СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание анализа занятия педагога ДО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание анализа занятия педагога ДО»

Растворова Елена 721 группа

Анализ занятия в системе дополнительного образования

Занятие в учреждении дополнительного образования имеет ряд особенностей: оно менее регламентировано, более гибкое, динамичное, свободное по составу участников, чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности. Проводится преподавателем с учетом возрастных особенностей учащихся, целей и задач образовательной программы, специфики объединения по интересам и других факторов.

Занятие должно отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения. К таким требованиям можно отнести следующие:

•        четкая формулировка темы, цели и задач занятия (обучающие, развивающие, воспитательные);

•        сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;

•        обучение с учетом уровня подготовленности учащихся, подбор индивидуальных заданий для детей с опережением в развитии;

•        соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности, применение здоровьесберегающих технологий.

На первоначальном этапе занятия преподавателю важно создать благоприятный морально-психологический климат, атмосферу сотворчества и содружества в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе — проанализировать все выполненные учащимися работы и отметить достижения.

Немаловажным моментом при проведении занятия является разумное распределение материала на всех этапах, продуктивное использование применяемого наглядного материала.

Занятие в системе дополнительного образования предполагают творческий подход как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.

Анализ учебного занятия – это важная составляющая самостоятельной аналитической деятельности преподавателя, а также процедура совместной деятельности эксперта и преподавателя в условиях административного контроля, аттестации. Подобная деятельность направлена на изучение и оценку результатов занятия, поиск причин его успехов и недостатков, выработку рекомендаций по совершенствованию работы данного педагога.

Преподаватель имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:

•        тему занятия и план ее изложения;

•        цели и задачи занятия;

•        задания, карточки, вопросы и т.п.;

•        задания для самостоятельной работы, закрепления знаний и умений.

Как известно, изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

•        изучение нового материала;

•        применение знаний на практике, формирование практических умений.

В соответствии с этим по главной дидактической цели различаются следующие типы учебных занятий:

•        изучение, усвоение нового материала (объяснение, демонстрация и др.);

•        закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и др.);

•        самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, дискуссии, аукционы, представления и др.).

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия:

1. Общие сведения о занятии.

Первоначально необходимо отметить дату посещения занятия, название объединения интересам, фамилию педагога дополнительного образования, год обучения и количество присутствующих на занятии. Далее указывается место и время проведения занятия.

2. Цель посещения занятия.

К данным целям можно отнести следующие:

•        изучение методики проведения определенного занятия;

•        изучение педагогического мастерства наиболее опытных педагогов, обмен опытом проведения занятий;

•        оказание помощи педагогу в выполнении профессиональных задач;

•        ознакомление с методикой ведения занятия и оказания помощи молодому или неопытному педагогу;

•        мониторинг деятельности преподавателей дополнительного образования;

•        выяснение эффективности форм работы преподавателя (семинар, игра, конкурс, выставка и т.д.);

•        выявление соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материала;

•        определение эффективности использования педагогом содержания изучаемого материала для формирования практических умений и навыков учащихся;

•        выяснение системы работы педагога по активизации творческой и познавательной деятельности учащихся;

•        изучение уровня использования педагогом воспитательных возможностей занятия;

•        ознакомление с формами и методами организации профориентационной работы в объединении по интересам;

•        проверка соблюдения педагогом норм поведения на занятии (общение с учащимися, тактичность поведения, внешний вид и т.д.);

•        выполнение педагогом рекомендаций, данных во время предыдущих посещений занятий.

3. Цель занятия.

Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат. Чёткая и грамотная постановка цели имеет принципиальное значение для достижения действительного результата занятия.

Цель занятия должна быть достижимой, чётко сформулированной, понятной всем участникам деятельности, иметь стимулирующий характер. Необходимо учитывать пространственные, временные и материально-технические возможности и ресурсы.

4. Тема занятия.

Указывается согласно плану занятия и излагаемому материалу.

5. Наличие документации, наглядных средств обучения, подготовка материального обеспечения.

Отмечается наличие программы объединения по интересам, заполненного журнала планирования и учета работы объединения по интересам, готовность помещения, оборудования, качество и количество материалов и инструментов для проведения занятия. Фиксируется, использовались ли при проведении занятия наглядные пособия и средства обучения (электронные, научные и др.).

6. Соблюдение структуры занятия.

Отмечаются реализованные этапы занятия: организационная часть, постановка цели и задач занятия, актуализация опорных знаний и умений, изучение нового материала, выполнение практических и творческих заданий, рефлексия, заключительная часть занятия.

7. Формы обучения.

Отмечаются применяемые на занятии формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

При анализе занятия следует отметить эффективность применяемых форм обучения с позиции умения организовать работу учащихся, активизировать их творческие и коммуникативные качества.

