СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОП.01 Основы информационных технологий

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профессиональной учебной дисциплины «Основы информационных технологий» предназначена для организации занятий по основам информационных технологий, реализующем профессиональную образовательную программу в пределах освоения ППКРС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, на базе основного общего образования, сроком обучения 1 год 10 месяцев.

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы информационных технологий» для профессиональных образовательных утверждённой протоколом федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионального образования по УГПС 09.00.00: Протокол №10/2023 от «27» июня 2023 г.

Программа содержит требования к результатам обучения, структуру и содержание курса, условия реализации и сведения по контролю и оценке результатов

Просмотр содержимого документа
«ОП.01 Основы информационных технологий»



Приложение
















ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП. 01 ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ






























- 2024 -

Программа профессиональной учебной дисциплины «Основы информационных технологий» предназначена для организации занятий по основам информационных технологий, реализующем профессиональную образовательную программу в пределах освоения ППКРС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, на базе основного общего образования, сроком обучения 1 год 10 месяцев.

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы информационных технологий» для профессиональных образовательных утверждённой протоколом федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионального образования по УГПС 09.00.00: Протокол №10/2023 от «27» июня 2023 г.

Программа содержит требования к результатам обучения, структуру и содержание курса, условия реализации и сведения по контролю и оценке результатов.





СОДЕРЖАНИЕ


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 10

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 12







ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    1. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы

Профессиональная дисциплина «Основы информационных технологий» является обязательной частью профессионального цикла профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, на базе основного общего образования

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02


    1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

      1. Цель общеобразовательной дисциплины

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются

Умения:

  • использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;

  • использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;

  • обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать деловую графику и мультимедиаинформацию;

  • использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных;

  • обрабатывать текстовую и числовую информацию;

  • применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;

  • обрабатывать информацию, используя средства пакетов прикладных программ.

Знания:

  • понятие информационных систем и информационных технологий, автоматизированной обработки информации;

  • основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ;

  • возможности сетевых технологий работы с информацией;

  • методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • принципы защиты информации от несанкционированного доступа

  • теоретические основы, виды и структуру баз данных;

  • принципы классификации и кодирования информации;

  • номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации; основы современных систем управления базами данных.


      1. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Общие компетенции

Планируемые результаты обучения

Общие

Дисциплинарные

OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ПК 1.1. Выполнять ввод и обработку текстовых данных

ПК 1.2. Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов

ПК 1.3. Выполнять разметку и форматирование документов различных форматов

ПК 1.4. Конвертировать аналоговые данные в цифровые

ПК 1.5. Выполнять подготовку цифровых данных для дальнейшей обработки и архивирования

ПК 1.6. Формировать запросы для получения информации в базах данных

ПК 1.7. Выполнять операции с объектами базы данных


Метапредметные результаты:

работа с информацией:

  • владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

  • создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

базовые исследовательские действия:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

  • осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

  • уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

  • выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

  • ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;


  • использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;

  • использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;

  • обрабатывать текстовую и табличную информацию; использовать деловую графику и мультимедиаинформацию;

  • использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных;

  • обрабатывать текстовую и числовую информацию;

  • применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;

  • обрабатывать информацию, используя средства пакетов прикладных программ;

  • знать понятие информационных систем и информационных технологий, автоматизированной обработки информации;

  • знать основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ;

  • знать возможности сетевых технологий работы с информацией;

  • знать методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • знать принципы защиты информации от несанкционированного доступа

  • знать теоретические основы, виды и структуру баз данных;

  • знать принципы классификации и кодирования информации;

  • знать номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации; основы современных систем управления базами данных




Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)

Код

Выражающий осознанную готовность к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности.

ЛР29

Понимающий специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовый учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества

ЛР30

Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявляющий уважение к своей профессии и своему профессиональному сообществу, поддерживающий позитивный образ и престиж своей профессии в обществе.

