Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2016/2017 учебный год 7 класса
Желаем удачи!
Задание 1. Выберите по 1 правильному ответу в каждом задании (2 балла за каждый правильный ответ мах – 8 б.)
1.1 Основным внешнеполитическим противником Древней Руси со второй половины XI века стали:
А) хазары; | Б) печенеги; | В) половцы; | Г) аланы. |
Ответ: В
1.2. Наиболее распространенные литературные жанры Древней Руси:
А) летопись, житие, слово; Б) роман, повесть, былина; | В) стансы, поучение, эпиграммы; Г) моление, ода, сказка. | Ответ: А | | | |
1.3. Кто из названных пар были современниками:
А) Иван Грозный и Сергий Радонежский; Б) Иван III и Иван Федоров; | В) Дмитрий Донской и Сергий Радонежский Г) Иван Калита и Иван Пересветов. |
Ответ: В
1.4. Как называлась часть русского города, где жили торговцы и ремесленники?
А) починки; Б) хутор; | В) посад; Г) слобода. |
Ответ: В
Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании 2 балла за каждое задание
(8 баллов)
2.1. Кто из перечисленных исторических персоналий относится к деятелям XV в.?
А. Дмитрий Донской
Б. Иван III
В. Пересвет
Г. Афанасий Никитин
Д. Владимир Мономах
Ответ: б,г
2.2. Какие события относятся к периоду Древней Руси?
А. битва на реке Калке
Б. первое упоминание о Москве
В. строительство Софийского собора в Новгороде
Г. Ледовое побоище
Д. Крещение Руси
Ответ В, Д.
Древнерусское государство 9-11 век
Феодальная раздробленность – н 12 – 13 вв
2.3. Укажите политические предпосылки образования Московского централизованного государства
а. Политика московских князей;
б. Потребность феодалов в закрепощении крестьян;
в. Необходимость в развитии ремесла и торговли;
г. Рост городов как торгово-ремесленных центров;
д. Личные качества первых московских князей;
е. Превращение Москвы в религиозный центр Руси;
ж. Превращение Москвы в общенациональный центр борьбы за национальную независимости,
Задание 3. Что объединяет понятия. События, имена образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ (2 балла за каждое задание, мах - 8)
1. Поляне, северяне, радимичи, варяги.
_____________________________________________________________________________
2. Закуп, смерд, рядович, дружинник, холоп.____________________________ ____________________________________________________________________________
3.Рюрик, Радим, Синеус, Трувор_______________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Батый, Андрей Рублёв___________
_____________________________________________________________________________
Задание 4. Расставьте имена правителей в хронологической последовательности (2 балла за каждую правильную позицию, мах - 8)
А. Михаил Романов Б. Борис Годунов В. Федор Иванович Г. Лжедмитрий 1
Ответ: ВБГА
Задание 5. Установите соответствие между цифрами и буквами (всего 15 баллов: за каждое правильное соответствие 1 балла).
5.1. Объединение Новгорода и Киева под властью одного князя
2. По его приказу был ослеплен его родственник – один из претендентов на московский престол
3. Перестал платить дань орде
4. Были установлены «погосты» и «уроки»
5. Руководил войсками на Куликовом поле
А) Андрей Боголюбский Б) Василий II Темный В) Дмитрий Донской
Г) Иван III Д) Княгиня Ольга Е) Олег Вещий
5.2 Соотнесите событие и дату
А. Отмена местничества | 1) 1471 г. |
Б. Сожжение Москвы Тохтамышем | 2) 1612 г. |
В. Созыв первого Земского собора | 3) 1382 г. |
Г. Сражение на р. Шелонь | 4) 1549 г. |
Д. Освобождение Москвы от поляков | 5) 1682 г. |
| 6) 1589 г. |
5.3 Соотнесите событие и его современника
А. осада Пскова войсками Стефана Батория | 1) Патриарх Никон |
Б. Стояние на р. Угре | 2) Даниил Галицкий |
В. Медный бунт | 3) Борис Годунов |
Г. Сожжение Батыем Рязани | 4) Митрополит Илларион |
Д. Строительство Софийского собора в Киева | 5) Юрий Долгорукий |
| 6) Иосиф Волоцкий |
Задание 6. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы (1 бал за каждый заполненный попуск, мах - 8)
Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения… Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками…
Как звали царя, о котором говориться в отрывке из сочинения историка В.О. Ключевского? _____________(2 балла)
Политика террора, которая упоминается в данном документе, называет
(2 балла)_________________________________
Какое название получила часть территории Русского государства, не включенная этим царем в свой личный удел? (2 балла) _____________________
Каковы результаты, политики террора, упоминаемой в тексте документа (2)
Ответ: усиление личной власти царя
обострение социально- экономических и внешне – политических противоречий
Задание 7. Прочитать текст. Заполнить пробелы с пропусками Текст с пропусками. Восстановите отрывок, вставив пропущенные слова (всего 10 баллов, 1 балл за каждое правильное слово или указание года).
Первый князь Древнерусского государства___1_постепенно присоединил к ___2__большую часть восточнославянских земель. Под его властью оказался путь «___3___». В ___4__ году князь совершил поход на столицу Византии __5__. В нем участвовало 2 тысячи судов, на которых размещалось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русской рати, замкнули гавань ___6___ и укрылись за стенами города.
Тогда русский князь повелел вытащить корабли на берег и ___7__ . Попутный ветер погнал парусники руссов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь __8__в знак победы ___9___к вратам города. Результатом похода стал торговый договор с Византией, который был заключен в ___10___ году.
1 Олег | 3 Из варяг в греки | 5 Константинополь | 7 поставил их на колёса | 9 Прибил щит |
2 Киев | 4 907 г. | 6 Константинополь | 8 Олег | 10 911 г. |
Задание 8. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания. (2 балла за каждый правильно заполненный пропуск, мах - 16)

