« Олимпийские игры Древней Греции"
Тип урока: интегрированный
Цель урока:
Создать представление о зарождении в Древней Греции и об историческом значении Олимпийских игр в рамках уроков истории и физической культуры.
Задачи урока:
познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности;
пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта;
закрепление навыков бега, метания, прыжка в длину с места;
развитие ловкости, скорости;
воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.
Учебное оборудование и инвентарь:
карта «Древняя Греция» (до середины V в. до н.э.);
композиция «Гонка колесниц в Олимпийских играх»;
переносная меловая доска;
свисток, эстафетные палочки;
линейка, бумажные диски, секундомер.
Место проведения: спортивный зал
Опережающее домашнее задание:
1. Прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции.
2. Сформировать команды по 5-7 человек.
3. Командам подготовиться к выступлениям по карточкам-заданиям.
Задание 1. На контурной карте «Древняя Греция и греческие колонии» отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами его опишите (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия, г. Кирена, г. Милет).
Задание 2. Выберите бога/богиню - покровителя вашего города и команды. Объясните свой выбор.
Задание 3. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр в школе.
Рекомендуемая литература:
Венок из оливы: Книга для чтения по истории Древнего мира: Пособие для учащихся / Под ред. А. И. Немировского. М., 1981. С. 180-189.
Нейхардт А. А. Семь чудес света Древнего мира. М., 1966. С. 60-76.
Я познаю мир: Энциклопедия. М., 2001. С. 15-16, 66-67.
Я познаю мир: Энциклопедия: История. М., 1994. С. 68-69.
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение новой темы.
План:
Первые Олимпийские игры.
Пять незабываемых дней.
Победители Олимпийских игр.
На доске - тема урока; дата: ?776 г. до н.э.; новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген, стадион.
Вводная часть
1. Учитель истории рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводились также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.
2. По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний, откуда прибывали участники Олимпийских игр; Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпия и г. Олимп).
3. Учащиеся знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр:
а) Очистив необычайно грязные скотные дворы царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания и, спустя несколько лет, Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.
б) Другой миф об основании Олимпийских игр изложен в учебнике (А.А. Вагасин и др. История Древнего мира. С. 151).
В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец, но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, между ним и отцом началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.
4. Учитель истории напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря.
Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач олимпийской тематики:
Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? -2783 года назад. Всеобщее признание как мероприятия огромной общественно-политической важности олимпийские игры получили в 776 г. до н.э. Именно с этого года в Греции вводится счет времени по Олимпиадам.
Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в год реформы Солона? В год законов Дракона? и т.п.
Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились? - В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.
На каких по счету играх были введены следующие состязания: прыжки, кулачный бой, состязания на колесницах?
Впервые состязания по прыжкам проводились на Олимпийских играх 708 г. до н. э. в рамках пентатлона (пятиборья), в который входили метание диска, прыжки, метание копья, бег на 1 стадий (192 м), равный 600 ступням Геракла (32,045 см), и борьба. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (На XVIII).
В 688 г. до н.э. введен кулачный бой. Он был включен в олимпийскую программу XXIII Олимпийских игр. Прежде чем приступить к олимпийским состязаниям, бойцы тренировались в палестрах – особых школах под руководством специалистов.
В 680 г. до н. э. на XXV Олимпиаде появляются бега четверок.
Учитель истории рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, вводит основные понятия темы: пятиборье, ипподром, Атлет, стадион.
Закрепление.
Решить задачу по: Вигасин А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса. § 33. С. 154. Вопрос 1.
Ответы к задаче:
Во время Игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.
20 лет: 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх).
Соревнования
Учитель физкультуры открывает их торжественными словами: «Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!»
1. Представление команд на основе заданий № 1.
2. Олимпийские игры открываются. В первый день приносят «жертвы» богам и даются клятвы у алтарей. Команды по очереди озвучивают задания № 2, 3.
3. На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта.
№ п/п | Содержание урока | Время выполнения | Организационно-методические указания |
I ч. | Подготовительная часть. Ходьба: - на носках, на пятках - в полуприсяди, руки за головой | 12 мин. 200-250 м 15 шагов | Упражнения для коррекции осанки. Лопатки сведены, смотреть вперед, руки на пояс, носки, пятки повыше. |
Бег в медленном темпе | 200-250 м | Следить за работой рук, ног, дыхание не задерживать. |
Упражнение по восстановлению дыхания. Перестроение в колонну по три. | | 1-4 вдох, ходьба, руки вверх. 5-8 выдох, руки вниз. |
ОРУ на месте. I. И.п. – о.с. 1. – руки вверх, прогнуться, левая на носок 2. – и.п. 3. то же, но правая на носок 4. – и.п. | 5-6 раз | Дыхание не задерживать. |
II. И.п. – руки перед грудью 1-2 – отведение согнутых рук 3-4 – отведение прямых рук с поворотом вправо, влево. | 5-6 раз | Рывки энергичны, лопатки не опускать. |
III. И.п. – сед на правой (левой), левая (правая) в сторону. Руки в упор на полу. Смена ног, не поднимая таза. | 5-6 раз | Руки от пола не отрывать, таз не поднимать, дыхание не задерживать. Расслабление с потряхиванием рук и ног. |
IV. И.п. - выпад правой (левой) ногой вперед, руки на колено 1-3 – пружинистое покачивание 4 – поворот 5-7 – пружинистое покачивание 8 – поворот. | 5-6 раз | Спину держать ровно, с места не сходить. |
V. И.п. – ноги на ширине плеч. Правая (левая) согнута в колене и выполняет круговые вращения вправо и влево (на 4 счета). | 5-6 раз | Расслабление, дыхание не задерживать. |
VI. И.п. – упор лежа, правая (левая) прямая сзади. Смена положения | 10 раз | Энергично отталкиваясь одновременно носками обеих ног. |
VII. И.п. – основная стойка. Прыжки толчком двух ног с поворотом на 180°, руки согнуты в локтях. Расслабление и упражнение на восстановление дыхания. | 8 раз | Отталкиваться от пола только носками ног. |
II ч. | Команда выбирает капитана. Назначаем судейскую бригаду. I вид соревнований: Бег 15 метров (с высокого старта, выполняется команда). | 24 мин. 3 мин. | ? |
II вид соревнований: Прыжок в длину с места с вытянутыми руками вперед. Поставить стопы перед линией, согнуть ноги, руки впереди, толчок двумя ногами, приземление на две стопы и согнутые в коленном суставе ноги, плечи вперед, руки впереди. | 5 мин. | Ученики выполняют прыжок в длину с места (по одной попытке). Команда-победительница определяется по трем лучшим результатам. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела. |
III вид соревнований: Дартс. Метание дротиков. | 4 мин. | Каждый выполняет по одному метанию. |
IV вид соревнований: Метание бумажного диска. | 5 мин. | Судьи следят за приземлением, ставя баллы от одного до трех. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков. |
V вид соревнований: Эстафета 3х 3м Первый бежит до центральной линии, касается ее палочкой, возвращается к 3-х метровой, опять касается, затем - к центральной линии и, коснувшись ее, бежит к команде, передав эстафету следующему. | 3 мин. | Касаться точно линии, не переступая ее, соблюдая технику безопасности. |
VI вид соревнований: Показательные выступления. Элементы борьбы (из числа занимающихся борьбой). | 4 мин. | По одному человеку от каждой команды. |
Заключительная часть
«В последний, пятый день праздника раздавали награды». Глашатай (учитель физкультуры) выкрикивает имена олимпиоников, участники приветствуют их словами: «Слава победителю!» (награждение победителей).
Учитель истории сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине: «Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад».
В заключение учащиеся читают курьезные факты о знаменитых атлетах (Милон, Полидама, Феаген).
Работа с классом.
Беседа о современном олимпийском движении и его чемпионах.
Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? - Первым российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду в 1908 году на IV Олимпийских играх, проходивших в Лондоне.
Когда были последние Зимние Олимпийские игры? - В 2006 году в итальянском г. Турине.
Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете? - А. Попов, И. Привалова, С. Хоркина.
Почему олимпийское движение было прервано на длительный срок и возродилось только в 1896 году? - Последние Олимпийские игры состоялись в 392 г. н.э. Через два года в 394 году римский император Феодосий I отменил их как проявление язычества.
Домашнее задание:
1. Прочитать: Вигасин А. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. § 33.
2. Выполнить: Годер Г. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. С. 23. Задание 31.
3. Творческое задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь Олимпийского героя