СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпийские игры Древней Греции.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать представление о зарождении в Древней Греции и об историческом значении Олимпийских игр  на уроке физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Олимпийские игры Древней Греции.»

« Олимпийские игры Древней Греции"


Тип урока:  интегрированный

Цель урока:

 Создать представление о зарождении в Древней Греции и об историческом значении Олимпийских игр в рамках уроков истории и физической культуры.

Задачи урока:

           познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

           способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности;

           пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта;

           закрепление навыков бега, метания, прыжка в длину с места;

           развитие  ловкости, скорости; 

           воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.

Учебное оборудование и инвентарь:

           карта «Древняя Греция» (до середины V в. до н.э.);

           композиция «Гонка колесниц в Олимпийских играх»;

           переносная меловая доска;

           свисток, эстафетные палочки;

           линейка, бумажные диски, секундомер.

Место проведения: спортивный зал

Опережающее домашнее задание:

1.         Прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции.

2.         Сформировать команды по 5-7 человек.

3.         Командам подготовиться к выступлениям по карточкам-заданиям.

Задание 1. На контурной карте «Древняя Греция и греческие колонии» отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами его опишите (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия, г. Кирена, г. Милет).

Задание 2. Выберите бога/богиню - покровителя вашего города и команды. Объясните свой выбор.

Задание 3. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр в школе.

Рекомендуемая литература:

Венок из оливы: Книга для чтения по истории Древнего мира: Пособие для учащихся / Под ред. А. И. Немировского. М., 1981. С. 180-189.

Нейхардт А. А. Семь чудес света Древнего мира. М., 1966. С. 60-76.

Я познаю мир: Энциклопедия. М., 2001. С. 15-16, 66-67.

Я познаю мир: Энциклопедия: История. М., 1994. С. 68-69.

Ход урока:

Организационный момент.

Изучение новой темы.

План:

  1. Первые Олимпийские игры.

  2. Пять незабываемых дней.

  3. Победители Олимпийских игр.

На доске - тема урока; дата: ?776 г. до н.э.; новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген, стадион.

Вводная часть

1. Учитель истории рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводились также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.

2. По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний, откуда прибывали участники Олимпийских игр; Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпия и г. Олимп).

3. Учащиеся знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр:

а) Очистив необычайно грязные скотные дворы царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания и, спустя несколько лет, Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.

б) Другой миф об основании Олимпийских игр изложен в учебнике (А.А. Вагасин и др. История Древнего мира. С. 151).

В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец, но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, между ним и отцом началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.

4. Учитель истории напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря.

Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач олимпийской тематики:

            Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? -2783 года назад. Всеобщее признание как мероприятия огромной общественно-политической важности олимпийские игры получили в 776 г. до н.э. Именно с этого года в Греции вводится счет времени по Олимпиадам.

            Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в год реформы Солона? В год законов Дракона? и т.п.

            Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились?  - В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.

             На каких по счету играх были введены следующие состязания: прыжки, кулачный бой, состязания на колесницах?

Впервые состязания по прыжкам проводились на Олимпийских играх 708 г. до н. э. в рамках пентатлона (пятиборья), в который входили метание диска, прыжки, метание копья, бег на 1 стадий (192 м), равный 600 ступням Геракла (32,045 см), и борьба. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (На XVIII).

В 688 г. до н.э. введен кулачный бой. Он был включен в олимпийскую программу XXIII Олимпийских игр. Прежде чем приступить к олимпийским состязаниям, бойцы тренировались в палестрах – особых школах под руководством специалистов.

В 680 г. до н. э. на XXV Олимпиаде появляются бега четверок.

Учитель истории рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности,  вводит основные понятия темы: пятиборье, ипподром, Атлет, стадион.

         Закрепление.

Решить задачу по: Вигасин А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса. § 33. С. 154. Вопрос 1.

Ответы к задаче:

Во время Игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.

20 лет: 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх).

Соревнования

Учитель физкультуры открывает их торжественными словами: «Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!»

1.         Представление команд на основе заданий № 1.

2.         Олимпийские игры открываются. В первый день приносят «жертвы» богам и даются клятвы у алтарей. Команды по очереди озвучивают задания № 2, 3.

3.         На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта.

п/п

Содержание урока

Время выполнения

Организационно-методические указания

I ч.

Подготовительная часть. Ходьба:

- на носках, на пятках

- в полуприсяди, руки за головой

12 мин.

200-250 м

15 шагов

Упражнения для коррекции осанки. Лопатки сведены, смотреть вперед, руки на пояс, носки, пятки повыше.

Бег в медленном темпе

200-250 м

Следить за работой рук, ног, дыхание не задерживать.

Упражнение по восстановлению дыхания. Перестроение в колонну по три.

 

1-4 вдох, ходьба, руки вверх.

5-8 выдох, руки вниз.

ОРУ на месте.

I. И.п. – о.с.

1. – руки вверх, прогнуться, левая на носок
2. – и.п.

3. то же, но правая на носок

4. – и.п.

5-6 раз

Дыхание не задерживать.

II. И.п. – руки перед грудью

1-2 – отведение согнутых рук

3-4 – отведение прямых рук с поворотом вправо, влево.

5-6 раз

Рывки энергичны, лопатки не опускать.

III. И.п. – сед на правой (левой), левая (правая) в сторону. Руки в упор на полу. Смена ног, не поднимая таза.

5-6 раз

Руки от пола не отрывать, таз не поднимать, дыхание не задерживать. Расслабление с потряхиванием рук и ног.

IV. И.п. - выпад правой (левой) ногой вперед, руки на колено

1-3 – пружинистое покачивание

4 – поворот

5-7 – пружинистое покачивание

8 – поворот.

5-6 раз

Спину держать ровно, с места не сходить.

V. И.п. – ноги на ширине плеч. Правая (левая) согнута в колене и выполняет круговые вращения вправо и влево (на 4 счета).

5-6 раз

Расслабление, дыхание не задерживать.

VI. И.п. – упор лежа, правая (левая) прямая сзади. Смена положения

10 раз

Энергично отталкиваясь одновременно носками обеих ног.

VII. И.п. – основная стойка. Прыжки толчком двух ног с поворотом на 180°, руки согнуты в локтях. Расслабление и упражнение на восстановление дыхания.

8 раз

Отталкиваться от пола только носками ног.

II ч.




Команда выбирает капитана. Назначаем судейскую бригаду.

I вид соревнований:

Бег 15 метров

(с высокого старта, выполняется команда).

24 мин.

 

 

 

3 мин.

?

II вид соревнований:

Прыжок в длину с места с вытянутыми руками вперед.

Поставить стопы перед линией, согнуть ноги, руки впереди, толчок двумя ногами, приземление на две стопы и согнутые в коленном суставе ноги, плечи вперед, руки впереди.

5 мин.

Ученики выполняют прыжок в длину с места (по одной попытке). Команда-победительница определяется по трем лучшим результатам. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела.

III вид соревнований:

 Дартс. Метание дротиков.

4 мин.

Каждый выполняет по одному метанию.

IV вид соревнований:

 Метание бумажного диска.

5 мин.

Судьи следят за приземлением, ставя баллы от одного до трех. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков.

V вид соревнований:

 Эстафета 3х 3м

Первый бежит до центральной линии, касается ее палочкой, возвращается к 3-х метровой, опять касается, затем -  к центральной линии и, коснувшись ее, бежит к команде, передав эстафету следующему.

3 мин.

Касаться точно линии, не переступая ее, соблюдая технику безопасности.

VI вид соревнований:

 Показательные выступления.

Элементы борьбы (из числа занимающихся борьбой).

4 мин.

По одному человеку от каждой команды.

Заключительная часть

 «В последний, пятый день праздника раздавали награды». Глашатай (учитель физкультуры) выкрикивает имена олимпиоников, участники приветствуют их словами: «Слава победителю!» (награждение победителей).

Учитель истории сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине: «Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад».

В заключение учащиеся читают курьезные факты о знаменитых атлетах (Милон, Полидама, Феаген).

Работа с классом.

Беседа о современном олимпийском движении и его чемпионах.

      Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? - Первым российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду в 1908 году на IV Олимпийских играх, проходивших в Лондоне.

      Когда были последние Зимние Олимпийские игры? - В 2006 году в итальянском г. Турине.

      Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете? -     А. Попов, И. Привалова, С. Хоркина.

      Почему олимпийское движение было прервано на длительный срок и возродилось только в 1896 году? - Последние Олимпийские игры состоялись в 392 г. н.э. Через два года в 394 году римский император Феодосий I отменил их как проявление язычества.

Домашнее задание:

1.         Прочитать: Вигасин А. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. § 33.

2.         Выполнить: Годер Г. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2. С. 23. Задание 31.

3.         Творческое задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь Олимпийского героя










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!