1. Определите, карта какого сражения здесь представлена. ( 2 балл) ______________________________
2. В каком году оно произошло? (2 балл) _____________________________________________________
3. Кто командовал русскими войсками? (2 балл)
4. Как в этом сражении проявился его полководческий талант? (2 балла) _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Каков итог битвы? (2балл) ______________________________________________________________
6. В чём историческое значение данного сражения? Укажите не менее двух значений. (6 балла) _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
1. Определите, карта какого сражения здесь представлена. Ледовое побоище (битва на Чудском озере). (1 балл)
2. В каком году оно произошло? 1242 г. (1 балл)
3. Кто командовал русскими войсками? Как в этом сражении проявился его полководческий талант? Александр Невский.
4. Выбор места сражения, тактически верное расположение русских войск перед боем. (2 балла)
5. Каков итог битвы? Разгром рыцарей и предотвращение дальнейшего вторжения в русские земли. (1)
6. В чём историческое значение данного сражения? Укажите не менее двух значений. (4 балла)
Во-первых, в результате этой победы рыцарская экспансия на Русь была остановлена. Северо-западная граница Новгородской земли была надежно защищена как раз к тому времени, когда полчища монголов возвращались из Центральной Европы.
Во-вторых, победа русского войска на Чудском озере занимает особое место в истории русского военного искусства. Она является крупнейшим сражением Средневековья, классическим примером окружения и уничтожения главных сил противника. Победа была обеспечена превосходством в военной организации и тактике: умелым применением пехоты и выбором места сражения, целесообразным построением боевого порядка, четким взаимодействием отдельных его элементов в ходе сражения, высокой доблестью и мужеством русских воинов, выдающимся полководческим искусством Александра Невского.
В-третьих, Ледовое побоище было первым в истории примером разгрома рыцарей войском, состоявшим в основном из пехоты, что свидетельствовало о передовом характере русского военного искусства.
В-четвертых, Ледовое побоище предотвратило попытку римско-католической церкви насадить в Северо-Западной Руси католичество.
Задание 9. Учитель подготовил иллюстративный материал для презентации по теме: «Русь Московская» и предложил ученикам ответить на вопросы. (1 вопрос - 4 балла, 2,3,5-7 – 2 балла, 8 – 3 балла, мах -19 б)
событие № 1 событие №2 
1.Определите по иллюстрации событие? (4 балла)
1 событие – сбор дани баскаком
2 событие – начало Куликовской битвы
2. – К какому периоду истории относится первое событие? 13 – 14 вв, татаро – монголкое завоевание
3. – Определите личность человека, который имеет прямое отношение к событию на иллюстрации №1 и запишите цифру – 2

4. – Назовите дату второго события. 8 сентября 1380.
5. – Назовите князя, который возглавлял русское войско во втором событии. Дмитрий Донской
6. - Определите личность человек, на иллюстрации выше, который имеет прямое отношение к событию №2 и запишите цифру – 4
7. – Ниже выберите карту сражения второго события и запишите цифру 1
8. - Каково историческое значение события №2 запишите не менее 2-х положений
Крах ордынско – литовских планов ослабления Руси
Импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы
Создание предпосылок для освоборждения Руси от ордынской зависимости

Количество баллов _______
Члены жюри
______________________
______________________
______________________