Олимпиада по русскому языку. 1 класс.
Школьный тур.
Фамилия, имя_______________________________________________
1.(1 балл) В слове кот и в слове мяу по 3 звука. Одинаково ли количество слогов?
2.(1 балл) Какое правило иллюстрирует это стихотворение? Подчеркни его.
В поле травы хороши, а на речке камыши.
Мимо поля, мимо ржи шли колючие ежи.
3.(1 балл) Название этого чудесного насекомого в старину означало «Душа бабушки». Что это за насекомое?________________________________________________
4.(2 балла) Запиши слова во множественном числе.
стол-____________ ухо-_______________
стул-____________ человек-____________
5.(2 балла) Добавь одну букву в конце слова, чтобы получились новые слова.
шпага-______________ база-______________
шёл-_______________ банк-_____________
6.(5 балла) Назови детенышей животных:
у кошки -___________________________
у козы - ____________________________
у собаки - __________________________
у коровы - __________________________
у курицы - ____________________________
7.(5 баллов) Раздели предложение на слова черточками.
РИТАЛЮБИТРИСОВАТЬЖИВОТНЫХИЦВЕТЫ.
Ключ к олимпиаде 1класс
1.(1 балл) кот (1)мя-у(2)
2.(1 балл)
В поле травы хороши, а на речке камыши.
Мимо поля, мимо ржи шли колючие ежи.
3.(1 балл) Бабочка
4.(2 балла)
Стол-столы ухо-уши
стул- стулья человек-люди
5.(2 балла)
шпагаТ базаР
шёлК банкА
6.(5 баллов)
у кошки -КОТЯТА
у козы - КОЗЛЯТА
у собаки - ЩЕНЯТА
у коровы -ТЕЛЯТА
у курицы - ЦЫПЛЯТА
7.(5 баллов)
РИТА –ЛЮБИТ- РИСОВАТЬ- ЖИВОТНЫХ- И- ЦВЕТЫ.
Олимпиада по русскому языку. 2 класс.
Школьный тур.
Фамилия, имя_______________________________________________
1. Найди слова, в которых количество букв и звуков неравное, подчеркни их:
ёлка, берёза, листок, корень, полью, лейка, теннис.
2. Поставь ударение в словах:
свекла, алфавит, звонит, щавель, портфель, ворота, документ.
3. Прочитай стихотворение. Сколько раз в нём встречается звук [ш] ?
Подчеркни слова, в которых произносится этот звук.
- Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош ?
- Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь.
4. Допиши названия животных в выражения :
1) Голоден как ________ 2) Труслив как___________
3) Хитёр как_________ 4) Упрям как____________
5.В каждой группе слов найди одно лишнее. Подчеркни его и объясни, почему ты его выбрал :
1) Пётр, Катя, Серёжа, Егоров, _______________________________________
2) мяч, кукла, скакалка, шахматы, играет_______________________________
3) вода, водичка, подводный, водитель, водолаз_________________________
4 ) жираф, ножик, шишки, коршун, кожица_____________________________
6. Исправь ошибки:
Холадно и голадно птицам зимой. Без корма птичькислобеют и замерзают. Трискучиемарозылехко убивают птах. Пожалей пирнатых друзей!
7. Расшифруй слова:
Яцза _______________ Кровоа ______________________Дедмевь_______________________
8. Разгадай ребусы.
7я (__________), 100Л (__________), 40а (__________________), 100Г (_________________)
9. Выбери ответ, сколько звуков в слове «ЛЬЮ»?
1). 22). 33). 4
10. Подчеркни лишнюю пару слов:
-журналист – журналистка; -ученик – ученица;
-мельник – мельница; -мастер – мастерица.
11. Найди лишнюю пару:
широкий – узкий громкий – сильный;
тёмный – светлый.робкий - смелый
12. Выбери слова, в которых есть только мягкие согласные:
Билет, теперь, топор, шесть, чаща, юбилей.
13.Выдели слово, которое расположено не в алфавитном порядке:
Мак, мальчик, молния, муха, муравей
Ключ к олимпиаде 2класс
1. Найди слова, в которых количество букв и звуков неравное, подчеркни их:
ёлка, берёза, листок, корень, полью, лейка, теннис.
2. Поставь ударение в словах:
свЕкла, алфавИт, звонИт, щавЕль, портфЕль, ворОта, докумЕнт.
3. Прочитай стихотворение. Сколько раз в нём встречается звук [ш] ?
Подчеркни слова, в которых произносится этот звук.
- Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош ?
- Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь.
