с церковной реформой Никона.
Присоединение Левобережной Украины и Киева явилось итогом борьбы России с Речью Посполитой.
Замена коллегий министерствами в России произошла в начале XIX в.
VI. Работа с текстовыми историческими источниками и другими источниками социальной информации.
1. Прочитайте отрывок из работы современного историка и укажите, о ком идет речь.
«Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от нее этого ожидать. Самое важное в ее жизни и судьбе – близость к великому человеку, преобразователю России».
Ответ:______________________________
2. Прочитайте отрывок из документа и назовите его автора.
«Окиньте взглядом все пережитые нами века… вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания. Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя... Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не вязли… Сначала дикое варварство, затем – грубое суеверие, далее – иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть потом унаследовала, - вот печальная история нашей юности… Когда затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли воспользоваться идеями, расцветшими в это время среди наших братьев на Западе… мы подпали рабству еще более тяжелому. До нас же, замкнутых в своей схизме, ничего из происходившего в Европе не доходило. Нам не было дела до всемирной работы. Нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя; понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине.
Ответ:____________________________
3. Прочитайте отрывок из работы Н.А. Бердяева и укажите название периода, о котором идет речь.
«В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного спокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни… Но все происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения».
Ответ:_____________________________________
VII. Работа с исторической картой.
Внимательно рассмотрите карту из истории России XVII в. Какой район на карте обозначен границей? С именем какого человека связано событие описанное на карте? Что на карте обозначено «Х» и «+». Каков итог этого события?
VIII. Работа с социальной информацией, представленной на диаграммах, таблицах и графиках.
1. Посмотрите на диаграмму и ответьте на вопросы:

1) С чем связано падение роли Урала в промышленном производстве России?
2) Почему так важен был рост производства чугуна?
3) Почему именно юг стал лидером по производству чугуна?
IX. Познавательные задачи.
1. Как правильно назвать события на Сенатской площади: бунт, восстание, революция?
2. Почему Петр I не оставил после себя хорошего преемника? Кто мог бы стать его достойным преемником? Как следовало бы, по вашему мнению, Петру организовать престолонаследие в России?
X. Исторический кроссворд.
1. Решите кроссворд
По горизонтали:
2. Участник российского революционного движения, один из лидеров меньшевизма, с 1917 г. руководитель его левого крыла.
4. Название крупнейших мужских православных монастырей.
5. Жена князя Владимира и мать Ярослава Мудрого.
8. Основанная Петром I первая русская газета, которая стала выходить с 1 января 1703 г.
10. Орган разведки, высылаемый с целью предупреждения неожиданного нападения противника.
По вертикали:
1. Московский сад, в котором появился первый кинематограф.
3. Российский академик, создавший в 1911 г. первую в мире машину для решения дифференциальных уравнений.
6. Легендарный крейсер Балтийского флота, известный своим участием в Октябрьской революции 1917 г.
7. Национальный герой России XVII в., освободитель русской земли от польских и шведских захватчиков. К.Минин заметил: «Сей муж душою храбр, в изменен не отмечен».
9. Городской транспорт, на смену которому пришел трамвай.
XI. Работа с изображениями.
1. Определите, что изображено на картинках. Какая из них лишняя?
Ответы.
Ответы данной олимпиады оцениваются в 100 баллов.
Задания с 1 по 5 – за каждый правильный ответ 1 балл=36
Задания 6 по 9 – за каждый правильный ответ 2 балла =24
Задание 10 – за каждый правильный ответ 3 балла = 30
Задание 11 – за каждый правильный ответ по 2 балла =10
Правильные ответы и комментарии к заданиям.
I. Объяснение логического ряда событий, имён, понятий.
1. выбираемые на вече новгородские должностные лица.
2. города Галицко-Волынского княжества.
3. внутренняя политика Петра I.
II. Задание на установление соответствий позиций.
1. а1, б4, в5, г2.
2. а5, б2, в4, г1.
