СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта моей работы.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описан опыт педагогической деятельности с 2011 года по настоящее время.

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта моей работы.»

[Введите название записи]




«Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь».

Конфуций

  1. Информационный блок

1.1 Название темы опыта

Использование информационных технологий на занятиях производственного обучения для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации учащихся.


    1. Актуальность опыта

Современное информационное общество ставит перед учреждениями образования задачу подготовки высококвалифицированных, конкуренто­способных специалистов, способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике; самостоятельно критически мыслить; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; быть коммуника­бельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций. Этими компетенциями овладевают учащиеся на занятиях, которые должны быть построены интересно, разнообразно, доступно, максимально насыщенно и оснащено IT-технологиями [2, с.17].

Через использование IT- технологий и методики проблемного обучения (имеет место быть на любом занятии) я формирую навыки технического мышления по специальности «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных средств; Производство строительно-монтажных и ремонтных работ; Эксплуатация и ремонт автомобилей», активизирую познавательную деятельность учащихся, стимулирую мотивацию учения, повышаю познавательный интерес, развиваю творческие способности, формирую навыки исследовательской деятельности учащихся.

Проблема самореализации личности учащихся в современном мире является основной. Лицей обеспечивает возможность самореализации каждого учащегося. Для этого увеличена производственная практика, отработаны механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.

При этом в педагогической практике существует ряд противоречий:

1. Между необходимостью формирования творческих компетентностей учащихся и дефицитом учебного времени.

2. Между общим снижением уровня культуры речи учащихся и необходимостью развития языковой личности, способной применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

3. Между ориентацией нового содержания образования на формирование творческих компетентностей учащихся и традиционными формами, и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.

Типичный способ решения проблем подразумевает существование специфической ситуации с ясно обозначенными параметрами, единственным одним правильным ответом. В такой ситуации для решения проблемы требуется точно следовать инструкции на тот или иной вид выполняемой операции. Учащиеся, обучающиеся по традиционной методике, сталкиваясь с ситуацией, в которой необходимо быстро реализовать свои знания в новой области или оказываясь в ситуации нехватки знаний, оказываются явно недостаточно подготовленными.

После возвращения с производственной практики учащиеся часто говорили о том, что в реальной практике им приходилось решать проблемы нестандартных ситуаций для выработки осознанных решений, а не по аналогии. Учащийся способен постичь многие сложные проблемы, для их решения часто требуются навыки, которые часто выходят за рамки общепринятых инструкций. Формирование этих навыков и является основной целью обучения. Для достижения успеха в выбранной профессии с учащимся нужно научиться выходить из нестандартных ситуаций, возникающих за стенами учебного заведения, что собственно, и является целью обучения, а именно грамотно использовать полученные знания, использовать технические средства IT-технологий позволяющих дистанционно получить полезную информацию, консультацию и иную необходимую поддержку от мастера производственного обучения, коллег и т.п. [2, с.438].

Содержание опыта работы по теме «Использование информационных технологий на занятиях производственного обучения для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации учащихся» призвано преодолеть вышеназванные противоречия. Данная тема соответствует потребностям современного общества, являясь важнейшей тенденцией общественного развития образовательной политики государства.


    1. Цель опыта.

Повышение профессионального уровня учащихся, активизация познавательной и творческой их деятельности, повышение мотивации, формирование способности к творческому саморазвитию учащихся через применение IT-технологий на занятиях производственного обучения в учебном процессе.



    1. Задачи опыта

- оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов и форм обучения, предусматривающих дифференцированное обучение;

- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;

- продолжить работу над повышением уровня преподавания, формированием профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов при обучении по специальности «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных средств; Производство строительно-монтажных и ремонтных работ; Эксплуатация и ремонт автомобилей»;

  • апробировать методику формирования профессиональных знаний, умений и навыков умений у будущих специалистов на основе использования IT-технологий,

  • применить методику на основе разработанных критериев.


1.5 Длительность работы над опытом.

Работа над опытом начата в сентября 2011 года и продолжается до сих пор.

Проектный этап работы: ознакомление с методической литературой по теме, изучение опыта коллег по данной тематике, анализ и оценка материала, формулировка целей и задач, проектирование.

Этапы опыта:

-выбор оптимальных методов обучения;

-подбор форм обучения к выбранным методам обучения;

-практическое применение выбранных методов и форм обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся;

-анализ опыта работы по данной теме.

