Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 4-ых классов, 2024-2025 учебный год
ШИФР ________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего |
| | | | | | | | | | | | |
Задание 1. Расставь ударения в словах:
звонит, баловаться, собрались, жалюзи, газопровод, красивее, банты, оптовый, сливовый, хвоя.
Задание 2. Если в имени девочки заменить каждую букву порядковым номером этой буквы в русском алфавите, то получится число 11310191. Запиши имя этой девочки. Приведи пример литературного произведения (повести, рассказа, сказки), в котором главная героиня носит это имя. Запиши название и автора (фамилия, имя) этого литературного произведения.
.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание 3. Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно
Сколько раз каждый звук слова ЛОСЬ встречается в данном отрывке? Запиши фонетическую транскрипцию этого слова. Напиши, сколько раз каждый звук слова ЛОСЬ звучит в тексте?
........................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задание 4. Многие слова современного русского языка имеют латинские или древнегреческие корни. Например, от слова biblion (в переводе с греч. «книга») при помощи корня БИБЛИО образовались такие слова современного русского языка как библиотека, библиотекарь, библиография.
Слово ТЕРРА в латинском языке обозначает «земля». Какие слова современного русского языка, происходящие от этого латинского корня, ты знаешь? Запиши их. Объясни значение одного из записанных слов.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Задание 5. Малыш говорит: «Мышка какая юрчатая!» (Он хочет сказать, что мышь юркая).
Есть ли слово юрчатая в русском языке? При помощи какого суффикса малыш образовал это слово? Запишите три слова (существующих в русском языке), образованных при помощи этого же суффикса.
…………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 6. В 1925 году известный лингвист Лев Владимирович Щерба на одной из своих лекций предложил студентам записать предложение и объяснить, что оно означает:
«Гло́кая кýздра штéко будланýла бóкра и курдячит бокрёнка».
Предложение, искусственно созданное Л. В. Щербой, оказалось моделью русского предложения, оно в целом понятно, хотя в нашем языке нет корней –куздр-, –бокр- и др. А теперь задания к предложению:
Что означает слово бокрёнок? Как оно образовано? Приведите один-два аналогичных примера такого образования слов в русском языке.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Докажите, что слово гло́кая с точки зрения грамматики русского языка является прилагательным.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Определите грамматическую основу предложения (подчерните в предложении подлежащее и сказуемое).
…………………………………………………………………………………………………
Задание 7. Реши лексические уравнения по образцу. Назовите лексические явления, которые вы наблюдали в этих уравнениях.
ланиты – щёки = чело – ………………
палец – перст = глаза – ………………..
золото – злато = ворота – ……………
брег – берег = град – ………………...
Взять – отдать = радоваться – ………………
интересный – увлекательный = правильный – …………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ШИФР __________
Задание 8. Прочти загадку, зашифрованную в ребусе, и найди подходящую отгадку. Запиши загадку и отгадку.
Загадка:.……………………………………………………………………………………… Отгадка:……………………………………………………………………………………….
Задание 9. Используя все данные слова, запиши названия басен. Вспомни и запиши имя, отчество и фамилию автора этих басен.
Лебедь, ворона, стрекоза, рак, очки, слон, повар, лисица, щука, кот, Моська, мартышка, муравей
.……………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....
Задание 10. По описаниям воссоздайте фразеологизмы и запишите их. Определите в каждой группе, какое общее слово входит в состав фразеологизмов. Запишите эти слова в начальной форме.
Группа №1
Когда сильно удивляешься, то им не доверяешь;
Когда трудно сделать выбор из-за обилия предметов, то они бегают в разные стороны;
Когда сильно переживаешь, они бывают на мокром месте;
Когда очень темно, то его словно нет.
.……………………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Группа №2
Когда устаёшь, то едва ими ступаешь;
Если детей сумел вырастить и воспитать, то они на них стоят;
Чёрт её сломает, когда нет порядка;
Если надо очень спешить, то одна бывает здесь, а другая там.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 11. Отгадайте устойчивые выражения (фразеологические обороты), которые зашифрованы в картинках. Запишите их. Что их объединяет?
Вспомните и запишите ещё три устойчивых выражения, которые можно будет объединить с предыдущими по тому же признаку.
Объясните значение одного любого фразеологизма, который вспомнили и записали сами.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 12. Запиши русские пословицы, схожие по смыслу с данными пословицами:
Татарская: Замышляющий гибель других – сам погибнет.
Афганская: Верблюда под мостом не спрячешь.
Английская: Маленький горшок хорошо нагревается.
Вьетнамская: Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
Корейская: Рис рассыплешь - собрать можно, слово скажешь – назад не вернёшь.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3