СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оп 02 самостоятельные работы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оп 02 самостоятельные работы»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

(ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)














МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


по выполнению самостоятельной работы


ОП.02 Электротехника и электроника


21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (базовой подготовки)





















Нижневартовск


-2019-




УТВЕРЖДЕНА



заседанием методсовета



ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»



Протокол № 4 от « 30» августа 2019г.



Председатель методсовета



_________________Р.И. Хайбулина

























Разработчик:


ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ» преподаватель О.В.Даценко

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
















Содержание


Пояснительная записка

4

1.

Карта самостоятельной работы обучающегося

6

2.

Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимся

8


2.1 Инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины ОП.02 Электротехника и электроника

8


2.2 Методические указания по выполнению самостоятельной работы

9

3.

Список рекомендуемой литературы

13








































Пояснительная записка


Методические указания по выполнению самостоятельной работы (далее – методические указания) составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.02 Электротехника и электроника. Содержание методических указаний соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (базовой подготовки)

Целью методических указаний является оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.02 Электротехника и электроника.

Задачами методических указаний по организации самостоятельной работы являются:

-

активизация самостоятельной работы обучающихся;

-

определение содержания самостоятельной работы обучающихся;

-

установление требований к различным формам самостоятельной работы;

-

определение порядка выполнения самостоятельной работы;

-

формулирование методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы.

Методические указания состоят из карты самостоятельной работы обучающегося, порядка выполнения самостоятельной работы обучающимся, инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, методических указаний по выполнению, списка рекомендованной литературы.

В карте самостоятельной работы указаны:

-

номер самостоятельной работы;

-

наименование темы, по которой запланировано выполнение самостоятельной работы;

-

наименование самостоятельной работы;

-

вид работы;

-

количество часов на выполнение;

-

формы контроля;

-

формируемые общие и профессиональные компетенции (ОК, ПК).

Для выполнения самостоятельной работы рекомендуется пользоваться конспектами занятий, технической и учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося.

При освоении учебной дисциплины предусматриваются различные виды самостоятельной работы обучающегося:

для освоения теоретических знаний:

-

чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д);

-

получение информации с использованием интернет-реурсов;

-

создание презентаций;

для закрепления и систематизации полученных знаний:

-

подготовка, оформление рефератов, сообщений;

-

создание презентаций;

-

анализ конспекта лекции, учебного материала;

-

оформление практических занятий;

для формирования компетенций:

-

решение задач и упражнений по образцу;

-

подготовка к практическим занятиям;

-

подготовка и оформление презентаций, в том числе и в электронной форме;

Выполнение самостоятельной работы обучающихся оценивается и фиксируется в журнале учебных занятий группы на календарный учебный год.

В дальнейшем методические указания могут быть переработаны при изменении Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.











1. Карта самостоятельной работы обучающегося

№ работы

Наименование разделов и тем

Наименование самостоятельной работы (в соответствии с рабочей программой УД)

Вид работы

Форма контроля

Кол-во часов

Формируемые ОК, ПК


Раздел 1. Электротехника


1.

Тема 1.1.

Электрическое поле

Перечень вопросов

Задание№1

Работа с конспектом

Устный опрос

2

У1, З1,З2,ОК1, ОК2, ПК1.1, ПК1.2


2.

Тема 1.2.

Электрические цепи постоянного тока.

Подготовка к практическим занятиям № 1-5

Задание № 2

Выполнение и защита ПЗ

Зачет по ПЗ;

Зачет

8

У1, У2, У3, У4, У5, У6, З1, З2, З3, ОК1-ОК7, ПК1.1, ПК1.3,ПК2.2, ПК2.4

3.

Тема 1.3.

Электромагнетизм.

Перечень вопросов

Задания № 3

Работа с конспектом

Устный опрос

2

У1, У3, У4, У5, У6,З1,З2, ОК1, ОК2, ОК3, ПК1.1, ПК1.2


4.

Тема 1.4.

Электрические цепи однофазного переменного тока.

Подготовка к практическим занятиям № 6,7,8

Задание№4



Выполнение и защита ПЗ

Зачет по ПЗ;

Зачет

8

У1, У2, У3,У4, У5, У6, З1, З3, ОК1-ОК8, ПК1.1- ПК1.5



5.



Тема 1.5.

Электрические цепи трехфазного переменного тока.