Реализационный этап: разработка, апробация, внедрение метода проблемного обучения с целью формирования профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов.

Диагностический этап: анализ результативности, обобщение и систематизация результатов деятельности, демонстрация опыта работы.


2. Описание технологии опыта


2.1 Ведущая идея опыта

Ведущая идея опыта заключается в апробации и применении использования информационных технологий на занятиях производственного обучения для обеспечения формирования профессиональных знаний, умений и навыков учащихся лицея по специальности «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных средств; Производство строительно-монтажных и ремонтных работ; Эксплуатация и ремонт автомобилей».

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на занятиях производственного обучения через внедрение различных методов и средств обучения, сотрудничество педагога и учащихся на основе взаимного уважения и доверия, обеспечение успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого учащегося на основе его индивидуальных способностей через включение его в творческую деятельность [9, с. 20].

Я считаю, что информационные технологии обучения - один из самых эффективных путей получения обучаемым определенного государственным стандартом уровня знаний, умений, навыков в области профессиональной подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста.

Исходя из опыта своей работы, я вижу, что применение информационных технологий в системе образования обеспечивает качество и эффективность обучения. Занятия с компьютерной и мультимедийной поддержкой помогают разнообразить формы работы, экономить время, использовать в большем объеме информационный материал, активизировать мыслительную деятельность учащегося, инициативность, возможность обрести навыки самостоятельного проектирования.

Применение информационных технологий позволяет учащимся развивать пространственное мышление, повышает мотивацию к обучению, формирует пространственное представление геометрических и технических объектов, развивает воображение, абстрактное, логическое и творческое мышление, обеспечивает самостоятельную разработку графической документации в реальном проектировании, дает учащимся возможность решения творческих задач с элементами конструирования, упрощает дальнейшее обучение и способствует трудоустройству.

Так же я наблюдаю, что современные учащиеся хорошо осознают преимущества внедряемых информационных технологий, в результате этого мне, как мастеру производственного обучения при отсутствии необходимой методической литературы требуется организовать самообразовательную деятельность, быть в курсе последних событий в своей профессиональной деятельности, уметь «добывать» новые знания и владеть способами обработки полученной информации. Опыт моей работы показывает, что использование информационных средств обучения значительно повышает эффективность учебного процесса, формированию высокого уровня мотивации, обеспечивает высокую наглядность и восприятие, тем самым приводит к повышению качества усвоения учебного материала и усовершенствованию процесса передачи информации, развитию самостоятельности учащихся [7, с.13].

К достоинствам использования IT-технологий, как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении, относится возможность конструирования материала для конкретного урока и возможность сочетания разных программных средств и приложений, а также побуждающий аспект активизации позновательной деятельности учащихся.

Я считаю, что занятия с использованием ПК следует проводить наряду с обычными занятиями; поддержка IT-технологий должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно. 



    1. Описание сути опыта

Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для обучения и воспитания компетентного учащегося, путём раскрытия его индивидуальных возможностей через личностно – ориентированный подход.

Моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их творческих способностей, интереса к профессии.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль. Среди многих форм активизации творческой деятельности учащихся на уроках использую и информационно-коммуникационные технологии с применением компьютерных средств. По моему мнению, такие уроки достаточно продуктивны не только своей эстетической привлекательностью, но и обеспечивают активизацию различных каналов восприятия обучающихся, реализуя тем самым принципы наглядности (использование звукового сопровождения, анимации, видеоматериалов и гиперссылок) и доступности. Большие потенциальные возможности по активизации познавательной деятельности, развитию самостоятельности, самоуправления, самоконтроля.

Для повышения самостоятельности и эффективности урока я использую проблемное обучение, следует также отметить, что этот метод мною использовался в следующих случаях:

а) не на любом учебном материале, а на таком, который допускает неоднозначные, альтернативные подходы, оценки и толкования;

б) на материале высокого уровня методологической и научной значимости;

в) если у обучаемых учащихся имелся необходимый «стартовый» уровень знаний и познавательных умений — для успешного разрешения тех проблемных задач, которые я планировал предложить [4, с.33].

Так же я использую наглядные пособия, учебники, наработанные системы творческих заданий, информационными технологиями (IT-технологиями) на занятиях производственного обучения, при обучении учащихся по специальности «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных средств; Производство строительно-монтажных и ремонтных работ; Эксплуатация и ремонт автомобилей».

Изучение материала вызывает особую трудность у учащихся. Обычно они заучивают теорию наизусть без осмысления, на практике применить ее не могут, суть заключается в следующем.

Для облегчения усвоения по каждой специальности мной созданы в социальной сети «Вконтакте» группы:

  1. Группы «МкВ» - «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных средств; Производство строительно-монтажных и ремонтных работ»; адрес: vk.com/club 101371302 (Приложение 7).

  2. Группы «С» - «Эксплуатация и ремонт автомобилей»; адрес: vk.com/club 74254469 ( Приложение 7).

Членами выше указанных групп являются учащиеся, а так же выпускники.

Данные группы содержат информацию для обучения:

- инструкционный материал, технические указания к занятиям, книги в электронном варианте, аудиокниги, учебные и любительские видео фильмы по соответствующей специальности, НПА, ТНПА;

-различные учебные, тренировочные, тестовые программы и приложения для мобильного устройства или ПК;

- ссылки на сайты различных предприятий имеющих полезную информацию (например: инструкции, руководства по эксплуатации, технические условия и т.п.);

Выше упомянутые группы позволяет ознакомить учащихся (всех членов группы) с необходимой информацией в короткие сроки.

Подобные площадки для поддержания устойчивой связи между учащимися, звеньями, бригадами, в условиях производства, и мастером производственного обучения позволяют реализовать мобильное приложение «Вайбер», «Скайп» и т.п. [3, с.118].

Комплект инструкций (например) включают в себя теоретический материал следующих предметов: производственное обучение, стропольное дело, специальная технология (машинист), материаловедение, электротехника, специальная технология (стропальщик), слесарно–ремонтное дело, охрана труда, устройство автомобилей, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Данные инструкции позволяют в конкретной форме предоставить изучаемый материал, способствующий быстрому восстановлению в памяти изученного материала, его изучение и закрепление, предупреждению часто встречаемых ошибок в производстве, принятию правильного решения в форс можёрных обстоятельствах и применение на практике, а так же уроках производственного обучения.

Во-первых, в возможности увидеть в компактной форме всю структуру учебного материала, легче его запомнить.

Во-вторых, они обеспечивают доступность самого сложного учебного материала для учащихся.

В-третьих, мастер производственного обучения и учащийся вместе трудятся, создавая инструкции, позднее для сравнения их с оналогом. При изготовлении инструкции для каждого конкретного устройства, механизма, приспособления, технических жидкостей и т.п., учащиеся развивают специальные навыки, демонстрируют товарищам конкретный смысл действий. Кроме того, изготовленные инструкции позволяют составлять и решать множество разнообразных задач, что способствует глубокому пониманию их решения, выбора действия, связи между задачей и полученным результатом.

В-четвертых, в алгоритмизации учебного процесса, то есть пошаговое выполнение действий с точным их описанием.

В-пятых, учебные наглядные пособия делают учебный процесс ярким, живым, запоминающимся; вызывают у учащихся положительные эмоции, тем самым мотивируя их на успешное усвоение материала как практического так и теоретического.

В-шестых, наглядные пособия помогают решить проблему перегрузок, экономия времени. Значит они являются здоровье сберегающими. В-седьмых, у учащихся формируется интерес к исследовательской деятельности и умение работать с различной информацией и различными источниками [1, с.117]. 

Непосредственными носителями учебной информации являются видеофильмы, презентации, электронные уроки, слайды и т.д. Информация в компьютере представлена в мультимедийной форме, то есть содержит в интегрированном виде как традиционные статические элементы: текст, графику; так и динамические: видео-, аудио- и анимационные последовательности.

В качестве основы предлагаю учащимися построение различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции. Мои ученики создают такие модели: презентации в Power Point по изученной теме, построение диаграмм и т.д. Применение информационных технологий позволяет делать уроки не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.

К компьютерным программам, используемым для создания учебного информационно-компьютерного материала в учебном процессе, предъявляю следующие требования:

- простота интерфейса;

- удобство работы в программной среде;

- техническая возможность и оснащенность материальной базы лицея;

- наличие русифицированной версии программы;

- поддержка основных программ при выполнении работ;

- возможность выполнять ЗD-модели.