8. Методы обучения.

Отмечаются используемые на занятии методы обучения: метод словесного обучения, метод наглядного обучения, метод практического обучения, метод игры, другой метод.

При анализе занятия следует отметить целесообразность избранного метода обучения с точки зрения раскрытия темы занятия.

9. Система работы педагога.

Характеризуется с точки зрения умения владеть группой, организовывать ее для работы, вызывать интерес у учащихся к теме занятия. Следует отметить, рационально ли использовалось время на занятии, наблюдалась ли смена видов деятельности, индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся. Также отмечаются стиль педагогического руководства, внешний вид педагога, его культура и такт, степень воздействия личности педагога на учащихся.

10. Система работы учащихся.

Анализируется активность и работоспособность группы учащихся на занятии, отмечается наличие умений творчески применять знания и умения, качество сформированных навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами. Указывается, наблюдались ли заинтересованность учащихся в течение всего занятия, наличие дисциплины и организованности, проявление коммуникативных качеств.

11. Удачные элементы занятия.

Называются наиболее эффективные для достижения цели приемы, методы, формы, способы деятельности, используемые на занятии.

Характеризуется психологическая атмосфера занятия, роль педагога в создании микроклимата на занятии, коммуникативная активность учащихся.

Отмечается качество выполнения практических и творческих заданий.

Указывается, использовались ли педагогом возможности занятия для профессиональной ориентации, экономического воспитания детей, формирования у них интеллектуальной культуры и потребности в знаниях.

12. Замечания.

Здесь можно отметить, как педагог поддерживает дисциплину на занятии, как добивается заинтересованности в обучении, охарактеризовать его поведение (бодрое, живое, решительное, вялое, спокойное, деловое, нервное, безразличное, тактичное) и особенности речи (грамотная, многословная, лаконичная, доходчивая, логичная, недостаточно логичная).

Среди замечаний по проведению занятия обязательно нужно указать, при необходимости, несоответствие темы занятия календарному плану работы объединения и рабочей программе, назвать причины отклонений. Охарактеризовать условия обучения в помещении, организацию учебного пространства ит. д.

Следует отметить количество наглядности (недостаточная, излишняя), методическую сторону использования наглядности.

13. Выводы и предложения.

Выводы зависят от цели посещения. В случае, когда занятие посещено с целью контроля или ознакомления с работой молодого или нового педагога, выводы должны содержать следующие позиции:

•        общая оценка занятия — уровень проведения (высокий, удовлетворительный, низкий), личное впечатление посетившего (понравился, не понравился и др.);

•        достижение цели — усвоили ли учащиеся тему, выполнили ли практическое задание;

•        методическое совершенство занятия — проведено методически правильно или неправильно, аргументация;

•        воспитательное значение занятия — осуществлялось ли воспитание самостоятельности, трудолюбия, дисциплины, эстетических взглядов и т. д.;

•        педагогическое мастерство педагога: глубокое знание предмета, умение передавать знания учащимся, влияние на группу.

В случае, когда занятие посещено с конкретной целью, например, выяснение эффективности форм работы педагога или проверка соответствия используемых на занятии приемов и методов содержанию изучаемого материла выводы отражают только результат анализа данного вопроса.

При посещении открытых занятий вывод может быть следующим: занятие проведено на высоком (достаточном, низком) профессиональном и методическом уровне.

В предложениях указывается, что ценного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов. Даются рекомендации педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков.

В конце анализа занятия посетивший должен указать свою фамилию, ознакомить со справкой — анализом занятия педагога дополнительного образования, о чем должна свидетельствовать подпись педагога.

В приложении приводится образец формы "Справка — анализ занятия".

Справка-анализ занятия

Дата посещения: «__» ____________________ 20 ___ г.

Название объединения по интересам: ______________________________ ___________

Ф.И. О. руководителя объединения по интересам________________________________

Год обучения: _______________________________________________________

Количество учащихся: по факту - _______, по списку ________

Место проведения: __________________________________________________________

Время начала _________ и окончания ________ занятия

Цель посещения занятия: _____________________________________________________

Цель занятия: ______________________________________________________________

Тема занятия: ______________________________________________________________

Наличие:

•        программа объединения по интересам

•        журнал планирования и учёта работы

•        оборудование и материалы в необходимом количестве

•        средства обучения (учебники, видеоуроки)

•        наглядные пособия (таблицы, схемы и др.)

