Описание опыта работы учителя начальных классов,
I квалификационной категории
МБОУ «Старотимошкинская основная общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района
Бульбовой Татьяны Ивановны.
Современные изменения в образовании требуют перехода от традиционной установки на формирование знаний, умений и навыков, к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, поэтому ключом к успешному развитию современного стремительно изменяющегося общества является формирование самостоятельного, думающего человека. Ученик школы должен быть востребован обществом при любых условиях, поэтому, я считаю, ученика не просто надо научить, а важнее научить учиться.
Являясь классным руководителем 3 и 4 б классов МБОУ «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа» я, Бульбова Татьяна Ивановна, целью моей педагогической деятельности считаю– научить детей учиться, помочь раскрыться маленькой личности.
Для реализации цели поставила перед собой следующие педагогические задачи:
Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.
Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.
Воспитывать гражданственность, культуру общения, целеустремленность, толерантность.
Я убеждена, ребёнок, которого мы привыкли называть нашим будущим, является главной ценностью общества, выше которого ничего не может быть. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности.
Для решения поставленных задач определила направления в своей работе. Главным направлением считаю не только учение, но и воспитание. В учебной деятельности не только даю знания, но и стараюсь научить учиться.
Поэтому на уроках я использую педагогические игры, которые отвечают всем требованиям возрастной психологии младшего школьника. В результате использования на уроках специальных игр, игровых приёмов и ситуаций у детей развивается подвижность ума, формируется мышление, воспитывается коммуникативность, любовь и привычка к интеллектуальным занятиям. Обучение в игровой форме получается более интересным, занимательным и результативным.
Применение ИКТ на различных уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках, способствует развитию информационной компетентности, увеличивает зрелищность и эмоциональность урока, делает изучаемый материал более увлекательным для ученика. Ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний.
Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка. На своих уроках я часто использую тренировочные тесты. Такие уроки направлены на самостоятельное, целенаправленное активное восприятие учащимися нового материала, его осмысление и применение.
Технология развития творческих и познавательных способностей позволяет организовать активную мыслеречевую деятельность, самостоятельный поиск новых знаний и практических решений.
Технология уровневой дифференциации способствует успешному выполнению каждым ребёнком задания, которое соответствует уровню развития учебно-познавательных способностей на данном этапе. Учебный процесс строю с опорой на знания учащихся, что позволяет детям закрепить знаниевый уровень и продолжить пополнение знаний в учебной деятельности. На уроках и в домашнем задании учащимся предлагаю карточки с разноуровневыми заданиями, карточки-помощники, разноуровневые тесты, дифференцированные задания. Данная технология позволяет направить учебный процесс на личностное становление каждого ученика. У детей формируется адекватная самооценка.
В организации учебно-воспитательного процесса использую методику проблемного обучения. Цель и назначение проблемного обучения - активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Главной целью начальной ступени образования является создание максимальных условий для формирования у младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Проблемные задания ученик может решить в ходе самостоятельной или групповой работы, через самостоятельную обработку информации и разные формы разрешения проблемы (схема, таблица, текст.
Использование методики проблемного обучения формирует у учеников компетенцию решения проблем и информационную, воспитывает терпение и настойчивость, целеустремленность и толерантность, создает ситуацию успеха.
Развитие логического и креативного мышления, формирование познавательного интереса и умения учиться реализуются на нетрадиционных формах уроков и внеклассных мероприятий: уроки путешествия, интегрированные уроки, урок решения «ключевых задач», уроки-консультации, урок-соревнование и другие.
Внеклассная работа– неотъемлемая часть моей педагогической деятельности, основными формами которой являются:
внеклассные занятия;
интеллектуальные игры: «Звёздный час», «Умники и умницы», «Крестики и нолики»; «Загадочный калейдоскоп», «Волшебный квадрат» и другие;
олимпиады и конкурсы.
За период работы в школе в качестве классного руководителя выпустила несколько выпусков, в том числе в 2018 году 4 класс. В настоящее время являюсь классным руководителем 3 и 4 классов.
Воспитательная программа осуществляется по нескольким направлениям:
Интеллектуально-познавательная деятельность- развитие познавательной деятельности, интеллекта; Гражданско-патриотическое воспитание- патриотическое, нравственное воспитание, культура поведения; Спортивно-оздоровительная работа - физическое воспитание, формирование здорового образа жизни; Трудовое воспитание-развитие трудолюбия, привыкания к труду; Досуг-отдых и развлечения детей во внеурочное время и на каникулах; Работа с родителями. Поддерживаю тесный контакт с родителями своих учеников: организую, педагогические консультации и тематические родительские собрания, привлекаю родителей к организации внеклассной работы.
Внеклассная работа расширяет кругозор детей, помогает определить ученикам приоритетные направления деятельности, выбрать любимые предметы, прививает интерес к познанию окружающей действительности. Мои ученики – активные участники школьных, муниципальных, республиканских, а так же дистанционных конкурсов.
Результатом опыта моей педагогической деятельности являются:
100% успеваемость по предметам, стабильность качества знаний - 65-75%, что подтверждается результатами обучения в старших классах;
положительный результат ВПР 4 классов в 2017-18 учебном году:
Математика-качество-80%, успеваемость-100%
Русский язык- качество-80%, успеваемость-100%
Окружающий мир- качество-80%, успеваемость-100%
Результаты конкурсов.
Результаты моей работы в успехах моих учеников, и это подталкивает меня к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Ведь «только тот, кто считает, что жизнь хороша, может изменить её к лучшему». Мои воспитанники из малышей первоклашек, робких и застенчивых, шумных и неорганизованных, становятся достаточно
уверенными в себе, умеющими сами задумать, организовать и провести то или иное дело.
Мои достижения (за последние 5 лет):
Всероссийское тестирование педагогов-2018, диплом;
республиканский конкурс «Чувашский национальный костюм», победитель;
Всероссийская диагностика педагогических компетенций «Я УЧИТЕЛЬ», сертификат, 2020 год,
Большой этнографический диктант 2020, 100 баллов, сертификат;
Международная олимпиада «ФГОС начального общего образования», 1 место, 2020 год;
Блиц-олимпиада «Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС начального образования», 1 место. 2020 год;
Межрайонные открытые соревнования по лыжным гонкам «Лыжня Беловки-2016, номинация «Папа, мама я- спортивная семья», 2 место
Так же своими достижениями считаю ежегодную организацию Межрайонных открытых соревнований по лыжным гонкам «Лыжня Беловки»; проведение открытых уроков, участие на вебинарах, семинарах разного уровня, многочисленные публикации в Республиканской газете «Сувар», публикации на сайте педагогических работников nsportal.ru и др.
Участие воспитанников в
школьных, районных, республиканских олимпиадах, конкурсах и т.д.
Олимпиады:
Международный математический конкурс-игра «Кенгуру», Максимова Диана, победитель, 2016 г.
Первая онлайн-олимпиада по математике от Учи.ру «Дино-олимпиада», Максимова Диана, победитель, 2016 г.
Первая онлайн-олимпиада по математике от Учи.ру «Дино-олимпиада», Бульбов Дмитрий, победитель, 2016 г.
Первая онлайн-олимпиада по математике от Учи.ру «Дино-олимпиада», наумов Анатолий, победитель, 2016 г.
Онлайн-олимпиада по предпринимательствуот Учи.ру «Юный предприниматель», Бульбов Дмитрий, победитель, 2016 г.
Онлайн-олимпиада по предпринимательствуот Учи.ру «Юный предприниматель», Максимова Диана, победитель, 2016 г.
IV Открытая Московская онлайн-олимпиада по математике от Учи.ру «Плюс», Максимова Диана, победитель, 2016 г.
IV Открытая Московская онлайн-олимпиада по математике от Учи.ру «Плюс», Бульбов Дмитрий, победитель, 2016 г.
II онлайн-олимпиада по предпринимательству «Юный предприниматель» от Учи.ру, Максимова Диана, победитель, 2016 г.
II онлайн-олимпиада по предпринимательству «Юный предприниматель» от Учи.ру, Бульбов Дмитрий, призер, 2016 г.
I онлайн-олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным», Максимова Диана, победитель, 2016 г.
I онлайн-олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным», Бульбов Дмитрий, победитель, 2016 г.
муниципальная олимпиада по русскому языку, Максимова Диана, призер, Статин Максим, лауреат, 2017 год;
муниципальная олимпиада по литературному чтению, Максимова Диана, участник, 2016 год;
Олимпиада «Плюс» от Учи.ру, Максимова Диана, победитель, 2016;
Олимпиада «Плюс» от Учи.ру, Максимова Диана, призер, 2017; республиканская олимпиада «Математический марафон», 2 участника, 2018 год, 2 участника, 2019 год;
Похвальная грамота за участие в осенней олимпиадe «Заврики» по математике, Статин Сергей, 2018 г.
Похвальная грамота за участие в зимней олимпиадe «Заврики» по русскому языку, Фомина Дарья, 2018-2019 год.
Похвальная грамота за участие в зимней олимпиадe «Заврики» по программированию, Давыдов Дмитрий, 2019 год;
Диплом победителя в весенней олимпиадe «Заврики» по русскому языку, Статин Сергей, 2019 год;
Похвальная грамота за участие в осенней олимпиадe «Заврики» по русскому языку, Фомина Дарья, 2019 год;
Грамота за третье место по школе в марафоне «Волшебная осень», 2019 год;
Грамота за третье место класса по школе в марафоне «Зимнее приключение», 2020 год;
Диплом победителя в зимней олимпиадe «Заврики» по математике, Давыдов Дмитрий, 2020 год;
Похвальная грамота за участие в весенней олимпиадe «Заврики» по русскому языку, Фомина Дарья, 2020 год;
Грамота за третье место класса по школе в марафоне «Покорение Рима», 2020 год.
Конкурсы:
муниципальный конкурс «Полоруссовские чтения», номинация «Исследовательская работа», Максимова Диана,2 место, 2016 год;
муниципальный этап конкурс-фестиваля «Весенние выкрутасы-2016», номинация «Песня» Бульбов Дмитрий, 2 место;
районный конкурс детского творчества «День рождения Деда Мороза», номинация «Художественное слово», Бульбов Дмитрий, 1 место, ноябрь 2016 год;
зональный муниципальный этап республиканского фестиваля «Без Берге», номинация «Народный вокал», Бульбов Дмитрий, 3 место, номинация «Художественное слово», 3 место, 2017 год;
всероссийский видеоконкурс, посвященный 110-летию Петра Хусанкая, Бульбов Дмитрий, 3 место, 2017 год;
муниципальный конкурс «Эрудит», номинация «Самый обаятельный ученик», Максимова Диана, победитель, 2017 год;
муниципальный конкурс «Полоруссовские чтения», номинация «Исполнительское искусство», Бульбов Дмитрий, 1 место, номинация «Лучший чтец», 1 место, 2017 год;
республиканский конкурс «Новогодняя сказка», Бульбов Дмитрий, 3 место, 2017 год;
районный конкурс детского творчества «День рождения Деда Мороза», номинация «Художественное слово», Бульбов Дмитрий, 1 место, 2017 год;
районный этап 19 Международного фестиваля «Детство без границ», Полорусова Алевтина,1 место, 2018 год;
районный конкурс «Твой след на земле», Фомина Дарья, 3 место, Евлампьева Ева, 1 место, 2018 год;
республиканский конкурс творческих работ «Татарстан всегда на связи», 3 участника, 2018 год;
районный творческий конкурс «Стильные штучки», Борзов Глеб, Максимова Диана, Евлампьева Ева, 1 место, Борзов Глеб, Бульбов Дмитрий, Фомина Дарья, 3 место, 2018 год;
районный конкурс «Мир профессий», Евлампьева Ева, 1 место, Борзов Глеб, 2 место, 2018 год;
республиканский фестиваль чувашского фольклора «Традициями своими гордимся», Бульбов Дмитрий, 3 место, 2019 год;
районный творческий конкурс «Новогоднее настроение», Статин Сергей, Борзов Глеб, 1 место, Евлампьева Ева, 2 место, 2019 год;
муниципальный этап 22 Международного фестиваля «Детство без границ», Евлампьева Ева. 2 место, Борзов Глеб, 3 место, 2020 год.
Соревнования:
межрайонные соревнования по лыжным гонкам на призы заслуженного работника физической культуры РФ Г.В.Цыганова, Бульбов Дмитрий, 1 место, февраль 2016 год;
открытые районные соревнования по лыжным гонкам, Бульбов Дмитрий, 3 место, март 2016 год;
районные спортивные соревнования «Папа, мама, я», семья Бульбовых, 3 место, 2017 год;
межрайонные соревнования по лыжным гонкам на призы заслуженного работника физической культуры РФ Г.В.Цыганова, Бульбов Дмитрий, 1 место, февраль 2017 год;
межрайонное открытое первенство «Три сосны-2017» Бульбов Дмитрий, 1 место;
межрайонные соревнования по лыжным гонкам г. Нурлат, Бульбов Дмитрий, 1 место, 2017 год;
традиционные открытые соревнования по лыжным гонкам «Лыжня Беловки-2017», Бульбов Дмитрий 1 место;
районные спортивные соревнования «Папа, мама, я», семья Бульбовых, 4 место, 2018 год;
По моему мнению, использование современных педагогических технологий, различных приёмов и методов, внеклассная деятельность, направленная на развитие детей, позволяют моим ученикам стать успешными на уроках, в творчестве и в дальнейшем обучении в старших классах.
8