ЛР32

Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ЛР40

Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ЛР41




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем в часах

Объем общеобразовательной программы

36

в том числе:


Основное содержание, в том числе:

36

теоретическое обучение

4

практические занятия

30

Самостоятельная работа студента

2



2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное). Лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии).

Объем часов

Формируемые

компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Виды информации и методы ее обработки

12
(4+8)

OK 02.

ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5

ЛР29 ЛР30 ЛР32 ЛР40 ЛР41


Тема 1.1 Виды и свойства информации

Содержание учебного материала

2

Информация и формы ее представления. Основные характеристики информации. Основные форматы текстовых, графических, аудио и видеофайлов. Классификация информационных технологий.

Тема 1.2 Типы файлов

Практическая работа №01

2

Конвертирование и сохранение файлов в различных форматах

Тема 1.3 Базовые информационные процессы, их характеристика и модели

Содержание учебного материала

2

Извлечение информации. Транспортирование информации. Обработка информации. Режимы обработки данных. Способы обработки данных

Тема 1.4 Аппаратное обеспечение компьютера

Практическая работа №02

2

Материнская плата, шинные интерфейсы материнской платы, процессор, оперативно запоминающее устройство, постоянное запоминающее устройство, дисковая и видео подсистемы

Тема 1.5 Периферийные устройства

Практическая работа №03

2

Монитор, характеристики монитора, виды монитора, клавиатура, виды клавиатуры, манипулятор - мышь, колонки, кабели и разъем

Тема 1.6 Операционная система персонального компьютера

Практическая работа №04

2

Операционная система персонального компьютера. Определение операционной системы, функции операционной системы, ядро операционной системы, эволюция операционной системы, виды операционных систем, определение файловой системы, имена файлов, типы файлов, логическая организация файла, физическая организация файла, адрес файла, права доступа к файлу, общая модель файловой системы, современные архитектуры файловых систем. Программы управления файлами. Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей.

Раздел 2. Применение информационных технологий для разработки служебных документов

12
(0+12

OK 02.

ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 1.6

ПК 1.7

ЛР29 ЛР30 ЛР32 ЛР40 ЛР41


Тема 2.1 Основные технологии разработки текстовых документов

Практическая работа №05

2

Основные правила и методы разработки служебных документов. Настройка режимов отображения документов и параметров страницы

Тема 2.2 Редактирование и форматирование документов

Практическая работа №06

2

Редактирование и форматирование документов. Подготовка шаблонов документов. Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы.

Тема 2.3 Создание и форматирование текстовых документов

Практическая работа №07

2

Создание и форматирование текстовых документов из заданных фрагментов, в том числе многостраничных. Подготовка и сохранение шаблонов документов. Вставка таблиц и графических элементов в текстовые документы

Тема 2.4 Применение электронных таблиц

Практическая работа №08

2

Основные встроенные функции электронных таблиц. Обработка числовых данных средствами электронных таблиц. Построение диаграмм и графиков.

Тема 2.5 Создание и заполнение электронных таблиц

Практическая работа №09

2

Создание и заполнение электронных таблиц, на основе представленных данных. Фильтрация и группировка данных в электронных таблицах.

Тема 2.6 Вычисления в электронных таблицах

Практическая работа №10

2

Вычисления в электронных таблицах. Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах. Анимированные графики.

Раздел 3. Технологии создания мультимедийных документов

12
(0+10+2СРС)

OK 02.

ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 1.5

ЛР29 ЛР30 ЛР32 ЛР40 ЛР41


Тема 3.1 Современные мультимедийные ресурсы

Практическая работа №11

2

Классификации и сферы применения мультимедийных ресурсов. Образовательные ресурсы. Бизнес-приложения

Тема 3.2 Подготовка презентации

Практическая работа №12

2

Подготовка презентации по образовательным ресурсам с добавлением мультимедийных эффектов

Тема 3.3 Применение веб-технологий

Практическая работа №13

2

Основные поисковые системы. Правила использования информационного контента. Основные сервисы и методы публикации информации в сети.

Тема 3.4 Поиск и систематизация заданной информации

Практическая работа №14

2

Поиск и систематизация заданной информации. Подготовка материалов для размещения в сети. Выбор сервиса и публикация материалов в сети.

Тема 3.5 Создание рефератов

Самостоятельная работа студента

2

Написание реферата на предложенные темы

Тема 3.6 Дифференцированный зачет

Практическая работа №16

2

Написание реферата на предложенные темы

ВСЕГО:

36 часов



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Оборудование учебного кабинета:

  • Оборудование компьютерной лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • маркерная доска;

  • учебно-методическое обеспечение.

Технические средства обучения:

  • компьютеры по количеству обучающихся;

  • локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;

  • лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;

  • лицензионное антивирусное программное обеспечение;

  • лицензионное специализированное программное обеспечение;

  • мулыимедиапроектор

Информационное обеспечение обучения

3.2.1 Основные источники

1. Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник для СПО / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. Изд. 3-е, стереотип. - М.: ИЦ «Академия», 2020.-240с.

2. Петлина, Е. М. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для СПО / Е. М. Петлина, А. В. Горбачев. —Саратов: Профобразование 2021. —111с.


Основные электронные издания

1. Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы [Электронный ресурс]: учебник / В.А. Гвоздева. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 542 с.

2. Петлина Е.М. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для СПО / Петлина Е.М., Горбачев А.В.. — Саратов: Профобразование, 2021. — 111 c. — ISBN 978-5-4488-1113-5. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/104886.html

3. Советов, Б. Я.  Информационные технологии: учебник для среднего профессионального образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 327 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06399-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].

4. Журавлев, А. Е. Информатика. Практикум в среде Microsoft Office 2016/2019 / А. Е. Журавлев. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 124 с. — ISBN 978-5-507-45697-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/279833

5. Зубова, Е. Д. Информатика и ИКТ : учебное пособие для спо / Е. Д. Зубова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 180 с. — ISBN 978-5-8114-9557-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/200465

6. Калмыкова, С. В. Работа с таблицами на примере Microsoft Excel / С. В. Калмыкова, Е. Ю. Ярошевская, И. А. Иванова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 136 с. — ISBN 978-5-507-44924-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/249632

7. Жук, Ю. А. Информационные технологии: мультимедиа : учебное пособие для спо / Ю. А. Жук. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-6829-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153641

8. Малахов, С. В. Операционные системы и оболочки / С. В. Малахов. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 120 с. — ISBN 978-5-507-45326-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/302690

9. Бурняшов, Б. А. Офисные пакеты «Мой Офис», «Р7-Офис». Практикум / Б. А. Бурняшов. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 136 с. — ISBN 978-5-507-45495-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/302636


Интернет-ресурсы:

www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Основы информационных технологий»).

www.lms.iite.unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).

http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).

www.megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.

Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).

www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).

www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).

www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).

www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).

www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).

https://urait.ru/ образовательная платформа



  • КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций



Общая/профессиональная компетенция/личностные результаты

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Раздел 1. Темы 1.1-1.6

Раздел 2. Темы 2.1-2.6

Раздел 3. Темы 3.1-3.6


- устный опрос;

- фронтальный опрос;

- оценка контрольных работ;

- наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ;

- оценка выполнения лабораторных работ;

- оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач);

- оценка тестовых заданий;

- наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов;

- оценка выполнения домашних самостоятельных работ;

- наблюдение и оценка решения кейс-задач;

- наблюдение и оценка деловой игры;

- дифференцированный зачет

ПК 1.1 Выполнять ввод и обработку текстовых данных

ПК 1.2 Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов

ПК 1.3 Выполнять разметку и форматирование документов различных форматов

ПК 1.5. Выполнять подготовку цифровых данных для дальнейшей обработки и архивирования

ПК 1.6. Формировать запросы для получения информации в базах данных

ПК 1.7. Выполнять операции с объектами базы данных

ЛР29

ЛР30

ЛР32

ЛР40

ЛР41




7