СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Олимпиада по учебной дисциплине «Химия» предназначена для преподавателей учреждений среднего профессионального образования, содержит материал для проведения внутритехникумовского этапа олимпиады со студентами I курса.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по химии»

Министерство образования и науки Алтайского края

КГБПОУ «Благовещенский строительный техникум»










ОЛИМПИАДА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»



Методическая разработка






Автор Немич Татьяна Николаевна











Степное Озеро

2018

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

цикловой комиссии

от № _

Председатель ЦК

____________А. В. Григорьева


РЕКОМЕНДОВАНО

Протокол заседания

учебно-методического совета

от _________№ __

Председатель

____________О.В. Демьянова







Составитель:

Немич Т.Н. преподаватель высшей квалификационной категории КГБПОУ «Благовещенский строительный техникум»

Рецензенты:

Григорьева А.В.. председатель цикловой комиссии, преподаватель высшей квалификационной категории КГБПОУ «Благовещенский строительный техникум»





Методическая разработка «Олимпиада по учебной дисциплине «Химия» предназначена для преподавателей учреждений среднего профессионального образования, содержит материал для проведения внутритехникумовского этапа олимпиады со студентами I курса.













СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка


4-5

Основная часть

6

1

Методика подготовки и проведения мероприятия

6-11

2

Методические рекомендации по составлению, подготовке и оцениванию заданий олимпиады

11-21

3

План проведения олимпиады

22


Выводы

23


Список использованных источников

24







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеклассная работа по учебной дисциплине «Химия» является неотъемлемой частью плана учебно-воспитательного процесса техникума.

Внеклассная работа по химии – это система учебно-воспитательных мероприятий, проводимых вне обычных занятий, сверх учебного плана, вне расписания занятий. В отличие от обычных занятий, участие во внеклассной работе является для студентов добровольным.

Основными задачами внеклассной работы по химии являются:

  • формирование и развитие интереса к изучению химии;

  • выявление способностей и дарований к этой дисциплине;

  • расширение кругозора;

  • овладение специальными умениями и навыками экспериментальной работы в химической лаборатории, а также со специальной научной и популярной литературой.

Чтобы внеклассная работа была успешной, массовой и продуктивной, необходимо предварительно заинтересовать студентов на занятиях. Нужно, чтобы у определенной части студентов появилась увлеченность и потребность более углубленно заниматься химией, чтобы у них возникла внутренняя мотивация, побуждающая их к активной внеклассной деятельности.

Внеурочная работа по учебному предмету представляет собой форму образовательной деятельности студентов по желанию, с учетом их учебных способностей и образовательных потребностей, способствующая: выявлению и развитию познавательных и профессионально значимых интересов, склонностей, потребностей, мотивов учащихся; формированию у них предметных и до профессионально значимых умений и навыков; углублению и расширению программного материала; развитию самостоятельности учащихся; воспитанию у них таких социально значимых свойств личности, как гуманность, толерантность, творческая активность и другие; а также организации досуга учащихся. Бесспорно, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.

Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений студентов, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально – поисковое соревнование в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.

Актуальность методической разработки состоит в том, что разработка методики внеурочной работы по химии для профессиональных образовательных учреждений имеет не только научное (связанное с раскрытием теоретических основ внеурочной работы по химии, учитывающей профиль обучения), но и социальное (связанное с формированием качеств профильно-компетентной личности), а также прикладное значение (связанное с разработкой и реализацией теоретической модели и методики внеурочной работы по химии в профессиональных образовательных учреждениях).

Цель методической разработки – описание подготовки и проведения внутритехникумовской олимпиады по химии.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать накопленный опыт по проведению предметных олимпиад;

  • описать порядок проведения внутритехникумовской олимпиады студентов, ее организационное и методическое обеспечение;

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения внутритехникумовского этапа олимпиады по химии, советы по содержанию олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также рекомендации по оцениванию решений участников олимпиад.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 декабря 2009 г. N 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников» олимпиада проводится в четыре этапа. Внутритехникумовский этап являются наиболее массовым.

Олимпиада как форма учебного процесса способствует подъему интеллектуального уровня всех участников, особенно студентов. Это важно в настоящее время, когда имеется устойчивый рост спроса на творчески развитых, всесторонне образованных специалистов.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 Методика подготовки и проведения мероприятия

Олимпиада по химии представляет собой массовое соревнование, поскольку она охватывает студентов всего 1 курса техникума. Олимпиада проводится один раз в год с целью повышения интереса студентов к химии, выявления наиболее способных студентов.

Общее руководство и организацию олимпиады осуществляет преподаватель или группа преподавателей, называемых оргкомитетом.

Оргкомитет олимпиады:

  • определяет сроки проведения олимпиады, обеспечивает рабочие места, техническое оснащение олимпиады;

  • разрабатывает олимпиадные;

  • разрабатывает балльную систему оценок в зависимости от сложности задания;

  • формирует жюри олимпиады;

  • организует объявления о проведении олимпиады, регистрацию участников, проводит открытие и награждение победителей.

Жюри олимпиады:

  • формируется из преподавателей естественно-научного цикла;

  • проверяет и оценивает работы участников, проводит анализ выполненных заданий, определяет призеров.

За день до олимпиады оргкомитет уточняет количество участников, определяет количество посадочных мест и готовит аудиторию для проведения мероприятия.

В олимпиаде принимают участие студенты успевающие по химии. Тур проводится в индивидуальном зачете. Победителями (1, 2, 3 место) являются участники, набравшие наибольшее количество баллов. Все участники получают сертификаты за участие, победители награждаются грамотами.

Основные направления деятельности преподавателя химии по подготовкепредметной олимпиады:

  1. Формирование группы

Работа по подготовке студентов к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных ребят в каждой учебной группе. В этом преподавателю химии помогут и наблюдения в ходе учебных занятий химии, и организация кружковой, исследовательской работы, и проведение других внеклассных мероприятий.

Одновременно с выявлением студентов, интересующихся химией, и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды ребят готовящихся к олимпиаде. Несмотря на то, что основной формой подготовки к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта студентов в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Наличие группы студентов, увлеченных общим делом, служит своеобразным центром кристаллизации, привлекающих новых участников. В такой группе будет работать принцип «соленого огурца» (В.Ф. Шаталов): постоянно находясь в атмосфере решения химических проблем, методов решения задач, обсуждения опытов, любой студент будет даже неосознанно впитывать новые знания, умения, психологические установки.

  1. Планирование работы с группой

При планировании работы с группой студентов следует избегать формализма и излишней заорганизованности. Учитывая разный возраст и разный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника, причем студенту должна быть предоставлена и свобода выбора этой траектории. Отсюда вытекает свободное посещение и продолжительность дополнительных занятий, свободный выбор типа задач, разделов химии для изучения, используемых пособий. Студент может прийти на занятие, чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы решить задачи определенного типа, разобрать теоретический вопрос, полистать химический журнал, просто пообщаться с товарищами. Учитывая, что эти занятия проводятся, как правило, после напряженного учебного дня, неплохо предусмотреть возможность отдыха, релаксации. Возможность выпить чашку чая, послушать негромкую музыку может оказаться совсем не лишней. Но и превращать работу группы в пустое время провождение преподаватель не вправе. Поэтому он всегда может спросить студента, что он сделал и собирается сделать сегодня? Сколько и каких задач решил за последнюю неделю? Какую химическую книгу прочитал и что извлек из нее? Похвалить старательного, попенять и помочь собраться разболтанному, заставить сильного задуматься, растет ли он дальше, или остановился в своем развитии - вот задачи преподавателя. Разумеется, в беседах со студентами преподаватель должен подчеркивать важность постоянной настойчивой работы для достижения серьезных жизненных интересов.

Из сказанного ясно, что наличие группы студентов не означает преобладания групповых форм работы. Напротив, такие формы должны быть, возможно, более краткими, и наиболее интересными для всех присутствующих. В их роли может выступать демонстрационный химический эксперимент, содержание которого становится затем химической стороной различных по сложности задач. Возможен и краткий разбор интересных большинству теоретических вопросов, особенностей химии отдельных элементов. Интересным для всех может служить рассказ об итогах прошедшей олимпиады, своеобразный самоотчет ее участников.

Основной же формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы. Каждый студент самостоятельно или с помощью преподавателя выбирает задачу соответствующего уровня, в случае необходимости консультируется и отчитывается по результатам ее решения, намечает задачи и теоретические вопросы для дополнительной работы дома. Преподаватель консультирует отдельных студентов или беседует с мини-группами, намечает перспективы и цели дальнейшей подготовки.

Перейдем к содержательной стороне подготовки к олимпиаде. Что необходимо студенту для успешного участия в этом интеллектуальном состязании? Учитывая особенности химии как естественной и экспериментальной науки, можно выделить три составляющих такого успеха:

  • развитый химический кругозор, знание свойств достаточно большого круга веществ, способов их получения, областей применения;

  • умение решать химические задачи, владение необходимым для этого математическим аппаратом;

  • практические умения и навыки, знание основных приемов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ, проведение измерений в ходе химического эксперимента.

Эти ключевые моменты определяют и основные направления подготовки студентов.

3 Непосредственная работа с группой по подготовке к олимпиаде

а) Развитие химического кругозора

В формировании химического кругозора решающая роль принадлежит разнообразной литературе по химии. На начальных этапах возникновения интереса к химии это может быть научно популярная литература, книги об интересных химических открытиях, о знаменитых ученых, о химических элементах. В качестве примера можно привести ставшую уже библиографической редкостью книгу Ходакова "Рассказ-загадка по химии", Г. Манолова "Великие химики", С.И. Венецкого "Рассказы о металлах" и многие другие. Студентам будет интересна и более серьезная литература: учебники, практикумы, научные журналы.

Наряду с книгами много интересного можно найти в периодических изданиях. Это журналы "Химия и жизнь - XXI век", "Наука и жизнь" другие научно-популярные журналы. Свою роль может сыграть и журнал "Химия в школе", особенно такие его разделы, как "Наука и промышленность", "Консультации", "Из истории химии". В настоящее время, наряду с книгами все большую роль начинает играть и такой информационный источник, как Интернет. На разнообразных химических сайтах могут быть найдены и электронные варианты книг, журнальных статей, и самостоятельные материалы, не говоря уже о возможности дистанционного общения с различными представителями химической области знаний от школьников до преподавателей вузов.

Можно и нужно ли управлять этим потоком информации? Во всяком случае, желательно, поскольку есть такие направления химической науки, которые при их практическом воплощении будут небезопасны и для самого студента, и для окружающих. Поэтому наряду с формированием химических знаний надо формировать и чувство ответственности студента за их применение. А направить интерес в нужную сторону преподаватель может обсуждением интересных химических проблем, интересной задачей, предложенной книгой.

б) Развитие умений и навыков решения химических задач

Книг, посвященных решению задач, в том числе и олимпиадных, достаточно много. Много подборок задач различной сложности можно найти в журналах "Химия в школе", газете "Химия", размещаются они и на Интернет-ресурсах. И в этом море задач тоже желательно иметь ориентиры, цели, чтобы их решение не отбило интерес к химии, и максимально эффективно вело к основной цели: научить студента самостоятельно находить способ решения самых разнообразных задач.

Вследствие разного уровня подготовки студентов групповые формы работы и здесь могут применяться ограниченно. Как правило, нужно стремиться дать каждому члену группы на свободу выбора, на индивидуальную образовательную траекторию. Как один из способов реализации такого подхода также можно рекомендовать опыт А.В. Лисича. Силами учителя создана собственная "Книга задач". Она представляет собой несколько скрепленных общих тетрадей, на страницах которых выписаны или наклеены условия задач. Задачи систематизированы по типам, способам решения, по сложности. Любой приходящий получает задачу, сначала попроще, затем сложнее. Наскучили задачи этого типа, можно перейти к другому разделу. Устал - отдыхай, ты знаешь, на какой задаче остановился, и сможешь самостоятельно приступить к работе в следующий раз.

Какие навыки необходимо формировать в процессе решения задач? Учитывая разнообразие и нестандартность олимпиадных задач, сформулируем только самые общие требования:

  • решение расчетных задач должно преимущественно вестись на языке количества вещества, в молях;

  • при невозможности использования реальных формул веществ используются буквенные обозначения, общие формулы классов веществ;

  • при невозможности использовать численные данные для непосредственных расчетов вводятся неизвестные величины и составляются алгебраические уравнения;

  • если число неизвестных больше, чем число уравнений необходимо использовать для решения дополнительную информацию, которую может подсказать Периодическая система, общая формула вещества и т.п.

Как один из способов анализа условия задачи и путей ее решения можно рекомендовать и прием «нарисуй задачу». Это могут быть схемы превращения фаз, отражающие сущность описанных в условии процессов, или структурные схемы решения задачи.

Важным для успеха на олимпиаде будет и определенная культура проведения математических вычислений, округления получаемых результатов, оформления своей письменной работы.

в) Развитие практических умений и навыков решения экспериментальных задач

Умения непосредственной работы с веществами и химическим оборудованием также очень важны для успешного выступления на олимпиаде, причем не только на практическом туре. Ведь и в теоретических заданиях могут встретиться задания на мысленный эксперимент или качественные задачи. Если студент ни разу не собирал самостоятельно приборы, не держал в руках чашку с серой, не видел, чем отличается хлорид кобальта от хлорида марганца – справиться с такими заданиями ему будет нелегко. Для непосредственного знакомства с химическими веществами будут полезны уже и такие виды деятельности, как систематизация реактивов в химической лаборатории, обновление этикеток, составление коллекций, приготовление растворов.