Подготовка к практическим занятиям № 9-11

Задание № 5


Выполнение и защита ПЗ

Зачет по ПЗ;

Зачет

8

У1-У6, З1-З3, ОК1-ОК7,

ПК1.1,ПК1.2,ПК2.2,ПК2.4

6.

Тема 1.6.

Электрические измерения и электроизмерительные приборы.

Перечень вопросов

Задание№6



Работа с конспектом



Устный опрос

2

У1-У6, З1-З3, ОК1-ОК9,

ПК1.1,ПК1.3,ПК1.5


Раздел 2. Электроника



7.

Тема 2.1.

Трансформаторы. Способы получения, передача, распределение и использование электрической энергии

Подготовка к практическому занятию № 12

Задание № 7

Выполнение и защита ПЗ

Зачет по ПЗ;

Зачет

4

У2-У5, З1,З2, ОК1-ОК9, ПК1.1,ПК1.2, ПК2.4

8.

Тема 2.2.

Электрические машины постоянного и переменного токов.

Подготовка к практическому занятию № 13

Задание № 8


Выполнение и защита ПЗ

Зачет по ПЗ;

Зачет

4

У2-У6, З2,З3

ОК1-ОК9,

ПК1.4,ПК1.5,ПК2.2,ПК2.4

9.

Тема 2.3.

Основы электропривода.

Перечень вопросов

Задание№9

Работа с конспектом

Устный опрос

2

У3-У6, З3,ОК5-ОК9, ПК1.1, ПК2.4


10.

Тема 2.4.

Передача и распределение электрической энергии

Перечень вопросов

Задание№10

Работа с конспектом

Устный опрос

2

У1-У4, З1, З2, З3, ОК5-ОК9,ПК1.1, ПК1.2

11.

Тема 2.5.

Физические основы электроники.

Перечень вопросов

Задание№11

Работа с конспектом

Устный опрос

2

У2,У4,З1-З3, ОК2, ОК7, ПК1.1,ПК1.2,ПК1.3,ПК2.2

12.

Тема 2.6.

Полупроводниковые приборы.

Подготовка к практическим занятиям № 14-16

Задание№12

Выполнение и защита ПЗ

Зачет по ПЗ;

Зачет

2

У1, У2, У3, З1, ОК1-9,

ПК1.1,ПК1.2,ПК1.3,ПК2.4

ИТОГО:


46 часов

2. Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимися


2.1 Инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины

ОП.02 Электротехника и электроника


1. Подготовка к практическим занятиям

Подготовка к практическим занятиям заключается в работе с конспектом по данной теме, в изучении соответствующего раздела учебника, просмотре дополнительной литературы.


Критерии оценки самостоятельной работы:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если в полной мере выполняются задания по варианту 3;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если выполняются задания по варианту 2;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если выполняются задания по варианту 1;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если задания не выполнены.


2. Подготовка к контрольным вопросам.

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.);

- графическое изображение структуры текста;

- анализ, структурирование и логически последовательное изложение текста в виде конспекта;

- выписки из текста;

- получение информации с использованием словарей и справочников;

- изучение и осмысление нормативных документов и др.

Обучающийся может выбрать один из вариантов выполнения самостоятельной работы.


Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- уровень освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.













2.2 Методические указания по выполнению самостоятельной работы


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1


Тема 1.1.Электрическое поле

Задание № 1 Работа с конспектом и литературой, подготовка к опросу.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение электрического поля. Какие величины характеризуют его? В каких единицах они измеряются?

  2. Как действует электрическое поле на проводник первого рода?

  3. Что называется электрической емкостью конденсатора? В каких единицах она измеряется и от чего зависит?

  4. Какие свойства имеют схемы последовательного соединения конденсаторов?

  5. Какие свойства имеют схемы параллельного соединения конденсаторов?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2


Тема 1.2.Электрические цепи постоянного тока.

Практическое занятие № 1 Навыки работы с приборами.

Практическое занятие № 2 Расчет смешанного соединения конденсаторов.

Практическое занятие № 3 Расчет сложных электрических цепей постоянного тока с использованием законов Кирхгофа и Ома.

Практическое занятие № 4 Исследование последовательного соединения резисторов.

Практическое занятие № 5 Исследование параллельного соединения резисторов.

Задание № 2 Вопросы для подготовки к практическим занятиям

  1. Что такое цена деления и как ее определить?

  2. Каким прибором измеряют электрический ток?

  3. Каким прибором измеряют электрическое напряжение?

  4. Дайте определение электрической цепи.

  5. Сформулируйте закон Ома.

  6. Поясните зависимость тока от напряжения на участке цепи.

  7. Что такое электрическое поле?

  8. Какое соединение называется последовательным?

  9. Чему равно R ЭКВ при последовательном соединении?

  10. В чем недостаток последовательного соединения?

  11. Рассказать второй закон Кирхгофа?

  12. Что называется электрическим узлом?

  13. Первый закон Кирхгофа?

  14. Почему при параллельном соединении напряжение будет одним и тем же?

  15. В чем достоинство параллельного соединения?

  16. Почему вольтметр включается параллельно?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3


Тема 1.3.Электромагнетизм.

Задание № 3 Работа с конспектом и литературой, подготовка к опросу.

Контрольные вопросы:

  1. Что называется магнитным полем?

  2. Какими свойствами обладает магнитное поле?

  3. Что называется напряженностью магнитного поля?

  4. В чем сущность правила правой руки?

  5. Что называется намагничивающей силой?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4


Тема 1.4.Электрические цепи однофазного переменного тока.

Практическое занятие № 6 Расчет неразветвленной цепи переменного тока.

Практическое занятие № 7 Исследование последовательного соединения активного, индуктивного и емкостного сопротивлений.

Практическое занятие №8 Исследование параллельного соединения активного и реактивного сопротивлений.

Задание № 4 Вопросы для подготовки к практическим занятиям

  1. Какое сопротивление электрической цепи называют активным?

  2. Почему ток в цепи с индуктивностью отстает по фазе от напряжения на 90 градусов?

  3. Что означает φ0,φ

  4. С какой целью повышают коэффициент мощности цепи?

  5. Как вычислить коэффициент мощности цепи, если измерены ток, напряжение и активная мощность?

  6. Как изменится активная мощность цепи, если параллельно активно-индуктивному потребителю подключить конденсатор?

  7. За счет чего уменьшается потребляемый из сети ток, если параллельно активно-индуктивному потребителю подключить конденсатор?

  8. Как рассчитать емкость конденсатора, необходимую для полной компенсации реактивной энергии?

  9. Как построить векторную диаграмму цепи, содержащую параллельно включенные индуктивную катушку и резистор?

  10. Как построить векторную диаграмму цепи, содержащую параллельно включенные индуктивную катушку и конденсатор?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5


Тема 1.5. Электрические цепи трехфазного переменного тока.

Практическое занятие №9 Расчет фазных и линейных токов и напряжений в трехфазной цепи.

Практическое занятие №10 Исследование трехфазной цепи при соединении приемника «звездой».

Практическое занятие №11 Исследование трехфазной цепи при соединении приемника «треугольником».

Задание № 5 Вопросы для подготовки к практическим занятиям

  1. Какое соединение трех потребителей называется соединением по схеме «звезда»?

  2. Какое напряжение потребителя называют фазным и какое линейным?

  3. Какая трехфазная нагрузка называется симметричной?

  4. В каком случае для подключения к сети потребителя, соединенного звездой, требуется четыре провода, а когда достаточно только трех проводов?

  5. В каком соотношении находятся фазные напряжения сети и фазные напряжения потребителей при симметричной нагрузке; несимметричной нагрузке с нейтральным проводом и без него?

  6. Как определяется ток в нейтральном проводе?

  7. Почему при несимметричном потребителе, соединенном звездой, обрыв нейтрального провода является аварийным режимом?

  8. Какое соединение трех потребителей называется соединением по схеме «треугольник»?

  9. Какое напряжение потребителя называют фазным и какое линейным?

  10. В каком соотношении находятся линейные и фазные напряжения и токи?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6


Тема 1.6. Электрические измерения и электроизмерительные приборы.

Задание № 6 Работа с конспектом и литературой, подготовка к опросу.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое электрические измерения?

  2. Дать определение электрической цепи.

  3. Как включается в электрическую цепь вольтметр и амперметр?

  4. В схеме при измерении напряжения ошибочно включили амперметр вместо вольтметра, а при измерении тока – вольтметр вместо амперметра. Что в результате этого произойдет?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7


Тема 2.1. Трансформаторы. Способы получения, передача, распределение и использование электрической энергии

Практическое занятие №12. Нахождение параметров трансформатора.

Задание № 7 Вопросы для подготовки к практическому занятию

  1. В чем отличие включения в цепь трансформаторов тока и напряжения?

  2. Для чего применяются измерительные трансформаторы при измерениях в высоковольтных цепях?

  3. Что можно определить по показаниям приборов, включенных во вторичные обмотки?

  4. Перечислить виды трансформаторов.

  5. От чего зависит кол-во витков в обмотке?

  6. Что называется коэффициентом трансформации? Какой опыт нужно провести, чтобы практически определить его?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8


Тема 2.2. Электрические машины постоянного и переменного токов.

Практическое занятие №13. Расчет параметров машин переменного тока.

Задание №8 Вопросы для подготовки к практическому занятию

  1. Устройство и принцип действия асинхронного двигателя?

  2. Какое поле называется вращающимся?

  3. Как изменится частота вращения поля, если увеличить число пар полюсов в 5 раз? Объяснить почему?

  4. Что необходимо для создания вращающегося магнитного поля?

  5. Что необходимо сделать для изменения направления вращения поля?

  6. Почему при малых нагрузках падает коэффициент мощности асинхронных двигателей?

  7. Какой тип двигателя постоянного тока склонен к «разносу»? при каких условиях возникает этот аварийный режим?

  8. Укажите достоинства и недостатки различных схем возбуждения двигателей постоянно тока.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №9

Тема 2.3. Основы электропривода.

Задание № 9 Работа с конспектом и литературой, подготовка к опросу.

Контрольные вопросы:

  1. Что входит в состав электропривода?

  2. Какую роль играет преобразующее устройство в электроприводе?

  3. Какую функцию выполняет передаточное устройство в электроприводе?

  4. Сколько электродвигателей входит в электропривод?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №10


Тема 2.4. Передача и распределение электрической энергии

Задание № 10 Работа с конспектом и литературой, подготовка к опросу.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные типы электростанций

  2. Опишите работу атомной электростанции

  3. Какие напряжения используются в линиях электропередачи?

  4. Каковы преимущества и недостатки передачи электроэнергии постоянным током?


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №11


Тема 2.5. Физические основы электроники

Задание № 11 Работа с конспектом и литературой, подготовка к опросу.

Контрольные вопросы:

  1. От чего зависит собственная электропроводность кристалла?

  2. К чему приводят дефекты кристаллической решетки?

  3. Что значит донорная и акцепторная примесь?

  4. Кристаллы типа n?

  5. Кристаллы типа p?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №12


Тема 2.6. Полупроводниковые приборы

Практическое занятие №14. Определение параметров полупроводникового транзистора по его ВАХ.

Практическое занятие №15. Исследование полупроводникового диода.

Практическое занятие №16. Составление простейших схем выпрямителя.

Задание № 12 Вопросы для подготовки к практическим занятиям

  1. Начертить и пояснить вольтамперную характеристику диода.

  2. Начертить структурную схему выпрямителя и пояснить назначение ее составных частей.

  3. Какие основные параметры выпрямителей характеризующие их работу вы знаете?

  4. Чем отличаются транзисторы типа p-n-p и n-p-n?

  5. На чем основан принцип действия полевого транзистора.

  6. Что означают индексы «Э», «К», «Б»?

  7. Как на схемах обозначаются транзисторы обоих типов?(начертить)

  8. Сколько схем включения существует у транзисторов? Перечислить.

  9. В чем различие между электронной и дырочной проводимостями?

  10. Чем объясняется нелинейность вольтамперной характеристики р-n перехода?

  11. Какой пробой опасен для р-n перехода?

  12. С какой целью мощные диоды изготовляют в массивных металлических корпусах?

  13. Какие диоды применяют для выпрямления переменного тока?









СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Основные источники:

1. Немцов М. В. Электротехника и электроника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – М.: Академия, 2015 – 540 с. [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.academia-moscow.ru]

2. Иванов, И.И. Электротехника и основы электроники. [Электронный ресурс] : Учебники / И.И. Иванов, Г.И. Соловьев, В.Я. Фролов. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, 2013. — 736 с. — [Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/]

Дополнительные источники:

1. Покотило С. А. «Справочник по электротехнике и электронике» - Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 282, [1] с.

2. Периодическое издание: Теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование»