СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по химии, 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по химии, 9 класс»



Химия, 9 класс, школьный этап

Время выполнения – 1 час.


Задание 1:

Реакции протекают в соответствии со следующей схемой:

Определите А и В и приведите соответствующие уравнения реакций.

(max 5 баллов)



Задание 2:

Какие из перечисленных металлов могут быть использованы для получения водорода взаимодействием с уксусной кислотой: серебро, алюминий, железо, свинец, ртуть? Запишите уравнения соответствующих реакций. Какой из металлов, взятых в одинаковом количестве, вытеснит наибольшее количество водорода? Ответ подтвердите расчетами.

(max 7 баллов)



Задание 3:

Зубная паста производства США содержат, как указано на упаковке, 0,454% фторида олова (II), а зубная паста производства Болгарии содержит 0,8% монофторфосфата Na2PO3F. Какая из этих паст является более эффективным средством для профилактики кариеса? Ответ подтвердите вычислениями.

(max 9 баллов)



Задание 4:

В четыре пробирки налиты разбавленные растворы сульфатов железа (ІІ), цинка, меди (ІІ), аммония. С помощью какого одного реактива можно определить каждое из предложенных веществ? Запишите уравнения и признаки соответствующих реакций.

(max 10 баллов)










ОТВЕТЫ

Всего за все задания олимпиады – 31 балл.


Задание 1:

Искомые вещества: А – CuO; В – щелочь, например NaOH (2 балла)


СuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O (1 балл)

CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 (1 балл)

CuSO4 +2 NaOH = СuO+ H2O+ Na2SO4 (при нагревании) (1 балл)


Максимальное количество баллов – 5.


Задание 2:

1 моль железа и свинца, как ясно из приведенных уравнений, может восстановить 1 моль водорода (то есть может выделиться 22,4 л газа при н.у.). Наибольшее количество водорода может вытеснить 1 моль алюминия – 1,5 моль водорода (33,6 л) (2 балла)

(Возможны и другие варианты расчетов)

Максимальное количество баллов – 7.


Задание 3:

Эффективность зубных паств профилактике кариеса можно сравнить по содержанию в них активного фтора, то есть фторид-иона, способного взаимодействовать с зубной эмалью.

Молярная масса SnF2 – 157 г/моль, молярная масса Na2PO3F – 145 г/моль (2 балла);

Фтора в SnF2 содержится 38 г, или 24% (2 балла);

В Na2PO3F – 19 г, или 13 % (2 балла);

В 100 г зубной пасты производства США содержится 0,454 г SnF2, в 1 моль которого фтора 24%, или:

0,454*24/100 = 1,109 г (1 балл)

В 100 г зубной пасты производства Болгарии содержится 0,8 г Na2PO3F, в 1 моль которого фтора 13%, или:

0,8*13/100 = 0,104 г (1 балл)

Таким образом, зубная паста производства США немного эффективнее в профилактике кариеса (1 балл)

Максимальное количество баллов – 9.


Задание 4:

Реактив – щелочь, например, гидроксид натрия (1 балл);

FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4 (1 балл);

Fe(OH)2 – нерастворимое вещество белого (светло-зеленого) цвета (1 балл), нерастворимое в избытке щелочи (0,5 балла);

ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 + Na2SO4 (1 балл);

Zn(OH)2 – нерастворимое в воде вещество белого цвета (1 балл); при добавлении избытка щелочи растворяется (0,5 балла);

CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 (1 балл);

Cu(OH)2 – нерастворимое в воде вещество голубого цвета (1 балл);

(NH4)2SO4 + 2NaOH = 2NH3 + 2H2O + Na2SO4 (1 балл);

NH3 – газ с резким неприятным запахом (1 балл), или газ, вызывающий посинение влажной универсальной индикаторной бумаги, или газ, вызывающий красное окрашивание влажной фенолфталеиной бумаги.

Максимальное количество баллов – 10.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс