Олимпиада по литературе
10-11 классы
Школьный тур
Пояснительная записка
Задания для школьного тура олимпиады по литературе составлены с учётом базовых компонентов литературного образования, основных видов деятельности учащихся, их возраста.
Цель олимпиады: выявление широты литературного кругозора наиболее
одарённых учащихся и глубины их литературных знаний.
Задачи олимпиады:
пропаганда научных знаний;
развитие у школьников интереса к научной деятельности;
развитие внеурочных форм работы со школьниками;
создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых школьников;
дальнейшее интеллектуальное развитие и профессиональная ориентация учащихся.
Работа состоит из двух частей.
Первая часть - задания, которые помогают выявить знание текстов художественной литературы, а также проверить теоретико-литературные и историко-культурные знания.
Вторая часть – творческое задание.
Проверяются творческие способности школьников, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, последовательность и логичность изложения, следование нормам речи.
Задания выполняются на отдельных листах, в любой последовательности.
Переписывать формулировки заданий не нужно, достаточно указать их номер.
На выполнение работы отводится 90 минут.
Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий олимпиады – 50.
Ответы к заданиям олимпиады прилагаются.
Часть первая
Назовите произведение и автора. (Максимальное количество баллов – 12 баллов)
А. Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!
Б. Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
В. Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести,не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но,поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную,сказал приглушенным баском:
- Здорово, браток!
Г. Нет, не клянись.
Хоть рада я твоей любви, но этот
Обет ночной не радует меня:
Он слишком скор, внезапен, опрометчив,
И слишком он на молнию похож,
Которая, сверкнув, исчезнет прежде,
Чем скажем мы, что молния блестит.
Мой дорогой, прощай, пусть эта почка
Любви в цветок прекрасный развернется,
Ко времени ближайшей нашей встречи.
Прощай, спокойной ночи! Пусть тот мир
И тот покой в твое вольются сердце,
Которыми наполнено мое.
Д. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
Е. И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
2. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали (максимальное количество баллов – 12):
- о своём Тулоне,
- изобрести перпетуум-мобиле,
- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»,
- «мне только бы досталось в генералы»,
- «в Европу прорубить окно»,
- «на Руси жить хорошо».
3. С жизнью каких писателей связаны следующие места (максимальное количество баллов – 12):
- Мелихово - Карабиха
- Спасское-Лутовиново - Орёл
- Тула - Курск
Часть вторая
Выполните творческое задание (14 балла)
Перед Вами мини-портрет одного из старинных русских городов из книги воспоминаний А.Ремизова «Подстриженными глазами».
«И разве могу забыть я вечер с такой ширью пожаром разлившейся вечерней зарей – Тула, та самая Тула, где Лесков подковал на подковы стальную аглицкую блоху, Тула, известная своими самоварами, пряниками, ножами, ружьями, а прославившаяся на весь мир и навсегда Ясной Поляной.»
Составьте по аналогии литературный портрет своего города, поселка, который мог бы стать его визитной карточкой.
Ответы к олимпиадным заданиям по литературе.
Назовите произведение и автора: (12 баллов)
А) А.Н. Островский пьеса «Гроза».
Б) А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
В) М.А. Шолохов «Судьба человека».
Г) У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
Д) А.И. Солженицын «Матренин двор».
Е) А.С. Пушкин «Медный всадник».
Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали: (12 баллов)
о своём Тулоне (князь Андрей, из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»);
изобрести перпетуум-мобиле (мещанин Кулигин из пьесы А.Н. Островского «Гроза»);
«через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» (Манилов из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»);
«мне только бы досталось в генералы» (полковник Скалозуб из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»);
«в Европу прорубить окно» (царь Пётр 1 из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»);
«на Руси жить хорошо» (7 мужиков из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
С жизнью каких писателей связаны следующие места:
- Мелихово (А.П. Чехов).
- Карабиха (Н.А. Некрасов).
- Спасское-Лутовиново (И.С. Тургенев).
- Орёл (И.С. Тургенев, Л. Андреев, достаточно указать имя одного писателя).
- Тула (Н.С. Лесков, Л. Андреев, достаточно указать имя одного писателя).
- Курск (Е.И. Носов, К.Д. Воробьёв).