П
одготовка к сочинению по картине Ф.
Решетникова «Опять двойка» Цели:
раскрыть основную мысль картины;
подготовить учащихся к описанию изображённого на картине;
средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе;
показать, какие огорчения приносит в семью ученик-двоечник
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор;
презентация к уроку
репродукции с картин Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
Раздаточный материал
Опережающее домашнее задание:
Придумать рассказ на тему: «История двойки» (отразить в своих рассказах, почему ученик мог получить плохую оценку)
Ход урока.
Объявление темы и цели урока. (слайд1, 2);
Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине Федора Павловича Решетникова «Опять двойка». А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.
История создания картины «Опять двойка».
Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
Проверка домашнего задания. Учащиеся читают свои придуманные истории, выявляются самые оригинальные, нелепые. Оцениваются.
Клип: Почему мальчик на самом деле получил два?»
Далее предлагается учащимся прочитать, как описывает героя своей картины «Опять двойка!» художник Ф.П. Решетников (см. учебник Русский язык. 5 класс, стр. 90 упр. 218) и рассмотреть репродукцию этой картины (слайд 4 и вклейка учебника).
Анализ картины, беседа по вопросам:
Узнали героя? (Да. Узнали. Мальчик, изображенный на картине, такой, как его описал художник. У него действительно «светлая голова с хохолком на макушке, пухлые губы, живые, немного грустные глаза»,)
Как художник показал, что ученик - главный герой картины? (Школьник изображен на переднем плане картины. Он хорошо виден на фоне голубовато- белой стены комнаты, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие в комнате: мать, старшая сестра, братишка - смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя.)
Определите возраст мальчика. Найдите слова и выражения для описания внешнего облика, одежды мальчика ( мальчику примерно лет 8-9, он,
наверно, учится в 3 классе (он еще не пионер (объяснить детям в классе, кто такие пионеры, что вступали в пионеры в конце 3 класса, что такое пионерский галстук, что он был атрибутом школьной формы), он не носит пионерский галстук. У него круглое, румяное, раскрасневшееся от мороза лицо. Видно, он долго гулял после школы на улице, ведь часы на стене показывают уже десять минут четвертого. Получил двойку и все-таки сразу домой не поторопился, побежал с ребятами на каток. Во внешнем облике мальчика привлекают внимание красные оттопыренные уши и торчащие хохолком белобрысые волосы. На нем видавшее виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником, из- под пальто виднеется школьная форма, темно- серые брюки. Черные ботинки ясно выделяются на фоне светло- коричневого пола.
Что вы можете сказать о выражении его лица и позе? (Мальчик словно застыл на пороге комнаты, не может двинуться с места от огорчения. Он стоит, опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что маленький братишка смеется над ним. Лицо у него грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, что он вот- вот расплачется.)
О чем говорит его «бывалый» портфель? (О многом говорит его портфель. Он потрепанный, весь в трещинах. Видно не раз он побывал в боях, служил мячом и санками своему хозяину. Из портфеля, небрежно перевязанного бечевкой, торчат блестящие коньки. Они-то, пожалуй, явились причиной двойки мальчика. Увлекся, заигрался в хоккей и забыл про уроки. художник не случайно так отчетливо на переднем плане изобразил портфель. Эта деталь говорит о многом. Взглянешь на портфель с коньками и сразу поймешь причину двойку мальчика.)
Как относятся к появлению школьниками (с двойкой) сестра и мать? (Они с тревогой и укором смотрят на мальчика, очень расстроены тем, что он снова получил двойку. Особенно огорчена мать.)
Как художник показал огорчение матери? Мать сидит на стуле, стиснув до боли руки. Она с немым упреком смотрит на сына. В ее взгляде выражается боль и отчаяние: мальчишка совсем отбился от рук, вот и сегодня- опять двойка!)
Опишите одежду матери. (На ней розовая блузка, темная юбка и красный передник, который сразу привлекает наше внимание, так как остальные тона картины блеклые. Этим ярким теплым светом художник хотел подчеркнуть свое любовное отношение и сочувствие к матери героя.)
Что выражает взгляд и поза сестры? (осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава, относиться к учебе. Художник показал ее как полную противоположность мальчику. Аккуратная, подтянутая, в пионерском галстуке, она смотрит, чуть склонив голову, и внимательно, требовательно смотрит на брата.)
Где изображена сестра? (В глубине комнаты, около стола, на фоне открытой двери, так, что свет, падая из окна, хорошо освещает ее фигуру. Из-за этого она хорошо видна, хотя и изображена на заднем плане картины.)
Кто встречает ученика с радостью? (Верный пес, четвероногий друг. Он с радостным визгом бросился навстречу своему хозяину. Но тот так огорчен, что даже не смотрит на свою любимую собаку, безучастен к ее ласке.)
Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)
Как вы думаете, есть ли у этого мальчика возможность учиться? (Конечно, есть. Это видно по обстановке в квартире. Дома у них чисто, уютно. Стол накрыт белой скатертью с желтой каймой, на полу большой бордовый ковер, у стены стоит кресло. В открытую дверь видна смежная комната, на стене которой висит большая географическая карта полушарий, на подоконнике - цветы.)
Подумайте, какова основная мысль картины? (слайд 6) (Невесело приносить домой двойки - вот основная мысль картины.)
Сделал ли мальчик выводы? клип
7 . Словарная работа. (Параллельно сбор пазлов)
Записать словосочетания, объяснить орфограммы.
Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.
Работа с интерактивной доской
Работа над деформированными предложениями.
Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.
Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.
Составление плана сочинения по картине. ( слайд 10)
Примерный план:
Главный герой, его возраст, внешний облик, одежда, поза;
Портфель;
Мать героя, ее внешний облик, настроение;
Сестра;
Младший брат;
Собака;
Описание комнаты;
Основная мысль картины
Мое отношение к картине
Выводы
Рефлексия
Спасибо за урок
Образец сочинения.
Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опять двойка». Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки. Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её. Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки. Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде. И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку. Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.
Современные технологии
1. Использование презентации Power Point
2. Составление пазлов на экране
3. Включение в презентацию клипа
4. Работа с интерактивной доской
На картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» мы можем видеть семью времен 70-х годов. Около стола, покрытого белой скатертью, присела отдохнуть женщина после работ по дому, рядом на красном двухколесном велосипеде сидит мальчик, ему около пяти-шести лет. За этим же столом стоит девочка и, не глядя, перелистывает книгу. И наконец, главный герой – мальчик 10-12 лет, одетый в маленький тулупчик и держащий в руке портфель, из которого чуть-чуть высовываются книжки, а среди книг блестит лезвие конька, значит, мальчуган не только двойку получил, но еще позорно прогулял все уроки. Перед несчастным мальчишкой, положив ему на грудь лапы и утешая его, стоит собака – хвост кольцом. Лицо у мальчика расстроенное и даже, возможно, заплаканное. Его мать устало и огорченно смотрит на него, а братишка наоборот, по-моему, как бы насмехается над ним. Как-то странно и удивленно взглянула на расстроенного паренька его сестра. В ее глазах читается: «Ну что, опять двойка?!» Даже вещи и цвета как будто упрекают двоечника. Ярких цветов нет, может, они все поблекли при виде мальчишки, который, по-моему, не первый раз заработал двойку. Автор запечатлел момент, когда в комнате наступила полная тишина, только ветерок из окна на кухне дует, напоминая нам, что время остановилось. Минуту назад мама могла разговаривать с дочкой, а младший братишка петь веселую песенку, но сейчас все замолчали и смотрят на мальчишку-хулигана. А он ни на кого не смотрит, он смотрит себе в душу, в сердце.
Эта картина поучает нас, что нельзя прогуливать. Нельзя поддаваться искушению отдохнуть, если у тебя есть дело, а «сделал дело – гуляй смело».
Мне понравилась картина. На нее приятно глядеть, когда получил хорошую оценку, понимая, что ты имеешь явное превосходство над ним. И эта картина еще показывает: вы будете такие же, если получите двойку, прогуляв урок. Художник очень четко показывает нам отношение (взаимосвязь) между собой действующих лиц позами, мимикой и жестами. Такая картина должна висеть у каждого школьника!