Из приемов, которые будут необходимы непосредственно на практическом туре, можно отметить следующие:

  1. взвешивание, измерение объема, плотности, температуры;

  2. приготовление растворов, фильтрование, разделение смесей, собирание газов, высушивание;

  3. распознавание веществ с помощью качественных реакций на важнейшие ионы и классы органических соединений;

  4. титрование, работа с мерной пипеткой, бюреткой, использование индикаторов.

Учитывая особенности оборудования кабинета химии, с какими то приемами знакомятся в групповой работе, какие-то операции можно дать возможность отработать каждому. В работу можно ввести элемент соревнования: кто точнее отмерит литр воды с помощью цилиндра на 100 мл? Соберет прибор по рисунку? По памяти? Разберет и соберет с завязанными глазами?

Даже при небогатом оснащении химической лаборатории желательно вводить практические задания в химические олимпиады. Так, в ходе решения теоретических задач каждому участнику может быть предоставлено время, чтобы подойти к отдельному столу, где, за отведенное время, он должен взвесить некоторый образец. Или измерить и записать объем жидкости в колбе. Или отфильтровать заранее приготовленный образец взвеси. Разумеется, будет способствовать подготовке студента в этом направлении и его участие в исследовательской работе по учебной дисциплине.

2 Методические рекомендации по составлению, подготовке и оцениванию заданий олимпиады

При подготовке заданий преподаватель обращает внимание на примерное содержания программы по предмету. Число заданий должно быть достаточно большим (более шести), разнообразными по содержанию, типу. Одни задачи должны быть довольно простыми, не выходящими за рамки изученного материала. Это могут быть задания из контрольных или самостоятельных работ проводимые в техникуме или подобные им, но они должны охватывать весь материал по химии, освоенный студентом к моменту олимпиады, то есть быть комбинированными и, желательно, иметь междисциплинарные связи. Уровень сложности и трудности заданий должен быть доступы для большинства студентов, но по своей форме они должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны предполагаться приемы решений, которые не являются стандартными. Задания должны носить в большей степени занимательный характер.

Примеры олимпиадных заданий внутритехникумовского этапа олимпиады.

Раздел неорганическая химия (теоретические задачи).

Вам предложены задания с выбором ответа, в заданиях только один ответ правильный.

1. Смесью не является (1 балл):

а) воздух;

б) бытовой мусор;

в) яблочный сок;

г) углекислый газ.

2. Метод возгонки можно использовать для разделения смеси (1балл):

а) воздух;

б) нефть;

в) хлорида натрия и йода;

г) железа и песка.

3. При сжигании стружки магния в кислороде образуется (1 балл):

а) оксид магния;

б) гидроксид магния;

в) карбонат магния;

г) хлорид магния.

4. Примером химической реакции не является (1 балл):

а) пожелтение листьев осенью;

б) горение костра;

в) сжижение воздуха;

г) образование творога из молока.

5. В какой фразе речь идет о железе как о простом веществе (1 балл):

а) бурая окраска ржавчины обусловлена 3-х валентным железом;

б) людям, страдающим малокровием, рекомендуется принимать железосодержащие препараты;

в) знаменитая нержавеющая колонна в Индии состоит из железа;

г) железо входит в состав гемоглобина.

6. Растения и животные состоят из атомов. Что происходит с атомами после их смерти (2 балла):

а) после разложения тела животного атомы перестают существовать;

б) атомы перестают двигаться;

в) атомы возвращаются в окружающую среду;

г) атомы делятся на более простые части, которые затем объединяются в другие атомы.

7. При проведении эксперимента студент пропустил газ, образующийся при горении угля, через небольшое количество бесцветной известковой воды. В одной из частей своего отчета он записал: "Для распознавания углекислого газа можно использовать известковую воду". Это утверждение является (2 балла):

а) исходным положением исследования;

б) обобщением;

в) наблюдением;

г) гипотезой.

8. В атмосфере присутствуют оксиды: (2 балла):

а) ZnO, Fe2O3, Al2O3, SiO2;

б) H2O, CO2, NO2, SO2;

в) H2, O2, N2, He;

г) Fe3O4, H2SO3; CO, H2O.

9. Усилению парникового эффекта атмосферы способствует (3 балла):

а) повышение содержание углекислого газа и метана;

б) повышение содержания оксидов серы и азота;

в) попадание в атмосферу газов, образующиеся при сгорании топлива в двигателях реактивных самолетов;

г) попадание фреонов в атмосферу.

10. Оксид одного из элементов второго периода используется для газирования напитков. При взаимодействии со щелочами образует два широко используемых в быту вещества: питьевую и хозяйственную соду. Каким элементом образован этот оксид? Какие дополнительные сведения Вы можете привести об этом элементе? Опишите местоположение этого элемента в периодической системе. Напишите уравнения реакций взаимодействия оксида с водой и щелочью. Рассчитайте массовую долю элемента в оксиде. (10 баллов)

11. В цилиндр с поршнем (рисунки А, Б, В) поместили смесь двух газов; общее давление этих газов равно атмосферному давлению, поэтому поршень находится в положении равновесия.







Как изменится объем газов и соответственно положение поршня после проведения химических реакций (и после выравнивания температуры газовой смеси и окружающего воздуха):

А) реакция 1 объема водорода с 1 объемом хлора с образованием хлороводорода;

Б) реакция 2 объемов водорода с 1 объемом кислорода с образованием газообразной воды (реакцию проводили при температуре окружающего воздуха выше 100°С);

В) реакция 3 объемов водорода с 1 объемом кислорода с полной конденсацией паров воды (объемом жидкой воды по сравнению с объемами газов можно пренебречь).

Запишите уравнения соответствующих реакций. Какой закон вы использовали при решении задачи? Приведите формулировку закона. Нарисуйте новое положение поршня в каждом случае. (13 баллов)

12. Чтобы семена сельскохозяйственных культур хорошо сохранялись, они должны иметь влажность не более 15%. Высушить семена не всегда просто, так как нагревание приводит к потере всхожести. Поэтому применяют химическую сушку: смешивают семена с безводным сульфатом натрия. Эта соль легко образует очень прочный кристаллогидрат состава Na2SO4*10H2O. Поэтому при смешивании ее с влажными семенами она отнимает от них воду и связывает ее в кристаллогидрат. Рассчитайте, сколько нужно сульфата натрия для высушивания 10 кг семян, имеющих влажность 25% до кондиционной влажности 15%. (15 баллов).

Экспериментальная задача

13. Задумывались ли вы над вопросом: "Полезен ли широко рекламируемый напиток кока-кола?"

Проведите следующий эксперимент:

  1. Медную пластинку или проволоку прокалите в пламени спиртовки (запишите наблюдения и уравнение соответствующей реакции).

  2. Налейте в пробирку немного кока-колы и опустите охлажденную после прокаливания пластику в раствор. Что вы наблюдаете?

  3. Внимательно прочитайте этикетку:

Благодаря каким веществам, входящим в состав кока-колы произошли наблюдаемые изменения (запишите уравнения возможных реакций)?

  1. Прилейте 2-3 капли напитка к раствору лакмуса. Объясните происходящие изменения.

  2. Предположите, с какими еще веществами может взаимодействовать кока-кола? Запишите уравнения возможных реакций. Проверьте свои предположения экспериментально, используя выданные вам реактивы и оборудование.

6. Какое воздействие на организм человека возможно при чрезмерном употреблении этого напитка?

7. Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при выполнении опытов, описанных в этой задаче?

8. Предложите свой вариант рекламы популярного напитка. (20 баллов).

Раздел органическая химия (расчётные задачи)

1. Для полного взаимодействия некоторого количества смеси этена и бутина-2 с бромом израсходовалось 96 г брома, а при полном сгорании такого же количества смеси углеводородов образовалось 18 г воды. Каков состав исходной смеси в объемных процентах? (8 баллов).

2. Определите объемную долю водорода в его смеси с кислородом, если плотность смеси по воздуху составляет 0,48 г? (4 балла).

3. К 1 л газообразного углеводорода добавили 7 л (избыток) кислорода и подожгли. Объем газов после реакции составил 9 л, после конденсации водяных паров – 5 л, после пропускания через раствор щелочи 2 л. Все объемы измерены при н.у. Установите формулу углеводорода. (4 балла).

4. При пропускании 11,2 л смеси СН4, СО и СО2 через избыток раствора щелочи объем исходной смеси уменьшился на 4,48 л (н.у.), а для сгорания оставшейся смеси нужно 6,72 л кислорода (н.у.). Определите состав исходной смеси в объемных процентах. (9 баллов).

5. Для полного гидрирования 2,5 г алкена нужно 1 л водорода. Установите алкен, если он имеет цис-, транс-изомеры. (3 балла).

6. Один из изомеров гексана при бромировании образует только два монобромпроизводных. Напишите структурные формулы этого изомера и его бромпроизводных и назовите их. (8 баллов).

7. Какой объем природного газа (содержит 95% метана по объему) нужен для получения такого объема ацетилена, который можно получить из 1 тонны карбида кальция, содержащего 5% примесей и выходе ацетилена 80%. (7 баллов).

