СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подобран и составлен для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс»

Школьный этап олимпиады по русскому языку 2017-2018 уч. год 9 класс.

Задание 1

В стихотворении В. Маяковского «Канцелярские привычки» есть такие строки:

На кипарисе,

стоящем века,

весь алфавит:

а б в г д е ж з к.

а) Вставьте буквы, пропущенные автором в данном отрезке алфавита.

____________________________________________________________________________________

б) постройте в алфавитном порядке следующие буквы: у т р ф е с х ш ц ь э ю ы я ъ ч ш.

_____________________________________________________________________________________



Задание 2

Какое изобразительное средство, основанное на повторении определённых звуков, использует В.Я. Брюсов в стихотворении «Сухие листья»? Как называется это средство? Какова его роль в данных строках?

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

В «Материалах для словаря русского языка» Н. В. Гоголя встречаются слова звездословие, средиградье, скудобрюхий, сослов, надызбица. Подберите к ним синонимы, общепринятые в современном русском языке.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

В одном из сочинений митрополита Макария мы читаем следующее: «[Она] … есть яже научаетъ пути правого и жития полезнаго добрословия; сию же науку сладкоголосием или краснословиемъ нарицаетъ, понеже красовито и удобно глаголати и писати научаетъ». Назовите науку, о которой говорит в своем сочинении митрополит Макарий.

_____________________________________________________________________________________



Задание 5

Пословица

В правую колонку впишите номер пословицы, который соответствует её классификации, данной в левой колонке: 1) лошадь узнают в езде, человека – в общении; 2) умный – языком, глупый – руками; 3) дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Определите значение пословиц.

Пословица, указывающая на ошибки во время диалога


Пословица, оценивающая человека по знанию им форм речевого этикета


Пословица, указывающая на порядок беседы


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 6

Какими средствами можно выразить разную (меньшую или большую) степень качественного признака белый? Приведите примеры.

1. Меньшую степень качественного признака белый можно выразить следующими средствами:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Большую степень качественного признака белый можно выразить следующими средствами:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7

Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в тексте.

Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не сколько не разнообразной. Не бросская , но какая-то сосредоточеная , и сразу нераскрывающаяся красота её вызывает неповторимое , долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость , страстно манет далью еше почти непротореных дорог.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание 8

Графически покажите, каким членом предложения является словоформа с умом в каждом примере.

1. Этот человек – с умом.

2. Человек с умом не пропадёт.

3. Этот человек, с умом, с талантом, с большими страстями, прожил яркую, интересную жизнь.

4. С умом задумано, а без ума сделано.

Задание 9

В письме иностранца встретилась фраза: Пиджаку оторвали пуговицу. В чем заключается синтаксическая ошибка этого иностранца? Как её исправить?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10

Произведите морфемный анализ словоформ выполните, вылечите, выкупите

Задание 11

Найдите и исправьте грамматические ошибки. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов.

Олимпийское Сочи, далекое Осло, вечерние Хельсинки, загадочный Токио, густонаселённый Гродно, широкое Лимпопо, солнечный Брешта, забытые Заветы Ильича (колхоз), подмосковные Химки, красивый Шираз, независимый Гаити.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12

Соотнесите тропы с их определениями.

1. Синекдоха

А. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком - либо отношении двух предметов или явлений.

2. Перифраз(а)

Б. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.

3. Метафора

В. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

4. Сравнение

Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

5. Ирония

Д. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.



_____________________________________________________________________________________



Задание 13

Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________