4. Допиши названия животных в выражения :
1) Голоден как волк2) Труслив какзаяц
3) Хитёр каклиса 4) Упрям какосёл
5.В каждой группе слов найди одно лишнее. Подчеркни его и объясни, почему ты его выбрал :
1) Пётр, Катя, Серёжа, Егоров, - фамилия
2) мяч, кукла, скакалка, шахматы, играет- не предмет
3) вода, водичка, подводный, водитель, водолаз - профессия
4 ) жираф, ножик, шишки, коршун, кожица – множественное число
6. Исправь ошибки:
Холодно и голодно птицам зимой. Без корма птички слабеют и замерзают. Трескучие морозы легко убивают птах. Пожалей пернатых друзей!
7. Расшифруй слова:
Яцза - заяц
Кровоа- корова
Дедмевь- медведь
8. Разгадай ребусы.
7я (семья),
100Л (стол),
40а (сорока),
100Г (стог)
9. Выбери ответ, сколько звуков в слове «ЛЬЮ»?
1). 2
2). 3
3). 4
10. Подчеркни лишнюю пару слов:
-журналист – журналистка;
-ученик – ученица;
-мельник – мельница;
-мастер – мастерица.
11. Найди лишнюю пару:
широкий - узкий
громкий – сильный;
тёмный – светлый.
робкий - смелый
12. Выбери слова, в которых есть только мягкие согласные:
билет,
теперь,
топор,
шесть,
чаща,
юбилей.
13.1 мак, 2 мальчик, 3 молния, 4, муравей, 5 муха,
За каждый правильный ответ по 1б
Олимпиада по русскому языку. 3 класс.
Школьный тур.
Фамилия, имя_______________________________________________
Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:
Малыш, лужицы, пальцы, подъезд, таблица, оркестр
_____________________________________________________________________
Замени выражения одним глаголом:
Клевать носом – _________________ Зарубить на носу – ___________________
Чесать языком – _________________ Дать стрекоча – ____________________
Ломать голову – __________________
Запиши:
а) 3 слова, в которых букв больше, чем звуков;
б) 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.
а)___________________________________________________________________
б)____________________________________________________________________
В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его:
А) Молоко, бревно, пальто, число, весело.
Б) Звук, жест, долг, глаз, рукав.
В) Они, мы, сани, вы, ты.
Г) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.
Запиши пословицы, в которых встречается слово «семь»___________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Запиши к выделенным прилагательным противоположные по смыслу слова:
Свежее утро – _______________ утро; свежая булка – ________________ булка;
Свежая рыба – ______________ рыба; свежая газета – ______________ газета;
Свежая блузка – ______________ блузка.
Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда». Какие из них он включил в список неправильно? Подчеркни их.
Кот, дама, мак, карман, дамка, ад, мандат, дно, ода, мода, дан, анаконда.
Вставь подходящие по смыслу предлоги.
Покатился _____ огород,
Докатился _____ ворот,
Подкатился _____ ворота,
Добежал ______ поворота,
Там попал ______ колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!
Запиши слова по группам:
а) слова, родственные слову «нос»,
б) слова, родственные слову «носить:
поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.
А)_____________________________________________________________________
Б)_____________________________________________________________________
В каких из перечисленных ниже глаголах можно по-разному поставить ударение? Подчеркни их.
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.
Ключ к олимпиаде 3класс
Малыши, лужицы, подъезд. (3 балла)
Дремать, запомнить, болтать, убегать, думать. (5 баллов)
Возможные варианты: а) пальто, конь, тетрадь;
б) юла, рисую, ёжик. (6 баллов)
Лишние слова: а) весело (прил);
б) рукав (2 слога);
в) сани (существительное);
г) прорубь (ж.р.) (4 балла)
Семь бед – один ответ.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, а один – отрежь.
Один с сошкой – семеро с ложкой.
У семи нянек дитя без глазу. (1 балл за каждую пословицу)
Теплое утро; черствая булка; тухлая (испорченная) рыба; вчерашняя (давнишняя) газета; несвежая (грязная) блузка. (5 баллов)
Лишние слова: карман, мандат, анаконда. (3 балла)
В, до, под, до, под. (5 баллов)
А) Носорог, носик, утконос, переносица, носатый.
Б) Поднос, носилки, носильщик, носитель, вынос. (по 0,5 балла за каждое правильное слово)
Вычитать, рассыпать, выкупать, вырезать, отрезать.(5 баллов)
Олимпиада по русскому языку. 4 класс.
Школьный тур.
Приложение
Диктант.
Загадки леса.
Поздняя осень уже не может удержать тепло. Холодный ветер далеко проник на юг. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев.
Мы подъехали к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся жёлтые листья. Они тихо шумят.
Олимпиада по русскому языку. 4 класс.
Школьный тур.
Фамилия, имя______________________________________________
2.Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.
Балованный, баржа, арест, дециметр, зазвонить, искра, иконопись, ломота, монумент,
портфель.
3.Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма;___________________________________________________________________________
Труд – лень;____________________________________________________________________________
Встречают – провожают;_________________________________________________________________
Погибай – выручай._______________________________________________________________________
4.От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей
богатый -__________________ хитрый - ____________________
счастливый -_______________ грубый -_____________________
крепкий -__________________ весёлый -____________________
5.Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг – _____________________________________________
Верное средство – _________________________________________
Верный ответ – ___________________________________________
6.Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях:
Больш… кенгуру, хохлат… какаду, уютн… кафе, чёрн… вуаль, стар… рояль, горяч… кофе, прозрачн… тюль, детский… шампунь.
7.Замените глаголом следующие выражения:
Зарубить на носу – _____________________________Водить за нос – ________________________
Бить баклуши - _____________________________Попасть в просак - _________________________
Раскинуть умом - _________________________________________________
8.Выпиши слова с приставками:
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасить, посмотрел, подарки, полевые, полка, покупка, победитель, полянка, забавный, заботливый,_______________________________________________
9.Определи какой частью речи являются подчеркнутые слова.
В поля, не кошеных косой, (_____________ )
Всё утро дождик шёл косой.(____________ )
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла, (___________ )
В ладонь цветка она стекла. (____________ )
10.Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа
Килограммы-____________________ , сапоги-_________________________, помидоры-_______________________, ботинки-_______________________
11.В каком слове количество букв и звуков совпадает: мать, беречь, вернешься, ясли, боюсь.
12.Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
А) Овладевать собой, успокаивается_______________________________________________________
Б) Очень тесно_______________________________________________________________________
В)Усиленно думать над трудным вопросом-…____________________________________________
Г)Хорошо запомнить-…_______________________________________________________________
13.Запиши восемь слов в которых последняя буква первого слова является началом для второго.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ к олимпиаде 4класс
Диктант.(Приложение)(10 баллов – без ошибок.За каждую орфографическую ошибку вычитается 1 балл, за исправление неграфического характера – 0,5 балла, за пропущенную запятую – 0,5 балла)
Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.
Бало! ванный, ба! ржа, аре! ст, дециме! тр, зазвони! т, и! скра (искра!),
и! конопись, ломо! та, монуме! нт, портфе! ль.
(За каждый правильный ответ - 0, 5 балла. Максимально – 5 баллов )
Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма; (Ученье – свет, а неученье – тьма)
Труд – лень; (Труд кормит, а лень портит)
Встречают – провожают; (Встречают по одёжке, провожают по уму)
Погибай – выручай. (Сам погибай, а товарища выручай)
(За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 4 балла )
От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей
Богатый - богач, хитрый - хитрец
Счастливый - счастливец грубый - грубиян
Крепкий - крепыш весёлый – весельчак
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимально – 3 балла )
Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг – надёжный
Верное средство – проверенное
Верный ответ – правильный
(За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 3 балла )
Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Большой кенгуру, хохлатый какаду,
Известное кафе, чёрная вуаль,
Старинный рояль, горячий кофе,
Прозрачная тюль, детский шампунь,
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Максимально – 4 балла )
Замените глаголом следующие выражения:
Зарубить на носу – запомнить
Водить за нос – обманывать
Бить баклуши - бездельничать
Попасть в просак – запутаться, оказаться в трудном положении
Раскинуть умом –подумать
(За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимально – 5 баллов )
Выпиши слова с приставками:
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасить, посмотрел, подарки, полевые, полка, покупка, победитель, полянка, заботливый, забавный.
(За каждое верно выбранное слово – 0,5 балла,
за каждое неверно выбранное слово – минус 0,5 балла).
Определи какой частью речи являются подчеркнутые слова:
В поля, не кошеных косой, (сущ. )
Всё утро дождик шёл косой.(прил. )
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла, (сущ. )
В ладонь цветка она стекла. (глагол)
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла.Максимально – 2 балла).
Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа
Килограммы - килограммов , сапоги - сапог, помидоры -помидоров, ботинки - ботинок.
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла.Максимально – 2 балла).
В каком слове количество букв и звуков совпадает:
Мать, беречь, вернешься, ясли, боюсь.
(За правильный ответ – 1 балл).
12. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
А)Брать себя в руки
Б)Яблоку негде упасть.
В)Ломать голову
Г)Заруби себе на носу.(4б )
13.Запиши восемь слов в которых последняя буква первого слова является началом для второго.
Пример…удаВ-ВетеР-РебятА-АпельсиН-НебО-ОгуреЦ-ЦыплёноК-Капуста.(8б)