8. Осуществите цепочки превращений, укажите условия проведения реакций:

А) этан → хлорэтан →бутан → этилен → этан → углекислый газ;
                                    ↓                                                            (6 баллов).
                                Изобутан

Б) метан → бутан → бутен-1 → бутен-2 → 2,3-бутандиол; (4 балла).
                        t◦NaOH  свет,Cl2  

В) СН3-СН2-СООNa    →    А   →     Б  →   В;      (3 балла).

9. Массовая доля элемента в оксиде 0,4645. Определите формулу оксида. (5 баллов).

10. При хлорировании этана было выделено вещество, содержащее 84,5% хлора. Что это за вещество? (3 балла).

11. Определите структурную формулу углеводорода, если известно, что при реакции этого вещества (его некоторого количества) с хлороводородом может образоваться один единственный продукт, масса которого в 1,65 раза больше массы исходного углеводорода. (5 баллов).

Система оценивания заданий олимпиады:

  1. В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения.

  2. Балл должен быть целым положительным числом.

  3. Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

  4. Шаги, требующие формальных знаний, тривиальных расчетов, оцениваются ниже, чем те, в которых показано умение логически рассуждать, творчески мыслить, проявлять интуицию. Таким образом, так называемые бонусные баллы за сложные элементы присутствуют в каждом задании.

  5. Каждое задание оценивается максимальным числом баллов (как простые (утешительные), так и сложные (дифференцирующие)). Только в этом случае все участники получат удовлетворение от выполненной работы, даже если они не оказались в числе призеров, не потеряют интерес к решению задач и к изучению предмета. Таким образом, будет выполнена одна из основных целей олимпиады – создание и закрепление интереса к предмету.

Задание № 1.

В каком объемном соотношении необходимо смешать кислород и азот, чтобы получить газовую смесь, по плотности равную воздуху? (7 баллов)

а) 1:1; б) 1:2; в) 2:1; г) 1:3.

Задание № 2.

При действии концентрированной серной кислоты и меди на исследуемое удобрение выделился бурый газ. При действии щелочи ощущался запах нашатырного спирта. Данное удобрение:

а) аммофос; в) аммиачная селитра;

б) карбамид (мочевина); г) калийная селитра.

Напишите уравнения реакций, доказывающих наличие катиона и аниона в выбранном вами веществе.

Окислительно-восстановительную реакцию уравняйте с точки зрения электронного баланса. Укажите элемент окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления (3 балла)

Задание № 3.

Оксид меди(II) массой 16,0 г растворили в 200 мл 10%-ного раствора хлороводорода (ρ = 1,09г/мл). Рассчитайте массовую долю (%) хлорида меди(II)  в конечном растворе (10 баллов)

Задание № 4.

Для вещества: гексен – 1 постройте: полуразвёрнутые структурные формулы его и его изомеров (структурных и пространственных). Всем веществам дать названия по системе ИЮПАК (30 баллов)

Задание № 5.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

           1         2         3         4

СН4 —→  СО2   —→  X  —→ Na2СО3—→ Na NО3

4-е уравнение реакции напишите в молекулярном и ионном (полном и сокращённом) виде (6 баллов)

Ответы к заданиям олимпиады и их оценивание

Максимальное количество баллов – 56.

Призёры – студенты набравшие более 28 баллов

Задание 1.

1. Правильно выражена плотность воздуха: ρвоздуха = Мвоздуха / Vm = 29/ Vm

1 балл 

2.  Правильно выражена плотность смеси:

Ρ смеси= Мсмеси / Vm

1 балл 

3. Правильно выражена молярная масса смеси:

Мсмеси = n(O2)٠M(O2) + n(N2)٠M(N2)/ n(O2) + n(N2)

Пусть n(O2) + n(N2) =1моль, тогда n(O2) = x (моль), n(N2) = (1-x) моль

Мсмеси = 32x – 28(1-x)   ρмсеси = [32x – 28(1-x)]/ Vm

2 балла

 4. Правильно составлено уравнение и решено относительно x, найдены n(O2) и n(N2):

т.к. по условию задачи: ρвоздуха = ρмсеси,  то можно составить уравнение и решить его относительно x: 29/ Vm = [32x – 28(1-x)]/ Vm;  Сократим левую и правую части уравнения на 2, получим выражение  29 =32x – 28(1-x);  x = 0,25 моль; т.е. n(O2) =0,25 моль n(N2) = 1моль - 0,25 моль = 0,75 моль

2 балла 

5. Правильно и рационально найдено соотношение  V(O2)/ V(N2) = n(O2)/ n(N2);

V(O2)/ V(N2) = 0,25моль:0,75моль = 1:3

Ответ: г (смешать кислород и азот необходимо в объёмном соотношении 1:3)

1 балл 

7 баллов

Задание 2.

 Ответ: в – аммиачная селитра (NH4NO3)

3 балла 

Доказательство наличия иона аммония: NH4NO3  + NаОН =  NH3  +  NаNO3  + Н2О

1 балл

Доказательство наличия  нитрат – иона  и уравнивание с точки зрения электронного баланса:

 4NH4NO3  + Сu + 2Н2SO4 конц. =t 2(NH4)2 SO4 +  Сu(NO3)2  + 2NO2  + 2Н2О

        N+5   +1е    → N+4 | 2 ок-ль, вос.-е

      Сu 0 – 2е→ Сu2+| 1 восст-ль, ок-е

2 балла

Задание 3.

1. Правильно определена масса раствора хлороводорода:

mр-ра (HCl) = ρр-ра ٠ Vр-ра ;  mр-ра (HCl) = 1,09г/мл٠200 мл = 218г

1 балл 

2. Правильно найдена масса исходных веществ:

 mисх. в-в =  m(СuO) + mр-ра (HCl) =16г +  218г = 234г.

1 балл 

3. Правильно найдена масса соляной кислоты и количества веществ соляной кислоты и оксида меди (II):

m (HCl) = mр-ра (HCl)٠ώ(HCl) = 218г٠ 0,1 = 21,8г    

n(НCl) = m (HCl)/М(HCl) = 21,8г/36,5г/моль = 0,597 моль

n(СuO) =  m (СuO)/М(СuO) = 16г/80г/моль = 0,2 моль

2 балла

 4. Правильно составлено уравнение реакции и сделана проверка на «избыток и недостаток»:            0,2 моль    0,597моль

                                     СuO +  2HCl = СuCl2 +  Н2О

                               1моль     2моль

0,2моль/1моль ‹ 0,597моль/2моль           0,2‹ 0,299

Вывод: оксид меди дан в недостатке, по нему ведём расчет.

2 балла 

5. Правильно  найдены количество вещества  и  масса хлорида меди (II):

                                       СuO +  2HCl = СuCl2 +  Н2О

                               1моль                 1моль

n(СuСl2 ) = n(СuO) = 0,2 моль    

 m (СuСl2 ) = М(СuСl2 )٠ n(СuСl2 ) = 135г/моль∙0,2 моль =27г      

2 балла

6. Правильно и рационально найдена массовая доля хлорида меди в образовавшемся растворе:

ώ(СuСl2) = m (СuСl2)/ mполуч. р-ра ;  mполуч. р-ра  = mисх. в-в = 234г;

ώ(СuСl2) = 27г/234г = 0,11538 или 11,538%

Ответ: ώ%(СuСl2) ≈ 11,54 %

Итого:

2 балла









10 баллов

Задание 4.

СН2 =  СН- СН2   - СН2   - СН2   - СН3  гексен - 1

1 балл 

1. Изомерия углеродного скелета: СН2 =  С(СН3)- СН2   - СН2   - СН3  - 2-метилпентен – 1

СН2 =  СН- СН(СН3)   - СН2   - СН3    3-метилпентен – 1

СН2 =  СН- СН2   - СН (СН3)- СН3    4-метилпентен – 1

СН2 =  С(СН3)- СН(СН3)   - СН3    -  2,3 – диметилбутен -1      

СН2 =  СН- С(СН3)2   - СН3    -  3,3 – диметилбутен -1  

 СН2 =  С(С2Н5) – СН2- СН3    -  2 – этилбутен -1  

6 баллов

2. Изомерия положения кратной связи  

СН3 –СН = СН- СН2   - СН2   - СН3    гексен – 2

СН3 –СН2 – СН=СН- СН2   - СН3    гексен – 3

2 балла 

3. Совместная изомерия (углеродного скелета и положения кратной связи): 

СН3-С(СН3 ) = СН - СН2   - СН3    2-метилпентен – 2

СН3 –СН = С(СН3)- СН2   - СН3    3 -метилпентен – 2

СН3 –СН = СН- СН(СН3) - СН3    4 -метилпентен – 2

СН3  - С(СН3 ) = С(СН3) - СН3     2,3 -диметилбутен – 2

4 балла 

4. межклассовая изомерия: циклогексан, метилциклопентан,  1,2 – диметилциклобутан, 1,3 – диметилциклобутан,  1,1 – диметилциклобутан, этилциклобутан, 1,2,3 – триметилциклопропан, 1- метил – 2-этилциклопропан,  1,1,2 – триметилциклопропан,

пропилциклопропан.  

10 баллов 

5. Геометрическая изомерия имеется у веществ:

СН3 –СН = СН- СН2   - СН2   - СН3    гексен – 2

СН3 –СН2 – СН=СН- СН2   - СН3    гексен – 3

СН3 –СН = С(СН3)- СН2   - СН3    3 -метилпентен – 2

СН3 –СН = СН- СН(СН3) - СН3    4 -метилпентен – 2

1,2 – диметилциклобутан, 1,3 – диметилциклобутан,  

1- метил – 2-этилциклопропан,

6 баллов

6. Оптическая изомерия

СН2 =  СН- СН(СН3)   - СН2   - СН3    3-метилпентен – 1

1 балл

Итого:

30 баллов

Задание 5.

1. СН4 + 2О2 =  СО2  + 2Н2

1 балл 

2. СО2   +  NaOH  = NaHСО3

1 балл

3. NaHСО3  +  NaOH =  Na2СО3   +  Н2О

 1 балл

4. Na2СО3   +  2НNO3  = 2Na NO3 + Н2О +  СО2  

 1 балл

5. 2Na+  +  СО32-  +  2Н+  +  2NO3 -  = 2Na+  + 2NO3-   + Н2О +  СО2  

 1балл

6. СО32--  +  2Н+   =  Н2О +  СО2  

 1 балл

Итого:

6 баллов

Итоги олимпиады заносятся в таблицу:

Таблица результатов олимпиады



пп

Фамилия

Группа

Количество баллов

Место в техникуме



























































































Жюри олимпиады


«___» __________201__г.




3 План проведения олимпиады.

Цель проведения олимпиады:

  • создание условий для выявления и развития у студентов 1 курса творческих способностей;

  • пропаганда научных знаний и развитие у студентов интереса к изучению химии;

  • поиск талантов и их поддержка.

Оснащение олимпиады:

    • комплекты задач;

    • таблички для жеребьевки;

    • компьютер, проектор, экран;

    • презентация-сопровождение олимпиады;

    • таблица результатов олимпиады.

План проведения олимпиады:

  1. Приветствие участников олимпиады, жеребьевка.

  2. Представление жюри.

  3. Инструктаж.

  4. Размещение по местам жеребьевки.

  5. Получение заданий, шифрование.

  6. Выполнение заданий (90 минут).

  7. Проверка выполненных заданий, подведение итогов.

  8. Оформление сертификатов и грамот, награждение.












ВЫВОДЫ


Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Прошедшая олимпиада обсуждается, разбираются наиболее интересные задачи, возможные другие способы решения. В кабинете химии желательно иметь стенд, посвященный химической олимпиаде, на котором будут представлены лучшие «химики» техникума. Такая информация будет показывать перспективы участия в олимпиаде, формировать интерес и уважение к предмету у других студентов.

На этом же стенде можно представлять задания постоянно действующей химической олимпиады, вопросы викторин. Преподаватель химии, давая многовариантные домашние задания, вправе отметить, что за выполнение некоторой части задания можно не только получить оценку, но и зачетное очко в олимпиадную копилку. По результатам такой олимпиады можно выявлять лучшего «химика» семестра, года.

Конечно, что как в любом состязании, в олимпиадах есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.











СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Леенсон И.А. Удивительная химия./ - М.: «НЦ ЭНАС», 2006, 176 с.

  2. Левицкий М.М. О химии серьезно и с улыбкой./ - М.: «ИКЦ Академкнига», 2005, 287 с.

  3. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания по химии./ М.: «Дрофа», 2006, 430 с.

  4. Задачи всероссийских олимпиад по химии под ред. В.В. Лунина. / - М.: «Экзамен», 2004, 480 с.

  5. Габриелян О.С., Прошлецов А.Н. Химия: 8-11 классы: Региональные олимпиады: 2000-2002, - М.: «Дрофа», 2005 г

  6. Артемов А.А. Дерябина С.С. Школьные олимпиады. Химия. 8-11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007, 240 с.

  7. Доронькин В.Н. и др. Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этапы. – Ростов на Дону: Легион, 2009, 253 с.

  8. http://kontren.narod.ru – учебно-информационный сайт «КонТрен - Химия для всех»

  9. http://www.rosolymp.ru – портал Всероссийских предметных олимпиад школьников

  10. http://www.alhimik.ru – портал по химии «Алхимик»;

  11. http://www.eidos.ru/olymp/chemistry/ – сайт центра дистанционного образования "Эйдос". Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по химии.











26