СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по русскому языку помогут ученикам подготовится к ответственной работе. Будет интересно для 3-4 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс»

Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 4-ых классов, 2024-2025 учебный год


ШИФР ________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Всего















Задание 1. Расставь ударения в словах:


звонит, баловаться, собрались, жалюзи, газопровод, красивее, банты, оптовый, сливовый, хвоя.


Задание 2. Если в имени девочки заменить каждую букву порядковым номером этой буквы в русском алфавите, то получится число 11310191. Запиши имя этой девочки. Приведи пример литературного произведения (повести, рассказа, сказки), в котором главная героиня носит это имя. Запиши название и автора (фамилия, имя) этого литературного произведения.

.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Задание 3. Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче … погляди в окно

Сколько раз каждый звук слова ЛОСЬ встречается в данном отрывке? Запиши фонетическую транскрипцию этого слова. Напиши, сколько раз каждый звук слова ЛОСЬ звучит в тексте?

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................


  1. Задание 4. Многие слова современного русского языка имеют латинские или древнегреческие корни. Например, от слова biblion (в переводе с греч. «книга») при помощи корня БИБЛИО образовались такие слова современного русского языка как библиотека, библиотекарь, библиография.

  2. Слово ТЕРРА в латинском языке обозначает «земля». Какие слова современного русского языка, происходящие от этого латинского корня, ты знаешь? Запиши их. Объясни значение одного из записанных слов.

  3. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...


Задание 5. Малыш говорит: «Мышка какая юрчатая!» (Он хочет сказать, что мышь юркая).

Есть ли слово юрчатая в русском языке? При помощи какого суффикса малыш образовал это слово? Запишите три слова (существующих в русском языке), образованных при помощи этого же суффикса.

…………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 6. В 1925 году известный лингвист Лев Владимирович Щерба на одной из своих лекций предложил студентам записать предложение и объяснить, что оно означает:


«Гло́кая кýздра штéко будланýла бóкра и курдячит бокрёнка».


Предложение, искусственно созданное Л. В. Щербой, оказалось моделью русского предложения, оно в целом понятно, хотя в нашем языке нет корней –куздр-, –бокр- и др. А теперь задания к предложению:

  1. Что означает слово бокрёнок? Как оно образовано? Приведите один-два аналогичных примера такого образования слов в русском языке.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Докажите, что слово гло́кая с точки зрения грамматики русского языка является прилагательным.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Определите грамматическую основу предложения (подчерните в предложении подлежащее и сказуемое).

…………………………………………………………………………………………………


  1. Задание 7. Реши лексические уравнения по образцу. Назовите лексические явления, которые вы наблюдали в этих уравнениях.

  2. ланиты – щёки = чело – ………………

  3. палец – перст = глаза – ………………..

  4. золото – злато = ворота – ……………

  5. брег – берег = град – ………………...

  6. Взять – отдать = радоваться – ………………

  7. интересный – увлекательный = правильный – …………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


  1. ШИФР __________

  2. Задание 8. Прочти загадку, зашифрованную в ребусе, и найди подходящую отгадку. Запиши загадку и отгадку.






  1. Загадка:.……………………………………………………………………………………… Отгадка:……………………………………………………………………………………….

Задание 9. Используя все данные слова, запиши названия басен. Вспомни и запиши имя, отчество и фамилию автора этих басен.


Лебедь, ворона, стрекоза, рак, очки, слон, повар, лисица, щука, кот, Моська, мартышка, муравей

.……………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....

Задание 10. По описаниям воссоздайте фразеологизмы и запишите их. Определите в каждой группе, какое общее слово входит в состав фразеологизмов. Запишите эти слова в начальной форме.

Группа №1

Когда сильно удивляешься, то им не доверяешь;

Когда трудно сделать выбор из-за обилия предметов, то они бегают в разные стороны;

Когда сильно переживаешь, они бывают на мокром месте;

Когда очень темно, то его словно нет.

.……………………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Группа №2

Когда устаёшь, то едва ими ступаешь;

Если детей сумел вырастить и воспитать, то они на них стоят;

Чёрт её сломает, когда нет порядка;

Если надо очень спешить, то одна бывает здесь, а другая там.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Задание 11. Отгадайте устойчивые выражения (фразеологические обороты), которые зашифрованы в картинках. Запишите их. Что их объединяет?

Вспомните и запишите ещё три устойчивых выражения, которые можно будет объединить с предыдущими по тому же признаку.

Объясните значение одного любого фразеологизма, который вспомнили и записали сами.









……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Задание 12. Запиши русские пословицы, схожие по смыслу с данными пословицами:

Татарская: Замышляющий гибель других – сам погибнет.

Афганская: Верблюда под мостом не спрячешь.

Английская: Маленький горшок хорошо нагревается.

Вьетнамская: Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Корейская: Рис рассыплешь - собрать можно, слово скажешь – назад не вернёшь.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………




3