3. а5, б4, в3, г2
III. Определение хронологической последовательности.
1. агбв
2. абгв
3. вагб
IV. Классификация событий, понятий, явлений и дат.
1. агд
2. агд
3. агд
V. Определение правильности и ошибочности утверждений.
(нет)
(нет)
(да)
(да)
(да)
(нет)
(нет)
(нет)
(нет)
(да)
(нет)
(нет)
(да)
(да)
(да)
VI. Работа с текстовыми историческими источниками и другими источниками социальной информации.
1. Екатерина I.
2. П.Я. Чаадаев
3. Серебряный век
VII. Работа с исторической картой.
1. На карте границей обозначен район крестьянской войны 1670-1671 гг. 2. В 1670 г. Степан Разин начав восстание, возглавил поход «в Русь» обещая всем обездоленным и угнетенным свою поддержку и защиту. 3. На карте «Х» обозначены: Мояцк, Коротяк, Шацк, Арзамас, Симбирск, Козьмодемьянск – места крупных боев во время восстания. На карте «+» обозначен: Кагальницкий городок – место пленения С. Разина в 1671 г. 4. Восстание охватило значительную часть страны и приняло грозный для властей характер. Это вынудило Алексея Михайловича послать крупные силы на подавление мятежа. В 1671 г. С. Разина пленили и 6 июня четвертовали на Красной площади в Москве.
VIII. Работа с социальной информацией, представленной на диаграммах, таблицах и графиках.
1) Урал истощил запасы полезных ископаемых, активная добыча которых началась в начале XVIII в., а также заводы Урала очень сильно устарели в области добычи и переработки чугуна. Многие из них до сих пор оставались мануфактурами. Получение чугуна из руд при старой технологии обработки была меньше в разы. 2) В связи с бурным развитием тяжёлой промышленности, требовалось очень много чугуна. Кроме того, обострение внешнеполитической ситуации с Германией требовало постоянного наращивания армии и вооружений. Правительство также проводило активную политику по строительству железных дорог, что требовало также немало чугуна. 3) На юге открылись новые бассейны железных руд, там же развивались крупные промышленные центры, требовавшие себе этот продукт.
IX. Познавательные задачи.
1. При ответе на этот вопрос надо исходить из значения слова «бунт» - это стихийное, неподготовленное выступление. Мы не можем назвать события 14 декабря 1825 г. бунтом, так как идеи государственного переворота обсуждались и руководители имели программу действий. Революцией называют уже свершившееся событие, итоги которого привели к глубоким, коренным переменам. Выступление на Сенатской площади было подавлено. Таким образом, наиболее подходящее определение – это восстание.
2. Занятый государственными делами и сам не получивший систематического образования, Петр не нашел времени на воспитание свое
го сына Алексея или подготовки другого наследника. Многие
"птенцы гнезда Петрова" могли бы справиться с обязанностями
царя, но народное мнение не могло признать право этих "худо
родных" на царский титул, а получить деловой навык власти (как
Годунов при царе Федоре) они не успели.
X. Исторический кроссворд.
1.
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | э | | | | | | | | |
| | | | | | м | а | р | т | о | в | | | | | |
| | | | | | | | м | | | | | | | | |
| | | | | | | | и | | | | | | | | |
| | | | | | | | т | | к | | | | | | |
| | | | | | | л | а | в | р | а | | | | | |
| | | | | | | | ж | | ы | | | | | | |
| р | о | г | н | е | д | а | | | л | | п | | | | |
| | | | | | | в | е | д | о | м | о | с | т | и | |
| | | | | к | | р | | | в | | ж | | | | |
| | | | д | о | з | о | р | | | | а | | | | |
| | | | | н | | р | | | | | р | | | | |
| | | | | к | | а | | | | | с | | | | |
| | | | | а | | | | | | | к | | | | |
| | | | | | | | | | | | и | | | | |
| | | | | | | | | | | | й | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
XI. Работа с изображениями.
1. Комментарий: 1, 2 и 3 изображения Софийских соборов, а 4 – Благовещенского собора.
1. Софийский собор в Новгороде;
2. Софийский собор в Константинополе;
3. Софийский собор в Киеве;
4. Благовещенский собор Московского Кремля.