Соблюдение структуры занятия:

•        организационная часть

•        постановка цели и задач занятия

•        актуализация опорных знаний и умений

•        изучение нового материала

•        выполнение практических и творческих заданий

•        рефлексия

•        заключительная часть занятия

Форма обучения:

•        индивидуальная

•        групповая

•        парная

•        коллективная

Используемые методы обучения:

•        метод словесного обучения

•        метод наглядного обучения

•        метод практического обучения

•        метод  игры

•        (другой) _________________________________________________

Система работы педагога:

•        готовность к занятию, владение материалом

•        авторитет педагога

•        создание мотивации обучения в течение всего занятия

•        умение организовать работу учащимся

•        рациональность использования времени

•        учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся

•        умелое использование смены видов деятельности

•        педагогическая культура и такт

•        воспитывающая направленность занятия

Система работы учащихся:

•        заинтересованность

•        дисциплинированность и организованность

•        активность и работоспособность

•        уважительное отношение к педагогу

•        умение творчески применять знания и умения

•        сформированность навыков самостоятельной работы с оборудованием и инструментами

•        соблюдение правил техники безопасности и охраны труда

•        коммуникативная активность учащихся

1.        Достигнута ли цель занятия?

 Да         нет       частично

2.        Соответствует ли содержание занятия программе?

 Да         нет       частично                    

3.        Соответствуют ли методы и приёмы возрастным особенностям и уровню развития учащихся?

 Да         нет       частично

4.        Гармонично ли сочетались обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия?

 Да         нет       частично

5.        Способствовало ли занятие развитию интереса к обучению?

 Да         нет       частично

6.        Удалось ли сформировать требуемые знания и умения?

 Да         нет       частично

7.        Эффективна ли методика контроля за усвоением материала и формированием практических умений и навыков?

 Да         нет       частично

8.        Соответствовала ли организация занятия санитарно-гигиеническим требованиям?

 Да         нет       частично

9.        Удачные элементы занятия: _____________________________________________

10.        Замечания: ___________________________________________________________

11.        Выводы и предложения: ________________________________________________

__________________________________________________________________________

      _______________________  Ф.И.О. посещающего  ______________

          (подпись посещающего)

      _______________________  Ф.И.О. педагога ____________________

          (подпись педагога)













Самоанализ учебного занятия педагога дополнительного образования

Самоанализ – это оценка педагогом собственной педагогической деятельности.

Первое, что должен сделать педагог - это определить место

учебного занятия в общем курсе и ответить на вопрос: насколько

ясным стало это место для обучающихся.

При самоанализе педагог дает:

- характеристику группы обучающихся (возрастные и социальнопсихологические особенности);

- краткую характеристику проведенного занятия;

- оценку целям, которые ставил, и анализ их достижения;

- характеристику объема содержания учебного материала;

- оценку качества усвоения обучающимися учебного материала;

- характеристику применяемых им методов и оценку эффективности

их использования;

- оценку активности обучающихся;

- самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика,

взаимоотношения с детьми и т.п.).

Педагогу необходимо соотнести поставленные цели перед занятием с достигнутыми и определить причины успеха или неудачи.

Необходимо ответить на вопросы:

- Что нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей

дало данное занятие?

- Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало

ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике

учебной группы?

- Адекватна ли была организация деятельности обучающихся

обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?

- Насколько активны были обучающиеся? Сколько раз и кто из них

выступал, почему молчали другие, как стимулировалась работа?

- Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес обучающихся

на протяжении всего занятия?

- Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания,

жизненный опыт детей, насколько актуальны для них полученные

знания?

- Был ли четким и ясным инструктаж детей перед выполнением

заданий? Продумана ли проверка?

- Как контролировалась работа детей? Весь ли труд обучающихся

был проверен и оценен? Насколько быстро и эффективно это делал

педагог?

Какова психологическая атмосфера занятия?

- Изменилось ли Ваше настроение после занятия? Что можно

поставить себе в плюсы, что в минусы?

- В заключении педагог высказывает свои предложения по

улучшению качества своей работы на занятии, делает общие выводы

и намечает общие меры по совершенствованию своего материала.

Главное в самоанализе заключается в том, что педагог должен объяснить, почему именно так он решил провести занятие, что его заставило выбрать именно такую методику, стиль и характер собственной деятельности и работы детей.

Анализ учебного занятия должен начинаться самоанализом педагога и заканчивается самооценкой, т.е. конкретными требованиями педагога к самому себе.

Психологические требования к занятию:

- Учет возрастных особенностей

-Учет психологических особенностей (памяти, внимания,

темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы)

Гигиенические требования к занятию:

- Температурный режим

- Освещенность

Критические точки усвояемости:

Время - Усвояемость

1-4 мин. - 60%

5-23 мин. - 80%

23-34 мин. - 45-60%

35-45 мин. - 6%

Кризисы внимания:

1этап - на 14 - 18 мин.

2 этап - через 11 - 14 мин.

3 этап - через 9-11 мин.

4 этап - через 8-9 мин.