На сегодняшний день наиболее популярными являются такие программы стандартного пакета приложений Microsoft Office (Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point), а также такие как AutoCAD (Autodesk) и ArchiCAD, отвечающие предъявляемым требованиям, учитывающие специфику учебного заведения, исходный уровень подготовки учащихся по графике, информационным технологиям, макетированию и моделированию[8, с.16]. В своей практике я создаю и применяю следующую электронную копилку:

- использование «готовых» ЦОР (цифровые образовательные ресурсы);

- применение на уроках собственных презентаций;

- презентации по отдельным темам;

- мультимедийное сопровождение проекта;

-видеообучающий материал (видеоролики по изучаемым темам);

- электронные тесты и электронные слайды.

Данную электронную копилку использую и как иллюстрации при объяснении нового материала; и при решении проблемных ситуаций. Это позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание обучающихся, повышает творческий потенциал личности и мотивацию, стимулирует мою деятельность, упрощая подготовку к занятиям в будущем. Технологии мультимедиа сочетают информационные и вычислительные возможности современных компьютеров, значительно расширяют возможности представления учебной информации.

Так же применяю проведение занятий с использованием игровой ситуации - соревнования между командами на базе компьютерного класса. Проведение занятия обеспечивается компьютерами (количество зависит от числа команд) с установленным на них пакетом приложений Microsoft Office. Такие занятия позволяют обеспечить наглядное представление заданий, результатов работы, автоматизация проверки знаний, экономия учебного времени.

В своей практике я использую преимущественно групповые (2 - 3 либо 3 – 5 человек) формы работы с учащимися на уроке.

Я нашел применение инструкций и видео фильмов на занятиях производственного обучения.

По результатам срезов наблюдается улучшение качества знаний и устойчивая их стабильность.

Наглядные пособия (инструкции, видео материалы и т.п.) и использование IT- технологий позволяют поддерживать на высоком уровне активность всей группы, увеличивать плотность урока, повышать эффективность обучения, активизировать позновательную деятельности учащихся, вызывают интерес к учению, ускоряет и облегчает процесс обмена информацией [5, с.28].

Умение учащихся выполнять грамотный разбор теоретического и практического материала, который проводится почти на каждом занятии, свидетельствуют об усвоении ими этого материала и способствуют безошибочному его применению.

Исследования психологов показали, что для умственного развития учащихся самостоятельное составление нестандартных вопросов является даже более эффективным, нежели решение предложенных мастером производственного обучения проблем. Поэтому наряду с постановкой перед учащимися уже готовых проблемных вопросов и заданий, рекомендуется с самого начала изучения учащимся самостоятельно придумывать нестандартные вопросы и задания, на которые нет прямого ответа в тексте учебника.

Такую работу учащиеся выполняют с большим интересом. Например, техническую задачу 2.4 (Приложение 1) разработал учащийся Цалко Антон из группы 12 МкВ на основании реальной технической ситуации, произошедшей с ним во время работы на автомобильном кране.

Ситуационные задачи и технические проблемные вопросы решаются как в аудиторной, так и во внеаудиторной обстановке. Каждый учащийся может решать ситуационную задачу самостоятельно, а свои рассуждения, логические построения и полученный результат её решения представить для обсуждения в группе как реально так и виртуально.

В своей работе я также использую метод деловой игры. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, наиболее естественный и доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками. Игровые ситуации размещаются в интернете на страничке в контакте. Учащимся предлагается решить домашнее задание «поиграв в игру» и найдя правильное решение [6, с.11].

При изучении темы: «Проведение технического обслуживания кранов автомобильных» целью деловой игры является не только изучение технического состояния и алгоритма проведения обслуживающих и ремонтных мероприятий, но и умение оценить правильность работ на основании различных документов: журнала для регистрации поступившего ТС, истории ТО и ремонта, актов , протоколов, результатов диагностики.

Комплект ролей и функций игроков:

    1. Владелец ТС, которого проводили обслуживание или ремонт.

    2. Ответственные за техническое состояние ТС, оказывавший содействие в постановки ТС на ремонт или ТО.

    3. Мастер участка (автослесарь) частного автоцентра, проводивший дальнейшее обслуживание или ремонт.

    4. Специалист, проводивший ремонт и выпуск ТС в эксплуатацию.

Правила игры: владелец ТС, вышедшего из строя после проведённого обслуживания или ремонта в частном автоцентре, обращается в суд для взыскания компенсации материального и морального ущерба. Задача учащегося, оказывавшего помощь – описать (выдать заключение осмотра ТС) признаки неисправности и назначенный им ремонт. Специалист частного автоцентра должен описать дальнейший ремонт ТС и обосновать его адекватность. Специалист, проводивший ремонт ТС должен дать заключение о причине выхода из строя ТС.

Задача учащихся - оценить правильность постановки неисправностей, адекватность назначенного ремонта, и в результате вынести вердикт о виновности или невиновности специалистов в выходе из строя ТС.

Комплект игровой документации состоит из журнала для регистрации поступающих ТС, истории ремонта и диагностики ТС, акта выпуска ТС из ремонта, протокола выявленных нарушений эксплуатации, результатов диагностики, заявления потерпевшего и т.п.


2.3. Результативность и эффективность опыта

Результативность и эффективность применение учебного информационно-компьютерного материала на уроках производственного обучения заключается в том, что позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной, использовать новые ресурсы, воспользоваться графическими возможностями компьютера. С помощью Интернета, разнообразных ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) я получаю возможность представить многообразие учебного материала, расширить на занятиях набор используемых форм обучения системы обучения, повысить уровень наглядности и эстетичности.

Экранные пособия позволяют выходить за рамки учебной программы, расширять кругозор учащихся и пробуждать в них интерес к познанию. Они позволяют также добиваться мгновенной подачи готового учебного материала. Так, при изучении различных тем учащиеся работают только с материалом, содержащимся в электронном материале, и не переносят достаточно трудоемкие чертежи в свои тетради, затрачивая лишнее время. Быстрый переход от одной порции учебного материала к другой позволяет сконцентрировать внимание учащихся на существенных сторонах изучаемого материала и значительно активизировать их мыслительную деятельность.

Я наблюдаю, что применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Учебный информационно-компьютерный материал привлекает внимание учащихся и пробуждает интерес к учебе.

Одно из главных преимуществ использования мультимедийных и компьютерных технологий в обучении состоит в возможности выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно нарисовать требуемые таблицы, схемы, иллюстрации на доске, бумаге или показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт с учащимися, занимает много времени, ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. 

Доказательность результативности моего опыта:

- достигнуты положительные результаты, по результатам промежуточной и итоговой аттестации (Приложение 3);

- повысилась успеваемость и средний балл по производственному обучению (Приложение 4);

- повысилась мотивация учения - уменьшилось количество пропусков занятий, учащимся интереснее обучаться при использовании средств цифровых образовательных ресурсов IT-технологий (Приложение 2,6,7);

- повысилось количество учащихся окончивших учебное заведение с дипломом с отличием (Приложение 4); поступающих в УССО, высшие учебные заведения. (Приложение 5).

Большую роль играет то, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала.

Практика подтверждает, что использование учебного информационно-компьютерного материала, видеоматериала на уроке играет весьма благоприятную роль в развитии интереса учащихся, в положительном отношении к обучению, способствует укреплению связи обучения с жизнью. Использование учебного информационно-компьютерного материала делает урок более интересным, насыщенным, иллюстративным. Он может быть использован при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, выполнении практических заданий и при организации текущего контроля знаний. 

Учащиеся с удовольствием самостоятельно создают инструкции, проблемные задания, презентации по отдельным темам. Поэтому часть часов самостоятельной работы реализуется на творческие задания по разработке презентаций средствами Microsoft Power Point.

Диагностика результативности и эффективности применения учебного информационно-компьютерного материала на уроках теоретических занятий приводится в диаграммах за период наблюдения 2012 – 2015 учебный год.

Диаграмма №1. Динамика роста отслеживалась на протяжении 2012-2015 учебного года. Основными критериями при проведении диагностики в данном случае могут быть названы рост интереса к будущей профессии и стремление к дальнейшему познанию.









Диаграмма №2. Динамика роста отслеживалась на протяжении 2012-2013 учебного года. Основными критериями при проведении диагностики в данном случае могут быть названы творческая повышения активности в процессе обучения умение принимать решение, умение работать в команде.



































Диаграмма №.3 Обобщенная динамика роста результативности и эффективности применения учебного информационно-компьютерного материала на уроках производственного обучения 2014-2016 учебного года.





3. Заключение

    1. Выводы и предложения, вытекающие из опыта:

Таким образом, можно сделать вывод, что использование информационных технологий на занятиях производственного обучения способствует решению основных проблем, существующих в современном обучении, позволяет улучшить у учащихся психологические процессы, корректирует недостатки зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, снижает утомляемость. А самое главное – удовлетворяет образовательные запросы личности учащегося, учитывая его индивидуальные особенности и возможности.

В нашем учебном заведении имеются квалифицированные кадры для работы по данной технологии. Создана хорошая материально-техническая база и приобретены необходимые электронные учебно-методические пособия, автоматизированные обучающие системы (АОС), электронные средства обучения.

В целом использование IT-технологий и методики проблемного обучения позволило добиться следующих результатов: у учащихся повысилась мотивация, усилился интерес к изучаемой дисциплине, улучшилось качество усвоения знаний (Приложения 2,3,4,6).

В целом учащиеся лучше представляют, как использовать средства технической поддержки в своей работе, приобретённые навыки и полученную образовательную информацию.

В первую очередь, это важное средство развития образного мышления, познавательного процесса через искусство, позволяющее лучше почувствовать дух времени, эмоционально переживать происходящее на экране. Живое действие, связанное с теоретическими положениями, быстрее и надежнее запоминается, усваивается. Как показывает опыт у учащихся формируется умение нестандартно подходить к ситуации, видеть "подтекст" событий, рассуждать, логически связывать факты и выводы. Что немаловажно - использование данных средств обучения помогает в выполнении задачи эстетического воспитания. Обсуждение проблемных ситуаций повышает активность аудитории на занятиях, а одновременно учащиеся учатся грамотно говорить, четко и ясно доказывать свою точку зрения.

Как показано в данной работе применение мультимедийных средств при освоении междисциплинарного курса повышает эффективность усвоения материала в несколько раз, поэтому обучающийся выступает не только пассивным слушателем или зрителем, а активно принимает участие в процессе обучения.

Хочется так же добавить, что применение учебного информационно-компьютерного материала должно быть целенаправленным, обеспечивать его смену и экономное использование. Только при этом они достигает своей цели – повышают наглядность и плодотворно воздействуют на результат обучения.

Опыт моей работы показывает, что использование информационных технологий в процесс обучения повышает уровень компьютерной, технической и технологической грамотности учащихся, стимулирует развитие информационной культуры будущих специалистов, обогащает знания пользователя. В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием применения информационных технологий для творческого мышления у учащихся, уделяя особое внимание исследовательской деятельности, использование в работе возможностей интерактивной доски и мультимедийной техники, чтобы расширить возможности использования учебного информационно-компьютерного материала на занятии. Предполагаю, что в процессе использования информационных технологий над материалом, способствующем активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно «вырабатывать» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно применение учебного информационно-компьютерного материала позволяет сделать работу более эффективной.



Список используемых источников

              1. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.-453c/

                1. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная мо­нография: в 3 кн. / Под ред. Е.В.Ковалевской. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.-596c. ISBN 978-5-89988-728-1

                2. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия»,2009. - 192 с.

                3. Шевченко-Савлакова, Н. МСоздание интерактивных презентаций в программе PowerPoint : учеб.-ме­тод. пособие / Н. М. Шевченко-Савлакова. – Минск : РИПО, 2015. – 56 с.

                4. Беляева, О.А. Методы организации рефлексии : учеб.- метод.пособие / О.А. Беляева – 2-е изд., стер. – Минск : РИПО, 2015. – 42 с.

                5. Калицкий, Э. М. Разработка средств контроля учебной деятельности : метод. рекомендации / Э.М. Калицкий, М.В. Ильин, Н.Н. Сикорская. – 10-е изд., стер. – Минск : РИПО, 2015. – 48 с.

                6. Бобрович, Т. А. Методика преподавания общепрофессиональных и специальных предметов и дисциплин : метод. рекомендации по выполнению курсовой работы/ Т. А. Бобрович, В. Д. Соломахин. - 8-е изд., стер.  – Минск : РИПО, 2016. – 23 с.

                7. Рекомендации Республиканского совещания «Использование информационных коммуникационных технологий при реализации образовательных программ специального образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4801 – Дата доступа: 10. 01. 2018.

                8. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года // Информатизация образования. – 2013. – №2. – С. 4–21.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Проблемное домашнее задание.

Задание 2

Часть А. Технические признаки: у ТС АК – при пуске двигателя слышен звонкий стук в районе расположения двигателя, резкие хлопки (выстрелы из выхлопной трубы) сопровождающие сильной разовой вибрацией и копотью.

Часть Б. Варианты ответа:

  1. Износ цилиндра.

Б) Качество топлива не соответствует.

  1. Отложение нагара на поршнях (вызывает детонацию).

Задание 2.1.

  1. Составьте алгоритм действий по решению проблемы.

  2. Исходя из технических признаков ТС АК поставьте и обоснуйте

заключение о техническом состоянии ТС.

  1. Предложите альтернативную методику диагностики.

  2. Выписать заключение осмотра.

  3. Назначьте ремонт и выполните.

Эталон ответа:

  1. Алгоритм действия – подготовка ТС АК к осмотру, визуальный осмотр согласно ЕО, при явном признаке неисправности диагностируем определенную деталь, узел.

  2. Заключение – выход из строя шарового подшипника, слышен сильный треск в области колеса при повороте рулевого колеса в ту или иную сторону, поврежден пыльник, отсутствует графитовая смазка.

  3. Фото фиксация неисправной детали.

  4. Диагностика ТС на выявление сопутствующих неисправностей.

  5. ТО или ремонт ТС, а именно замена шарового подшипника, нанесение смазки и установка пыльника под хомуты.

Задание 2.2 На основании предложенных оборудования и инструментов самостоятельно спроектируйте план ремонтно-востановительных работ, заполнив таблицу:

№ п.п.

Этап диагностики, ТО или ремонта

Название инструмента или оборудования

Цель его использование.

1








Задание 2.3 ТС, сутки назад отремонтировали. Единственные имеющиеся в распоряжении данные:

Произведена замена шарового подшипника слева, ТС поступило снова с неисправность шарового подшипника с той же стороны только внутреннего , подсоединяемого к КПП.

  1. Исходя из данных.

  2. Назначьте ремонт и установите причину неисправности.

Задание 2.4. При проведении обслуживания и ремонта крепежный болт сломался.

  1. Составьте план своих действий по решению проблемы.

  2. Выберите порядок действий.

  3. Обоснуйте правильность выбора.

Задание 2.5. Задание: после проведения ТО или ремонта ТС АК.

  1. Составьте алгоритм своих действий по решению проблемы.

  2. Установите причинно-следственную связь между использованием данных инструментов и оборудования и возникшими осложнениями.


Оценочная таблица для задания 2.5.



п.п.

Этап операции

Допущенная ошибка

Правильное

выполнение

1





Эталон ответа

№ п.

Этап операции

Допущенная ошибка 1 балл

Правильное выполнение 1 балл

1

Обработка первич-

ной информации , подготовительные работы


Не проведены подготовительных работ

Подготовка к обслуживанию (мойка, сушка, подготовка инструмента, запасных частей)

2

Использование доп. оборудования с соблюдением ТБ

Не соблюдение ТБ при использовании доп. оборудования

Привильное использование доп. оборудования, соблюдение ТБ

3

Демонтаж неисправной детали, узла

Не использовал необходимый инструмент и приспособления

Использовал необходимый инструмент и приспособления по назначению

4

Ремонтно-востанови-

тельные работы либо замена

Не выполнение востановительных работ, замена детали

Замена детали либо правильное выполнение восстановительных работ

5

Монтаж детали, узла

Не соблюдения порядка монтажа и ТБ

Соблюдение порядка монтажа и ТБ


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Материалы анкетирования учащихся 10, 11, 12,13 ,14 МкВ, проведённого после возвращения с практики в 2011 , 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2 17, 2018 году.

Вопрос для учащихся: «По вашему мнению, какой из методов обучения более эффективен для формирования вас как специалиста?

п./п.

Методы обучения

Количество учащихся в соответствующем году, в процентном (%) соотношении

2011


2012

2013

2014


2015

2016

2017

2018

1

Проведение комбинированных

практических

занятий

15

15

18

18

15

17

20

20

2

Изучение материала

традиционным способом

10

5

7

7

5

8

5

10

3

Эвристические беседы

10

5

5

5

5

5

5

5

4

Выездные практики

15

20

20

20

20

18

20

15

5

Кружковая работа

5

5

5

10

10

7

10

5

6

Решение ситуационных

технических задач,

ремонт и ТО ТС АК

20

25

20

22

20

25

25

20

7

Викторины

5

5

5

3

5

5

5

5

8

Экскурсии в передовые

предприятия

10

10

10

7

10

8

5

10

9

Деловые игры

10

10

10

8

10

7

5

10

















ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Контрольная группа “МкВ 1” – обучение учащихся на внеб.джетной основе;

Экспериментальная группа”МкВ” – за счет средств госбюджета.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.



ПРИЛОЖЕНИЕ 6.





ПРИЛОЖЕНИЕ 7.












1